Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 30. интеллект антропоидов и человека, их генетическое сходство и различие.

Развитие психики в процессе антропогенеза. Определяющая роль трудовой деятельности и общественно-исторического развития в зарождении и формировании человеческого сознания.

Литература: 1 – 7.

 

Тема 31. Сравнительно-психологические аспекты изучения развития психики на ранних этапах онтогенеза человека.

Значение процессов запечатления для формирования психики ребенка и взрослого. Сравнительно-психологический анализ игр животных детей.

Проблема биологического и социального в поведении человека.

Литература: 1 – 7.

 

Литература.

Основная

1. Дьюсбери Д. Поведение животных. М.: Мир, 1981, 79 с.

2. Зорина З.А., Полетаева И.И. Зоопсихология, элементарное мышление животных.М., Аспект пресс, 2001, 320 с.

3. Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. М.. Изд-во МГУ, 1986.

4. Ладыгина-Котс Н.Н. Развитие психики в процечче эволюции организмов. М., Наука,1958, 239 с.

5. Мак-Фарленд Д. Поведение животных. Психобиология, этолдогия и эволюция. М., Мир, 1988.

6. Тих Н.А. Предыстория общества. Л.: Изд-во Ленинградсткого ун-та, 1970, 311 с.

7. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М.: 1999, Российское психологическое общество, 463 с.

Дополнительная

1. Вагнер В.А. Биологические основания сравнительной психологии: в 2 т. СПб., 1910 –1913. Т.1,435 с., Т.2, 428.

2. Вилюнас В.К. психологические механизмы биологической мотивации. М.: Изд-во. Ун-та, 1986, 206 с.

3. Войтонис Н.Ю. Предыстория интеллекта. М.-Л.. 1949, 269 с.

4. Гуддол Дж. Шимпанзе в природе: поведение. М.: Мир, 1982. 670 с.

5. Дембовский Я. Психология животных. М.: Изд-во иностр. Лит-ры, 1959. 386с.

6. Келлер В. исследование интеллекта человекообразных обезьян. М., 1930. 208с.

7. Кочеткова В.И. Палеоневрология. М.:Изд-во Моск. Ун-та. 1971. 244с.

8. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. М.: Прогресс, 1983. 302с.

9. Крымов А.А. Игра и развитие мотивации поведения у крыс// Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 1981. №4, с. 39-47.

10. Крымов А.А. Проблема игры животных в современной зоопсихологии// Психол. журнал, 1982, №3, с. 132-139.

11. Ладыгина-Котс Н.Н. Исследование познавательных спосбностей шимпанце. М.-Пр.: Гос. Изд., 1923. 498 с.

12. Ладыгина-Котс Н.Н. Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях. М.. 1935.

13. Ладыгина-Котс Н.Н. Конструктивная и орудийная деятельность высших обезьян. М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1959.

14. Мешкова Н.Н., Федорович Е.Ю. постановка А.Н. Леонтьевым проблемы филогенеза образа мира и современные исследования в зоопсихологии// Вест. Моск. Ун-та. Сер.14. Психология 1994.№1. с 3-7

15. Панов Е.Н. Знаки, символы, языки. М.: Знание, 1980, 191 с.

16. Рогинский Г.З. Навыки и зачатки интеллектуальных действий у антропоидов (шимпанзе). Л., 1948.

17. Северцов А.Н. эволюция и психика. М.: Изд-во сабашниковых. 1922, 54с.

18. Тинберген Н. Проведение животных. М.: Мир, 1969, 191 с.

19. Фабри К.Э. О закономерностях развития психики в онтогнезе животных// Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978, с. 337 – 367.

20. Фабри К.Э. Игра у животных. М.: Знание. 1985. 63 с.

21. Фабри К.Э. Введение в общую и прикладную ихтиопсихологию. М.: Изд-во Мокс.ун-та, 1988. 47 с.

22. Фрисов Л.А. Память у антропоидов. Физиологический анализ. Л.: Наука, 1972.

23. Фрисов Л.А. Поведение антропоидов в природных условиях. Л.:Наука, 1977.

24. Фишер В. Думают ли животные. М.: Мир, 1973, 159 с.

25. Хайнд. Р. Поведение животных. М.: Мир, 1975. 855с.

26. Хрустов Г.Ф. Генезис социальной деятельности гоминоидов// Биологическая эволюция и человека. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1989. С.5-80.

Программу подготовила С.В. Феоктистова –

Доктор психологических наук, доцент

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ПСИХОГЕНЕТИКА»

Требования федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания.

Основные положения современной дифференциальной психологии и генетики, необходимые для профессионального понимания психологических данны; методы психогенетики и их разрешающая способность; результаты исследований наследственных и средовых детерминант в изменчивости психологических и психофизиологических признаков в индивидуальном развитии и некоторых формах дизонтогенеза; место психогенетики в системе психологических знаний.

 

I. Целевая установка и организационно-методические рекомендации.

Одной из важнейших дисциплин для студентов психологического факультета является «Психогенетика». Основная задача курса – дать будущим психологам знания об основных закономерностях наследственности и изменчивости, включая особенности геномной организации, структурно-функциональную организацию отдельных генов, механизмы их наследования генетические основы поведения человека.

Учебная программа по курсу «Психогенетика» разработана в соответствии с требованиями федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования с учетом типовых профессиональных программ и квалифицированных требований к выпускникам высшего учебного заведения.

Изучение дисциплины «Психогенетика» осуществляется в целях:

- усвоения необходимых теоретических знаний о соотношении биологического и социального в развитии поведения человека;

- формирование научного мировозрения и системного мышления в способности ориентироваться в современных, часто противоречивых, теоретических объяснениях влияние наследственности и среды на развитие человека;

- овладение студентами навыками и умениями эффективного применения в будущей профессиональной деятельности психолога-практика знаний по генетике поведения человека.

В результате изучения учебной дисциплины «Психогенетика» студенты должны

ЗНАТЬ:

- предмет и задачи дисциплины «Психогенетика»;

- хромосомные и молекулярные основы наследственности;

- изменчивость и ее виды;

- методы психогенетических исследований;

- влияние наследственности и среды на формирование умственных способностей человека;

- отклонения в психике и поведении, связанные с генными и хромосомными мутациями;

- механизмы генетического контроля различных свойств личности и особенностей поведения, проявляющихся отклонениями в процессе воспитания или обучения.

ИМЕТЬ НАВЫКИ:

- практического использования приобретенных знаний в условиях будущей профессиональной деятельности;

- свободно ориентироваться в теоретической и методологической литературе генетики поведения человека.

УМЕТЬ:

- продемонстрировать на таблицах и схемах законы наследственности Г. Менделя, хромосомные и молекулярные основы наследственности, типы клеточного деления;

- дифференцировать отклонения в поведении наследственного и ненаследственного генеза.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

- о взаимосвязи психогенетики с общей, дифференциальной и возрастной психологией, нейрофизиологией, невропатологией антропологической и медицинской генетикой;

- о формировании новых специализированных научных направлений: биохимической генетики человека, клинической генетики, нейрогенетики, иммуногенетики и др.

 

«Психогенетика» изучается в пятом семестре, в соответствии с учебным планом психологичсекого факультета, психогенетика включена в цикл общепрофессиональных дисциплин. Усвоение материала курса облегчит дальнейшее понимание цикла специальных дисциплин.

Содержание учебной дисциплины «Психогенетика» основывается на работах ведущих отечественных и зарубежных ученых И.В. Равич-Щербо, Ф. Фогель, А. Мотульски, Р. Левонтин, Т.А. Мешкова, М.С. Егорова, Н. Грин, У. Стаут, Т. Тейлор, Д. Уотсон и др.

 

II. Основное содержание тем.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...