Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 30. интеллект антропоидов и человека, их генетическое сходство и различие.Развитие психики в процессе антропогенеза. Определяющая роль трудовой деятельности и общественно-исторического развития в зарождении и формировании человеческого сознания. Литература: 1 – 7.
Тема 31. Сравнительно-психологические аспекты изучения развития психики на ранних этапах онтогенеза человека. Значение процессов запечатления для формирования психики ребенка и взрослого. Сравнительно-психологический анализ игр животных детей. Проблема биологического и социального в поведении человека. Литература: 1 – 7.
Литература. Основная 1. Дьюсбери Д. Поведение животных. М.: Мир, 1981, 79 с. 2. Зорина З.А., Полетаева И.И. Зоопсихология, элементарное мышление животных.М., Аспект пресс, 2001, 320 с. 3. Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. М.. Изд-во МГУ, 1986. 4. Ладыгина-Котс Н.Н. Развитие психики в процечче эволюции организмов. М., Наука,1958, 239 с. 5. Мак-Фарленд Д. Поведение животных. Психобиология, этолдогия и эволюция. М., Мир, 1988. 6. Тих Н.А. Предыстория общества. Л.: Изд-во Ленинградсткого ун-та, 1970, 311 с. 7. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М.: 1999, Российское психологическое общество, 463 с. Дополнительная 1. Вагнер В.А. Биологические основания сравнительной психологии: в 2 т. СПб., 1910 –1913. Т.1,435 с., Т.2, 428. 2. Вилюнас В.К. психологические механизмы биологической мотивации. М.: Изд-во. Ун-та, 1986, 206 с. 3. Войтонис Н.Ю. Предыстория интеллекта. М.-Л.. 1949, 269 с. 4. Гуддол Дж. Шимпанзе в природе: поведение. М.: Мир, 1982. 670 с. 5. Дембовский Я. Психология животных. М.: Изд-во иностр. Лит-ры, 1959. 386с. 6. Келлер В. исследование интеллекта человекообразных обезьян. М., 1930. 208с. 7. Кочеткова В.И. Палеоневрология. М.:Изд-во Моск. Ун-та. 1971. 244с. 8. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. М.: Прогресс, 1983. 302с. 9. Крымов А.А. Игра и развитие мотивации поведения у крыс// Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 1981. №4, с. 39-47. 10. Крымов А.А. Проблема игры животных в современной зоопсихологии// Психол. журнал, 1982, №3, с. 132-139. 11. Ладыгина-Котс Н.Н. Исследование познавательных спосбностей шимпанце. М.-Пр.: Гос. Изд., 1923. 498 с. 12. Ладыгина-Котс Н.Н. Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях. М.. 1935. 13. Ладыгина-Котс Н.Н. Конструктивная и орудийная деятельность высших обезьян. М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1959. 14. Мешкова Н.Н., Федорович Е.Ю. постановка А.Н. Леонтьевым проблемы филогенеза образа мира и современные исследования в зоопсихологии// Вест. Моск. Ун-та. Сер.14. Психология 1994.№1. с 3-7 15. Панов Е.Н. Знаки, символы, языки. М.: Знание, 1980, 191 с. 16. Рогинский Г.З. Навыки и зачатки интеллектуальных действий у антропоидов (шимпанзе). Л., 1948. 17. Северцов А.Н. эволюция и психика. М.: Изд-во сабашниковых. 1922, 54с. 18. Тинберген Н. Проведение животных. М.: Мир, 1969, 191 с. 19. Фабри К.Э. О закономерностях развития психики в онтогнезе животных// Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978, с. 337 – 367. 20. Фабри К.Э. Игра у животных. М.: Знание. 1985. 63 с. 21. Фабри К.Э. Введение в общую и прикладную ихтиопсихологию. М.: Изд-во Мокс.ун-та, 1988. 47 с. 22. Фрисов Л.А. Память у антропоидов. Физиологический анализ. Л.: Наука, 1972. 23. Фрисов Л.А. Поведение антропоидов в природных условиях. Л.:Наука, 1977. 24. Фишер В. Думают ли животные. М.: Мир, 1973, 159 с. 25. Хайнд. Р. Поведение животных. М.: Мир, 1975. 855с. 26. Хрустов Г.Ф. Генезис социальной деятельности гоминоидов// Биологическая эволюция и человека. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1989. С.5-80. Программу подготовила С.В. Феоктистова – Доктор психологических наук, доцент ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОГЕНЕТИКА» Требования федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания. Основные положения современной дифференциальной психологии и генетики, необходимые для профессионального понимания психологических данны; методы психогенетики и их разрешающая способность; результаты исследований наследственных и средовых детерминант в изменчивости психологических и психофизиологических признаков в индивидуальном развитии и некоторых формах дизонтогенеза; место психогенетики в системе психологических знаний.
I. Целевая установка и организационно-методические рекомендации. Одной из важнейших дисциплин для студентов психологического факультета является «Психогенетика». Основная задача курса – дать будущим психологам знания об основных закономерностях наследственности и изменчивости, включая особенности геномной организации, структурно-функциональную организацию отдельных генов, механизмы их наследования генетические основы поведения человека. Учебная программа по курсу «Психогенетика» разработана в соответствии с требованиями федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования с учетом типовых профессиональных программ и квалифицированных требований к выпускникам высшего учебного заведения. Изучение дисциплины «Психогенетика» осуществляется в целях: - усвоения необходимых теоретических знаний о соотношении биологического и социального в развитии поведения человека; - формирование научного мировозрения и системного мышления в способности ориентироваться в современных, часто противоречивых, теоретических объяснениях влияние наследственности и среды на развитие человека; - овладение студентами навыками и умениями эффективного применения в будущей профессиональной деятельности психолога-практика знаний по генетике поведения человека. В результате изучения учебной дисциплины «Психогенетика» студенты должны ЗНАТЬ: - предмет и задачи дисциплины «Психогенетика»; - хромосомные и молекулярные основы наследственности; - изменчивость и ее виды; - методы психогенетических исследований; - влияние наследственности и среды на формирование умственных способностей человека; - отклонения в психике и поведении, связанные с генными и хромосомными мутациями; - механизмы генетического контроля различных свойств личности и особенностей поведения, проявляющихся отклонениями в процессе воспитания или обучения. ИМЕТЬ НАВЫКИ: - практического использования приобретенных знаний в условиях будущей профессиональной деятельности; - свободно ориентироваться в теоретической и методологической литературе генетики поведения человека. УМЕТЬ: - продемонстрировать на таблицах и схемах законы наследственности Г. Менделя, хромосомные и молекулярные основы наследственности, типы клеточного деления; - дифференцировать отклонения в поведении наследственного и ненаследственного генеза. ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: - о взаимосвязи психогенетики с общей, дифференциальной и возрастной психологией, нейрофизиологией, невропатологией антропологической и медицинской генетикой; - о формировании новых специализированных научных направлений: биохимической генетики человека, клинической генетики, нейрогенетики, иммуногенетики и др.
«Психогенетика» изучается в пятом семестре, в соответствии с учебным планом психологичсекого факультета, психогенетика включена в цикл общепрофессиональных дисциплин. Усвоение материала курса облегчит дальнейшее понимание цикла специальных дисциплин. Содержание учебной дисциплины «Психогенетика» основывается на работах ведущих отечественных и зарубежных ученых И.В. Равич-Щербо, Ф. Фогель, А. Мотульски, Р. Левонтин, Т.А. Мешкова, М.С. Егорова, Н. Грин, У. Стаут, Т. Тейлор, Д. Уотсон и др.
II. Основное содержание тем. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |