Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Программу подготовил Р.А. Абдурахманов – доцент,

Кандидат психологических наук.

 

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Требования федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания

Теоретическое и эмпирическое знание в психологии. Методология экспериментального психологического исследования. Классификация исследовательских методов в психологии. Теория психологического эксперимента. Планирование и контроль переменных. Квазиэксперимент. Корреляционные исследования. Измерение в психологии. Систематизация и специфика экспериментальных исследований в различных областях психологии (сенсорных, перцептивных, мнемических процессов, внимания). Анализ и представление результатов психологического исследования.

 

1. Целевая установка и организационно-методические рекомендации.

Целью данного курса является знакомство студентов с основами психологического эксперимента; овладение умениями понимать типичные экспериментальные работы, судить о достоверности описанных результатов и самостоятельно проводить экспериментальные психологические исследования.

Для реализации обозначенных целей в процессе преподавания необходимо решение следующих задач:

- сформировать представления о многообразии и особенностях экспериментов в психологии;

- рассмотреть основы планирования эксперимента и оценки статистических гипотез.

- овладеть навыками протоколирования экспериментальной деятельности;

- освоить навыки контроля за внешней и внутренней валидностью экспериментов;

- вооружить студентов методами экспериментальной психологии.

Курс экспериментальной психологии рассчитан на студентов, обучающихся по специальности «Психология», чья профессиональная деятельность может быть связана с подготовкой и проведением экспериментального и прикладного практического исследования.

Преподавание экспериментальной должно учитывать изменения, происходя­щие со временем в рамках любой научной дисциплины. Одно из на­правлений таких изменений в психологии — поворот к личности и широко понятой психологической практике. Вторым направлением может быть назван пересмотр приоритетов в системах профессиональ­ных знаний. На примере изучения экспериментальной психологии следует рассмотреть ряд вопросов, обсуждение которых, возможно, поможет структурировать представление этой второй пос­ле общей психологии базовой дисциплины.

Практическая часть программы воспроизводит лабораторные занятия практикума по общей психологии, в процессе преподавания предусмотрено изменение содержания и технологии заданий.

Самостоятельная работа студентов предусматривает знакомство с курсом в целом, изучение основополагающих научных трудов, выбор темы для реферативной работы и углубленное изучение литературы по ней, написание и защиту своего курсового проекта по избранной теме.

В результате изучения учебной дисциплины студенты должны

ЗНАТЬ:

- предмет, задачи и категориальный аппарат экспериментальной психологии;

- методологические основы экспериментального психологического исследования;

- классификацию исследовательских методов в психологии;

- теорию психологического эксперимента;

- основы планирования эксперимента и контроля переменных;

- способы корреляционного исследования;

- основы измерений в психологии;

- содержание экспериментальных исследований личности, группы и деятельности;

ИМЕТЬ ПЕРВИЧНЫЕ НАВЫКИ:

- практического использования знаний по экспериментальной психологии в условиях будущей профессиональной деятельности;

УМЕТЬ:

- планировать и предвидеть несложные психологические эксперименты;

- осуществлять корреляционные исследования;

- анализировать, обобщать и представлять результаты психологического исследования.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

- о месте экспериментальной психологии в системе психологических наук;

- об истории экспериментальных исследований в нашей стране и за рубежом.

Время предъявляет новые требования к профессиональной подго­товке психологов. Изучение курса «Экспериментальная психология» предполагает, что

¨ студент получит необходимые ориен­тиры в современных способах организации экспериментального ис­следования и системах методов, тяготеющих к экспериментальным.

¨ студент должен освоить конкретные элементарные приемы реализации тех или иных схем психологического исследования.

¨ в рамках теоретического курса сту­дент приобретет те знания, которые в последующем позволят ему профессионально оценивать проведенные или планируемые исследо­вания как удовлетворяющие нормативам тех или иных методов.

¨ По завершении курса студент должен иметь возможность профессионального чтения литерату­ры по психологии и активного владения способами оценки и плани­рования экспериментальных исследований.

¨ Владение нормативами научного мышления предполагает знание наиболее устоявшихся способов рассуждений психолога при провер­ке гипотез, изменений в критериях научного мышления и современных подходах к организации эмпирического исследования.

 

П. Основное содержание разделов и тем.

 

РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...