Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 6. Ощущение и восприятие - непосредственное

Познавательное взаимодействие с миром.

Сущность и роль ощущений в психической жизни человека. Классификация ощущений. Экстерорецептивные, интерорецептивные и проприорецептивные ощущения. Ощущения и образы. Основные свойства ощущений: качество, интенсивность, продолжительность, пространственная локализация раздражителя, чувствительность, адаптация, взаимодействие, сенсибилизация, синестезия. Основные концепции генезиса ощущений. Основные закономерности возникновения и динамики ощущений. Психологическая характеристика различных видов ощущения. Значение ощущений в жизни человека. Физические характеристики среды, порождающие ощущения. Многообразие ощущений и отражение множества значимых для человека свойств среды его обитания. Связь различных ощущений с объективными свойствами среды. Ощущения света как отражение электромагнитных волн. Качественное кодирование этих волн в цвете. Ощущения слуха как отражение колебаний давления воздуха. Специфика обонятельных, осязательных, вкусовых ощущений. Кинестетические ощущения. Субсенсорные ощущения, их значение и экспериментальные доказательства существования.

Психофизика ощущений. Количественные характеристики ощущений. Понятия чувствительности, абсолютного и относительного порогов ощущений. Психометрическая кривая. Примеры пороговых значений ощущений разных модальностей. Константа Вебера. Закон Вебера-Фехнера. Изменчивость абсолютного и относительного порогов ощущений. Адаптация и сенсибилизация органов чувств.

Понятие восприятия. Феноменология восприятия. Теории восприятия. Восприятие в системе когнитивного взаимодействия человека со средой. Виды и свойства восприятия. Закономерности восприятия. Взаимодействие восприятия с другими познавательными процессами. Основные теории восприятия. Особенности восприятия человека в различных условиях жизнедеятельности. Отличие восприятия от ощущений.

Явление объективизации в восприятии. Основные свойства образа восприятия: предметность, константность, целостность, категориальность, структурность, осмысленность. Активность восприятия и явление апперцепции. Проблема врожденного и приобретенного в восприятии. Роль научения и обучения в формировании восприятия. Факторы, определяющие интеграцию ощущений в целостные зрительные образы: близость воспринимаемых элементов друг к другу, их сходство, естественное продолжение и замкнутость. Особенности восприятия человеком осмысленных плоскостных изображений. Восприятие человеком лица другого человека. Иллюзии зрительного восприятия. Восприятие пространства, времени и движения. Механизмы восприятия формы предметов и их величины. Восприятие глубины и удаленности, направления и скорости движений. Восприятие времени.

Движение и его роль в различных видах восприятия. Устойчивость образов восприятия. Значение умозаключений и жизненного опыта в восприятии. Восприятие и механизмы работы мозга. Восприятие, научение и мышление. Последовательность перцептивных актов, включенных в процесс восприятия. Развитие восприятия у детей.

Методы изучения ощущений и восприятия. Ощущения и восприятие в системе психологического воздействия.

Литература: 1 – 40.

Тема 7. Психология памяти.

Общее представление о памяти. Основные факты и закономерности психологии памяти Память в системе психического отражения. Функции памяти. Виды памяти. Основания для классификации видов памяти. Деление памяти по времени хранения информации на мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную, генетическую. Классификация видов памяти по органам чувств и использованию мнемических средств: образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная, произвольная и непроизвольная, механическая и логическая, непосредственная и опосредованная. Особенности кратковременной памяти, ее объем, механизмы, связь с сознанием. Явление замещения - замены информации в переполненной по объему кратковременной памяти. Трудности механического запоминания имен, фамилий и явление замещения. Акустическое перекодирование информации в кратковременной памяти. Связь кратковременной памяти с долговременной, их относительная независимость. Подсознательный характер долговременной памяти человека. Связь долговременной памяти с речью и мышлением, в частности с внутренней речью. Смысловая организация материала в долговременной памяти. Принципы организации памяти. Непроизвольная и произвольная память. Память как высшая психическая функция.

Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание. Взаимосвязь памяти с другими психическими процессами. Психологические закономерности мнемической деятельности. Память и научение. Индивидуальные особенности памяти, их качественный и количественные характеристики. Различия в объеме кратковременной памяти. Зрительная и эйдетическая память. Связь эйдетической памяти с воображением, ее значение для художественно-творческой деятельности. Слуховая память и сфера ее профессионального использования. Логическая память. Нарушения памяти при различных заболеваниях. Связь этих нарушений с общими изменениями личности больного. Эффект Зейгарник и его психологическое объяснение.

Теории и законы памяти. Основные науки, занимающиеся памятью. Теории памяти в психологии. Ассоциативная теория памяти. Понятие ассоциации и ее основные виды: по смыслу, смежности, сходству и контрасту. Исследования Г. Эббингауза. Гештальттеория памяти. Смысловая концепция памяти. Психоаналитическая теория памяти. Механизмы забывания по З.Фрейду. Деятельностная теория памяти: концепция Выготского-Леонтьева. Исследование памяти в когнитивной психологии. Информационно-кибернетическая теория памяти. Основные факты из области психологических исследований памяти человека. Законы памяти. Явление реминисценции.

Формирование и развитие памяти. Память и научение. Память и обучение. Память и деятельность.Основные изменения, которые в процессе развития происходят с памятью человека. Две линии развития: филогенетическая и онтогенетическая. Концепция развития памяти П. П. Блонского. Теория культурно-исторического развития памяти Л.С. Выготского. Развитие непосредственного и опосредованного запоминания у детей по А.Н. Леонтьеву. Роль речи в управлении развитием мнемических процессов. Структурная организация запоминаемого материала. Подбор и использование эффективных стимулов-средств для запоминания и припоминания. Другие приемы улучшения памяти. Воображение и память. Ассоциации и запоминание. Отрицательная роль интерференции при воспроизведении материала. Овладение процессами памяти. Развитие памяти. Условия и приемы эффективного запоминания. Методы диагностики памяти. Аномалии памяти. Развитие и тренировка памяти. Влияние различных условий жизнедеятельности на мнемические процессы человека. Значение памяти в жизни и деятельности человека, в обучении, воспитании, общении с людьми. Профессиональная память психолога.

Литература: 1 – 40.

Тема 8. Психология мышления.

Сущность мышления. Отличие мышления от восприятия и других психических процессов. Мышление как обобщение и опосредствованное отражение действительности в ее существенных свойствах и отношениях. Связь мышления с решением задач, его нацеленность на открытие нового знания. Мышление как процесс активного, творческого познания и преобразования действительности. Теоретическое и практическое мышление, их подвиды: понятийное, образное, наглядно-образное, наглядно-действенное. Особенности и сфера применения каждого подвида мышления. Одинаковая ценность и сочетание разных видов мышления в практической деятельности человека. Логические операции мышления: сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение, конкретизация, классификация, систематизация. Основные мыслительные действия (процессы мышления): формулировка понятия, суждение, умозаключение, рассуждение. Определение понятий. Индукция и дедукция. Мышление и эмоции. Аутическое мышление. Классификация людей по типам мышления.

Особенности творческого мышления.Относительность разделения видов мышления на образное и понятийное (конкретное и абстрактное). Понятие творческого мышления, его особенности и условия продуктивности. Факторы, способствующие и препятствующие творческому мышлению человека. Понятие интеллекта. Тесты интеллекта. Структура интеллекта. Устойчивость и изменчивость показателей интеллектуального развития, неоднозначность их связи с профессиональными успехами человека.

Теории мышления в психологии.Ассоциативная теория мышления. Представление о мышлении в бихевиоризме и гештальтпсихологии. Логическая теория мышления. Мышление как рефлексия, созерцание и решение задач. Деятельностная теория мышления. (А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, О. К. Тихомиров). Информационно-кибернетическая теория мышления. Развитие мышления.Разные подходы к развитию мышления. Концепция детского интеллекта и этапов его становления по Ж. Пиаже. Стадии сенсомоторного интеллекта, дооперационального мышления, конкретных и формальных операций. Теория планомерного формирования умственных действий П. Я. Гальперина. Исследование процесса формирования понятий. Концепция Л. С. Выготского и методика изучения этого процесса (методика Выготского - Сахарова). Информационная теория когнитивного развития. Групповые формы работы, стимулирующие развитие мышления. Техника "брейнсторминга".

Предмет и методы исследования в психологии мышления. Основные подходы к изучению мышления. Изучение мышления как познавательного процесса. Исследование мышления с позиций деятельностного подхода. Воображение и творческое мышление. Индивидуально-личностная детерминация мышления. Фило-, социо- и онтогенез мышления. Язык, сознание и мышление. Речь, речевая деятельность и мышление.

Литература: 1 – 40.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...