Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2.Теоретическая база специальной психологии.

Понятие высшие психические функции», «онтогенез», «дизонтогенез». Параметры дизонтогенеза.

Варианты дизонтогенеза. Раскрытие понятия «структура дефекта».

Литература: 12; 5.

 

РАЗДЕЛ II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ АНОМАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

 

Тема 3. Общая характеристика аномальных детей и взрослых, принципы и методы их обследования.

Понятие «аномальное развитие». Категории аномальных детей. Причины возникновения аномалий в развитии. Принципы обследования детей и взрослых с нарушениями в развитии.

Методы обследования детей и взрослых с нарушениями в развитии. Особенности использования в практической деятельности.

Литература: 13; 9; 14; 11.

 

Тема 4. Технология проведения психологического обследования аномальных детей.

Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной и эмоционально-личностной сферы детей.

Тактика проведения психологического обследования с логическим обоснованием этапов работы и использования методик.

Правила составления заключения по результатам психологического обследования.

Литература: 20, 18, 11.

 

Тема 5. Дети с сенсорными нарушениями (слуха).

Понятие «слух». Причины нарушения слуховой функции. Классификация детей по степени выраженности дефекта, их психологическая характеристика.

Анализ направлений и методов коррекционного и восстановительного обучения. Система обучения и воспитания детей с нарушением слуха.

 

Тема 6. Дети с сенсорными нарушениями (зрения).

Понятие «зрение». Причины нарушения зрительной функции.

Классификация зрительных нарушений. Психолого-педагогичекая классификация детей с нарушением зрения.

Анализ направлений и методов корректирующего и восстановительного обучения. Система обучения и воспитания детей с нарушением зрения.

Литература:19, 4, 14.

 

Тема 7. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Значение опорно-двигательного аппарата в развитии человека. Причины возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата. Дети, страдающие ДЦП, как основная группа детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Психолого-педагогические особенности в зависимости от форма ДЦП.

Анализ направлений и методов корректирующего и восстановительного обучения. Система обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Литература: 19, 4, 14.

Тема 8. Дети с нарушением речи.

Понятие «речь». Развитие речи у детей. Классификация речевых нарушений.

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи.

Анализ направлений и методов корректирующего и восстановительного обучения. Система обучения и воспитания детей с нарушениями речи.

Литература:22, 9, 4, 14.

 

Тема 9. Дети с нарушением интеллекта.

Понятие «умственная отсталость». Причины возникновения умственной отсталости.

Понятие «олигофрения», «деменция». Клиническая и психолого-педагогическая характеристика олигофренов, дементных.

Анализ направлений и методов корректирующего и восстановительного обучения. Система обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта.

Литература:4,6,8,18,14.

Тема 10. Дети с задержкой психического развития (ЗПР)

Понятие «задержка психического развития» (ЗПР). Характер нарушений при ЗПР.

Факторы, способствующие возникновению ЗПР.

Психолого-педагогическая характеристика.

Анализ направлений и методов корректирующего и восстановительного обучения. Система обучения и воспитания детей с ЗПР.

Литература:8,14,4,21.

Тема11. Дети с эмоциональными нарушениями.

Понятие «ранней детский аутизм» (РДА), «шизофрения». Дифференциальная диагностика данных сходных состояний

Причины возникновения нарушений эмоциональной сферы.

Психолого-педагогическая характеристика детей с РДА.

Психолого-педагогическая характеристика детей с шизофренией.

Анализ направлений и методов корректирующего и восстановительного обучения. Особенности работы с данной категорией детей.

Литература: 8,5.14,1,10.

Тема 12. Дети и взрослые с нарушениями поведения и нервными нарушениями.

Понятие «дезадаптация». Реакции дезадаптации. Проявление нервных нарушений у детей и взрослых.

Типы нервных нарушений.

Психолого-педагогическая характеристика детей и взрослых при различных видах нервных нарушений. Типы кризисных ситуаций.

Дифференциальная диагностика сходных состояний.

Основные методы и приемы работ, психологическая помощь данной категории детей и взрослых.

Литература: 10,14,7,8,9,20.

 

Раздел III. ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЕ АНОМАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ.

Тема 13. Учреждения для обучения и воспитания аномальных детей.

Социальная среда и развития аномального ребенка. Учреждения для обучения и воспитания аномальных детей

Принципы организации и комплектования учреждений.

Работа психолого-, медико-педагогических консультаций (ПМПК) и медико-психологических комиссий (МПК).

Роль психолога в учреждении. Личностные качества психолога.

Политика государства в области социальной защиты детей с отклонениями в развитии.

Литература: 9,4,17,15.

Тема 14. Роль семьи в воспитании аномального ребенка.

Семья как основной источник психологического благополучия аномального ребенка.

Типы семейных отношений.

Формы неадекватного семейного воспитания. Кризисные периоды в жизни семьи, имеющей аномального ребенка.

Психолого-педагогические принципы проектирования и организации ситуаций совместной деятельности в системе психолог – ребенок – родитель.

Литература: 14,3.

Литература

1. Башина В.М. Ранняя детская шизофрения. – М.: Медицина, 1989.

2. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. – М.: ACADEMIA, 2002.

3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 5. Основы дефектологии. /Под ред. Т.А. Власовой. – М.: Педагогика, 1983.

4. Дети с ограниченными возможностями. Хрестоматия. /Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. – М.: Изд-во “Гном”, 2001.

5. Детский аутизм. Хрестоматия: Учебное пособие для студен­тов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений. / Сост. Л.М. Шипицина. – СПб.: Изд-во “Дидактика Плюс”, 2001.

6. Дошкольное воспитание аномальных детей. /Под ред. Л.П. Носковой. – М.: Просвещение, 1993.

7. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ре­бенка. – М.: Просвещение,1993.

8. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. – М.: Медицина,1995.

9. Лапина В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М.: Про­свещение, 1990.

10. Лебединский В.В., Никольская О.С. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М.: МГУ, 1990.

11. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. – М.: ACADEMIA, 2000.

12. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. – М.: МГУ, 1985.

13. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития у детей. /НИИ дефектологии. – М.: Пе­дагогика, 1989.

14. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. – М.: Владос, 1990.

15. Малофеев Н.Н. Современное состояние коррекционной педагогики. //Дефектология. – 1996. – № 1. С. 3-10.

16. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. – М., 1985.

17. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. /Под ред.

Н.Н. Семаго. – М.: Аркти, 1999.

18. Рубинштейн С.Я. Психология умственного отсталого школь­ника. – М.: Провещение, 1970.

19. Солнцева Л.И. Современные проблемы тифлопедагогики и тифлопсихологии. //Дефектология. – 1991. – № 5. С. 10-13.

20. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диаг­ностической и коррекционной работы психолога. – М.: Арк­ти, 2001.

21. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. – М.: Педагогика, 1990.

22. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение,1989.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...