Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Программу составила Е.В. Лобанова-доцент,

Кандидат педагогических наук

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ»

 

Требования федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания

Принципы переработки информации в центральной нервной системе; психофизиология сенсорных процессов, движений, памяти, обучения, функциональных состояний; психофизиология ориентировочно-исследоватльской деятельности и принятия решений; психофизиология высших психических функций; когнитивная психофизиология; прикладная психофизиология; методы психофизиологического исследования; системная психофизиология, психофизиология индивидуальных различий (дифференциальная психофизиология).

1. Целевая установка и организационно-методические рекомендации.

Учебная дисциплина «Психофизиология» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин психологического факультета.

Данная дисциплина является базовой для подготовки психолога, так как она рассматривает физиологические механизмы психологической деятельности и поведения человека. На основе глубокого проникновения в физиологическую сущность актов психологической деятельности становится возможным их правильное понимание, интерпретация и управление ими с помощью комплексов целенаправленных воздействий. Поэтому знание психофизиологии для подготовки студентов психологических специальностей обусловлено как ее теоретико-методологическими возможностями формирования образовательного базиса профессионального психолога, так и прикладной направленностью курса.

Учебная программа по дисциплине «Психофизиология» разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта. Изучение дисциплины осуществляется в целях:

- глубокого усвоения студентами нейрофизиологических основ психологической деятельности.

- формирования у студентов профессионального мировоззрения мышления, интереса и творческого подхода;

- овладение психофизиологическими методами, направленными на диагностику функционального состояния организма и на прогнозирование поведения человека.

Задачи курса.

1. Сформировать у студентов комплексный подход к изучению психологической деятельности человека на основе полученных знаний по анатомии и физиологии, психологии и педагогики.

2. Ознакомление студентов с основными психофизиологическими проблемами, связанными с профессиональной деятельностью психолога.

3. Практическое ознакомление студентов с разнообразными диагностическими психофизиологическими методиками, применяющимися в работе современного психолога для оценки функционального состояния организма.

4. Оценка студентами собственных психофизиологических особенностей.

 

В результате изучения курса «Психофизиология» студент должен

ЗНАТЬ:

- основные направления и методы психофизиологических исследований;

- положения общей теории поведения;

- современные научные представления о природе биологических ритмов, памяти, мотиваций, эмоций, и т.д.

- психофизиологические основы восприятия;

- функциональные особенности межполушарных взаимодействий

 

ИМЕТЬ НАВЫКИ:

- практического использования приобретенных психофизиологических знаний в условиях будущей профессиональной деятельности;

- применения основных психофизиологических методов при проведении психолого-педагогических исследований.

 

УМЕТЬ:

- разрабатывать программу психофизиологического исследования (курсовая, дипломная работа);

- грамотно применять психофизиологические методы исследования функционального состояния организма;

- владеть методами обработки полученных данных;

- формировать гипотезу и выводы исследования.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

- о специфике проведения психофизиологичсеких исследований в психологии;

- о новых направлениях и методологических находок к исследованию психофизиологических проблем в стране и за рубежом;

- об основных научных работах по психофизиологии отечественных и зарубежных ученых.

Психология участия студентами в пятом-шестом семестрах и наряду с общей психологией систематизирует базовые общенаучная данные, закладывает психофизиологические основы для изучения студентами возрастной психологии, педагогической психологии, психологического практикума и других психологических дисциплин.

Содержание учебного курса «Психофизиология» базируется на основных отечественных и зарубежных подходах, представленных в трудах Анохина П.К., Симонова П.Е., Судакова К.В., Соколова Е.Н., Милнера Б., Селье Г., Блум Ф., Лейзерсон А. и т.д.

Изучение дисциплины помимо фундаментальной психофизиологической подготовки носит выраженную практическую направленность и во многом дополняет курсы дифференциальной психологии, психодиагностики и др.

Курс психофизиологии включает в себя 12 взаимосвязанных между собой тем, которые последовательно раскрывают теоретические и прикладные основы учебной дисциплины.

Основными видами учебных занятий курса являются лекции, семинарские и практические занятия, а также самостоятельная работа студентов.

В процессе чтения лекций раскрывается фундаментальные проблемы учебной дисциплины. Семинарские занятия дают возможность изучить и обсудить проблемы, которые на лекциях излагаются в общем виде, например, психофизиология бессознательного, значение эмоционального стресса в жизни человека. На практических занятиях студенты осваивают методы оценки функционального состояния организма, овладевают умениями и навыками, необходимыми для практической работы психолога.

 

2. Основное содержание разделов и тем.

 

Тема 1. Основные направления и методы исследования психофизиологии.

Предмет и задачи психофизиологии, основные направления исследований психофизиологии. Методы психофизиологии. Метод отведения биоэлектрической активности. Электроэнцефалограмма. Основные ритмы и характер их распределения. Метод регистрации вызванных потенциалов (ВП). Этологический метод исследования поведения. Биохимические и нейрофармакологические методы. Нейропсихологический и клинический методы. Генетические и онтогенетичесие методы, использование современных технических средств в психофизиологических исследованиях.

Электромиография. Окулография. Позитронно-эмиссионная томография мозга.

Литература: 1-14.

Тема 2.Основные положения общей теории поведения.

Основные этапы развития теории поведения (Акмеон, Гиппократ, Аристотель, Гален, Авиценна, Леонардо да Винчи, Декарт, Ч. Белл, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, Л.В. Крушинский).

Структура поведения. Внешние (двигательные, вегетативные, сенсорные) и внутренние (психические) компоненты поведения.

Становление архитектоники поведенческого акта (АПА). Роль эмоций, мотиваций, ориентировочной реакции и биоритмов в формировании поведения. Теория функциональных систем П.К.Анохина. Функциональная система как физиологическая основа поведения. Основные формы поведения.

Инстинкты. Обучение (индивидуальный опыт). Элементарная рассудочная деятельность. Механизмы различных форм поведения.

Поведенческий акт как результат взаимодействия слагающих его компонентов. Влияние генотипа и среды на формирование поведения. Генотипическая детерминированность «нормы реакции» поведения.

Литература: 1-14.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...