Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Доцент, кандидат психологических наук.
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ» I. Целевая установка и организационно-методические рекомендации. Семья, любовь, дети - эти проблемы актуальны для любой эпохи и для любой общественной формации. Семейные отношения - часть культуры народа, и часть очень существенная. Творческое наследие отечественных и зарубежных психологов в области семейных отношений велико и разнообразно. Однако проблемы психологии семейных отношений рассматриваются лишь попутно. Целостное, систематическое изложение психологии семейных отношений не достаточно представлено. Подспудно даже существовало пренебрежение к данной отрасли науки - как несамостоятельной и не перспективной. Экспериментальные методы изучения семьи не применимы, личный опыт не убедителен, опросные методы не достоверны. Ориентация психологической мысли шла на фундаментальную науку, изучающую личность, деятельность, закономерности психического развития. В нашей стране проблемы семьи привлекают внимание специалистов в первую очередь в связи с задачами профилактики нервных и психических заболеваний, в связи с проблемами семейного воспитания. Последние годы в практической психологии развивается семейное консультирование по проблемам супружеской жизни и коррекции детско-родительских отношений. Цель учебной дисциплины. Данный курс направлен на формирование адекватного представления о предмете и задачах психологии семейных отношений на современном этапе, ее основных направлениях, возможностях практических приложений. Задача учебной дисциплины - дать систематизированное представление об эволюции семейных отношений, показать характерные черты и особенности жизненного цикла семьи, выявить главные проблемы, вокруг которых аккумулируется психологическое знание. Изложение материала сосредоточено на исследовании роли семьи в формировании личности, общих вопросах теории семьи и семейной терапии, семейных интеракциях, супружеских проблемах, воспитании детей, социальном и институциональном контекстах семьи, функционировании семейной системы, семейной структуре, организации динамике, психологическом климате семьи, вопросах психокоррекционной работы с семьей. В курсе компактно представлены основные достижения отечественной и мировой психологической науки и практики. Выбор конкретных фактов, результатов, закономерностей и форма их изложения подчинены центральной идее - вооружить студентов знанием базовых психологических представлений в области семейных отношений, что является необходимым условием профессионального становления, познания других людей и себя, формирования экзистенционального и функционального «образа-Я» специалиста-психолога. Самостоятельная работа студентов над курсом психологии семейных отношений заключается в знакомстве с программой, изучении основополагающих научных трудов, выполнении контрольной работы, выборе темы для реферативной работы Требования к освоению учебной дисциплины. По завершении курса «Психология семьи» студент должен ЗНАТЬ: - общую характеристику роли семьи в формировании личности; - общие вопросы теории семьи; - динамику функционирования семейной системы; - особенности нарушений развития семьи; - функционально-ролевую структуру семьи; - особенности жизненного цикла семьи; - особенности семьи как персональной микросреды развития ребенка. УМЕТЬ: - разбираться в семейных интеракциях, супружеских проблемах, вопросах воспитания детей, социальном и институциональном контекстах семьи, организации, динамике, психологическом климате семьи, вопросах психокоррекционной работы с семьей; - организовать лекционно-просветительскую работу по подготовке молодежи к браку и семейной жизни. ВЛАДЕТЬ: - навыками диагностической и коррекционной работы с семьей и ее отдельными членами; - навыками помощи семье в вопросах воспитания детей, дезорганизации супружеских отношений; - навыками различных психотехнических приемов диалогического и хронологического методов работы с семьями. Приобретенные в процессе изучения этого курса знания являются фундаментом для формирования собственного методического стиля практического психолога из многообразия различных психотехнических подходов в работе с семьей.
II. Основное содержание тем. Тема 1. Введение в курс “ Психология семьи” Специфика научного психологического метода познания по отношению к формированию представлений о семейных отношениях в житейском познании, художественной литературе, искусстве, религии. Предмет и задачи курса. Актуальность изучения психологии семейных отношений. Проблематика психологических исследований семьи на современном этапе. Литература: 1-38. Тема 2. Исторический очерк становления психологии семьи Экскурс в психологию семейных отношений от древности до наших дней. Психология семейных отношений в системе мифологического и философского знания. Биологические, социально-культурные, историко-этнографические, психологические закономерности семейно-брачных отношений. Проблемы семьи в официальной психиатрии и социальной работе. Создатели психологии семейных отношений и семейной психотерапии. Психология семейных отношений в отечественной науке. Литература: 1-38. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |