Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Адаптивная физическая культура в реабилитации пациентов психиатрического стационара.

Костиков О.Н., Гиляровская А.П., Дерябина М.И., Струкова Е.Ю.

ОГБУЗ «Тамбовская психиатрическая клиническая больница»

В Тамбовской психиатрической больнице внедрение новых инновационных подходов к организации реабилитационных мероприятий, для пациентов с длительным пребыванием в стационаре, стало возможным благодаря проводимой ежеквартальной оценки качества психиатрической помощи с позиций пациентов и их близких, которые в 80% случаев указали на необходимость занятия физической культурой и ведения здорового образа жизни. По их мнению, это позволит удовлетворить потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить не только физические качества, но также умственные и творческие способности, нравственные качества и т.д.

Одной из методик является использование средств адаптивной физической культуры. Для повышения эффективности физической культуры с больным в реабилитационном отделении в полипрофессиональную бригаду в 2009 году включен специалист по адаптивной физической культуре. С появлением специалиста по адаптивной физической культуре с педагогическим образованием и узкой специализацией удалось индивидуально подойти к оценке физического состояния каждого пациента. На региональные соревнования «Лыжня России - 2010» была выставлена команда участников из числа пациентов. Команда прошла предварительную подготовку на спортивной базе реабилитационного отделения, была полностью экипирована и ознакомлена с целями и задачами предстоящих соревнований. Команда состояла из 6 человек (1 женщина и 5 мужчин) в возрасте от 23 до 50 лет с диагнозами: шизофрения и органическое поражение ЦНС. Участие в соревнованиях, как собственно, и сама подготовка к ним, оказали положительное влияние на физическое и психическое состояние больных, вызвали интерес и желание участвовать в них у лиц, не попавших в этом году на соревнования.

Использование занятий физкультурой и спортом в психиатрических стационарах способствуют повышению стремления инвалидов к активной жизнедеятельности и адаптации в обществе, положительно воздействует на духовный мир, их нравственность, эстетическую культуру, культуру общения, творческие способности и т.д. По этой причине в составе полипрофессиональной бригады психиатрических больниц считаем необходимым участие специалиста по адаптивной физической культуре.

 

 

Консультирование психически больных при работе на

«ТЕЛЕФОНЕ ДОВЕРИЯ»

Кривощапова Т.Н.

ОГБУЗ «Тамбовская психиатрическая клиническая больница»

За последние годы «Телефоны Доверия» становятся все более распространенным явлением. В современном обществе человек испытывает огромное количество стрессов. Происходящие в стране изменения порождают сложные психологические проблемы. Большинство людей в настоящее время испытывают трудности в адаптации к новым, быстро меняющимся условиям жизни. В результате большое число людей нуждается в помощи психологических и психотерапевтических служб. В этой ситуации работа «ТД» приобретает особую актуальность, так как предлагает временную, но мгновенную поддержку любому, кто в ней нуждается.

Целью работы «Телефона Доверия» является оказание быстрой и своевременной психологической помощи разным категориям и группам населения, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях.

Непосредственная работа с абонентами строится в соответствии с принципами телефонного консультирования: конфиденциальность; доступность; недирективность; уважение к абоненту; стремление к установлению с абонентом отношений по типу «я - ты». Работа с позвонившими включает в себя проведение кризисной интервенции, кризисной психотерапии; выслушивание, оказание психологической поддержки; психотерапию абонентов с посттравматическим синдромом; деятельность по восстановлению или активизации всех жизненных сил обратившихся за помощью для выхода из кризисного состояния и т.д.

Экстренность психологической помощи обеспечена круглосуточной работой службы, функционированием двух телефонных линий одновременно.

Тематика обращений очень разнообразна. Позвонивший на «ТД» может предъявить любую проблему. Для облегчения работы консультантов по регистрации звонков имеется классификатор психологических проблем обращений абонентов. Также выделяются характеристики психических состояний абонентов.

По показателю периодичности обращений выделяются три группы: первичные, повторные (2—3 раза) и регулярные (постоянные клиенты).

Семейные проблемы, социальная отчужденность, горе, одиночество, неуверенность в завтрашнем дне, экономическое бедственное положение, насилие, наркотики и алкоголь - таковы темы обращений, количество которых постоянно растет.

Заставляет обратить на себя внимание и тематика суицидальных обращений. Практический опыт показывает, что приоритетным в работе с суицидально настроенным клиентом является умение как можно дольше поддерживать разговор, поскольку это развивает взаимоотношение между клиентом и консультантом.

Особо следует выделить еще одну группу регулярных абонентов. Это лица, страдающие хроническими психическими заболеваниями. Таких абонентов может быть мало, но звонить они могут очень часто.

Следует различать несколько типов бесед с душевнобольными:

1. находясь в относительно благополучном состоянии психического здоровья, они могут попасть в кризисную ситуацию в силу социальных обстоятельств;

2. их обращение может быть связано с ухудшением психического здоровья;

3. психически больные люди могут стать регулярными абонентами, находя в консультанте отзывчивого собеседника по различным вопросам их своеобразной активности (изобретательства, реформаторства, парапсихологии, оккультизма и т.д.);

Абонент может позвонить, находясь в спутанном сознании или испытывая страхи и галлюцинации и т.д. Внутренний мир оказывается полностью дезорганизованным и расщепленным, происходящее воспринимается как нечто непреодолимое, непредсказуемое и неконтролируемое.

При таком состоянии собеседника полезнее всего сосредоточиться на активном выслушивании, сравнимом с подходом к человеку, которому непременно надо выговориться. Терпеливое активное выслушивание приводит к тому, что возникают «едва заметные изменения», проявляющиеся в незначительном прояснении сознания или большей определенности ситуации. Эти изменения могут внезапно смениться новым приступом душевного расстройства. Оно бывает причиной того, что люди обращаются в службу на следующий день, послезавтра, и консультанту следует вновь терпеливо выслушивать их.

Абонент, страдающий душевным заболеванием, может обратиться по обычным житейским проблемам, например, жалуясь на одиночество, изоляцию или враждебное отношение окружающих. Именно проблемы отношений с окружением вместе с осознанием того, что психическая болезнь является серьезным препятствием в достижении жизненных целей, создают трагическую ситуацию, выход из которой может видеться в отказе от жизни.

Активное выслушивание помогает человеку не чувствовать себя брошенным. Знание ситуации, в которой живут душевнобольные, делает необходимым проявление эмпатического сочувствия, и консультирование проводится так же, как со здоровым человеком, столкнувшимся в жизни с проблемами.

Весьма изобретательным консультанту приходится быть, если беседа касается необычных увлечений, своеобразной активности, которые встречаются у психически больных. Можно столкнуться с проблемами изобретения «вечного двигателя», создания «лекарства от всех болезней» и т.п. В этих случаях основным инструментом консультирования также остается активное слушание. Эти абоненты часто не испытывают нужды в эмпатическом понимании. Их поведение часто дает окружающим мало информации об их личности. Это быстро ощущается по характеру общения, которое похоже на длительный монолог с обильным словесным напором, который нельзя остановить, пока абонент не выговорится. Активное слушание и рефлексия помогают прояснить ситуацию и определить проблему, сосредоточившись на мыслях и чувствах собеседника.

Кроме того, искреннее внимание консультанта к «странной» проблеме становится для таких абонентов якорем в море человеческого непонимания и способно вызвать положительные эмоции и доверие. При необходимости диалога по этим проблемам консультанту важно быть предельно внимательным, избегать оценок теорий или «открытий» и предупреждать нецелесообразные действия, направленные на их воплощение, поскольку это приводит к дополнительным нежелательным сложностям в жизни. Эта консультативная позиция является наиболее адекватной ситуации, но и она бывает уязвима: следует быть готовым к проявлениям гнева и обиды из-за нежелания активно поддержать своеобразные начинания абонента. В этих беседах часто встречаются «вспышки» незавершенного диалога, когда рассерженный абонент может прекратить разговор. Следует быть готовым к тому, что он позвонит.

Таким образом, общим в подходе к консультированию психически больных в службах неотложной телефонной помощи должно быть поощрение любых позитивных действий, к которым они склоняются, и предупреждение совершения поступков, которые будут иметь для них неблагоприятные последствия. В числе возможных рекомендаций-отсылок могут быть использованы: направление к лечащему врачу, поощрение продолжать терапию, просьба посетить психиатрический стационар или те учреждения, где им может быть оказана необходимая помощь.

 

 

Некоторые аспекты специализированной помощи в геронтопсихиатрии.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...