Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 1. Предмет и задачи дифференциальной психологии.Дифференциальная психология как отрасль психологической науки, изучающая особенности отдельных индивидов, групп лиц, объединенных по какому-либо признаку (возраст, пол, национальность, культура и пр.) Место дифференциальной психологии в ряду других наук. Связь дифференциальной психологии с дифференциальной психофизиологией, с дифференциальной социологией, с педагогикой Дифференциальная психология и обыденные представления об индивидуальных особенностях человека История дифференциальной психологии. Дифференциальная психология и практика работы практического психолога. Литература: 1-26. Тема 2. Методы и основные понятия дифференциальной психологии. Свойство как основное понятие дифференциальной психологии, его отличие от понятий признак и состояние. Представление о групповых и индивидуальных различиях Измерение различий как измерение свойств Уровни измерения свойств. Психологические тесты в широком и узком смысле слова. Понятие нормы теста, надежности и валидности теста. Примеры простейших психологических тестов. Особенности психо-логическго, физиологического (психофизиологического) и педагогического тестирования. Понятие признака в психогенетике и в теории эволюции. Экспериментальная разработка проблемы наследственности и среды в психогенетике и в дифференциальной психологии. Методы психогенетики: метод популяционной статистики, генеалогический метод, метод приемных детей и близнецовый метод. Основные направления и современные результаты исследований в психогенетики и их роль для дифференциальной и общей психологии. Литература: 1-26. Тема 3. Историко-эволюционный подход к пониманию индивидуальности человека. Основные положения историко-эволюционного похода к пониманию человека. Проблема системогенеза целостного человеческого организма. Основные понятия биологической теории эволюции и их значение для дифференциальной психологии. Принципы взаимоотношений индивидуальной изменчивости и эволюции сложных систем Культура и резервы внутренней вариативности сложных социальных систем. Индивидуальность человека и культура.Генетические основы индивидуально-психологических различий. Проблемы биологического и социального, врожденного и приобретенного, наследственности и среды. Литература: 1-26. Тема 4. Человек как субъект деятельности, как индивид, личность и индивидуальность. Подходы к системному описанию человека. Проблема человека в философии и психологии. Макроструктурный анализ системного описания человека (Ананьев Б.Г., Ганзен В.А.). Различение понятий «индивид» и «личность» в психологической концепции деятельности (Леонтьев А.Н., Асмолов А.Г. и др.). Личность как субъект деятельности. Движущие силы, источники и условия развития личности, системное описание личности. Литература: 1-26. Тема 5. Человек как индивид. Индивидные свойства человека и их роль в развитии личности. Понятие конституции человека. Общая и частная конституция человека. Функциональная и морфологическая конституция. Телесная конституция (тины телосложения) человека. Психология половых различий человека. Пол человека и его детерминанты. Проблемы психосексуального развития в подростковом и других возрастах. Особенности личности при смене пола. Функциональная ассиметрия мозга человека и ее отражение в поведении. Пол и ассиметрия. Развитие ассиметрии мозга в онтогенезе. Культурные и профессиональные различия в вовлечении полушарий в онтогенезе. Поведенческие особенности детей - левшей. Человек как индивид. Нейродинамическая конституция человека. Учение И П. Павлова о свойствах и типах нервной системы. Современные представления о свойствах нервной системы. Психодииамические свойства человека. Их структура. Сензитивность как пример психодинамический свойств человека. Методы исследования и измерения сензитивности. Литература: 1-26.
Тема 6. Человек как личность. Социально-исторический образ жизни – источник развития личности. Личность с точки зрения содержательных и формально-динамических аспектов поведения. Личность и темперамент. Исследования и диагностика свойств темперамента. Структура темперамента. Темперамент и поведенческие трудности в детском и подростковом возрасте. Темперамент и профессия. Индивидуальные особенности характера. Система отношений и способов их осуществления как основа характера (Мясищев В.Н.). Понятие акцентуаций характера (Леонгард К., Личко Л.Е.). Степень выраженности акцентуации. Акцентуация характера как эптиопатогенетический фактор. Основные виды акцентуации характера. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) для подростков и его возможности в работе с молодежью. Частота акцентуаций и их динамика. Дифференциальная психология личности. «Профили» личности. Типология индивидуально-психологических особенностей личности. Подходы к факторному анализ личности. Поверхностные и глубинные черты личности. Параметры личности по Айзенку. Психодиагностика личностных черт. Тесты-опросники 16ПФ, MMPI. Их использование в исследовательских и прикладных целях. Интеллект, общие и специальные способности в структуре индивидуальных психологических особенностей человека. Исследование и диагностика. Понятие одаренности. Области применения тестов способностей и тестов достижений. Литература: 1-26. Тема 7. Человек как индивидуальность. Индивидуальность личности и ее жизненный путь. Общая характеристика индивидуальности Индивидуальные различия и социальная успешность (социальные и профессиональные достижения) человека. Равноценность свойств общего типа нервной системы (Теплов Б.М., Мерлин В.С.) и принцип компенсации. Понятие индивидуального стиля деятельности (Климов Е.А. и др.). Индивидуальная история жизни и жизненный путь человека. Самоосуществление индивидуальности - условие и цель развития общества. Литература: 1-26. Тема 8. Идиографический и номотетический подходы к изучению индивидуальных различий. Содержание номотетического и идеографического подходов к исследованию индивидуальных различий. Номотетическая и идеографическая традиции в психологии. Абсолютизация и сближение этих традиций. Особенности современных идиографических и номотетических исследований. Литература: 1-26. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |