Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






РАЗДЕЛ I. ЗООПСИХОЛОГИЯ – НАУКА О ПСИХИКЕ ЖИВОТНЫХ.

Тема 1. Предмет и задачи зоопсихологии.

Наука о психике животных. Значение изучения курса зоопсихологии для подготовки психолога. Основные направления зоопсихологии, предмет и методы ее исследования. История исследований поведения животных.

Многогранность направлений зоопсихологии: изучение биоритмов, роли мотиваций, изучение эмоций, инстинктных форм поведения, изучения памяти, рассудочной деятельности и д.р. Исследование поведения и фило- и онтогенезе. Роль наследственных факторов и среды. Определение термина «поведение» животных.

Литература: 1 – 7.

Тема 2. Основные положения общей теории поведения.

Краткая характеристика животных царства, как объекта исследования. Распространение животных во всех слоях биосферы. Связь поведения животных с широтой ареала и разнообразием животного мира.

Различные теории поведения. Современная общая теория поведения, ее основные положения. Классификация основных форм поведения.

Основные формы поведения: безусловнорефлекторные, основанной на обучении и рассудочная деятельность (по Л.В. Крушинскому).

Роль генетических факторов и среды в формировании поведенческих реакций.

Литература: 1 – 7.

РАЗДЕЛ 2. ИНСТИНКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ.

Тема 3. Основные формы инстинктивного поведения: ориентировочное, оборонительное, пищевое, половое поведение.

Исследование К. Лоренца и Н. Тинберга, лежащие в основе теории инстинктивного поведения. Внутренние и внешние факторы инстинктивного поведения.

Структура инстинктивного поведения: поисковая и завершающая фазы. Биологическая роль инстинктивных форм поведения.

Влияние новизны раздражения на форму поведения.

Связь функционального состояния организма с формой поведения. Связь ритмической активности органов и систем организма с формой его поведения.

Психологический компонент инстинктивного поведения.

Литература: 1 – 7.

Тема 4. Ориентировочное поведение.

Общая характеристика и значение, рефлекторный характер. Ориентировочный рефлекс, ориентировочная реакция, ориентировочное поведение.

Ориентировочное поведение простейших – таксисы и кинезы.

Связь ориентировочной реакции со зрительным, слуховым, обонятельными и д.р. раздражителями. Влияние электромагнитного поля земли на ориентировочные реакции.

Литература: 1 – 7.

 

Тема 5. Оборонительное поведение.

Оборонительное поведение животных, его биологическое значение. Формы оборонительного поведения: пассивно-оборонительное и активно-оборонительное. Роль внешних и внутренних факторов в оборонительном поведении.

Структура пассивно-оборонительного поведения, его виды и формы.

Активно-оборонительное поведение по И.П.Павлову. «Сторожевой рефлекс». Роль агрессии в поведении и ее проявления. Теория агрессии К.Лоренца. Биологическое значение агрессивных форм поведения. Исследования в лаборатории И.П. Павлова. Физиологические изменения в организме животных с оборонительной формой поведения.

Литература: 1 – 7.

 

Тема 6. Пищевое поведение.

Общая характеристика. Значение для сохранения жизни структура пищевого поведения. Эндо- и экзогенные факторы. Нейрогуморальная регуляция.

Литература: 1 – 7.

 

Тема 7. Половое поведение.

Общая характеристика. Факторы, влияющие на половое поведение. Значение ключевых раздражителей.

Литература: 1 – 7.

 

РАЗДЕЛ 3. НАУЧЕНИЕ.

Тема 8. Научение, как процесс приобретения индивидуального опыта.

Общая характеристика процесса научения. Характеристика основных видов научение. Облигатное и факультативное научение, их характеристика и биологическое значение.

Литература: 1 – 7.

 

Тема 9. Привыкание как универсальный тип поведения.

Неассоциативное и ассоциативное обучение.

Литература: 1 – 7.

 

Тема 10. Импринтинг (запечатление).

Условия возникновения и биологическое значение. Два типа запечатления: следование за матерью, реакция на полового партнера. Исследования К.Лоренца.

Литература: 1 – 7.

 

Тема 11. Классические условия рефлексы.

Методика выработки. Условные раздражители. Условия выработки условных рефлексов. Стадии выработки условных рефлексов. Классификация условных рефлексов.

Натуральные и искусственные условные рефлексы. Инструментальные условные рефлексы. Цепные условные рефлексы и рефлексы высших порядков.

Навык и дрессировка. Обучение в лабиринте. Обучение по принципу «актеры» и «зрители». Обучение методом «проб и ошибок».

Влияние внешних факторов на процессы научения.

Литература: 1 – 7.

 

РАЗДЕЛ 4. ЭЛЕМЕНТАРНАЯ РАССУДОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖИВОТНЫХ.

Тема 12. экспериментальные исследования рассудочной деятельности.

Исследование О. Келлера, Н.Н. Ладыгиной-Котс, И. Беритова.Исследования речевой функции обезьян Гарднерами.

Литература: 1 – 7.

Тема 13. Работы Л.В. Крушинского по изучению элементарной рассудочной деятельности.

Методики Л.В. Крушинского для изучения элементарной рассудочной деятельности животных. Значение его работ.

Исследования, направленые на выявление структур мозга, связанные с рассудочной деятельностью.

Роль генетических факторов в элементарной рассудочной деятельности животных.

Литература: 1 – 7.

 

РАЗДЕЛ 5. ОНТОГЕНЕЗ ПОВЕДЕНИЯ.

Тема 14. Поведение животных в пренатальный период развития. Работы Куо.

Пренатальное развитие двигательных и сенсорных способностей. Эмбриональное запечатление. Принцип взаимодействия М. Заводского.

Литература: 1 – 7.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...