Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 16. Психическое развитие в пубертатном периоде.

Общая характеристика пубертатного периода развития – физиологический, психофизиологический, психологический аспекты. Развитие психических процессов в подростковом возрасте. Развитие личности подростка. Новый период в становлении самосознания. Психосексуальное развитие подростка. Особенности самооценки подростка. Подростковый период как критический с точки проявления акцентуаций характера, психопатий, дебютов ряда психических заболеваний. Специфика межличностных отношений подростка со сверстниками и взрослыми. Подростковые реакции. Группирование со сверстниками. Подростковые протестные реакции. Подростковые хобби. Подростковая субкультура и ее особенности. Психопрофилактика и психокоррекция острых проявлений подросткового кризиса.

Литература: 1-8.

Тема 17. Психическое развитие в юношеском возрасте.

Социальная ситуация развития в юношеском возрасте. Общая характеристика психического развития в юношеском возрасте. Развитие психических процессов в юношеском возрасте. Развитие личности в юношеском возрасте. Становление мировоззрения, работа по осознанию мотивов. Профессиональное и личностное самоопределение. Психосексуальное развитие в юношеском возрасте. Специфика самооценки. Особенности межличностных отношений юношей (девушек). Дружба и любовь.

Литература: 1-8.

Тема 18. Молодость как жизненный этап развития личности.

Общая характеристика молодости как этапа личностного развития (Э.Эриксон). Освоение профессии и выбор спутника жизни как ключевые задачи данного этапа развития личности. Этапы профессионального становления специалиста. Выбор парнера по браку и его детерминанты. Личностная и социальная зрелость партнеров как предпосылки прочного семейного союза. Специфика функционирования психических процессов в молодости. Особенности личностного развития в период молодости. Специфика межличностных отношений в период молодости.

Литература: 1-8.

 

Тема 19. Зрелость как жизненный этап развития личности.

Общая характеристика зрелости как этапа личностного развития. Э.Эриксон об особенностях развития личности в зрелости. Динамика функционирования психических процессов в зрелости. Проблема соотношения процессов инволюции и эволюции в динамике функционирования психических процессов в зрелости. Специфика развития личности в зрелости. Акме. Кризисы зрелого возраста, их сущность, феноменология, профилактика, возможные подходы к коррекции острых проявлений кризисов зрелости.

Литература: 1-8.

 

Тема 20. Старость как жизненный этап развития личности.

Общая характеристика старости как жизненного этапа развития личности. Понятие старения, его физиологический, анатомический, психологический аспекты. Динамика функционирования психических функций в старости. Феномен «последнего спада» и его возможные объяснения. Личностное развитие в старости. Особенности личности людей старческого возраста. Специфика межличностных отношений людей старческого возраста со сверстниками и представителями младших поколений. Кризисы старческого возраста, их сущность, феноменология, возможные подходы к коррекции острых проявлений кризисов старческого возраста.

Литература: 1-8.

 

ЛИТЕРАТУРА.

1. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. М., 2000.

2. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., 1999.

3. Мухина В. С. Возрастная психология. М., 2000.

4. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995.

5. Практикум по возрастной психологии. Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. М., 2002.

6. Психология развития. Хрестоматия. СПб., 2001.

7. Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. СПб., 2002.

8. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 2000.

Программу подготовила А.Н. Азарнова – старший преподаватель.

 

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Требования федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания

 

Основные принципы закономерности взаимосвязи процессов обучения и развития человека; теории учения и их сравнительная роль в организации современного образования; структура, функционирование и условия развития деятельности учения и взаимодействий между участниками образовательного процесса на разных этапах онтогенеза; характеристика и сравнительные особенности развития познавательных процессов и процесса развития личности в ситуациях обучения и воспитания; психологический анализ развивающих функций традиционной и инновационной стратегий организации образования; проектировочно-конструктивная деятельность преподавателя при организации учебно-воспитательных ситуаций.

1. Целевая установка и организационно-методические рекомендации

Педагогическая психология является одной из центральных, профилирующих дисциплин в системе подготовки психологов.

Она направлена на создание условий для развития профессионального мировоззрения будущих специалистов, овладение ими системой психологических знаний педагогического процесса, навыками и умениями анализа и решения психолого-педагогических задач, психологической диагностики, коррекции и консультирования.

Цель курса – помочь студентам в творческом освоении подходов к современным концепциям учения и преподавания, развития и самосовершенствования личности учащегося и учителя в образовательном процессе.

Учебная программа по педагогической психологии разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта с использованием результатов современных исследований по психолого-педагогической проблематике и педагогической практикой.

В результате изучения учебной дисциплины студенты должны

ЗНАТЬ:

- предмет, задачи, методы и основные категории педагогической психологии;

- современные концепции педагогического процесса и их психологические основания;

- проблемы профессиональной подготовки и личностного развития учителя;

- психологическое строение и основные стили педагогической деятельности;

- психологические механизмы и закономерности усвоения знаний, овладения навыками и умениями;

- основные концепции психического развития, воспитания и самовоспитания учащихся;

- психологическую структуру учебной деятельности школьника (студента);

- психологические особенности личности учащегося и педагога;

- психологические основы педагогического коллектива;

- психологические проблемы дифференцирования, индивидуализации и компьютеризации обучения.

ИМЕТЬ НАВЫКИ:

- практического использования психологических знаний в условиях будущей профессиональной деятельности;

- применения основных методов психодиагностики и психокоррекции в работе с учащимися (студентами);

УМЕТЬ:

- изучать и анализировать разнообразные педагогические ситуации и принимать психологически обоснованные решения;

- осуществлять психологический анализ урока, лекционного и семинарского занятия и разрабатывать обоснованные рекомендации учителю, преподавателю;

- выявлять, анализировать и обосновывать проблемы психологической работы с различными группами учащихся и определять эффективные пути их решения.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:

- о месте педагогической психологии в системе психологических наук;

- об отклонениях в психическом развитии детей, способах их выявления и коррекции;

- о новых направлениях развития педагогической психологии, тенденциях ее развития в стране и за рубежом;

- об основных научных работах видных отечественных и зарубежных ученых по проблематике педагогической психологии;

- о взаимосвязи и взаимопереплетении педагогической психологии и педагогики.

Педагогическая психология наряду с общей, возрастной психологией, в значительной мере систематизирет базовые общепсихологические знания студентов по проблемам обучения, воспитания и развития. Данная дисциплина закладывает теоретико-методические основы для профессионального становления и развития будущих специалистов.

Содержание учебной дисциплины «Педагогическая психология» базируется на основных отечественных и зарубежных подходах к анализу педагогического процесса, представленных в трудах Б.Г. Ананьева, Д. Брунера, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, И.И. Ильясова, А.Н. Леонтьева, В.Я. Ляудис, Ж.Ж. Пиаже, Н.Ф. Талызиной, В.Франкла, К. Юнга, Д.Б. Эльконина и других ученых.

Изучение дисциплины помимо фундаментальной психологической подготовки носит выраженную практическую направленность и во многом дополняет курсы профессиологии, возрастной и экспериментальной психологии.

Курс педагогической психологии включает в себя взаимосвязанные между собой четыре раздела, последовательно раскрывающих теоретические и прикладные основы учебной дисциплины.

Изучение первого раздела направленно на овладение студентами методологических основ педагогической психологии, психологических механизмов и закономерностей учения, преподавания, воспитания и развития. Второй раздел посвящен раскрытию психологических особенностей личности и деятельности педагога, основных видов его действий и индивидуального стиля педагогической деятельности. Изучая третий раздел, студенты овладевают системой представлений о психологических основах учебной деятельности школьников, современных информационных образовательных технологиях. Четвертый раздел программы посвящен психологическим проблемам воспитания и самовоспитания учащихся и педагогов в образовательном процессе.

Основными видами занятий являются лекции, семинарские занятия с элементами социально-психологических тренингов, деловых игр, решения психолого-педагогических задач, «мозговых штурмов» и «интеллектуальных разминок».

При проведении семинарских и практических занятий особое внимание целесообразно уделить формированию у студентов практических навыков и умений психодиагностической, психокоррекционной, и проектировочной работы в образовательном процессе.

Конечная дидактическая задача курса заключается в том, чтобы подвести студентов к решению задач и конструирования разного типа учебно-воспитательных ситуаций в качестве средства управления интеллектуальным и личностным развитием учащихся.

Студентам, изучающим курс, рекомендуется внимательно воспринимать и творчески осмысливать основное содержание занятий, вести записи в рабочих тетрадях, дополнять и углублять учебный материал в часы самостоятельной работы, особенно при подготовки к семинарским занятиям, конспектировать не только обязательную, и дополнительную литературу.

 

 

Содержание разделов и тем.

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...