Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 11. Психофизиологические основы сознания.

Сознание как психофизиологический феномен. Мозговые центры и сознание. Сознание и память. Сознание и межполушарная асимметрия мозга. Сознание, мышление и речь. Функции сознания. Индивидуально-типологические и личностные особенности поведения человека. Психофизиология дессознательного

Индивидуально-типологические и личностные особенности поведения человека.

Литература: 1-14.

 

Тема 12. Психофизиологические основы восприятия и ощущения.

Нейронные механизмы восприятия. Кодирование информации в нервной системе. Электроэнцефалографические исследования восприятия.

Роль сенсорных систем в формировании ощущений. Психофизиологические основы ощущений. Механизмы переработки информации в сенсорных системах.

Литература: 1-14.

 

Литературы.

Основная

1. Александров Ю.А. (отв.ред.) Основы психофизиологии. – М.: ИНФРА – М,1998.

2. Данилова Н.Н. Психофизиология. – М.: Аспект Пресс, 1998.

3. Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. –М.: Изд. МГУ, 1992.

4. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А. Безруких М.М. Психофизиология ребенка; Психофизиологичсекие основы детской валеологии. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

5. Кроль В.М. Психофизиология человека. – С.Пб: «Питер», 2003.

6. Титов В.А. Психофизиология. Конспект лекций. – М: «Приор - издат», 2003.

7. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введениев психофизиологию. – М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1997.

8. Милнер П. Физиологическая психология. – М.: Мир, 1973.

9. Ротенберг С.М., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. – М.: Просвещение, 1989.

10. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. – М.: Наука,1981.

11. Хессет Дж. Введение в психофизиологию. – М.: Мир, 1981.

12. Хомская Е.Д., Былова Н.Я. Мозг и эмоции. – М.: 1992.

13. Хомская Е.Д. Ефимова И.В., Будыка Е.В., Ениколопова Е.В. Нейропсихология индивидуальных разлчий. – М., 1997.

14. Шостак В.И., Лытаев С.А. Физиология психической деятельности – СПб.: «Изд.Деан», 1999.

 

Дополнительная

1. Айзенк Г. Интеллект: Новый взгляд//Вопросы психологии. – 1995. - №1.

2. Аргайл М. Психология счастья. – М.: 1990.

3. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. – М.: Высшая школа, 1991.

4. Бехтерева Н.П., Гоголицин Ю.П., Кропотов Ю.Д.. Медведев С.В. Нейрофизиологчисекие основы мышления. – Л.: Наука, 1985.

5. Блум Ф., Лайзерсон А., Хорстедтер Л. Мозг. Разум и поведение. – М.: Мир, 1988.

6. Васильев В.Н. Здоровье и стресс. – М.: Знание, 1991.

7. Вейн А.М. Три трети жизни. – М.: Знание, 1991.

8. Гакави Л.Х., Квакин Е.В., Кузьменко Т.С. Антистрессорные реакции и активационная терапия. – М.: «Имедис», 1998.

9. Гундаров И.А., Киселева О.С. Медико-социальные проблемы здорового образа жизни. – М.: 1987.

10. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – М.: МГУ, 1989.

11. Доброхотова Т.А., Барыгина Н.Н., Левши. – М.Книга, 1994.

12. Доскин В.А., Лаврентьева Н.А. Ритмы жизни. – М.: Знание 1991.

13. Дубровинская Н.В. Нейрофизиологичексие механизмы внимания. – Л.: Наука, 1985.

14. Зелинская Д.И. О состоянии здоровья школьников России.// Школа здоровья. – 1995.-Т.2. - №2.

15. Кимура Д. Половые различия в организации мозга.// В мире науки, 1992, №11-12.

16. Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. – М.: «Мир», 1995.

17. Лебедев А.Н. Психофизиологические закономерности восприятия и памяти. – М., Педагогика, 1990.

18. Лейтес Н.С. К проблеме сензитивных периодов психического развития в психологии./ В кн.: Принципы развития в психологии. – М., Наука, 1978.

19. Лурия А.Р. Функциональная организация мозга. – М.: Педагогика, 1978.

20. Морозов В.П., Вартанян И.А., Галунов И.И.ю Восприятие речи. Вопросы функиональной асимметрии мозга. –Л.: Наука, 1988.

21. Образование. Личность. Здоровье. Под.ред. Лазутовой. – Кемерово, 1996.

22. Прибрам К. Языки мозга. – М.: Прогресс, 1975.

23. Проблема становления личности. – М.: Мир. 1884.

24. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст.

25. Роуз С. Устойсво памяти, от молекулы к сознанию. – М.: 1986.

26. Симонов П.В. Мотивированный мозг. – М.: 1987.

27. Соколов Е.Н. Нервная модель стимула и ориентировочный рефлекс/Вопросы психологии. – 1960.№4.

28. Соколов Е.Н. Психофизиология научения: Курс лекций. – М.:1997.

29. Соколов Е.Н. Нейрофизиологические механизмы сознания.//Журнал высшей нервной деятельности. –Т.40 вып.6-1990.

30. Судаков К.В. Общие принципы построения поведенческих актов на основе теории функциональных систем.// Системные механизмы поведения// Под ред. К.В. Судаков, М. Баича. М.: 1990.

31. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. М.: 1990.

32. Шеперд Г. Нейробиология. – М.: 1987.Т 1,2.

33. Ярвилехто Т. Мозг и психика. – М.: Прогресс, 1992.

 

Программу подготовила С.Ф. Феоктистова –

доктор психологических наук, доцент.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ»

Требования федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания

Специфика содержания целей и методов обучения психологии как гуманитарной дисциплины, роль и место психологии как учебного предмета в обучении и воспитании школьников, студентов, педагогов; таксономия учебных задач по психологии как средство формирования разнообразных форм познавательной деятельности и сознания; способы и формы организации продуктивных взаимодействий и целостных учебно-воспитательных ситуаций в средней и высшей школе; культура самоорганизации деятельности преподавателя психологии.

1. Целевая установки и организационно-методические рекомендации.

Программа дисциплины «Методика преподавания психологии» разработана в соответствии с требова­ниями государственного образовательного стандарта высше­го профессионального образования. Курс «Методика преподавания психологии» вместе с дру­гими общепрофессиональными дисциплинами призван обеспечить общую теорети­ческую и практическую подготовку студентов, служит осно­вой для педагогической практики.

Главная цель изучения курса состоит в ознакомлении сту­дентов с системным подходом к анализу педагогического процесса преподавания и изучения психологии, с закономерностями подготовки материалов для лекционного, семинарского, практического занятий, способами определения различных дидактических задач и путей их решения. Важное место в курсе отведено практическому освоению способов проведения различных видов занятий по дисциплине «Психология».

В ходе изучения дисциплины студентам необходимо: во – первых, определиться в мето­дологической части, раскрывающей требования к системно­му видению педагогической системы и к ее основным ком­понентам: целям обучения психологии, содержанию обучения, технологии и организационным формам обучения, субъек­там процесса учения.

Во-вторых, исследовать проблемы построения процесса обучения. Поэтому необходимо не только изучить содержательное описание компонентов педа­гогической системы, но и овладеть методами управления деятельностью учащихся с целью формирования у обучаемых навыков учения, активизации их познавательной деятельности, самостоятельной работы с психологической литературой.

В-третьих, освоить методы и формы обучения, сделав упор на активные ме­тоды обучения, которые все чаще находят применение в преподавательской деятельности.

В результате изучения дисциплины обучаемые должны:

ЗНАТЬ: предмет, задачи и ме­тоды «Методики преподавания психологии»; основные ком­поненты педагогической системы и пути их совершенствова­ния; схему управления познавательной деятельностью обу­чаемых; аспекты формирования мотивов учебной деятель­ности; психолого-педагогические проблемы взаимодействия субъектов педагогического процесса; психологию педаго­гической деятельности и психологию педагогического обще­ния;

УМЕТЬ:четко и ясно ставить цели пре­подавания конкретной темы из курса психологии; отбирать и строить содержание обучения; контролировать качество усвоенных психологических знаний; определять оптимальную логику построения психологического знания;

ВЛАДЕТЬ: лек­цией как методом преподавания психологии с использо­ванием проблемного изложения материала; методической разработкой практического и семинарского занятий и организовывать самостоятельную работу обучаемых; ра­ционально применять элементы психологических концепций обучения для использования их в учебном процессе;

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: о системе изу­чаемых проблем методики преподавания психологии, целях обучения и способах их достижения, новинках методической литературы, способах работы по совершенствованию педагогического мастерства.

Учебная дисциплина «Методика преподавания психологии» изучается студентами на 4 курсе на базе общепсихологических и педагогических знаний, а также гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Программа рассчитана на 56 часов (36 часов - лекции, 20 часов - семинарские и практические занятия). Формой отчетности является экзамен.

 

II. Содержание разделов и тем.

РАЗДЕЛ 1. РОЛЬ И МЕСТО КУРСА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ» ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА-ПСИХОЛОГА

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...