Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Предмет и задачи дифференциальной психологии.

Дифференциальная психология как отрасль психологической науки, изучающая особенности отдельных индивидов, групп лиц, объединенных по какому-либо признаку (возраст, пол, национальность, культура и пр.) Место дифференциальной психологии в ряду других наук. Связь дифференциальной психологии с дифференциальной психофизиоло­гией, с дифференциальной социологией, с педагогикой

Дифференциальная психология и обыденные представления об ин­дивидуальных особенностях человека

История дифференциальной психологии. Дифференциальная пси­хология и практика работы практического психолога.

Литература: 1-26.

Тема 2. Методы и основные понятия дифференциальной психоло­гии.

Свойство как основное понятие дифференциальной психологии, его отличие от понятий признак и состояние. Представление о групповых и индивидуальных различиях Измерение различий как измерение свойств Уровни измерения свойств. Психологические тесты в широком и узком смысле слова. Понятие нормы теста, надежности и валидности теста.

Примеры простейших психологических тестов. Особенности психо-логическго, физиологического (психофизиологического) и педагогическо­го тестирования.

Понятие признака в психогенетике и в теории эволюции. Экспери­ментальная разработка проблемы наследственности и среды в психогенетике и в дифференциальной психологии. Методы психогенетики: метод популяционной статистики, генеалогический метод, метод приемных детей и близнецовый метод. Основные направления и современные ре­зультаты исследований в психогенетики и их роль для дифференциальной и общей психологии.

Литература: 1-26.

Тема 3. Историко-эволюционный подход к пониманию индивиду­альности человека.

Основные положения историко-эволюционного похода к понима­нию человека. Проблема системогенеза целостного человеческого орга­низма. Основные понятия биологической теории эволюции и их значение для дифференциальной психологии. Принципы взаимоотношений индивидуальной изменчивости и эволюции сложных систем

Культура и резервы внутренней вариативности сложных социаль­ных систем. Индивидуальность человека и культура.Генетические основы индивидуально-психологических различий. Проблемы биологического и социального, врожденного и приобретенного, наследственности и среды.

Литература: 1-26.

Тема 4. Человек как субъект деятельности, как индивид, личность и индивидуальность. Подходы к системному описанию человека.

Проблема человека в философии и психологии. Макроструктурный анализ системного описания человека (Ананьев Б.Г., Ганзен В.А.). Различение по­нятий «индивид» и «личность» в психологической концепции деятельности (Леонтьев А.Н., Асмолов А.Г. и др.). Личность как субъект деятельности.

Движущие силы, источники и условия развития личности, систем­ное описание личности.

Литература: 1-26.

Тема 5. Человек как индивид.

Индивидные свойства человека и их роль в развитии личности.

Понятие конституции человека. Общая и частная конституция чело­века. Функциональная и морфологическая конституция. Телесная консти­туция (тины телосложения) человека.

Психология половых различий человека. Пол человека и его детер­минанты. Проблемы психосексуального развития в подростковом и других возрастах. Особенности личности при смене пола.

Функциональная ассиметрия мозга человека и ее отражение в пове­дении. Пол и ассиметрия. Развитие ассиметрии мозга в онтогенезе. Куль­турные и профессиональные различия в вовлечении полушарий в онтогене­зе. Поведенческие особенности детей - левшей.

Человек как индивид. Нейродинамическая конституция человека. Учение И П. Павлова о свойствах и типах нервной системы. Современные представления о свойствах нервной системы.

Психодииамические свойства человека. Их структура. Сензитивность как пример психодинамический свойств человека. Методы исследо­вания и измерения сензитивности.

Литература: 1-26.

 

Тема 6. Человек как личность.

Социально-исторический образ жизни – источник развития лично­сти. Личность с точки зрения содержательных и формально-динамических аспектов поведения.

Личность и темперамент. Исследования и диагностика свойств тем­перамента. Структура темперамента. Темперамент и поведенческие труд­ности в детском и подростковом возрасте. Темперамент и профессия.

Индивидуальные особенности характера. Система отношений и способов их осуществления как основа характера (Мясищев В.Н.). Понятие акцентуаций характера (Леонгард К., Личко Л.Е.). Степень выраженности акцентуа­ции. Акцентуация характера как эптиопатогенетический фактор.

Основные виды акцентуации характера. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) для подростков и его возможности в ра­боте с молодежью. Частота акцентуаций и их динамика. Дифференциальная психология личности. «Профили» личности. Типология индивидуально-психологических особенностей личности. Подходы к фак­торному анализ личности. Поверхностные и глубинные черты личности. Параметры личности по Айзенку.

Психодиагностика личностных черт. Тесты-опросники 16ПФ, MMPI. Их использование в исследовательских и прикладных целях.

Интеллект, общие и специальные способности в структуре индиви­дуальных психологических особенностей человека. Исследование и диаг­ностика. Понятие одаренности. Области приме­нения тестов способностей и тестов достижений.

Литература: 1-26.

Тема 7. Человек как индивидуальность.

Индивидуальность личности и ее жизненный путь. Общая характе­ристика индивидуальности Индивидуальные различия и социальная ус­пешность (социальные и профессиональные достижения) человека. Равно­ценность свойств общего типа нервной системы (Теплов Б.М., Мерлин В.С.) и прин­цип компенсации. Понятие индивидуального стиля деятельности (Климов Е.А. и др.). Индивидуальная история жизни и жизненный путь человека.

Самоосуществление индивидуальности - условие и цель развития общества.

Литература: 1-26.

Тема 8. Идиографический и номотетический подходы к изучению индивидуальных различий.

Содержание номотетического и идеографического подходов к исследованию индивидуальных различий.

Номотетическая и идеографическая традиции в психологии. Абсолютизация и сближение этих традиций. Особенности современных идиографических и номотетических исследований.

Литература: 1-26.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...