Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 7. Личность и деятельность.Личность в системе социального взаимодействия. Психологический анализ совместной деятельности личностей в различных формах социального взаимодействия. Деятельность личности как условие ее развития. Основные виды деятельности. Ведущий вид деятельности. Психологический анализ строения деятельности. Действие. Движения и операции. Межличностные отношения в процессе деятельности. Деятельное опосредование межличностных отношений. Взаимовлияние личностей в условиях совместной деятельности. Механизмы взаимовлияния. Личность и референтная группа. Литература: 1-21.
Тема 8. Личность и индивидуальность. Понятие индивидуальности. Индивидуальное и всеобщее. Продуктивные и инструментальные проявления индивидуальности. Подходы к изучению индивидуального характера. Постановка проблемы характера в психоанализе З.Фрейда. Опыт характерологии К. Юнга: понятие об экстроверсии и интроверсии. Клинический подход к изучению индивидуального характера. Акцентуированная черта как основа классификации характеров в концепции Л. Леонгард. Типология характеров в работах П.Б.Ганнушкина и А.Е.Личко. Аналитический подход к типологии характеров (А.Ф.Лазурский). Характер и темперамент. Понятие о способностях. Задатки как органические предпосылки способностей. Общие и специальные способности (взгляды Б.М.Теплова, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова). Талант и гений. Мотивационно-смысловые отношения индивидуальности и их динамика. Мотивация развития индивидуальности. Основные подходы к исследованию мотивации индивидуальности. Литература: 1-21.
Тема 9. Психологический возраст и периодизация психологического развития индивидуальности. Психологический возраст индивидуальности. Представления Л.С. Выготского, Б.Г.Ананьева о специфике психологического возраста личности. Особенности психологического возраста по А.А.Кронику и Е.И. Головахи. Многомерность и обратимость психологического возраста личности. Зависимость психологического возраста от направленности мотивации личности на прошлое или на будующее. Психологическая зрелость личности. Критерии психологической зрелости личности: ответственностть личности за свои поступки; умение определять реальные и идеальные цели, к которым стремиться человек. Основные подходы к исследованию периодизации развития личности. Литература: 1-21. Тема 10. Самосуществование индивидуальности. Специфика личностного выбора. Феномен «борьба мотивов» и психологическая защита. Феномен «игры стилями». Черты самоактуализирующейся личности. Выход за пределы себя и социальное бессмертие. Литература: 1-21. Тема 11. Методы экспериментального исследования развития личности. Поступок как исходная реальность объективного анализа личности. Составные детерминанты поступка: цель, познавательные средства ее достижения, волевое усилие, мотивация. Личностный смысл и смысловое образование. «Вербальный акт» и «реальный» поступок. Методы экпериментального анализа смыслового образования: прямые (основанные на реальных поступках) и проективные (основанные на вербальном материале). Возникновение прямых методов исследования личности в опытах К.Левина и его сотрудников. Эксперименты С.Милгрэма и ф.Зимбардо. Исследования личности ребенка с использованием прямых методов. Принцип проекции и основные проективные методы: метод чернильных пятен Роршаха, ТАТ, проективные опросники. Проблема валидизации проективного метода. Преимущества и недостатки прямых и проективных методов исследования личности. Методы формирования смысловых образований личности. Понятие стиля общения. «Внешняя» и «внутренняя» мотивация поступка. Награды и наказания как основные способы изменения «внешней» мотивации. Самооценка и эмпатия как форма «внутренней» мотивации. Альтруистичекий стиль общения как способ создания условий для саморазвития внутренней мотивации. Воспитание как способ развития личности. Клинические и социально-психологические методы воздействия на личность (клиническое интервью, психологическое консультирование, групповая терапия, психодрамма). Литература: 1-21. Литература
Основная 1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980. Т. 1. С. 19, 54, 124-148, 186-205. 2. Анастази А. Дифференциальная психология: В 2 т . М.: Педагогика, 1982. Т.2 С. 8-15. 3. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. –М.: Смысл, 2001- 380с. 4. Асмолов А. Г. Психология личности, М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.367 с. 5. Братусь Б. С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 304 с. 6. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т . М.: Педагогика, 1982-1984. Т.З. С. 141-151; Т.4. С. 256-260; Т.5. С. 34-48, 153-166. 7. Зейгарник Б. В. Теория личности К. Левина. М., 1981. 8. Зейгарник Б. В. Теории личности в зарубежной психологии М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 128 с. 9. Ильенков Э. В. Что же такое личность? // С чего начинается личность. М., Политиздат, 1984. С. 319-358. 10.Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. 11. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. С. 410-435. 12.Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 253 с. 13.Психология индивидуальных различий: Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 320с. 14. Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 288 с. 15. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т . М.,1989. Т.1, С. 95-148,211-249. 17. Теплов Б. М. Избранные труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1985. Т.1. С. 7-8, 313-314; Т.2. С. 38-49, 137-138, 152-158, 170, 248, 261-284, 19.ФрейдЗ. Психология бессознательного. М., 1989. 20.Фромм Э. Пути из больного общества // Проблема человека в западной философии. М-: Прогресс, 1988, С. 443-482. 21. Хорни К. Самоанализ. М., 1993.
Дополнительная 22.Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.229с. 23. Адлер А. Теория и практика, индивидуальной психологии, М.: НПО "Прагма", 1993. 175 с. 24. Асмолов А. Г. Психология индивидуальности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. 96 с. 25. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1988. 399 с. 26. Бодалев А. А. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1983.271 с. 27. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1988. С. 421-441. 28. Василюк В. Ф. Психология переживания. М., 1989, С. 20-30. 29. Кон И. С. В поисках себя. М.: Политиздат, 1984. 335 с. 30. Кон И.С. Категория «Я» в психологии.// Психол. Журнал. 1981. Т.2. №3. С. 12-24. 31. Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. М.: Знание, 1984. 32. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986. С. 22-51. 33. Небылицын В. Д. Избранные психологические труды. М 1990. 403с. 34. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. 255 с. 35. Петровский В. А. Психология неадаптивной активности. М., 1992. С. 141-160,186-213. 36. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека // Под ред. И. В. Равич-Щербо М.: Педагогика; 1988.336 с. 37. Столин В. В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 38. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Прогресс, 1982. С. 19-49, 67-89. 39. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии .М.: Прогресс, 1982. С. 19- 49, 67- 89. 40. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: руководство по репертуарным личностным методикам. М.:Прогресс, 1987.232с. 41. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: 1990, С. 214- 225. 42. Хрестоматия по истории психологии / Под. ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М.: Изд- во Моск. ун- та, 1980. С. 146- 210. 43. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопр. Психологии. 1971. № 4. С. 6- 20. 44. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991. С54- 76, 97- 99.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |