Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 33. Общение и поведение как формы жизнедеятельности человека.

Общение как разновидность активности личности. Соотношение общения с другими формами активности.Определение общения. Содержание, цели и средства общения. Общность и различия содержания, целей и средств общения у человека и животных. Виды общения у человека и животных, их дифференциация по содержанию, целям и средствам. Непосредственное и опосредованное общение. Биологическое, материальное, когнитивное и кондиционное общение. Деловое и личностное общение. Инструментальное и целевое общение. Вербальное и невербальное общение. Общение и деятельность как интеллектуально и личностно развивающие человека формы социальной активности, взаимно дополняющие друг друга.

Роль общения в психическом развитии человека.Необходимость для человека повседневного общения с другими людьми для интеллектуального и нравственного развития. Особая роль раннего онтогенетического общения для последующего психического развития индивида. Качества личности, необходимые для эффективного общения. Общение как вид деятельности и как форма межличностного взаимодействия. Психологические особенности общения людей в различных условиях деятельности

Развитие общения.Филогенетические и онтогенетические аспекты развития общения. Эволюционное преобразование содержания, целей и средств общения, близких к человеку, у антропоидов. Начальный этап развития общения у человека. Становление и использование речи как средства общения. Совершенствование содержания, целей и средств общения по мере интеллектуального и личностного роста человека.

Нравственно-психологический аспект проблемы поведения. Предметные и социальные особенности поведения личности. Психологические предпосылки просоциального и асоциального поведения личности. Индивидуализм, коллективизм и солидаризм в поведении людей. Поступок как составная часть поведения и психологическая характеристика личности.

Литература: 1-40.

Тема 34. Деятельность в системе жизнедеятельности человека.

Определение деятельности. Отличие деятельности от поведения и активности. Специфика человеческой деятельности. Основные атрибуты деятельности. Структура деятельности. Понятия действия, операции и средства осуществления деятельности. Мотивация деятельности. Внутренние и внешние компоненты деятельности, взаимопереходы между ними.

Виды человеческой деятельности. Труд как деятельность. Учение и его особенности. Общение как деятельность. Игра как вид деятельности. Особенности и функции игр у людей разного возраста. Специфика детской игры. Игровые формы поведения у взрослых людей. Деятельность и развитие человека. Общие и специальные закономерности формирования различных видов деятельности. Структурные преобразования деятельности в процессе ее развития.

Психические процессы как внутренние компоненты деятельности. Зависимость развития психических процессов человека от его деятельности. Идентичность строения внешней (практической) и внутренней (психической) деятельности. Участие деятельности в процессах ощущения и восприятия. Деятельность и внимание. Активный, деятельностный характер представлений. Участие деятельности в формировании и развитии памяти человека. Деятельность и интеллектуальные процессы. Зависимость речи от характера деятельности человека.

Умения и навыки как структурные элементы деятельности. Образование умений и навыков. Двигательные умения и навыки. Познавательные умения и навыки: перцептивные, мнемические, интеллектуальные, ориентировочные. Практические умения и навыки. Понятие привычки и ее место в структуре деятельности.

Деятельность как разновидность активности людей. Основные концепции деятельности в современной психологии. Предметность, инструментальность и субъективность деятельности. Влияние предмета деятельности на ее содержание и структуру. Основные компоненты индивидуальной деятельности. Индивидуальный стиль деятельности личности. Проблема изучения структуры индивидуальной и групповой деятельности. Социальное взаимодействие и обмен деятельностями. Методы изучения основных компонентов деятельности. Психологическое содержание различных видов деятельности практического психолога.

Литература: 1-40.

 

Тема 35. Психологическое познание деятельности.

Деятельность как объект и предмет исследования в современной психологии. Единицы анализа деятельности. Функциональный, структурный, системный и личностный подходы к исследованию деятельности. Современные методы исследования психологических особенностей деятельности личности. Способы психологического описания конкретных видов деятельности. Профессиография и психограмма деятельности. Психологические основы эффективности и оптимизации деятельности. Методы психодиагностики и экспертизы деятельности. Программа исследования различных видов деятельности.

Литература: 1-40.

Литература

Основная:

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной пси­хологии. – М., 1993.

2. Андреева Г. М. Социальная психология. – М.,2000.

3. Асмолов А. Г. Психология личности. – М., 2001.

4. Ассаджоли Р. Психосинтез: теория и практика. – М., 1994.

5. Братусь Б. С. и др. Начала христианской психоло­гии. – М.,1995.

6. Введение в психологию / Под ред. А. В. Петровско­го. – М., 1995.

7. Вилюнас В. К. Психологические механизмы моти­вации человека.– М., 1990.

8. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психоло­гию. – М., 1998..

9. Глейтман Г. и др. Основы психологии. – СПб., 2001.

10. Гроф С. Путешествие в поисках себя. – М., 1994.

11. Зинченко В. П., Моргунов Е.Б. Человек разви­вающийся. – М.,1994.

12. Иванников В. А. Психологические механизмы во­левой регуляции. – М., 1991.

13. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб., 2000.

14. Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. – М., 1993.

15. Ильин Е.П. Психология воли. – СПб., 2000.

16. Квинн. В. Прикладная психология. – СПб., 2000.

17. Кондрашенко В. Т., Донской Д. И. Общая психоте­рапия. – Минск, 1993.

18. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Киев, 1989.

19. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М., 2001.

20. Мадди С. Теории личности. – СПб., 2002.

21. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. – М., 2001.

22. Общая психология: Курс лекций / Сост. Е.И. Рогов. – М., 1998.

23. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. – М., 2001.

24. Психология индивидуальных различий. Тексты. – М., 1982.

25. Психология личности. Тексты. – М., 1982.

26. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер.–М., 1984.

27. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М., 2001.

28. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2001.

29. Фейдимен Д., Фрейгер Р. Личность и личностный рост: В 3 т. – М., 1994.

30. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. – М., 1989.

31. Фрейд 3. Очерки по психологии сексуальности // Фрейд 3. «Я» и «Оно»: В 2 кн. – Тбилиси, 1991. -Кн. 2.

32. Фрейд 3. По ту сторону принципа наслаждения // Фрейд 3. «Я» и «Оно»: В 2 кн. – Тбилиси, 1991. -Кн. 1.

33. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. – М., 1993.

34. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. – М., 1986.

35. Хрестоматия по вниманию. – М., 1976.

36. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М., 1979.

37. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М., 1979.

38. Хрестоматия по ощущению и восприятию. – М., 1975.

39. Хьэлл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1998.

40. Юнг К. Аналитическая психология. – Спб., 1994.

Дополнительная:

1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. – М.,1980. - Т. 1.

2. Бердяев Н. А. Самопознание. – М., 1990.

3. Бодалев А. А. Личность и общение. – М., 1983.

4. ВеличковскийБ.МСовременная когнитивная психология. – М., 1982.

5. Выготский Л. С. Исторический смысл психологиче­ского кризиса // Собр. соч.: В 6 т. – М., 1982. - Т. 1.

6. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. – М., 1993. - Лекция 8.

7. Дубов А., Пушкин В. Парапсихология и современ­ное естествознание. – М., 1990.

8. Изард К. Е. Эмоции человека. – М., 1980.

9. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произ­ведения: В 2 т. – М., 1983. - Т. 2.

10. Московский психотерапевтический журнал. - 1996. - № 2.

11. Найссер У. Познание и реальность. – М., 1981.

12. Небылицын В. Д. Избранные психологические тру­ды. – М., 1990.

13. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. – М., 1986.

14. Общение и оптимизация совместной деятельности. – М., 1987.

15. Пёрлз Ф. Внутри и вне помойного ведра: Практи­кум по гештальт-терапии. – Спб., 1995.

16. Петровский А. В. Введение в психологию. – М., 1995.

17. Петровский В. А. Психология неадаптйвной активности. – М.,1992.

18. Пономарев Я, А. Методологическое введение в пси­хологию. – М.,1983.

19. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. – М., 1979. - Гл. 3.

20. Психологическое самообразование: читая зарубеж­ные учебники. – М., 1992.

21. Психология развивающейся личности/Под ред. А.В.Петровского. – М., 1987.

22. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М., 1994.

23. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии; В 2 т. – М., 1989.

24. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология чело­века. – М.,1995.

25. Соколова Е. Е. Тринадцать диалогов о психологии. – М.,1995.

26. Социальная психология личности. – М., 1979. Гл. 1, 2, 4. 8.

27. Столин В. В. Самосознание личности. –М. 983.

28. Теплов Б.М Избранные труды, В 2 т, М., 985.

29. Тихомиров О. К. Психология мышления. – М. 984.

30. Фрейд 3. Недовольство культурой // Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. – М., 1991.

31. Хрестоматия по психологии /Сост. В.В.Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – М., 1987.

32. Черноушек М. Психология жизненной среды. – М., 1989.

33. Шадриков В. Д. Психология деятельности и спо­собности человека. – М., 1996.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...