Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 5. Профессионал в ходе обучения. Профориентация. Профессиональное обучение.

Допрофессиональное подготовка – формирование целостной личности. Формирование операциональной и мотивационной сфер. Профориентация комплекс психолого-педагогических, медицинских, социальных мероприя-тий, направленных на формирование профессионального самоопределения человека, на оптимизацию трудоустройства человека с учетом его склоннос-тей, интересов, способностей, а также с учетом потребностей общества в специалистах. Профессиональное самоопределение и профессиональное «созревание».

Основные этапы профориентации. Профессиональное обучение – психологические характеристики.

Литература:8,16,29,36,38,44.

Тема 6. Профессионализм. Операциональная и мотивационная сфера профессионала.

Профессионализм – производительность труда, достижение высоких профессиональных результатов, наличие психологических компонентов – внутреннее отношение человека к труду, состояние его психических качеств. Технологические и технократические мифы. Мотивы поведения. Ценностные ориентации. Состояние мотивационной и операциональной сфер.

Мотивационная сфера – какие мотивы побуждают человека, какой смысл имеет в его жизни профессиональная деятельность, какие цели он лично стремиться достичь, насколько удовлетворен трудом.

Операциональная сфера – какими приемами достигает поставленные цели, какие технологии использует, какие средства – знания, мыслительные операции, способности.

Ключевые моменты в мотивационной сфере для высоких уровней профессионализма – духовное наполнение профессии.

Ключевые моменты в операциональной сфере для высоких уровней профессионализма – «технологическое» обеспечение.

Литература:13,15,18,26,28.

Тема 7. Психология безопасности труда.

Производственный травматизм – болезнь 20 века. Профилактика производственного травматизма – единственный эффективный метод. Понятия «несчастный случай», «производственный травматизм», «охрана труда». Основной метод охраны труда. Задачи техники безопасности. Объективные и субъективные причины предрасположенности к несчастным случаям.

Теория психологической расположенности к несчастным случаям Карла Марбе. Критика теории К.Марбе. Подверженность и защищенность от опасности. Соотношение понятий «предрасположенность» и «подверженность». К.М.Гуревич – относительные и абсолютные профессии.

Наиболее важные психофизиологические показатели, определяющие подверженность к травматизму – качество перцептивных процессов, качество внимания, уровень сенсомоторной координации, особенности темперамента. Свойства характера, пол, стаж и возраст, психические состояния, влияющие на подверженность травмам.

Литература:19,24,35.

Тема 8. Функциональные состояния человека в труде, принципы и методы их диагностики и коррекции.

Функциональные состояния личности в процессе трудовой деятельности. Работоспособность. Динамика работоспособности. Методы изучения и коррекции функциональных состояний человека в труде.

Литература: 21, 22, 35.

Тема 9. Подбор, расстановка, оценка и аттестация персонала

Основные функции и алгоритм оценки персонала организации. Отбор, конкурсный подбор и работа с персоналом по рекомендациям специалистов. Первая консальтинговая компания (1919 год Уолтер Скотт).

Особенности исследований по оценке кадров в России. Коэффициентная система оценки, использование взаимозависимых и взаимодополняющих социальных, социально-психологических и личностных показателей, комплексного подхода (Б.Г.Ананьев)

Критерии методов, применяющиеся в настоящее время.

Проблемы организаций, для решения которых необходима оценка персонала – аттестация персонала; подбор и расстановка персонала; формирование резерва на выдвижение, подготовка руководителей и повышение их профессиональной компетентности, управленческой культуры; совершенствование управление коллективом; сокращение персонала Литература:2,23,32,41,42,46.

Тема 10. Психологическое содержание карьеры.

Объективный и субъективный критерии удавшейся карьеры. Ориентация на реализацию личностного и профессионального потенциала. Западные исследования по социально-психологическим аспектам карьеры. Теория профессионального самоопределения Д.Сьюпера. Важнейшая детерминанта профессионального пути – профессиональная «Я-концепция». Типы карьеры. Уровни карьеры. Мотивы в построении карьеры – стремление к власти, стремление к успеху, мотив причастности. Основные причины неудач в карьере.

Индивидуальные, личностные факторы, препятствующие достижению кёарьерного успеха.

Группы факторов, определяющих формирование карьеры.

Гендерные аспекты построения карьеры. Факторы, сдерживающие карьерный рост женщин.

Литература: 14, 20, 21, 38,46.

Тема 11. Содержание и принципы профессиональной диагностики. Методы и приемы изучения мотивационной и операциональной сфер. Методы психологии труда.

Задачи профессиональной диагностики – определение наличного уровня профессионализма, установление соответствия человека требованиям профессии и соответствия профессии запросам человека, выявление потенциальных профессиональных возможностей человека, помощь конкретному работнику в использовании его реальных профессиональных возможностей для эффективного выполнения труда.

Системный подход (целостное изучение работника), генетический или динамический подход (изучать работника в динамике), гуманистический и человекоцентристский подход (учитывать возможности и запросы самого человека, исходить из его интересов).

Задачи, связанные с анализом профессии.

Задачи, связанные с изменением психики человека в процессе адаптации к профессии, в ходе выполнения профессиональной деятельности.

Методы и приемы изучения мотивационной сферы профессионализма.

Методы и приемы изучения операциональной сферы профессионализма.

Индивидуальная профессиональная диагностика. Профпригодность. Профотбор. Профессиональная аттестация. Индивидуальная профессиональная диагностическая карта.

Литература 20,28,34.

Литература

1.Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.,1996.

2.Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. М.,1996.

3.Борисова Е.М. ,Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. М.,1991г

4.Бубнова С.С. Психологические аспекты профессиональной консультации //Психологический журнал,1990, №1

5.Вопросы профессиоведения. Под ред. В.Е.Гаврилова, В.Г.Каневец, М.,1982

6. Гаврилов В.Е. Использование модульного подхода для психологической классификаций профессий в целях профориентации.//«Вопросы психологии», 1987, №1

7.Гаврилов В.Е. Составление и использование психологических характеристик профессий в целях профориентации. Л.,1988

8.Гончаров В.С. Профконсультация и выбор профессии старшеклассниками. Психолого-педагогические проблемы трудового воспитания, обучения и профориентации школьников. Круглый стол. // «вопросы психологии», 1985,№5

9.Гарбер Е. И. Методика профессиографии. Саратов, 1992.

10.Зазыкин В.Г., Чернышев А.П. Акмеологические проблемы профессионализма. М.,1993.

11.Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. М..1994.

12. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М.,1992.

13.Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М..1990.

14.Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя. М.,1990.

15.Кузьмина Н.В., Реан А.Л. Профессионализм педагогической деятельности. СПб., 1993.

16.Каверина Р.Д. Опыт психологических классификаций некоторых профессий в целях профконсультации. // «Вопросы психологии», 1978,№4

17.Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.,1995.

18.Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. М.Обнинск,1993.

19.Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.,1998.

20.Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России: Учебное пособие. М.,1992.

21.Климов Е.А. Как выбирать профессию, М., 1990

22.Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной

консультации. М., 1983.

23.Кокурина И.Г. Методика изучения трудовой мотивации. М.,1990.

24.Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. Хрестоматия. М.,1995.

25.Лоос В.Г. Психологическая классификация профессий для целей профессиональной консультации школьников. // «Вопросы психологии», 1974,№5

26.Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя. // «Педагогика», 1995,№ 6

28.Маркова А.К. Психология профессионализма. М.,1996.

29.Методики индивидуальной профконсультации. М., 1982.

30.Мурсалимов Р.В. Метод «веера» профессий в профориентации. 31.Психолого-педагогические проблемы трудового воспитания, обучения и профориентации школьников. Круглый стол. // «Вопросы психологии»,1985, №5

32.Психологические аспекты подбора и проверки персонала. М.,1997.

33.Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента. СПб., 2001.

34.Пряжников Н.С. Профориентационные игры: проблемные ситуации, задачи, карточные методики. М..1991.

35.Пряжников Н.С. Психологический смысл труда, М.,1997.

36.Психология профессиональной подготовки. Под ред. Г.С. Никифирова, СПб, 1993.

37.Рынок и новые профессии. Ярославль.,1993.

38.Составление и использование психологических характеристик профессий в целях профориентации./ Составитель В.Е. Гаврилов Л., 1998.

39.Степанский В.И. Психологические проблемы выбора профессии. М.,1995.

40.Укке Ю.В. Проблемы психологии профессий в США. // «Вопросы психологии»,1972, №1

41.Человек и профессия. Вып.1 Л.,1975, вып.2Л.,1977: вып.3 Л.,1978: вып.4 Л.,1979,вып.5,Л.,1980.

42.Филиппов А.В. Работа с кадрами. Психологический аспект. М.,1990.

43.Фукин А.И. Как составлять профессиограммы. Елабуга, 1990.

44.Худик В.А. Психологическое изучение профессиональной направленности личности в подростковом и юношеском возрасте. Киев,1992.

45.Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.,1994.

46.Чикер, Почебут. Организационная социальная психология. М.,2000.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...