Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Основные теории личности в отечественной и зарубежной психологии.

Основные подходы к исследованию личности. Психоаналитический подход к изучению личности (З.Фрейд). Развитие представлений о личности в аналитической психологии К.Юнга. Вклад неофрейдистов (К.Хорни, А.Адлер, Э.Фромм) в развитие учения о личности. Психосоциальная теория личности Э.Эриксона. Мотивационная теория личности Г.Мюррея. Теория личности К.Левина. Проблема личности в когнитивно-бихевиоральной психологии. Теория личностных черт Г.Олпорта, Д.Кеттелла. Проблема личности в гуманистической психологии. Представление о человеке в логотерапии В.Френкла.

Культурно-историчсекая концепция развития личности Л.С.Выготского. Деятельностный подход к исследованию личности А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна. Системный историко-эволюционный подход к изучению личности А.Г.Асмолова.

Литература: 1-21.

Тема 3. Человек и его место в различных системах. Человек как индивид.

Общая характеристика уровня системой методологии науки. Человек и его место в различных системах. Индивид как представитель человеческого вида. Роль индивидных свойств человека в развитии личности. Организация личности и индивидные свойства человека. Схема индивидных свойств человека.

Проблема исследования индивидно-типических свойств человека. Конституциональная типология темперамента и характер личности. Основные направления исследования темперамента в психофизиологии индивидуальных различий.

Половозрастные свойства индивида и их развитие в процессе социализации личности. «Биологический» возраст и периодизация развития индивида.

Литература: 1-21.

Тема 4. Человек как личность

Человек в системе социального взаимодействия. Социализация индивида. Личность как социальное системное качество. От содействия к самоконтролю поведения личности. Механизмы социализации личности. Институты социализации. Личность и деятельность. Социально-исторический образ жизни и его роль в развитии личности. Социотипическое поведение личности и его надсознательные проявления. Национальный и социальный характер. Социогенетические истки развития личности. Диспозиционная регуляция социотипического поведения личности.

Литература: 1-21.

Тема 5. Структура личности.

Принцип анализа по «элементам» и принцип анализа по «единицам» как общие принципы структурирования психических образований (Л.С.Выготский). Выделение единиц как способ анализа структуры личности.

Черта как элемент анализа строения личности. Факторный подход к структуре личности, «Факторный профиль» как единица строения личности (Р.Кеттел, Г.Айзенк, Дж.Гилфорд).

Личностный конструкт как элемент структуры личности. Основные характеристики когнитивного подхода к структуре личности (Г.Келли, Ф.Франселла, Д.Баннистер).

Влечение как элемент анализа строения личности. Представления о структуре личности в психоанализе З.Фрейда. Понятия «Оно», «Я», «Сверх-Я». Развитие этих представлений в психологии К.Юнга: «Эго», комплексы индивидуального бессознательного, архетипы коллективного бессознательного. Динамика влечений. Защитные механизмы личности.

Диспозиция как элемент анализа строения личности. Персоналистический подход Э.Шпрангера. Структура личности по Н.Д.Узнадзе.

Отношение как элемент строения личности. Структура личности в концепции А.Ф.Лазурского. Разработка представлений об отношениях в концепциях В.Н.Мясищева, Б.Г.Ананьева, С.Л.Рубинштейна.

Деятельность как элемент строения личности. Параметры структуры личности в концепции А.Н.Леонтьева широта жизненных отношений, степень иерархизованности мотивов, общий профиль системы деятельностей (мотивов).

«Я» как единица личности. В.Джемс о трехкомпонентной структуре «Я». Самооценка и уровень притязаний как элементы структуры личности. Самооценка и самоотношение. Современные подходы к описанию структуры самосознания.

Структура личности по К.К.Платонову, А.Г.Ковалеву, Н.Ф.Феденко.

Литература: 1-21.

 

Тема 6. Движущие силы развития личности.

Понятие о росте, формировании и развитии. Развитие как спонтанный процесс. Объективный и субъективный подходы к выделению движуцих сил развития личности.

Развитие личности как процесс, обусловленный врожденными потребностями. Первичное и вторичное обусловливание как «механизм» развитие личности (бихевиоризм и необихевиоризм). Понятие подкрепления. «Почкование» мотивов как основной принцип развития в рамках постулата «непрерывного поля мотивации».

Сублимация исходных влечений как движущая сила развития личности в теории З.Фрейда. Модификация идей классического психоанализа в теориях А.Адлера, Э.Фромма, Г. Салливена, К.Хорни.

Развитие личности как имманентное свойство субъекта. Когнитивистическая ориентация. Представление о движущих силах развития личности в теории К.Левина. Развитие как итог «когнитивных конфликтов» (Л.Фестингер, Г.Келли).

Экзистенциалистская ориентация. Тенденции к самоактуализации и самореализации как движущая сила развития личности в теориях А.Маслоу и Г.Олпорта. Тенденция к поиску смысла жизни и самосознанию как движущая сила развития личности (Ф.Франкл, К.Роджерс). Активность субъекта как движущая сила развития личности в рамках деятельностного подхада (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн).

Социально-исторический образ жизни – источник развития личности.

Литература: 1-21.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...