Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Теоретическое и эмпирическое знание в психологии.

От герменевтического метода к экспериментальному.Психологическое учение как продукт умозрения.

Исторические аспекты «производства» психологического знания. Синкретический, философский, феноменологический и научный этапы развития научно-психологической мысли. Зарождение экспериментальной психологии. Прорыв от психофизиологии к психофизике (Вебер, Фехнер, Дондерс, Гельмгольц, Пфлюгер и др.).

Лаборатория В. Вундта и ее значение в истории экспериментальной психологии. Вюрцбургская школа. Исследовательская программа Ф. Брентано. Развитие экспериментальной психологии. (Г. Эббингауз, Э. Торндайк и др.).

Предмет и задачи экспериментальной психологии. Эксперимент как средство проверки гипотез о причинно-следственных отношениях. Дисинхроничность отношений причинности и синхроничность логической связи.

Эксперимент как способ доказательства гипотез и как определенный вид чувственно-предметной деятельности исследователя.

Отличие психологического эксперимента от естественнонаучного. Отличие экспериментальной гипотезы от статистической. Соотношение теория - экспериментальные гипотезы - эмпирические факты.

Естественно-научная и гуманитарная парадигмы исследований.

Литература:1 –12.

 

Тема 2. Специфика психологического эксперимента.

Понятие эксперимента как одного из научных методов. Признаки эксперимента как эмпирического метода. Экспериментальные наблюдения и воздействия.

Представления о логике экспериментального метода как определенного способа доказательства. Экспериментальная гипотеза.

Статистическая оценка гипотезы. Правила и принципы проверки экспериментальных гипотез.

Этапы экспериментального эмпирического исследования: постановка цели, планирование, проведение эксперимента, анализ экспериментальных данных, констатация выводов.

Формы контроля условий. Проблемы осуществления валидных выводов.

Валидность внешняя и внутренняя.

Научные исследования и связанные с ними артефакты.

Литература:1-12.

 

Тема 3. Основные виды экспериментов.

Естественный эксперимент и его преимущества (психолого-педагогический и др. в зависимости от области психологии).

Лабораторный эксперимент и его характеристика (с использованием аппаратуры и без использования аппаратуры). Требования к проведению лабораторного эксперимента. Особенности регистрации результатов. Достоинства и недостатки лабораторного эксперимента. Сопутствующее смешение как проблема лабораторного эксперимента.

Цели, задачи и особенности констатирующего и формирующего экспериментов.

Обучающий и воспитывающий эксперименты как разновидности формирующего психолого-педагогического эксперимента.

Изучение учебной деятельности школьников в экспериментальных исследованиях (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин).

Групповой эксперимент. Преимущества группового эксперимента. Схема межгруппового сравнения. Индивидуальные различия как источник нарушения внутренней валидности.

Многоуровневые эксперименты. Преимущества многоуровневого эксперимента. Проблема сопутствующего смешения. Трудности многоуровневою эксперимента и способы их преодоления.

Факторные эксперименты. Основной результат действия. Понятие о взаимодействии. Нулевое, пересекающееся и расходящееся взаимодействие. Главное преимущество факторных экспериментов.

Корреляционные исследования. Методы контроля в корреляционных исследованиях. Линия предсказания в корреляционных исследованиях.

Сходство и различия в корреляционных исследованиях.

Литература:1 – 12.

Тема 4. Экспериментальная психология деятельности.

Учение о происхождении психических деятельностей (И.М. Сеченов). Понятие деятельности. Субъект, объект и процесс деятельности.

Структура деятельности. Личность и деятельность.

Классификация видов деятельности. Игра, учение и труд и их психологическая характеристика. Познание и общение как виды деятельности. Профессиональная деятельность.

Экспериментальное изучение содержания, операционных и мотивационных компонентов деятельности.

Формирование навыков в эксперименте. Обучающий и формирующий эксперименты. Изучение процесса формирования кинестетического и умственных навыков.

Характеристика экспериментального общения.

Естественные и искусственные виды деятельности.

Литература:1 – 12.

 

Тема 5. Экспериментальная психология личности.

Биологические предпосылки и социальные факторы возникновения сознания человека. Самосознание человека, его возникновение и развитие.

Специфика изучения сознания личности. Интроспективная психология. Изучение ощущений, ассоциаций и т.д. как фактов внутреннего опыта. Объективный опыт и психическая причинность. Программы изучения сознания вXIX веке. (В. Вундт, О. Кюльпе, В. Дильтей). Современные психологические школы.

Теория личности и разработка экспериментального и диагностического обследований. Факторный анализ. Отношение испытуемых к проведению эксперимента. Ситуационная специфичность. Двумерный и многомерный эксперимент. Методы и результаты многомерных исследований индивидуально-психологических особенностей личности. Практическое использование результатов экспериментальных исследований.

Литература: 1 – 12.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...