Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 9. Понятие об эффективности психодиагностики.Эффективность психодиагностики как проблема психологических исследований. Определение и структура эффективности психодиагностики. Практика расчета эффективности. Теоретическая (методологическая) и организационная эффективность психодиагностики. Теоретическая эффективность и достоверности эмпирических данных. Организационная эффективность как оптимальная организация, совершенствование структуры и методики психологического исследования и его автоматизации. Методическая эффективность. Методическая эффективность как соотношение прогноза и реального поведения человека. Экономическая эффективность. Соотношение психодиагностики и отбора персонала, проведенного при помощи психологических методов. Литература: 1-4. Тема 10. Особенности применения автоматизированных средств психодиагностики. История развития идей о формализации психических явлений и их измерении. История развития вычислительной техники в сфере гуманитарных наук. Дискуссия о возможности создания «искусственного интеллекта». Концепция автоматизации психологических исследований. Этапы автоматизации психологических исследований. Методологические, методические и технологические проблемы внедрения автоматизированных систем в психодиагностику. Обзор и общая характеристика автоматизированных психологических методик, использующихся в отечественной психологической практике. Литература: 1-4. Литература Основная 1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2001. 2. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. СПб.: Речь, 2002. 3. Психологическая психодиагностика: Учебное пособие/Под ред. К.М.Гуревиа, Е.М.Борисовой. М.: УРАО, 2000. 4. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов. Москва, Ростов-на-Дону: "Феникс", 1996.
Дополнительная 1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 2. Айзенк Г. Классические IQ тесты. М., 2001. 3. Айзенк Г., Айзенк М. Исследования человеческой психики. М., 2001. 4. Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении /Пер. с англ. М.: ЭКСМО–Пресс, 2001. 5. Ануфриев А.Ф. Психологический диагноз: система основных понятий. М.: МГОПИ, изд-во "Альфа", 1995. 6. Белый Б.И. Тест Роршаха. Практика и теория/Под ред. Л.Н.Собчик. СПб, 1992. 7. Большой толковый психологический словарь. В 2-х томах. Пер. с англ. Ребер А. М.: АСТ, Вече 2001. 8. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике. СПб.: Питер Ком, 1999. 9. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990. 10. Гласс Дж., Станли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М., 1976 11. Девятко И.Ф. Диагностическая процедура в социологии. Очерк истории и теории. М.: Наука, 1993. 12. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2000. 13. Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика. СПб.: Братство, 1994. 14. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности СПб: Питер, 2000. 15. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. Учебник. – 2002. 16. История психологии. (Период открытого кризиса): Тексты / Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. 17. Кулагин Б.В.. Основы профессиональной психодиагностики. – Л., 1984. 18. Лаак Я. Тер Психодиагностика: проблемы содержания и методов. – М.: Ин-т практической психологии, Воронеж: НПО: МОДЕК, 1996. 19. Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. 20. Носс И.Н. Введение в технологию психодиагностики. М.: Ин-т психотерапии, 2003. 21. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М.: Изд-во МГУ, 1988. 22. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие/В.Д.Балин и др.; Под общей ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. СПб.: Питер, 2002. 23. Проективная психология / Пер. с англ. М.: ЭКСИМО-Пресс, 2000. 24. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. 25. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. СПб.: Речь, 2002. 26. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности: Теория и практика психодиагностики. М.: Ин-т прикладной психологии, 1997. 27. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. Диагностика межличностных отношений модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири. М., 1990. 28. Собчик Л.Н. Психодиагностика: методы и методология. М., 1990. 29. Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. Л., 1972 30. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: Руководство по репертуарным личностным методикам. М.: Прогресс, 1987. 31. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: ВЛАДОС, 1998. 32. Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику. Теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. М., 1983. 33. Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность. М.: АСТ, 1997. 34. Ярошевский М.Г. История психологии. М.: Мысль, 1985.
Программу подготовил И.Н. Носс – доцент, кандидат психологических наук.
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ» Требования федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания Общее представление о методологии науки; методология психологии, теория, метод и меодика; парадигма; классическая и постклассическая парадигма науки; специфика психологического знания; научное и ненаучное психологическое знание; проблема объективности; категории психологии; деятельность, отражение, личность; сознание и общение; основные принципы психологии; активность, развитие, детерминизм, системность; структура психологических учений; психофизическая и психофизиологическая проблемы. I. Целевая установка и организационно-методические рекомендации. Методологические основы психологии являются одной из фундаментальных учебных дисциплин. Значение учебной дисциплины для подготовки студентов обусловлено ее теоретико-методологическими возможностями формирования образовательного базиса профессионального психолога. Учебная программа по дисциплине «Методологические основы психологии» разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта. Изучение учебной дисциплины осуществляется в целях: - глубокого усвоения студентами методологических основ психологического исследования; - овладения общенаучной, частной методологией психологии и методами диагностики, развития и коррекции; - формирования у студентов профессионального мировоззрения, устойчивого интереса и творческого подхода к будущей практической деятельности. В результате изучения учебной дисциплины студенты должны ЗНАТЬ: - общие основы методологии психологии, различные уровни ее составляющие; - общенаучные и частно-научные методологические принципы психологического исследования; - основные методы психодиагностики, коррекции, формирования и развития; - основные способы организации психологического исследования; - содержание программы и основных этапов психологического - исследования; - основные требования, предъявляемые к психологическим исследованиям (курсовая работа, дипломная работа, диссертационное исследование); - категориальный аппарат учебной дисциплины. ИМЕТЬ НАВЫКИ: - практического использования приобретенных психологических знаний в условиях будущей профессиональной деятельности; - применения основных методов психодиагностики, психокоррекции, развития и формирования при проведении психологических исследований. УМЕТЬ: - разрабатывать программу психологического исследования (курсовая, дипломная работа); - применять методы наблюдения, эксперимента, опросный метод, биографический метод, тестовый метод и т.д. при проведении психологического исследования; - изучать межличностные отношения в группе (коллективе) при помощи социометрического метода; - разработать, спланировать и осуществлять простейший психологический эксперимент. ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: - о месте учебной дисциплины «Методологические основы психологии» в системе психологического знания; - о новых направлениях, методологических подходах к исследованию психологических проблем в стране и за рубежом; - об основах научных работах по методологии психологии видных отечественных и зарубежных ученых. Учебная дисциплина «Методологические основы психологии» наряду с общей психологией, возрастной психологией, психологическим практикумом в значительной мере систематизирует базовые общенаучные и общепсихологические знания обучаемых по методологии и методам психологической науки. Данная учебная дисциплина закладывает теоретико-методологические и методические основы для изучения студентами педагогической психологии, социальной психологии, математических методов в психологии, конфликтологии, психологии управления и др. психологических дисциплин. Содержание дисциплины «Методологические основы психологии» базируется на основных отечественных и зарубежных подходах, раскрывающих методологию и методы познания, представленных в трудах Ананьева Б.Г., Леонтьева А.Н, ЛомоваБ.Ф., Рубинштейна С.Л., Выготского Л.С., Готтсданкера Р., Анастази А., Шмелева А.Г., Ядова В.А. и др. Изучение дисциплины помимо фундаментальной психологической подготовки носит выраженную практическую направленность и во многом дополняет курсы экспериментальной психологии, психодиагностики и профессиологии. Курс «Методологические основы психологии» включает в себя взаимосвязанные между собой девять тем, последовательно раскрывающих теоретические и прикладные основы учебной дисциплины. Основными видами учебных занятий являются лекции, семинарские и практические занятия, а также самостоятельная работа студентов. В процессе чтения лекций раскрываются фундаментальные проблемы учебной дисциплины. Студенты овладевают системой знаний методологического, мировоззренческого характера. При проведении семинарских и практических занятий особое внимание целесообразно сосредоточить на формировании у студентов практических навыков и умений разработки и составления программы психологического исследования. Студентам, изучающим курс, рекомендуется внимательно воспринимать и творчески осмысливать основное содержание занятий, вести записи в рабочих тетрадях, дополнять и углублять учебный материал в часы самостоятельной работы, особенно при подготовке к семинарским и практическим занятиям, конспектировать не только обязательную, но и дополнительную литературу. Преподавание и изучение первых трех тем призвано обеспечить усвоение студентами общих основ методологии, общенаучного и частного уровней ее составляющих. При изучении данных тем предусмотрены семинарские занятия и самостоятельная работа по углубленному изучению, конспектированию научных трудов ученых, закреплению полученных знаний в процессе групповой работы. Вторая часть программы ориентирована на овладение студентами практическими навыками и умениями разработки и использования психодиагностических и формирующих методов при подготовке и проведении психологических исследований (курсовая работа, дипломная работа). Кроме того, студенты приобретают первичные навыки разработки и составления программы психологического исследования. II. Основное содержание тем. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |