Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 11. Эффективность решения задач в зависимости от ситуационной мотивации.

Влияние ситуационной мотивации на структуру и результативность решения задач. Экспериментальная гипотеза и контргипотеза о влиянии познавательной мотивации и дефицита времени на эффективность решения. Асимметричные эффекты последовательности и репрезентативность межгрупповой схемы. Комбинированные гипотезы и гипотезы с одним отношением. Проверка статистической гипотезы с точки зрения выдвинутой экспериментальной гипотезы и учетом тех знаний о структурном изменении мышления, которые были получены в исследованиях влияния мотивациинацелеобразование. Соотношения графических представлений разных видов взаимодействия двух факторов и результатов применения дисперсионного анализа к тем же данным. Связь операционной валидности предложенного эксперимента и пути обобщения его результатов.

Лабораторная часть. Тема задания:

- рассмотреть полный двухфакторный план с межгрупповой схемой сравнения экспериментальных условий;

- ввести представление о комбинированных гипотезах и проанализировать виды взаимодействия в случае двухфакторного эксперимента;

- обсудить проблемы формулирования статистических гипотез экспериментальной гипотезе, допускающей выбор разных зависимых переменных.

Обработка результатов: количественная обработка индивидуальных и общегрупповых результатов.

Литература:1 – 12.

 

 

Тема 12. Принятие решений в зависимости от целевого контекста.

Функция полезности «денежных» исходов и ее вид. Связь ситуационных условий «выигрыша» и «проигрыша» с целевым контекстом принятия решений в мысленной игре с лотереями. Методы выявления функции полезности вероятных исходов и ее связь с принятием решений. Формулировки общих предположений о влиянии на принятие решений субъектом целевого контекста и величины исхода. Два этапа ориентировки субъекта в условиях. Влияние индивидуальных отличий в оценивании вероятностей разноуровневых исходов на «зону риска» при принятии решений. Использование факторной схемы для проверки экспериментальной гипотезы с одним основным отношением. Типология артефактов, влияющих на логику вывода и уровень обобщения экспериментальных результатов.

Лабораторная часть. Тема задания:

- познакомить с проблемой правдоподобных конкурирующих гипотез, возникающих в связи с методическими особенностями организации эксперимента для проверки экспериментальных гипотез с одним отношением и контрольной переменной;

- проанализировать результат действия основной НП и эффект взаимодействия ее с фактором «конкретных технических компонентов» предъявления задач.

Обработка результатов: проверка статистической нупь-гипотезы и построение графиков для данных интервальной классификации.

Литература:1 – 12.

Литература

Основная

1. Анастази А. Психологичексое тестирование. М., 2000.

2. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М., 1982.

3. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. М., 1997.

4. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. М.,1997.

5. Корнилова Т. В. Экспериментальная психология: Теория и методы: Учебник для вузов. М., 2002.

6. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях.М., 1980.

7. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., МГУ, 1981.

8. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. М.,1998.

9. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. СПб., 2000.

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 2000.

11. Солсо Р. Л., Джонсон Х.Х., Бил М.К. Экспериментальная психология: практический курс. СПб., 2001.

12. Хок Роджер. 40 исследований, которые потрясли психологию. Секреты выдающихся экспериментаторов. СПб.2003.

Дополнительная:

13. БрушлинскийА.В. Деятельность субъекта и психическая деятельность //Деятельность: теория, методология, проблемы. М ., 1990.

14. Выготский Л.С. Собрание соч. в 6 т. М., 1984. Т.4.

15. Гадамер Х.Г. Истина и метод. М., 1988.

16. Забродин Ю.М. Психологический эксперимент: специфика, проблемы, перспективы развития //История становления и развития экспериментальной психологии в России, М., 1990.

17. История и некоторые вопросы современного состояния экспериментальных исследований в отечественной психологии. М., 1990.

18. Квинн В. Н. Прикладная психология. СПб., 2000.

19. Ломов Б.Ф. Методологические проблемы психологиче­ского эксперимента. //История и актуальные проблемы развития экспериментальной психологии в России. М., 1980.

20. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

21. Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. Под ред. А.В. Брушлинского. М., 1997.

22. Сеченов И.М. Избранные произведения, Т.1. М.,1952.

23. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в пси­хологии. СПб., 1996.

24. Экспериментальная психология /Под ред. Фресса, Пиаже. Вып. 1-2. М.. 1966.

 

Программу подготовила Л.Б. Шнейдер – профессор, доктор психологических наук.

 

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ОБЩИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ»

Требования федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержан

Методы исследования в психологии; процедуры получения и описания эмперических данных; стандартные способы представления и обработки данных и анализа результатов; планирование эмперических исследований; виды наблюдения в психологии; стандартизированное, лабораторное, полевое, включенное, невключенное; навыки ведения, обработки и интерпретации протоколов; навыки создания психологического и поведенческого портретов личности на основе наблюдения; виды беседы в психологии: стандартизированная, частично стандартизированная, свободная; навыки ведения беседы; подготовка и проведение частично стандартизированой беседы; психологические измерения: методы нольмерного (классические и современные процедуры измерения порогов чувствительности), одномерного и многомерного шкалирования; типы шкал; эксперимент и его разновидности в различных психологических школах, представленные как типы исследования в психологии; корреляционные исследования и квазиэкспетиментальные планы.

 

I. Целевая установка и организационно-методические рекомендации.

Социально-экономическое развитие современного общества требует более широкого и всестороннего использования данных психологической и педагогической наук. Необходимым условием этого является развертывание прикладных психологических исследований.

Психолог может действовать успешно с профессиональной точки зрения, если обладает достаточными познаниями относительно специфики решаемых им психологических задач, в достаточной степени владеет психологическими методами диагностики личности (и группы как субъекта деятельности) и прогнозирования ее поведения, а также специфическими психологческими методами воздействия.

Данный курс, учитывая сложность названных выше задач, их практическую направленность, ориентирован на ознакомление студентов с конкретными методами и методиками, применяющимися в современной психологической практике.

Цель курса – приобретение студентами интеллектуального умения ориентироваться в современных формах и методах работы психолога, а также практическое овладение конкретными методиками, направленными на диагностику познавательных процессов и личностных свойств человека, на прогнозирование его поведения и оказания коррекционного воздействия.

Задачи курса:

1. Ознакомление студентов с основными практическими проблемами, связанными с профессиональной деятельностью психолога.

2. Практическое ознакомление студентов с разнообразными диагностическими и коррекционными методиками, применяющимися в работе современного психолога, с нормативными требованиями к ним, приобретение навыков построения психодиагностического заключения.

3. Оценка студентами собственных психологических свойств и качеств, их рефлексия.

4. Развитие интеллектуально-творческого, диагностического, коммуникативного, мотивационно - профессионального потенциала личности студентов, обучающихся по специальности «Психология».

В результате освоения курса «Общий психологический практикум» студенты должны

ЗНАТЬ:

- основные методы практической профессиональной деятельности психолога, их сравнительные достоинства и недостатки;

- область применения того или иного метода, ограничения, накладываемые на его применение;

- конкретные методики, соответствующие основным методам сбора и обработки данных;

- этические принципы и нормы, регулирующие практическую профессиональную деятельность психолога.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

- об особенностях применения психологических методов получения и обработки данных в практической профессиональной деятельности психолога;

- о качественном своеобразии проблем и задач, с которыми связано осуществление профессиональной деятельности психолога;

- о требованиях к личности психолога, осуществляющего профессиональную деятельность;

- об основных методах коррекционной работы психолога;

УМЕТЬ:

- ориентироваться в психологических методах профессиональной деятельности психолога;

- подбирать соответствующие задачам исследования и специфике изучаемого объекта конкретные методики;

- грамотно применять конкретные психологические методики диагностики личности и группы.

Знакомство с основными темами курса осуществляется по схеме: совместное обсуждение проблематики и практическое освоение диагностических и коррекционных методов в учебной группе – самостоятельная практическая работа с изученными методиками.

Преподавание и учение опитаются опирается на теоретические знания о когнитивных процессах человека, его личностных свойствах и межличностных отношениях, полученные студентами в курсах «Общая психология», «Введение в профессию», «Методологические основы психологии» и д.р.

 

II. Основное содержание тем.

Тема 1. Введение в учебную дисциплину

«Общий психологический практикум».

Цель и задачи курса. Общая характеристика методов психолого-педагогического исследования. Методы диагностики и методы коррекции: основные разновидности.

Литература: 1 – 18.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...