Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 9. Понятие об эффективности психодиагностики.

Эффективность психодиагностики как проблема психологических исследований. Определение и структура эффективности психодиагностики. Практика расчета эффективности. Теоретическая (методологическая) и организационная эффективность психодиагностики. Теоретическая эффективность и достоверности эмпирических данных. Организационная эффективность как оптимальная организация, совершенствование структуры и методики психологического исследования и его автоматизации. Методическая эффективность. Методическая эффективность как соотношение прогноза и реального поведения человека. Экономическая эффективность.

Соотношение психодиагностики и отбора персонала, проведенного при помощи психологических методов.

Литература: 1-4.

Тема 10. Особенности применения автоматизированных средств психодиагностики.

История развития идей о формализации психических явлений и их измерении. История развития вычислительной техники в сфере гуманитарных наук. Дискуссия о возможности создания «искусственного интеллекта». Концепция автоматизации психологических исследований. Этапы автоматизации психологических исследований. Методологические, методические и технологические проблемы внедрения автоматизированных систем в психодиагностику.

Обзор и общая характеристика автоматизированных психологических методик, использующихся в отечественной психологической практике.

Литература: 1-4.

Литература

Основная

1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2001.

2. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. СПб.: Речь, 2002.

3. Психологическая психодиагностика: Учебное пособие/Под ред. К.М.Гуревиа, Е.М.Борисовой. М.: УРАО, 2000.

4. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов. Москва, Ростов-на-Дону: "Феникс", 1996.

 

Дополнительная

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М.: Международная педагогическая академия, 1995.

2. Айзенк Г. Классические IQ тесты. М., 2001.

3. Айзенк Г., Айзенк М. Исследования человеческой психики. М., 2001.

4. Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении /Пер. с англ. М.: ЭКСМО–Пресс, 2001.

5. Ануфриев А.Ф. Психологический диагноз: система основных понятий. М.: МГОПИ, изд-во "Альфа", 1995.

6. Белый Б.И. Тест Роршаха. Практика и теория/Под ред. Л.Н.Соб­чик. СПб, 1992.

7. Большой толковый психологический словарь. В 2-х томах. Пер. с англ. Ребер А. М.: АСТ, Вече 2001.

8. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике. СПб.: Питер Ком, 1999.

9. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.

10. Гласс Дж., Станли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М., 1976

11. Девятко И.Ф. Диагностическая процедура в социологии. Очерк истории и теории. М.: Наука, 1993.

12. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2000.

13. Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика. СПб.: Братство, 1994.

14. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности СПб: Питер, 2000.

15. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. Учебник. – 2002.

16. История психологии. (Период открытого кризиса): Тексты / Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999.

17. Кулагин Б.В.. Основы профессиональной психодиагностики. – Л., 1984.

18. Лаак Я. Тер Психодиагностика: проблемы содержания и методов. – М.: Ин-т практической психологии, Воронеж: НПО: МОДЕК, 1996.

19. Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов н/Д.: Феникс, 1997.

20. Носс И.Н. Введение в технологию психодиагностики. М.: Ин-т психотерапии, 2003.

21. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М.: Изд-во МГУ, 1988.

22. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие/В.Д.Балин и др.; Под общей ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. СПб.: Питер, 2002.

23. Проективная психология / Пер. с англ. М.: ЭКСИМО-Пресс, 2000.

24. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982.

25. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. СПб.: Речь, 2002.

26. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности: Теория и практика психодиагностики. М.: Ин-т прикладной психологии, 1997.

27. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. Диагностика межличностных отношений модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири. М., 1990.

28. Собчик Л.Н. Психодиагностика: методы и методология. М., 1990.

29. Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. Л., 1972

30. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личнос­ти: Руководство по репертуарным личностным методикам. М.: Прогресс, 1987.

31. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: ВЛАДОС, 1998.

32. Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику. Тео­ретико-методологические основания и психодиагностические возможности. М., 1983.

33. Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность. М.: АСТ, 1997.

34. Ярошевский М.Г. История психологии. М.: Мысль, 1985.

 

Программу подготовил И.Н. Носс – доцент,

кандидат психологических наук.

 

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ»

Требования федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания

Общее представление о методологии науки; методология психологии, теория, метод и меодика; парадигма; классическая и постклассическая парадигма науки; специфика психологического знания; научное и ненаучное психологическое знание; проблема объективности; категории психологии; деятельность, отражение, личность; сознание и общение; основные принципы психологии; активность, развитие, детерминизм, системность; структура психологических учений; психофизическая и психофизиологическая проблемы.

I. Целевая установка и организационно-методические рекомендации.

Методологические основы психологии являются одной из фундаментальных учебных дисциплин.

Значение учебной дисциплины для подготовки студентов обусловлено ее теоретико-методологическими возможностями формирования образовательного базиса профессионального психолога.

Учебная программа по дисциплине «Методологические основы психологии» разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта. Изучение учебной дисциплины осуществляется в целях:

- глубокого усвоения студентами методологических основ психологического исследования;

- овладения общенаучной, частной методологией психологии и методами диагностики, развития и коррекции;

- формирования у студентов профессионального мировоззрения, устойчивого интереса и творческого подхода к будущей практической деятельности.

В результате изучения учебной дисциплины студенты должны

ЗНАТЬ:

- общие основы методологии психологии, различные уровни ее составляющие;

- общенаучные и частно-научные методологические принципы психологического исследования;

- основные методы психодиагностики, коррекции, формирования и развития;

- основные способы организации психологического исследования;

- содержание программы и основных этапов психологического

- исследования;

- основные требования, предъявляемые к психологическим исследованиям (курсовая работа, дипломная работа, диссертационное исследование);

- категориальный аппарат учебной дисциплины.

ИМЕТЬ НАВЫКИ:

- практического использования приобретенных психологических знаний в условиях будущей профессиональной деятельности;

- применения основных методов психодиагностики, психокоррекции, развития и формирования при проведении психологических исследований.

УМЕТЬ:

- разрабатывать программу психологического исследования (курсовая, дипломная работа);

- применять методы наблюдения, эксперимента, опросный метод, биографический метод, тестовый метод и т.д. при проведении психологического исследования;

- изучать межличностные отношения в группе (коллективе) при помощи социометрического метода;

- разработать, спланировать и осуществлять простейший психологический эксперимент.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

- о месте учебной дисциплины «Методологические основы психологии» в системе психологического знания;

- о новых направлениях, методологических подходах к исследованию психологических проблем в стране и за рубежом;

- об основах научных работах по методологии психологии видных отечественных и зарубежных ученых.

Учебная дисциплина «Методологические основы психологии» наряду с общей психологией, возрастной психологией, психологическим практикумом в значительной мере систематизирует базовые общенаучные и общепсихологические знания обучаемых по методологии и методам психологической науки.

Данная учебная дисциплина закладывает теоретико-методологические и методические основы для изучения студентами педагогической психологии, социальной психологии, математических методов в психологии, конфликтологии, психологии управления и др. психологических дисциплин.

Содержание дисциплины «Методологические основы психологии» базируется на основных отечественных и зарубежных подходах, раскрывающих методологию и методы познания, представленных в трудах Ананьева Б.Г., Леонтьева А.Н, ЛомоваБ.Ф., Рубинштейна С.Л., Выготского Л.С., Готтсданкера Р., Анастази А., Шмелева А.Г., Ядова В.А. и др.

Изучение дисциплины помимо фундаментальной психологической подготовки носит выраженную практическую направленность и во многом дополняет курсы экспериментальной психологии, психодиагностики и профессиологии.

Курс «Методологические основы психологии» включает в себя взаимосвязанные между собой девять тем, последовательно раскрывающих теоретические и прикладные основы учебной дисциплины.

Основными видами учебных занятий являются лекции, семинарские и практические занятия, а также самостоятельная работа студентов.

В процессе чтения лекций раскрываются фундаментальные проблемы учебной дисциплины. Студенты овладевают системой знаний методологического, мировоззренческого характера.

При проведении семинарских и практических занятий особое внимание целесообразно сосредоточить на формировании у студентов практических навыков и умений разработки и составления программы психологического исследования.

Студентам, изучающим курс, рекомендуется внимательно воспринимать и творчески осмысливать основное содержание занятий, вести записи в рабочих тетрадях, дополнять и углублять учебный материал в часы самостоятельной работы, особенно при подготовке к семинарским и практическим занятиям, конспектировать не только обязательную, но и дополнительную литературу.

Преподавание и изучение первых трех тем призвано обеспечить усвоение студентами общих основ методологии, общенаучного и частного уровней ее составляющих. При изучении данных тем предусмотрены семинарские занятия и самостоятельная работа по углубленному изучению, конспектированию научных трудов ученых, закреплению полученных знаний в процессе групповой работы.

Вторая часть программы ориентирована на овладение студентами практическими навыками и умениями разработки и использования психодиагностических и формирующих методов при подготовке и проведении психологических исследований (курсовая работа, дипломная работа).

Кроме того, студенты приобретают первичные навыки разработки и составления программы психологического исследования.

II. Основное содержание тем.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...