Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 2.Теоретическая база специальной психологии.Понятие высшие психические функции», «онтогенез», «дизонтогенез». Параметры дизонтогенеза. Варианты дизонтогенеза. Раскрытие понятия «структура дефекта». Литература: 12; 5.
РАЗДЕЛ II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ АНОМАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
Тема 3. Общая характеристика аномальных детей и взрослых, принципы и методы их обследования. Понятие «аномальное развитие». Категории аномальных детей. Причины возникновения аномалий в развитии. Принципы обследования детей и взрослых с нарушениями в развитии. Методы обследования детей и взрослых с нарушениями в развитии. Особенности использования в практической деятельности. Литература: 13; 9; 14; 11.
Тема 4. Технология проведения психологического обследования аномальных детей. Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной и эмоционально-личностной сферы детей. Тактика проведения психологического обследования с логическим обоснованием этапов работы и использования методик. Правила составления заключения по результатам психологического обследования. Литература: 20, 18, 11.
Тема 5. Дети с сенсорными нарушениями (слуха). Понятие «слух». Причины нарушения слуховой функции. Классификация детей по степени выраженности дефекта, их психологическая характеристика. Анализ направлений и методов коррекционного и восстановительного обучения. Система обучения и воспитания детей с нарушением слуха.
Тема 6. Дети с сенсорными нарушениями (зрения). Понятие «зрение». Причины нарушения зрительной функции. Классификация зрительных нарушений. Психолого-педагогичекая классификация детей с нарушением зрения. Анализ направлений и методов корректирующего и восстановительного обучения. Система обучения и воспитания детей с нарушением зрения. Литература:19, 4, 14.
Тема 7. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Значение опорно-двигательного аппарата в развитии человека. Причины возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата. Дети, страдающие ДЦП, как основная группа детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Психолого-педагогические особенности в зависимости от форма ДЦП. Анализ направлений и методов корректирующего и восстановительного обучения. Система обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Литература: 19, 4, 14. Тема 8. Дети с нарушением речи. Понятие «речь». Развитие речи у детей. Классификация речевых нарушений. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи. Анализ направлений и методов корректирующего и восстановительного обучения. Система обучения и воспитания детей с нарушениями речи. Литература:22, 9, 4, 14.
Тема 9. Дети с нарушением интеллекта. Понятие «умственная отсталость». Причины возникновения умственной отсталости. Понятие «олигофрения», «деменция». Клиническая и психолого-педагогическая характеристика олигофренов, дементных. Анализ направлений и методов корректирующего и восстановительного обучения. Система обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта. Литература:4,6,8,18,14. Тема 10. Дети с задержкой психического развития (ЗПР) Понятие «задержка психического развития» (ЗПР). Характер нарушений при ЗПР. Факторы, способствующие возникновению ЗПР. Психолого-педагогическая характеристика. Анализ направлений и методов корректирующего и восстановительного обучения. Система обучения и воспитания детей с ЗПР. Литература:8,14,4,21. Тема11. Дети с эмоциональными нарушениями. Понятие «ранней детский аутизм» (РДА), «шизофрения». Дифференциальная диагностика данных сходных состояний Причины возникновения нарушений эмоциональной сферы. Психолого-педагогическая характеристика детей с РДА. Психолого-педагогическая характеристика детей с шизофренией. Анализ направлений и методов корректирующего и восстановительного обучения. Особенности работы с данной категорией детей. Литература: 8,5.14,1,10. Тема 12. Дети и взрослые с нарушениями поведения и нервными нарушениями. Понятие «дезадаптация». Реакции дезадаптации. Проявление нервных нарушений у детей и взрослых. Типы нервных нарушений. Психолого-педагогическая характеристика детей и взрослых при различных видах нервных нарушений. Типы кризисных ситуаций. Дифференциальная диагностика сходных состояний. Основные методы и приемы работ, психологическая помощь данной категории детей и взрослых. Литература: 10,14,7,8,9,20.
Раздел III. ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЕ АНОМАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ. Тема 13. Учреждения для обучения и воспитания аномальных детей. Социальная среда и развития аномального ребенка. Учреждения для обучения и воспитания аномальных детей Принципы организации и комплектования учреждений. Работа психолого-, медико-педагогических консультаций (ПМПК) и медико-психологических комиссий (МПК). Роль психолога в учреждении. Личностные качества психолога. Политика государства в области социальной защиты детей с отклонениями в развитии. Литература: 9,4,17,15. Тема 14. Роль семьи в воспитании аномального ребенка. Семья как основной источник психологического благополучия аномального ребенка. Типы семейных отношений. Формы неадекватного семейного воспитания. Кризисные периоды в жизни семьи, имеющей аномального ребенка. Психолого-педагогические принципы проектирования и организации ситуаций совместной деятельности в системе психолог – ребенок – родитель. Литература: 14,3. Литература 1. Башина В.М. Ранняя детская шизофрения. – М.: Медицина, 1989. 2. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. – М.: ACADEMIA, 2002. 3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 5. Основы дефектологии. /Под ред. Т.А. Власовой. – М.: Педагогика, 1983. 4. Дети с ограниченными возможностями. Хрестоматия. /Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. – М.: Изд-во “Гном”, 2001. 5. Детский аутизм. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений. / Сост. Л.М. Шипицина. – СПб.: Изд-во “Дидактика Плюс”, 2001. 6. Дошкольное воспитание аномальных детей. /Под ред. Л.П. Носковой. – М.: Просвещение, 1993. 7. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М.: Просвещение,1993. 8. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. – М.: Медицина,1995. 9. Лапина В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М.: Просвещение, 1990. 10. Лебединский В.В., Никольская О.С. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М.: МГУ, 1990. 11. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. – М.: ACADEMIA, 2000. 12. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. – М.: МГУ, 1985. 13. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития у детей. /НИИ дефектологии. – М.: Педагогика, 1989. 14. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. – М.: Владос, 1990. 15. Малофеев Н.Н. Современное состояние коррекционной педагогики. //Дефектология. – 1996. – № 1. С. 3-10. 16. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. – М., 1985. 17. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. /Под ред. Н.Н. Семаго. – М.: Аркти, 1999. 18. Рубинштейн С.Я. Психология умственного отсталого школьника. – М.: Провещение, 1970. 19. Солнцева Л.И. Современные проблемы тифлопедагогики и тифлопсихологии. //Дефектология. – 1991. – № 5. С. 10-13. 20. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М.: Аркти, 2001. 21. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. – М.: Педагогика, 1990. 22. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение,1989. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |