Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 11. Психофизиологические основы сознания.Сознание как психофизиологический феномен. Мозговые центры и сознание. Сознание и память. Сознание и межполушарная асимметрия мозга. Сознание, мышление и речь. Функции сознания. Индивидуально-типологические и личностные особенности поведения человека. Психофизиология дессознательного Индивидуально-типологические и личностные особенности поведения человека. Литература: 1-14.
Тема 12. Психофизиологические основы восприятия и ощущения. Нейронные механизмы восприятия. Кодирование информации в нервной системе. Электроэнцефалографические исследования восприятия. Роль сенсорных систем в формировании ощущений. Психофизиологические основы ощущений. Механизмы переработки информации в сенсорных системах. Литература: 1-14.
Литературы. Основная 1. Александров Ю.А. (отв.ред.) Основы психофизиологии. – М.: ИНФРА – М,1998. 2. Данилова Н.Н. Психофизиология. – М.: Аспект Пресс, 1998. 3. Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. –М.: Изд. МГУ, 1992. 4. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А. Безруких М.М. Психофизиология ребенка; Психофизиологичсекие основы детской валеологии. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. 5. Кроль В.М. Психофизиология человека. – С.Пб: «Питер», 2003. 6. Титов В.А. Психофизиология. Конспект лекций. – М: «Приор - издат», 2003. 7. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введениев психофизиологию. – М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1997. 8. Милнер П. Физиологическая психология. – М.: Мир, 1973. 9. Ротенберг С.М., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. – М.: Просвещение, 1989. 10. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. – М.: Наука,1981. 11. Хессет Дж. Введение в психофизиологию. – М.: Мир, 1981. 12. Хомская Е.Д., Былова Н.Я. Мозг и эмоции. – М.: 1992. 13. Хомская Е.Д. Ефимова И.В., Будыка Е.В., Ениколопова Е.В. Нейропсихология индивидуальных разлчий. – М., 1997. 14. Шостак В.И., Лытаев С.А. Физиология психической деятельности – СПб.: «Изд.Деан», 1999.
Дополнительная 1. Айзенк Г. Интеллект: Новый взгляд//Вопросы психологии. – 1995. - №1. 2. Аргайл М. Психология счастья. – М.: 1990. 3. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. – М.: Высшая школа, 1991. 4. Бехтерева Н.П., Гоголицин Ю.П., Кропотов Ю.Д.. Медведев С.В. Нейрофизиологчисекие основы мышления. – Л.: Наука, 1985. 5. Блум Ф., Лайзерсон А., Хорстедтер Л. Мозг. Разум и поведение. – М.: Мир, 1988. 6. Васильев В.Н. Здоровье и стресс. – М.: Знание, 1991. 7. Вейн А.М. Три трети жизни. – М.: Знание, 1991. 8. Гакави Л.Х., Квакин Е.В., Кузьменко Т.С. Антистрессорные реакции и активационная терапия. – М.: «Имедис», 1998. 9. Гундаров И.А., Киселева О.С. Медико-социальные проблемы здорового образа жизни. – М.: 1987. 10. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – М.: МГУ, 1989. 11. Доброхотова Т.А., Барыгина Н.Н., Левши. – М.Книга, 1994. 12. Доскин В.А., Лаврентьева Н.А. Ритмы жизни. – М.: Знание 1991. 13. Дубровинская Н.В. Нейрофизиологичексие механизмы внимания. – Л.: Наука, 1985. 14. Зелинская Д.И. О состоянии здоровья школьников России.// Школа здоровья. – 1995.-Т.2. - №2. 15. Кимура Д. Половые различия в организации мозга.// В мире науки, 1992, №11-12. 16. Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. – М.: «Мир», 1995. 17. Лебедев А.Н. Психофизиологические закономерности восприятия и памяти. – М., Педагогика, 1990. 18. Лейтес Н.С. К проблеме сензитивных периодов психического развития в психологии./ В кн.: Принципы развития в психологии. – М., Наука, 1978. 19. Лурия А.Р. Функциональная организация мозга. – М.: Педагогика, 1978. 20. Морозов В.П., Вартанян И.А., Галунов И.И.ю Восприятие речи. Вопросы функиональной асимметрии мозга. –Л.: Наука, 1988. 21. Образование. Личность. Здоровье. Под.ред. Лазутовой. – Кемерово, 1996. 22. Прибрам К. Языки мозга. – М.: Прогресс, 1975. 23. Проблема становления личности. – М.: Мир. 1884. 24. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. 25. Роуз С. Устойсво памяти, от молекулы к сознанию. – М.: 1986. 26. Симонов П.В. Мотивированный мозг. – М.: 1987. 27. Соколов Е.Н. Нервная модель стимула и ориентировочный рефлекс/Вопросы психологии. – 1960.№4. 28. Соколов Е.Н. Психофизиология научения: Курс лекций. – М.:1997. 29. Соколов Е.Н. Нейрофизиологические механизмы сознания.//Журнал высшей нервной деятельности. –Т.40 вып.6-1990. 30. Судаков К.В. Общие принципы построения поведенческих актов на основе теории функциональных систем.// Системные механизмы поведения// Под ред. К.В. Судаков, М. Баича. М.: 1990. 31. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. М.: 1990. 32. Шеперд Г. Нейробиология. – М.: 1987.Т 1,2. 33. Ярвилехто Т. Мозг и психика. – М.: Прогресс, 1992.
Программу подготовила С.Ф. Феоктистова – доктор психологических наук, доцент. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ» Требования федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания Специфика содержания целей и методов обучения психологии как гуманитарной дисциплины, роль и место психологии как учебного предмета в обучении и воспитании школьников, студентов, педагогов; таксономия учебных задач по психологии как средство формирования разнообразных форм познавательной деятельности и сознания; способы и формы организации продуктивных взаимодействий и целостных учебно-воспитательных ситуаций в средней и высшей школе; культура самоорганизации деятельности преподавателя психологии. 1. Целевая установки и организационно-методические рекомендации. Программа дисциплины «Методика преподавания психологии» разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Курс «Методика преподавания психологии» вместе с другими общепрофессиональными дисциплинами призван обеспечить общую теоретическую и практическую подготовку студентов, служит основой для педагогической практики. Главная цель изучения курса состоит в ознакомлении студентов с системным подходом к анализу педагогического процесса преподавания и изучения психологии, с закономерностями подготовки материалов для лекционного, семинарского, практического занятий, способами определения различных дидактических задач и путей их решения. Важное место в курсе отведено практическому освоению способов проведения различных видов занятий по дисциплине «Психология». В ходе изучения дисциплины студентам необходимо: во – первых, определиться в методологической части, раскрывающей требования к системному видению педагогической системы и к ее основным компонентам: целям обучения психологии, содержанию обучения, технологии и организационным формам обучения, субъектам процесса учения. Во-вторых, исследовать проблемы построения процесса обучения. Поэтому необходимо не только изучить содержательное описание компонентов педагогической системы, но и овладеть методами управления деятельностью учащихся с целью формирования у обучаемых навыков учения, активизации их познавательной деятельности, самостоятельной работы с психологической литературой. В-третьих, освоить методы и формы обучения, сделав упор на активные методы обучения, которые все чаще находят применение в преподавательской деятельности. В результате изучения дисциплины обучаемые должны: ЗНАТЬ: предмет, задачи и методы «Методики преподавания психологии»; основные компоненты педагогической системы и пути их совершенствования; схему управления познавательной деятельностью обучаемых; аспекты формирования мотивов учебной деятельности; психолого-педагогические проблемы взаимодействия субъектов педагогического процесса; психологию педагогической деятельности и психологию педагогического общения; УМЕТЬ:четко и ясно ставить цели преподавания конкретной темы из курса психологии; отбирать и строить содержание обучения; контролировать качество усвоенных психологических знаний; определять оптимальную логику построения психологического знания; ВЛАДЕТЬ: лекцией как методом преподавания психологии с использованием проблемного изложения материала; методической разработкой практического и семинарского занятий и организовывать самостоятельную работу обучаемых; рационально применять элементы психологических концепций обучения для использования их в учебном процессе; ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: о системе изучаемых проблем методики преподавания психологии, целях обучения и способах их достижения, новинках методической литературы, способах работы по совершенствованию педагогического мастерства. Учебная дисциплина «Методика преподавания психологии» изучается студентами на 4 курсе на базе общепсихологических и педагогических знаний, а также гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Программа рассчитана на 56 часов (36 часов - лекции, 20 часов - семинарские и практические занятия). Формой отчетности является экзамен.
II. Содержание разделов и тем. РАЗДЕЛ 1. РОЛЬ И МЕСТО КУРСА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ» ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА-ПСИХОЛОГА
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |