Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 6. Генетическая психофизиология.

Особое место этих исследований в си­стеме психогенетических знаний: генотип влияет на поведение только через морфофункциональный уровень. Три типа психофизиологических признаков: а) характризующие состояние покоя (“фоновые”); б) ответы на внешние воз­действия; в) теоретически выделенная система понятий — дескрипторов пси­хофизиологической индивидуальности (свойства нервной системы). Основное внимание уделяется мозговой электрической активности.

Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) покоя. Различия генотип-средовых соот­ношений в ЭЭГ разных зон мозга, в разных параметрах ЭЭГ и в разном возрасте. Исследования Ф. Фогеля: оценка наследуемости целостных (но редко встречающихся) типов ЭЭГ. Эволюционно-генетический подход (С.Н. Давиденков) к интерпретации полученных данных.

Вызванные потенциалы — сенсорные (СВП) и связанные с движением (СДВП). Генетические и средовые детерминанты в изменчивости разных па­раметров ВП, изменения их соотношений в зависимости от типа перерабаты­ваемой информации (в СВП), места движения в функциональной системе действия (СДВП), зоны регистрации, возраста.

Генетические и средовые межуровневые корреляции и их интерпретация. Связи латентных периодов компонентов ВП и оценок IQ. Влияние обогащен­ной и депривирующей среды на формирование психофизиологических осо­бенностей животных и человека.

Свойства нервной системы (СНС). Представления И.П. Павлова о врож­денности (наследуемости) СНС; исследования животных. Работы Л.В. Кру-шинского: уровень возбудимости как фон для проявления генетических осо­бенностей поведения животных. Концепция Б.М. Теплова – В.Д. Небылицына о СНС человека, ее отличия от представлений И.П. Павлова. Близнецовые ис­следования синдромов СНС и неопределенность полученных результатов. Вклю­чение наследуемости как вторичного критерия в выделении СНС и их синдро­мов; возможный новый взгляд на структуру СНС.

Исследования темперамента(и динамических характеристик поведения вообще). Представления о темпераменте, его структуре и возрастной динамике. Традиционный вопрос психологии — соотношение темперамента и характе­ра—и попытки его решения в русле психогенетических исследований.

Генетические и средовые детерминанты темперамента у детей младшего возраста: раннее проявление генетически заданной индивидуальности. Синд­ром трудного темперамента, его стабильность в детстве и проекция в период ранней взрослости. Компоненты синдрома, задаваемые наследственностью, общей и индивидуальной средой.

Исследования экстра-интроверсии и нейротицизма и близких к ним ха­рактеристик у взрослых, в т.ч. — методом разлученных МЗ.

Структура темперамента по В.Д. Небылицыну: две основные составляю­щие — активность и эмоциональность. Обнаруженная в близнецовом исследо­вании зависимость внутрипарного сходства от распределения ролей в паре.

Психогенетические исследования движений.

Исследование естественных движений (ходьба, мимика и пантомимика, спорт и т.п.), стандартизированных двигательных проб (координации, теппинг и т.д.), физиологического обеспечения движений. Большее сходство МЗ по сравнению с ДЗ по срокам начала и других видов двигательной активности в раннем детстве; более отчетливое обнаружение генетических влияний в автоматизированных движениях и в предельном темпе выполнения двигательной задачи. Максимальное потребление кислорода как возможный генетически заданный маркер спортивной одаренности. Связи характеристик двигательных реакций с когнитивными функциями.

Психогенетические исследования интеллекта и других когнитивных функций. Неопределеннность понятия “интеллект” и связанные с этим трудности интерпретации получаемых результатов. Последовательный анализ данных, по­лученных различными генетическими методами; мета-анализ результатов, приводящий к выводу о существенной роли генетических факторов в общей дисперсии оценок IQ.

Анализ раздельных оценок вербального и невербального интеллекта, анализ отдельных когнитивных функций. Генетическая обусловленность пространственных способностей; гипотеза об их связи с половой хромосомой. Психогенетические исследования когнитивных стилей.

Литература: 1-2.

Тема 7. Наследственность и умственная отсталость.

Генетические факторы возникновения умственной отсталости. Причины антенатальной паталогии. Экзогенные причины паталогии плода. Физические факторы. Химические факторы. Влияние никотина и алкоголя. Признаки плодного алкогольного синдрома. Влияние биологических факторов. Эндогенные причины паталоги плода.

Отклонения в поведении и психике человека. Шизофрения. Маниакально-депрессивный психоз. Эпилепсия. Синдром Шерешевского-Тернера. Трисомия х-хромосомы. Синдром Кляйнфельтера. Отклонения в поведении, связанные с лишней или увеличенной у-хромосомой.

Роль генотипа и среды в формировании асоциального поведения.

Литература: 1-2.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Асанов А.Ю., Демикова Н.С., Морозов С.А. Основы генетики и наследственные нарушения развития у детей. – М.: Academia, 2003.

2. Малых С.Б., Егорова М.С. Мешкова Т.А., Основы психогенетики. –М., 1998.

3. Равич - Щедро И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика. –М., 2000.

4. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. –М., 1993.

 

Дополнительная

5. Мутовин Г.Р. Основы клинической генетики. –М.: Высшая школа., 2001

6. Фогель Ф., Мотульски А. Генетика человека: в 3 т. –М., 1989.

7. Уотсон Д. Двойная спираль. – М.; Мир, 1969.

8. Щипков В.П., Кривошеина Г.Н. Общая и медицинская генетика. –М.: Academia, 2003.

Программу подготовила С.В. Феоктистова –

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...