Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА.Тема 5. Основные специализации в области профессиональной психологии. Социальные области приложения психологических знаний и методов решения психологических проблем. Типология практических психологических проблем. Повышение психологической культуры общества –– генеральное направление психологии. Перспективы развития федеральной психологической службы в России. Литература: 1, 4, 9, 10, 14, 18, 19. Тема 6. Психологическая служба в системе образования. Основные принципы организации психодиагностической работы в школе. Виды профессиональной деятельности психолога в образовании: психодиагностика, ее разновидности; коррекционно-развивающая работа с детьми; консультирование школьников, их родителей и педагогов. Литература: 2, 3, 5, 15. Тема 7. Профессиональная деятельность психологов в сфере экономики. Природа психологических проблем в производстве и других сферах экономики. Организационная психология и психология управления. Психологические основы маркетинга, рекламы и связей с общественностью. Литература: 9, 12, 15, 18. Литература Основная 1. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию "психолог". / Под ред. И.Б.Гриншпуна. – М., 2003. 2. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург, 2003. 3. Карандашев В.Н. Психология: Введение в профессию. – М.,2000. Дополнительная 1. Бархаев Б.П., Сыромятников И.В. Введение в профессию: от социальной роли к профессиональной субъектности. – М., 2003. 2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М., 2000. 3. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М., 1998. 4. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. - М., 2000. 5. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. – М., 1991. 6. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.,1993. 7. Селихова Г.В. Формирование профессионального имиджа психолога в условиях личностной ориентации образования // Мир психологии, 1998 № 4. 8. Дадун Р. Фрейд. – М., 1994. 9. Забродин Ю.М. Проблемы разработки практической психологии (о научных основах психологической службы) // Психол. журн. 1980. №2. 10.Загайнов Р. Как осознанный долг. Дневник психолога. – М., 1991. 11.Кондаков И.М., Сухарев А.В. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития // Вопросы психологии. 1989. № 5. – С. 158.-164. 12.Лебедев-Любимов А. Психология рекламы. – СПб.: 2002. 13.Леонтьев А.А. Л.С.Выготский. – М., 1990. 14.Прайор К. Не рычите на собаку. – М., 1996. 15.Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С.Никифорова и др. – СПб., 2000. 16.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1995. 17.Романова Е.С., Суворова Г.А. Психологические основы профессиографии. – М., 1990. 18.Утлик Э.П. Теоретико-методические основы практической психологии. – М., 2000. 19.Шабалина Н.Б., Андреева О.С., Знакова Т.А. Основные задачи, организация и методы работы психолога в реабилитационных учреждений социальной защиты населения. – М., 2000. 20.Ярошевский М.Г. История психологии. Изд. 2-е. — М., Мысль, 1976. Программу подготовил профессор Э.П. Утлик. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ». Требования федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания Предмет и задачи истории психологии; функции истории психологии в современной психологической науке; развитие психологических знаний в рамках учения о душе и философское учение о сознании; развитие естествознания и выделение психологии в самостоятльную науку; развитие психологии до периода открытого кризиса; зарубежная психология периода открытого кризиса; бихевиоризм; психоанализ и неофрейдизм; гештальтпсихология; французская социологическая школа; описательная психология; развитие отечественной психологии; идеология и психология; поведенческое направление; культурно-историческая теория; развитие деятельностного подхода; комплексный и системный подходы в отечественной психологии; психология установки; теория планомерного формирования умственных действий; современное состояние зарубежной психологии; межкультурные исследования; гуманистическая психология; логопедия; когнитивная психология.
I. Целевая установка и организационно-методические рекомендации. История психологии является одной из важнейших учебных дисциплин. Знания истории необходимы для глубокого понимания студентами различных теорий и направлений современной психологии, путей и тенденций развития психологической науки. Историко-психологический анализ концептуальных схем и научных фактов позволяет студентам выяснить их сущность, оценить подлинную новизну и осознать их истинное значение. История психологии изучает не саму психологическую реальность, а представления о ней, генезис, трансформацию психологических взглядов ученых на разных этапах поступательного развития науки. Преподавание и изучение учебной дисциплины «История психологии» направлено на профессиональную подготовку и развитие студентов, на овладение ими системой историко-психологических знаний и представлений, навыками и умениями анализа теоретических и прикладных проблем современной психологии.
В результате учебной дисциплины студенты должны ЗНАТЬ: - предмет и задачи истории психологии; - методологические основы историко-психологического исследования; - основные факторы и условия зарождения психологического знания; - историю развития психологических знаний в рамках философских учений о душе и сознании; - особенности возникновения психологии как самостоятельной науки и содержание первых психологических программ; - возникновение и развитие основных отраслей психологического знания в России и за рубежом; - состояние развития психологической науки в период открытого кризиса; - историю возникновения и развития основных психологических школ и направлений (структурализм, функционализм, Вюрцбургская школа, бихевиоризм, гештальт-психология, теория «поля» К.Левина, гентическая психология Ж.Пиаже, глубинная психология, персонализм, когнитивная психология, гуманистическая психология); - содержание психологических концепций отечественных ученых (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Д.Н. Узнадзе, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.); - современные тенденции в развитии психологического знания за рубежом; - состояние и перспективы развития отечественной психологии; - систему современных представлений о предмете психологической науки. УМЕТЬ: - применять историко-психологические знания к анализу теоретических и прикладных проблем психологии; - использовать историко-психологические знания в практической деятельности. ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: - о месте и значении историко-психологического знания в системе современной психологии; - о содержании и особенностях основных периодов развития психологической науки; - об истории разработки категориального аппарата и методологических принципов психологии; - о путях решения психофизиологической проблемы в истории психологии; - о развитии методологии и практики психологического эксперимента в различные исторические периоды; - о проблеме взаимодействия теоретического и прикладного исследования, теории и практики в истории психологии. История психологии наряду с педагогической психологией, социальной психологией, этнопсихологией, в значительной мере систематизирует базовые общепсихологические значения студентов по историко-психологическим проблемам. Данная дисциплина создает благоприятные условия для изучения других психологических дисциплин в системе профессиональной подготовки студентов. Учебная программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта. Курс истории психологии включает в себя взаимосвязанные между собой семь разделов, последовательно раскрывающих теоретические и прикладные основы учебной дисциплины. Основными видами учебных занятий являются лекции, семинарские и практические занятия. При проведении семинарских и практических занятий особое внимание целесообразно сосредоточить на формирование у студентов навыков и умений историко-психологического анализа психологических фактов, концептуальных схем, школ и направлений современной психологии. Студентам, изучающим курс, рекомендуется внимательно воспринимать и творчески осмысливать основное содержание занятий, вести запись в рабочих тетрадях, дополнять и углублять учебный материал в часы самостоятельной работы, особенно при подготовки к семинарском занятиям, конспектировать не только обязательную, но и дополнительную литературу.
Содержание разделов и тем. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |