Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. Методологические основы педагогической психологии.

Система категорий педагогической психологии: образование, обучение, развитие, воспитание, социальная ситуация развития, педагогический процесс, знания, навыки, умения, обучаемость, креативность и т.д.

Методология педагогической психологии. Общая методология, частная методология, методы педагогической психологии (психодиагностические, корректирующе-развивающие). Основные принципы педагогической психологии. Характеристика фундаментальных и прикладных исследований.

Литература:1,2,3

 

Тема 4. Социально-психологическая модель образовательного (педагогического) процесса.

Психологическая характеристика современного образования: образование как социальный институт, как система, как процесс и результат. Основные тенденции и психологические принципы современного образования. Педагогическая подсистема в общей системе образования.

Социально-писхологическая модель обучения и воспитания. Обучение как специфический вид социального взаимодействия. Психологический анализ педагогического взаимодействия в образовательной системе. Субъекты взаимодействия. Действия учеников и учителей в системе взаимодействия. Анализ основных трудностей педагогического взаимодействия. Психологические условия, определяющие эффективность педагогического взаимодействия.

Литература:1,2,3.

Тема 5. Психологические механизмы и концептуальные схемы учения и преподавания.

Основные механизмы учения и преподавания и их психологический анализ. Викарное научение. Механизм проб и ошибок. Инсайт. Ассоциативно-рефлекторный механизм. Механизм интериоризации и экстериоризации.

Ассоциотивно-рефлекторная схема учения и преподавания. Теория поэтапного формирования умственных действий (П. Гальперин, Н. Талызина). Проблемное обучение (В. Оконь, М. Махмутов, А. Матюшкин, И. Лернер). Знаково-контекстное обучение. Программированное обучение (Б. Скиннер, Н. Кроудер). Инновационное и традиционное обучение.

Литература:1,2,3

 

Тема 6. Психологические основы усвоения знаний, овладения навыками и умениями.

Основные подходы к определению усвоения (Н.Д. Левитов, В.А. Крутецкий, П.И. Зинченко, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин).

Структурная организация усвоения. Основные характеристики усвоения. Психологические механизмы усвоения знаний. Закономерности овладения навыками и умениями. Критерии сформированности навыка. Факторы, влияющие на формирование навыка.

Литература:1,2,3

 

Тема 7. Психологический анализ основных подходов к развитию личности в образовательном процессе.

Вклад концепций Ж. Пиже, Б. Скиннера, Дж. Брунера, С. Пейперта, П.Я. Гальперина – Н.Ф. Талызиной, В.В. Давыдова – Д.Б. Эльконина, Л.В. Занкова, А.В. Петровского в решении проблемы взаимосвязи обучения и развития. Редукционисткие тенденции в каждом из направлений психологического анализа развития. Вред универсализации концепций и мополизации их права на истину. Появление новых направлений трактовки проблемы взаимосвязи обучения и психического развития на основе дифференцации двух стратегий организации обучения: стратегии традиционного и инновационного обучения.

Психологический анализ процесса развития личности. Общая характеристика развития. Социальная ситуация развития. Уровни умственного развития (по Л.С. Выготскому). Развивающее обучение по системе Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина.

Литература:1,2,3

 

Тема 8. Психологические особенности личности и деятельности преподавателя.

Педагог как личность и субъект педагогической деятельности. Психологический анализ личности педагога. Педагогическая направленность, характер, педагогические способности, педагогический такт, личностные качества и профессиоальнная подготовленность учителя. Общая характеристика педагогической деятельности учителя. Основные функции педагогической деятельности. Соответствие человека педагогической деятельности. Проблемы профессиональной пригодности учителя.

Литература:1,2,3.

 

Тема 9. Психологическая характеристика основных действий преподавателя.

Психологический анализ деятельности преподавателя. Психологическое строение педагогического действия. Основные виды педагогических действий. Действия, направленные на объяснение учебного материала, его закрепление, на формирование навыков и умений учащихся, их развитие, действие, контроля, действия по активизации познавательной сферы учащихся, организаторские действия, проектировочно-гностические и рефлексивные действия.

Литература:1,2,3.

 

Тема 10. Активизация познавательной активности учащихся на различных видах занятий.

Психологическая характеристика познавательной сферы учащихся, психических познавательных процессов. Приемы активизации восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, представлений в педагогическом процессе. Особенности активизации познавательных способностей учащихся на уроках математики, истории и физики.

Литература:1,2,3.

 

Тема 11. Индивидуальные стили педагогической деятельности и авторитет преподавателя.

Понятие о стиле педагогической деятельности. Факторы, определяющие стиль деятельности учителя (по Е.А. Климову). Психологический анализ основных стилей педагогической деятельности и их эффективности. Авторитарный стиль. Демократический стиль. Либеральный стиль. Гибкий стиль. Эмоционально-импровизированный стиль. Эмоционально-методический стиль. Рассуждающе-импровизированный стиль. Рассуждающе-методический стиль.

Авторитет учителя. Закономерности овладения и функционирования авторитета как социально-психологического явления.

Литература:1,2,3.

 

Тема 12. Учет возрастных и индивидуальных различий учащихся в педагогическом процессе

Возрастные особенности учащихся и студентов. Характеристика усвоения социального опыта учащимися на различных возрастных этапах. Анализ основных новообразований. Учет индивидуальных различий в познавательной сфере. Психодинамические различия и их влияние на учебную деятельность. Характер и акцентуации характера. Задатки и способности. Особенности учебной мотивации и условия ее развития.

Литература:1,2,3

 

Тема 13. Психологический анализ урока.

Общая характеристика психологического анализа урока. Содержание психологического анализа урока (Т.Ю. Андрющенко, Н.Ф. Добрынин, С.В. Иванов, И.А. Зимняя, И.В. Карпов, Л.Т. Охитина и др.). Виды психологического анализа урока. Предваряющий психологический анализ. Текущий психологический анализ. Схема психологического анализа урока.

Литература:1,2,3.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...