Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Программу подготовил Р.А. Абдурахманов – доцент,Кандидат психологических наук.
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» Требования федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания Теоретическое и эмпирическое знание в психологии. Методология экспериментального психологического исследования. Классификация исследовательских методов в психологии. Теория психологического эксперимента. Планирование и контроль переменных. Квазиэксперимент. Корреляционные исследования. Измерение в психологии. Систематизация и специфика экспериментальных исследований в различных областях психологии (сенсорных, перцептивных, мнемических процессов, внимания). Анализ и представление результатов психологического исследования.
1. Целевая установка и организационно-методические рекомендации. Целью данного курса является знакомство студентов с основами психологического эксперимента; овладение умениями понимать типичные экспериментальные работы, судить о достоверности описанных результатов и самостоятельно проводить экспериментальные психологические исследования. Для реализации обозначенных целей в процессе преподавания необходимо решение следующих задач: - сформировать представления о многообразии и особенностях экспериментов в психологии; - рассмотреть основы планирования эксперимента и оценки статистических гипотез. - овладеть навыками протоколирования экспериментальной деятельности; - освоить навыки контроля за внешней и внутренней валидностью экспериментов; - вооружить студентов методами экспериментальной психологии. Курс экспериментальной психологии рассчитан на студентов, обучающихся по специальности «Психология», чья профессиональная деятельность может быть связана с подготовкой и проведением экспериментального и прикладного практического исследования. Преподавание экспериментальной должно учитывать изменения, происходящие со временем в рамках любой научной дисциплины. Одно из направлений таких изменений в психологии — поворот к личности и широко понятой психологической практике. Вторым направлением может быть назван пересмотр приоритетов в системах профессиональных знаний. На примере изучения экспериментальной психологии следует рассмотреть ряд вопросов, обсуждение которых, возможно, поможет структурировать представление этой второй после общей психологии базовой дисциплины. Практическая часть программы воспроизводит лабораторные занятия практикума по общей психологии, в процессе преподавания предусмотрено изменение содержания и технологии заданий. Самостоятельная работа студентов предусматривает знакомство с курсом в целом, изучение основополагающих научных трудов, выбор темы для реферативной работы и углубленное изучение литературы по ней, написание и защиту своего курсового проекта по избранной теме. В результате изучения учебной дисциплины студенты должны ЗНАТЬ: - предмет, задачи и категориальный аппарат экспериментальной психологии; - методологические основы экспериментального психологического исследования; - классификацию исследовательских методов в психологии; - теорию психологического эксперимента; - основы планирования эксперимента и контроля переменных; - способы корреляционного исследования; - основы измерений в психологии; - содержание экспериментальных исследований личности, группы и деятельности; ИМЕТЬ ПЕРВИЧНЫЕ НАВЫКИ: - практического использования знаний по экспериментальной психологии в условиях будущей профессиональной деятельности; УМЕТЬ: - планировать и предвидеть несложные психологические эксперименты; - осуществлять корреляционные исследования; - анализировать, обобщать и представлять результаты психологического исследования. ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: - о месте экспериментальной психологии в системе психологических наук; - об истории экспериментальных исследований в нашей стране и за рубежом. Время предъявляет новые требования к профессиональной подготовке психологов. Изучение курса «Экспериментальная психология» предполагает, что ¨ студент получит необходимые ориентиры в современных способах организации экспериментального исследования и системах методов, тяготеющих к экспериментальным. ¨ студент должен освоить конкретные элементарные приемы реализации тех или иных схем психологического исследования. ¨ в рамках теоретического курса студент приобретет те знания, которые в последующем позволят ему профессионально оценивать проведенные или планируемые исследования как удовлетворяющие нормативам тех или иных методов. ¨ По завершении курса студент должен иметь возможность профессионального чтения литературы по психологии и активного владения способами оценки и планирования экспериментальных исследований. ¨ Владение нормативами научного мышления предполагает знание наиболее устоявшихся способов рассуждений психолога при проверке гипотез, изменений в критериях научного мышления и современных подходах к организации эмпирического исследования.
П. Основное содержание разделов и тем.
РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |