Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






РАЗДЕЛ I. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА.

Тема 1. Развитие представлений о природе психических

Явлений, задачах и структуре психологии.

Исторические преобразования взглядов на природу психики, предмет и задачи психологии. Развитие психологии в рамках других наук. Развитие психологии как самостоятельной науки. Психическое как душа. Психическое как дух. Психическое как сознание. Психическое как форма существования материи. Психология как наука о поведении. Современные представления о предмете психологии. Культурно-историческая парадигма в психологии. Деятельностный подход в психологии. Понятие отражения и психика. Психические явления и их отличие от явлений, изучаемых другими науками. Психические явления в жизнедеятельности человека. Детерминанты развития психологии. Психология и другие науки. Психология и философия. Психология и естествознание. Психология и социология. Психология и технические науки. Объект, предмет и задачи психологии. Современная структура психологической науки, отрасли психологии. Место и роль общей психологии в системе психологических знаний. Значение общей психологии для практической деятельности психолога*.

Литература: 1-40.

 

Тема 2. Концепции фило- и онтогенеза психики в психологии.

История развития взглядов на природу и функции психики, детерминанты ее возникновения и развития. Идеалистический и материалистический подходы к природе психики. Эволюционный и неэволюционный подход к природе психики. Концепция филогенеза психики К. Бюлера: инстинктивное поведение; поведение, основанное на навыках или дрессуре; разумное поведение. Концепция филогенеза психики А.Н. Леонтьева и К.Э. Фабри: стадия элементарной сенсорной психики, стадия перцептивной психики, стадия сознательной психики. Современные концепции основных этапов развития психики в животном мире. Качественное своеобразие психики человека и условия ее формирования. Основные факторы филогенеза психики. Биогенетический, психогенетический, социогенетический и системный подходы к сущности психики человека. Феномен человека как единство природной, социальной, душевной и духовной реальности*.Основные факторы онтогенеза психики человека. Основные формы психических явлений и их взаимосвязь.

Литература: 1 – 40.

 

Тема 3. Психофизическая, психофизиологическая и

Психосоциальная проблемы в психологии.

История развития взглядов на соотношение психических и материальных явлений, психических и физиологических явлений. Психика как одна из форм проявления материи. Психика как явление идеальное. Антропопсихизм, панпсихизм, биопсихизм, нейропсихизм, мозгопсихизм. Чувствительность как критерий психики в концепции А.Н. Леонтьева. Принцип психофизического взаимодействия. Принцип психофизического параллелизма и его варианты: монистический, дуалистический и эмпирический параллелизмы. История и развитие взглядов на соотношений психобиологического и культурно-исторического развития человека. Теория конвергенции В. Штерна. Теория конфронтации психобиологических и социальных факторов З.Фрейда. Теория взаимодействия психобиологических и социальных факторов Ж. Пиаже. Концепция единства наследственных и социальных факторов Л.С. Выготского. Концепции соотношения врожденных и социальных факторов в развитии человека Д.Б.Эльконина и А.Г.Асмолова. Сущность физиологического (нейрофизиологического), информационно-кибернетического, логико-математического, педагогического и социологического редукционизмов в психологии. Современные подходы к решению психофизической, психофизиологической и психосоциальной проблем в психологии.

Литература: 1 – 40.

 

Тема 4. Проблема "метода" в психологии.

История развития методов изучения психических явлений: интроспекция, объективный метод, эксперимент, понимание, эмпатия, опосредованное понимание психического и др. Основные парадигмы психологического познания: философско-религиозная, субъективная, естественнонаучная, гуманитарная, технократическая, психотерапевтическая и др. Номотетический и идеографический подходы к исследованию психических явлений. Основные принципы познания в современной психологии: принцип непосредственности, принцип опосредованности, принцип детерминизма, принцип целостности, принцип развития, принцип системности, принцип деятельностного подхода, принцип личностного подхода, антропологический принцип и др. Единицы анализа психики. Основные методы психологии: наблюдение и самонаблюдение, опрос, тестирование, эксперимент, моделирование, анализ продуктов деятельности

и их виды. Лонгитюдный метод и метод поперечных срезов, метод синдромного анализа, биографический метод. Психологическая помощь как метод психологического познания.

Литература: 1 – 40.

РАЗДЕЛ II. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Тема 5. Познавательная активность и ориентация

В жизненной среде.

Особенности внутренней картины мира и механизм ее построения: отражение или моделирование реальности. Психическая познавательная активность человека и моделирование мира. Содержание и структура познавательной сферы человеческой психики. Познание и моделирование реальности. Основные способы моделирования мира человеком. Деятельностный подход в психологии. Характеристика познавательной деятельности, ее строение, механизмы регуляции действий и операций. Концепция ориентировочной деятельности человека. Характеристика ориентировочной основы деятельности, обучения и поведения человека.

Литература: 1 – 40.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...