Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 7. Социометрический метод исследования.

История развития социометрического метода. Социометрия как метод изучения межличностных отношений в группе. Возможности социометрического метода. Социометрические критерии и социометрические индексы.

Процедура проведения социометрического исследования. Основные этапы социометрического исследования. Социометрическая карточка. Социометрическая матрица. Графическое представление результатов исследования. Методика расчета основных социометрических индексов.

Ограничения социометрического метода. Достоинства метода и недостатки. Практическая работа по подготовке и проведению социометрического исследования.

Литература: 1,2.

Тема 8. Опросы и процедура их проведения.

Опросы как методы диагностики. Разновидности опросов. Интервьюирование и анкетирование. Процедура интервьюирования. Достоинства и недостатки. Анкетирование. Виды анкет. Процедура анкетирования. Основные этапы работы по подготовке анкеты. Определение целей и задач исследования. Формулирование вопросов. Составление первого варианта анкеты. Пилотаж анкеты. Доработка анкеты. Использование анкеты. Основные правила формулирования вопросов анкеты. Последовательность вопросов анкеты. Основные достоинства и недостатки анкетного метода.

Практические рекомендации по разработке и использованию анкет.

Литература: 1,2.

Тема 9. Программа и основные этапы психолого-педагогического исследования.

Понятие о программе психологического исследования. Методологическая и процедурная части программы. Обоснование и формулирование проблемы. Определение объекта, предмета, целей и задач исследования. Выдвижение рабочих гипотез. Логический анализ основных понятий.

Составление плана исследования. Набросок основных процедур сбора и обработки первичных данных.

Основные этапы психологического исследования и их характеристика. Разработка программы. Определение выборки. Разработка методик изучения психологического явления. Пробное исследование, доработка программы и методик исследования. Сбор первичной информации. Качественная и количественная обработка собранных данных. Анализ и интерпретация полученных результатов. Обоснование и формулироание выводов и практических рекомендаций.

Программа и основные этапы дипломного исследования (дипломной работы). Особенности диссертационного исследования.

Литература: 1, 2.

Литература

Основная

1. Загвязинский В.И., Атаканов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования.М.: 2001

2. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования .- М.: Педагогика, 1993г.

Дополнительная

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. -М.: 1997 г.

2. Анастази А. Психологическое тестирование –М.: ВЛАДОС, 2001 г.

3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М.: ЮНИТИ, 2001 г.

4. Как провести социометрическое исследование/ Под ред. М.К.Горшкова и Ф.Э.Шерети –М.: Политиздат, 1985 г.

5. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. –М.: МГУ, 1982 .

6. Немов П.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 3. –М.: ВЛАДОС, 1998 г.

7. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. –М.: Наука, 1987 г.

8. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии – М.: Наука, 1984 г.

9. Лазурский А.Ф. Естественный эксперимент и его школьное применение. - Пг.1918 г.

10. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании.-М.: Наука, 1982 г.

11. Бине А. введение в экспериментальную психологию – С. Петербург, 1985г.

12. Выготский Л.С. педагогическая психодиагностика. –М.: 1990 г.

13. Диагностика умственного развития дошкольников/ Под ред. Л.А.Венгер, В.В.Холмовской. -М.: Педагогика,1978 г.

14. Дистанционное наблюдение и экспертная оценка –М.: Наука, 1982 г.

15. Кабанов М.М., ЛичкоА.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике.- М.: Медицина, 1983 г.

16. Панасюк А.Ю. Адаптированный вариант методики Д.Векслера (WISC) – М.: 1973 г.

17. Практическая психология в образовании/ Под ред. И.В.Дубровиной. -М.: 1997 г

18. Сластенин В.А. Каширин В.П. Психология и педагогика. -М.: Изд.центр Академия, 2001 г.

19. Столяренко А.Д. Основы психологии. Практикум –Ростов н/д,2001 г.

20. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. –М.: Политиздат, 1975г.

21. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. –М.:МГУ, 1972 г.

22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т.–М.:Педагогика, 1989г.

23. Общая психодиагностика –М.: Изд-во МГУ, 1987 г.

24. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. М.: ФЕНИКС, 1996 г.

25. Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосоматику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности –М.: Изд-во МГУ, 1983 г.

26. Шмелев А.Г. Психодиагностика и новые информационные технологи. Компьютеры и познание. – М.: Наука, 1990 г.

27. Ярошевский М.Г. История психологии. М.: Логос, 2001 г.

Программу подготовил Н.Н. Азарнов – профессор,

Кандидат психологических наук.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ»

Требования федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания.

Измерение в психологии; типы шкал; представление данных; описательная статистика; меры связи; метрика; методы одномерной и многомерной прикладной статистики; многомерное шкалирование; многомерный анализ данных (факторный, кластерный); дисперсионный анализ; анализ данных на компьютере, статические пакеты; приближенные вычисления; возможности и ограничения конкретных компьютерных методов обработки данных; стандарты обработки данных; нармативы представления результатов анализа данных в научной психологии; методы математического моделирования; модели индивидуального и группового поведения, моделирование когнитивных процессов и структур, проблема искусственнго ителлекта.

I. Целевая установка и организационно-методические
рекомендации.

Курс математической методов в психологии рассчитан как на студентов специальности психология, так и на студентов ряда других гуманитарных специальностей, чья профессиональная деятельность может быть связана с использованием статистических методов в подготовке и проведении экспериментального или прикладного практического исследования. В определенной степени это может быть отнесено к проведению тестирования, различного рода анкетирования, а также использованию математических методов в оценке статистических гипотез и выяснении надежности результатов проведенного исследования.

Вместе с тем, необходимо отметить, что без знания фундаментальных понятий теории вероятностей и математической статистики решение перечисленных выше задач является трудно выполнимым. Кроме того, внедрение средств вычислительной техники и современных информационных компьютерных технологий в профессиональную деятельность, как психолога-исследователя, так и практического психолога позволяет рассмотреть вопросы использования математических методов с новых, более современных позиций.

Учебная программа по дисциплине «Математические основы психологии» разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Задачи дисциплины:

- освоение студентами с основных положений теории вероятностей и важнейшими понятиями математической статистики;

- изучения на реальных примерах конкретных приложений использования статистических методов в оценке результатов тестирования, анкетирования и т. д.;

- рассмотрения основ планирования эксперимента и оценки статистических гипотез;

- знакомства с методикой обработки и представления результатов проведения исследования, а также способами представления исходной и конечной информации.

В результате изучения учебной дисциплины студенты должны

ЗНАТЬ:

- основные положения теории вероятностей и математической статистики;

- общенаучные методологические принципы вероятностных оценок изучаемых психолого-педагогических процессов;

- основные способы организации сбора и обработки информации;

- категориальный аппарат учебной дисциплины.

ИМЕТЬ НАВЫКИ:

- практического использования приобретенных знаний в условиях будущей профессиональной деятельности;

- применения основных методов обработки данных при проведении психолого-педагогических исследований.

УМЕТЬ:

- разрабатывать программу проведения эксперимента с использованием математических методов;

- пользоваться прикладными пакетами программ для обработки и анализа данных психолого-педагогического исследования.

II. Основное содержание тем.

Тема 1. Введение, общие вопросы обработки информации.

Первая лекция посвящена трем вопросам: введение и краткое описание тех возможностей, которые предоставляют исследователю статистические методы в сочетании с использованием информационных компьютерных технологий; основные понятия теории множеств; элементы комбинаторики.

Лекция носит в определенной степени установочный характер и призвана дать соответствующий инструментарий, без которого использование статистических методов и имеющихся готовых методик будет достаточно затруднительно, а порой и просто невозможно. Естественно, что данные понятия были даны ранее, вместе с тем, необходимо напомнит студентам данный материал.

Основные понятия: множество, подмножество, пустое множество, объединение, пересечение множеств, логическое «и», «или», «не». Факториал числа, размещения, перестановки, сочетания.

Литература: 1-10.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...