Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 7. Социометрический метод исследования.История развития социометрического метода. Социометрия как метод изучения межличностных отношений в группе. Возможности социометрического метода. Социометрические критерии и социометрические индексы. Процедура проведения социометрического исследования. Основные этапы социометрического исследования. Социометрическая карточка. Социометрическая матрица. Графическое представление результатов исследования. Методика расчета основных социометрических индексов. Ограничения социометрического метода. Достоинства метода и недостатки. Практическая работа по подготовке и проведению социометрического исследования. Литература: 1,2. Тема 8. Опросы и процедура их проведения. Опросы как методы диагностики. Разновидности опросов. Интервьюирование и анкетирование. Процедура интервьюирования. Достоинства и недостатки. Анкетирование. Виды анкет. Процедура анкетирования. Основные этапы работы по подготовке анкеты. Определение целей и задач исследования. Формулирование вопросов. Составление первого варианта анкеты. Пилотаж анкеты. Доработка анкеты. Использование анкеты. Основные правила формулирования вопросов анкеты. Последовательность вопросов анкеты. Основные достоинства и недостатки анкетного метода. Практические рекомендации по разработке и использованию анкет. Литература: 1,2. Тема 9. Программа и основные этапы психолого-педагогического исследования. Понятие о программе психологического исследования. Методологическая и процедурная части программы. Обоснование и формулирование проблемы. Определение объекта, предмета, целей и задач исследования. Выдвижение рабочих гипотез. Логический анализ основных понятий. Составление плана исследования. Набросок основных процедур сбора и обработки первичных данных. Основные этапы психологического исследования и их характеристика. Разработка программы. Определение выборки. Разработка методик изучения психологического явления. Пробное исследование, доработка программы и методик исследования. Сбор первичной информации. Качественная и количественная обработка собранных данных. Анализ и интерпретация полученных результатов. Обоснование и формулироание выводов и практических рекомендаций. Программа и основные этапы дипломного исследования (дипломной работы). Особенности диссертационного исследования. Литература: 1, 2. Литература Основная 1. Загвязинский В.И., Атаканов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования.М.: 2001 2. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования .- М.: Педагогика, 1993г. Дополнительная 1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. -М.: 1997 г. 2. Анастази А. Психологическое тестирование –М.: ВЛАДОС, 2001 г. 3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М.: ЮНИТИ, 2001 г. 4. Как провести социометрическое исследование/ Под ред. М.К.Горшкова и Ф.Э.Шерети –М.: Политиздат, 1985 г. 5. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. –М.: МГУ, 1982 . 6. Немов П.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 3. –М.: ВЛАДОС, 1998 г. 7. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. –М.: Наука, 1987 г. 8. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии – М.: Наука, 1984 г. 9. Лазурский А.Ф. Естественный эксперимент и его школьное применение. - Пг.1918 г. 10. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании.-М.: Наука, 1982 г. 11. Бине А. введение в экспериментальную психологию – С. Петербург, 1985г. 12. Выготский Л.С. педагогическая психодиагностика. –М.: 1990 г. 13. Диагностика умственного развития дошкольников/ Под ред. Л.А.Венгер, В.В.Холмовской. -М.: Педагогика,1978 г. 14. Дистанционное наблюдение и экспертная оценка –М.: Наука, 1982 г. 15. Кабанов М.М., ЛичкоА.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике.- М.: Медицина, 1983 г. 16. Панасюк А.Ю. Адаптированный вариант методики Д.Векслера (WISC) – М.: 1973 г. 17. Практическая психология в образовании/ Под ред. И.В.Дубровиной. -М.: 1997 г 18. Сластенин В.А. Каширин В.П. Психология и педагогика. -М.: Изд.центр Академия, 2001 г. 19. Столяренко А.Д. Основы психологии. Практикум –Ростов н/д,2001 г. 20. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. –М.: Политиздат, 1975г. 21. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. –М.:МГУ, 1972 г. 22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т.–М.:Педагогика, 1989г. 23. Общая психодиагностика –М.: Изд-во МГУ, 1987 г. 24. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. М.: ФЕНИКС, 1996 г. 25. Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосоматику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности –М.: Изд-во МГУ, 1983 г. 26. Шмелев А.Г. Психодиагностика и новые информационные технологи. Компьютеры и познание. – М.: Наука, 1990 г. 27. Ярошевский М.Г. История психологии. М.: Логос, 2001 г. Программу подготовил Н.Н. Азарнов – профессор, Кандидат психологических наук. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ» Требования федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания. Измерение в психологии; типы шкал; представление данных; описательная статистика; меры связи; метрика; методы одномерной и многомерной прикладной статистики; многомерное шкалирование; многомерный анализ данных (факторный, кластерный); дисперсионный анализ; анализ данных на компьютере, статические пакеты; приближенные вычисления; возможности и ограничения конкретных компьютерных методов обработки данных; стандарты обработки данных; нармативы представления результатов анализа данных в научной психологии; методы математического моделирования; модели индивидуального и группового поведения, моделирование когнитивных процессов и структур, проблема искусственнго ителлекта. I. Целевая установка и организационно-методические Курс математической методов в психологии рассчитан как на студентов специальности психология, так и на студентов ряда других гуманитарных специальностей, чья профессиональная деятельность может быть связана с использованием статистических методов в подготовке и проведении экспериментального или прикладного практического исследования. В определенной степени это может быть отнесено к проведению тестирования, различного рода анкетирования, а также использованию математических методов в оценке статистических гипотез и выяснении надежности результатов проведенного исследования. Вместе с тем, необходимо отметить, что без знания фундаментальных понятий теории вероятностей и математической статистики решение перечисленных выше задач является трудно выполнимым. Кроме того, внедрение средств вычислительной техники и современных информационных компьютерных технологий в профессиональную деятельность, как психолога-исследователя, так и практического психолога позволяет рассмотреть вопросы использования математических методов с новых, более современных позиций. Учебная программа по дисциплине «Математические основы психологии» разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта. Задачи дисциплины: - освоение студентами с основных положений теории вероятностей и важнейшими понятиями математической статистики; - изучения на реальных примерах конкретных приложений использования статистических методов в оценке результатов тестирования, анкетирования и т. д.; - рассмотрения основ планирования эксперимента и оценки статистических гипотез; - знакомства с методикой обработки и представления результатов проведения исследования, а также способами представления исходной и конечной информации. В результате изучения учебной дисциплины студенты должны ЗНАТЬ: - основные положения теории вероятностей и математической статистики; - общенаучные методологические принципы вероятностных оценок изучаемых психолого-педагогических процессов; - основные способы организации сбора и обработки информации; - категориальный аппарат учебной дисциплины. ИМЕТЬ НАВЫКИ: - практического использования приобретенных знаний в условиях будущей профессиональной деятельности; - применения основных методов обработки данных при проведении психолого-педагогических исследований. УМЕТЬ: - разрабатывать программу проведения эксперимента с использованием математических методов; - пользоваться прикладными пакетами программ для обработки и анализа данных психолого-педагогического исследования. II. Основное содержание тем. Тема 1. Введение, общие вопросы обработки информации. Первая лекция посвящена трем вопросам: введение и краткое описание тех возможностей, которые предоставляют исследователю статистические методы в сочетании с использованием информационных компьютерных технологий; основные понятия теории множеств; элементы комбинаторики. Лекция носит в определенной степени установочный характер и призвана дать соответствующий инструментарий, без которого использование статистических методов и имеющихся готовых методик будет достаточно затруднительно, а порой и просто невозможно. Естественно, что данные понятия были даны ранее, вместе с тем, необходимо напомнит студентам данный материал. Основные понятия: множество, подмножество, пустое множество, объединение, пересечение множеств, логическое «и», «или», «не». Факториал числа, размещения, перестановки, сочетания. Литература: 1-10. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |