Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Программу подготовил В.Н. Игнаткин – доцент, кандидат

Медицинских наук.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Требования федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания.

Понятие психического дизонтогенеза; параметры дисонтогенеза; виды нарушений психического развития: недоразвитие, задержки развития, поврежденное развитие, искаженное развитие, искаженное развитие; развитие в условиях сложных недостатков в развитии; понятие первичного и вторичного дефектов развития по Л.С. Выготскому; методологический, теоретический и прикладной аспекты профилактики и коррекции отклонений от нормы психологического развития у детей с врожденными или приобретенными дефектами сенсорной, интелектуальной, эмоциональной сфер; общепсихологические, психофизиологические, клиникопсихологические принципы возрастной динамики развития детей с отклонениями в психике и поведении; теоретический анализ направлений и методов корректирующего и восстановительного обучения; прикладные аспекты стимуляции компенсаторного механизмов поведения, психолого-педагогические принципы проектирования и организации ситуации совместной деятельности в системе воспитатель – ребенок – родитель; методы организации системы комплексных психолого-педагогических служб; психологическое обеспечение эффективной интеграции лиц с отклонениями в развитии в общекультурное и образовательное пространство.

I. Целевая установка и организационно-методические рекомендации

 

Специальная психология является одной из дисциплин общепрофессионального блока будущих психологов.

Основная цель преподавания и изучения учебной дисциплины – овладение студентами знаниями о природе психики, факторах ее становления и развития; о видах нарушения психического развития; аспектах стимуляции компенсаторных механизмов, методах организации системы комплексной психолого-педагогической помощи.

Учебная программа по специальной психологии разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта, с использованием результатов современных исследований.

В результате изучения дисциплины студенты должны

ЗНАТЬ:

- предмет, задачи, историю развития, основные отрасли специальной психологии;

- теоретическую базу специальной психологии;

- общую характеристику детей и взрослых, имеющих отклонения в психофизическом развитии;

- сущность, причины возникновения, структуру дефекта в психофизическом развитии;

- психологические основы предупреждения возникновения нарушений в психофизическом развитии;

- систему медицинской, психологической, педагогической помощи людям с нарушенным психофизическим развитием.

 

ИМЕТЬ ПЕРВИЧНЫЕ НАВЫКИ:

- практического использования знаний специальной психологии в условиях будущей профессиональной деятельности;

- работы с людьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии;

- проведения обследования людей с нарушенным психофизическим развитием с помощью специальных методик.

 

УМЕТЬ:

- изучать и анализировать сходные состояния нарушенного развития;

- составлять план коррекционного и комплексного воздействия на людей с нарушенным психо-физическим развитием.

 

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

- о месте специальной психологии в системе наук;

- об основных научных работах отечественных и зарубежных ученых по проблематике специальной психологии;

- о междисциплинарных связях наук, исследующих нарушения в психо-физическом развитии.

Специальная психология изучается в 8 семестре и систематизирует базовые биологические и общепсихологические знания студентов о природе психического и физического статуса людей.

Содержание учебной дисциплины «Специальная психология» базируется на основных отечественных и зарубежных подходах, представленных в трудах Выготского Л.С., Башиной В.М., Зейгарник Б.В., Носковой Л.П., Захарова А.И., Левченко И.Ю., Ковалева В.В., Лебединского В.В., Никольской О.С., Лубовского В.И., Мастюковой Е.М., Рубинштейна С.Я., Сухаревой Г.Е., Семаго Н.Н., Солнцевой Л.И., Kanner Z. и д.р.

Изучение дисциплины помимо фундаментальной подготовки носит выраженную практическую направленность, которая выражается также в проведении практических и семинарских занятий на базах – специальных учреждениях для лиц с различными психофизическими нарушениями.

Основными видами учебных занятий являются лекции, семинарские и практические занятия.

Студентам, изучающим курс, рекомендуется внимательно воспринимать и творчески осмысливать основное содержание занятий, вести записи в тетрадях, дополнять и углублять усвоенные знания во время самостоятельной работы, конспектировать первоисточники.

 

II. Содержание разделов и тем

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ

Тема 1. Предмет и задачи специальной психологии

Место и роль специальной психологии в системе наук. Основные исторические этапы развития специальной психологии. Объект, предмет специальной психологии, основной понятийно-категориальный аппарат. Задачи специальной психологии.

Основные направления специальной психологии.

Литература: 9; 20; 4.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...