Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 11. Эффективность решения задач в зависимости от ситуационной мотивации.Влияние ситуационной мотивации на структуру и результативность решения задач. Экспериментальная гипотеза и контргипотеза о влиянии познавательной мотивации и дефицита времени на эффективность решения. Асимметричные эффекты последовательности и репрезентативность межгрупповой схемы. Комбинированные гипотезы и гипотезы с одним отношением. Проверка статистической гипотезы с точки зрения выдвинутой экспериментальной гипотезы и учетом тех знаний о структурном изменении мышления, которые были получены в исследованиях влияния мотивациинацелеобразование. Соотношения графических представлений разных видов взаимодействия двух факторов и результатов применения дисперсионного анализа к тем же данным. Связь операционной валидности предложенного эксперимента и пути обобщения его результатов. Лабораторная часть. Тема задания: - рассмотреть полный двухфакторный план с межгрупповой схемой сравнения экспериментальных условий; - ввести представление о комбинированных гипотезах и проанализировать виды взаимодействия в случае двухфакторного эксперимента; - обсудить проблемы формулирования статистических гипотез экспериментальной гипотезе, допускающей выбор разных зависимых переменных. Обработка результатов: количественная обработка индивидуальных и общегрупповых результатов. Литература:1 – 12.
Тема 12. Принятие решений в зависимости от целевого контекста. Функция полезности «денежных» исходов и ее вид. Связь ситуационных условий «выигрыша» и «проигрыша» с целевым контекстом принятия решений в мысленной игре с лотереями. Методы выявления функции полезности вероятных исходов и ее связь с принятием решений. Формулировки общих предположений о влиянии на принятие решений субъектом целевого контекста и величины исхода. Два этапа ориентировки субъекта в условиях. Влияние индивидуальных отличий в оценивании вероятностей разноуровневых исходов на «зону риска» при принятии решений. Использование факторной схемы для проверки экспериментальной гипотезы с одним основным отношением. Типология артефактов, влияющих на логику вывода и уровень обобщения экспериментальных результатов. Лабораторная часть. Тема задания: - познакомить с проблемой правдоподобных конкурирующих гипотез, возникающих в связи с методическими особенностями организации эксперимента для проверки экспериментальных гипотез с одним отношением и контрольной переменной; - проанализировать результат действия основной НП и эффект взаимодействия ее с фактором «конкретных технических компонентов» предъявления задач. Обработка результатов: проверка статистической нупь-гипотезы и построение графиков для данных интервальной классификации. Литература:1 – 12. Литература Основная 1. Анастази А. Психологичексое тестирование. М., 2000. 2. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М., 1982. 3. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. М., 1997. 4. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. М.,1997. 5. Корнилова Т. В. Экспериментальная психология: Теория и методы: Учебник для вузов. М., 2002. 6. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях.М., 1980. 7. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., МГУ, 1981. 8. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. М.,1998. 9. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. СПб., 2000. 10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 2000. 11. Солсо Р. Л., Джонсон Х.Х., Бил М.К. Экспериментальная психология: практический курс. СПб., 2001. 12. Хок Роджер. 40 исследований, которые потрясли психологию. Секреты выдающихся экспериментаторов. СПб.2003. Дополнительная: 13. БрушлинскийА.В. Деятельность субъекта и психическая деятельность //Деятельность: теория, методология, проблемы. М ., 1990. 14. Выготский Л.С. Собрание соч. в 6 т. М., 1984. Т.4. 15. Гадамер Х.Г. Истина и метод. М., 1988. 16. Забродин Ю.М. Психологический эксперимент: специфика, проблемы, перспективы развития //История становления и развития экспериментальной психологии в России, М., 1990. 17. История и некоторые вопросы современного состояния экспериментальных исследований в отечественной психологии. М., 1990. 18. Квинн В. Н. Прикладная психология. СПб., 2000. 19. Ломов Б.Ф. Методологические проблемы психологического эксперимента. //История и актуальные проблемы развития экспериментальной психологии в России. М., 1980. 20. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. 21. Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. Под ред. А.В. Брушлинского. М., 1997. 22. Сеченов И.М. Избранные произведения, Т.1. М.,1952. 23. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 1996. 24. Экспериментальная психология /Под ред. Фресса, Пиаже. Вып. 1-2. М.. 1966.
Программу подготовила Л.Б. Шнейдер – профессор, доктор психологических наук.
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ» Требования федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержан Методы исследования в психологии; процедуры получения и описания эмперических данных; стандартные способы представления и обработки данных и анализа результатов; планирование эмперических исследований; виды наблюдения в психологии; стандартизированное, лабораторное, полевое, включенное, невключенное; навыки ведения, обработки и интерпретации протоколов; навыки создания психологического и поведенческого портретов личности на основе наблюдения; виды беседы в психологии: стандартизированная, частично стандартизированная, свободная; навыки ведения беседы; подготовка и проведение частично стандартизированой беседы; психологические измерения: методы нольмерного (классические и современные процедуры измерения порогов чувствительности), одномерного и многомерного шкалирования; типы шкал; эксперимент и его разновидности в различных психологических школах, представленные как типы исследования в психологии; корреляционные исследования и квазиэкспетиментальные планы.
I. Целевая установка и организационно-методические рекомендации. Социально-экономическое развитие современного общества требует более широкого и всестороннего использования данных психологической и педагогической наук. Необходимым условием этого является развертывание прикладных психологических исследований. Психолог может действовать успешно с профессиональной точки зрения, если обладает достаточными познаниями относительно специфики решаемых им психологических задач, в достаточной степени владеет психологическими методами диагностики личности (и группы как субъекта деятельности) и прогнозирования ее поведения, а также специфическими психологческими методами воздействия. Данный курс, учитывая сложность названных выше задач, их практическую направленность, ориентирован на ознакомление студентов с конкретными методами и методиками, применяющимися в современной психологической практике. Цель курса – приобретение студентами интеллектуального умения ориентироваться в современных формах и методах работы психолога, а также практическое овладение конкретными методиками, направленными на диагностику познавательных процессов и личностных свойств человека, на прогнозирование его поведения и оказания коррекционного воздействия. Задачи курса: 1. Ознакомление студентов с основными практическими проблемами, связанными с профессиональной деятельностью психолога. 2. Практическое ознакомление студентов с разнообразными диагностическими и коррекционными методиками, применяющимися в работе современного психолога, с нормативными требованиями к ним, приобретение навыков построения психодиагностического заключения. 3. Оценка студентами собственных психологических свойств и качеств, их рефлексия. 4. Развитие интеллектуально-творческого, диагностического, коммуникативного, мотивационно - профессионального потенциала личности студентов, обучающихся по специальности «Психология». В результате освоения курса «Общий психологический практикум» студенты должны ЗНАТЬ: - основные методы практической профессиональной деятельности психолога, их сравнительные достоинства и недостатки; - область применения того или иного метода, ограничения, накладываемые на его применение; - конкретные методики, соответствующие основным методам сбора и обработки данных; - этические принципы и нормы, регулирующие практическую профессиональную деятельность психолога. ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: - об особенностях применения психологических методов получения и обработки данных в практической профессиональной деятельности психолога; - о качественном своеобразии проблем и задач, с которыми связано осуществление профессиональной деятельности психолога; - о требованиях к личности психолога, осуществляющего профессиональную деятельность; - об основных методах коррекционной работы психолога; УМЕТЬ: - ориентироваться в психологических методах профессиональной деятельности психолога; - подбирать соответствующие задачам исследования и специфике изучаемого объекта конкретные методики; - грамотно применять конкретные психологические методики диагностики личности и группы. Знакомство с основными темами курса осуществляется по схеме: совместное обсуждение проблематики и практическое освоение диагностических и коррекционных методов в учебной группе – самостоятельная практическая работа с изученными методиками. Преподавание и учение опитаются опирается на теоретические знания о когнитивных процессах человека, его личностных свойствах и межличностных отношениях, полученные студентами в курсах «Общая психология», «Введение в профессию», «Методологические основы психологии» и д.р.
II. Основное содержание тем. Тема 1. Введение в учебную дисциплину «Общий психологический практикум». Цель и задачи курса. Общая характеристика методов психолого-педагогического исследования. Методы диагностики и методы коррекции: основные разновидности. Литература: 1 – 18. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |