Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 9. Групповые различия и роль социально-экономических и культурных факторов в их происхождении.

Социальная группа. Разновидности социальных групп. Групповые различия. Содержание групповых различий. Социально-экономические и культурные детерминанты групповых различий.

Литература: 1-26.

Тема 10. Прикладная дифференциальная психология и смежные об­ласти практики.

Области практики где необходимы дифференциально-психологические знания: сфера обучения и воспитания, профотбор, профконсультация, криминология и др.

Дифференциальная психология и смежные области практики: ген­ная инженерия, криминология, графология, хиромантия, астрология, учение о т.н. языках тела и пр.

Литература: 1-26.

Литература

1. Ананьев Б.Г Избранные психологические труды. В 2-х т. Т. 1, М.: Педа­гогика, 1980

2. Анастази А. Дифференциальная психология: В 2 кн. - М.: 1982.

3. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. М.: МГУ, 1986.

4. Асмолов А Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990.

5. Биологическое и социальное в развитии человека. М.: Наука, 1977 (ста­тья В.Н. Кудрявцева, И.П. Равич-Щербо и др.).

6. Ганзен В.А Системные описания в психологии. Л.: ЛГУ, 1984.

7. Голубева Э. А. Индивидуальные особенности памяти человека. М., 1980.

8. Когнитивные стили. Таллин. 1986.

9. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение. 1980.

10.Кон И.С. Введение в сексологию. М.: Медицина. 1990.

11.Кулагин Б.В Основы профессиональной психодиагностики. М.: Меди­цина. 1984.

12.Личко Л Е: Подростковая психиатрия. М.: Медицина. 1985.

13. Либин А.В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российский и американских традиций. –М.: Смысл, 2000.

14.Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную пси­хологию личности. М.: Просвещение. 1985.

15.Небылицин В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальны различий. М,. 1976.

16.Общая психодиагностика / Под ред. Бодалева, Столина М.: МГУ. 1987.

17.Психология и психофизиология индивидуальных различий. М.: Педаго­гика, 1977.

18.Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: МГУ, 1982.

19.Психологическая диагностика. / Под ред. К. М. Гуревича. М.: Педагоги­ка. 1981

20.Проблемы дифференциальной психологии. Т. VI - IX. М., 1968 - 77.

21.Развитие психофизиологических функций взрослых людей. М.: Педаго­гика. 1972.

22.Рождественская В.И. Индивидуальные различия работоспособности. М., 1980

23.Русалов В.И Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука. 1974.

24.Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. М.: Мир. 1983.

25.Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Педагогика1981.

26.Теплов Б.М. Избранные психологические труды. В. 2-х т. Т. 2. М.: Педагогика.1985

 

 

Программу подготовил Н.Н. Азарнов - профессор,

Кандидат психологических наук.

 

 

 

 

III. Программы учебных дисциплин, изучаемых студентами по выбору.

 

 

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ (МЕНЕДЖМЕНТА)»

I. Целевая установка и организационно-методические рекомендации.

Психология управления (менеджмента) является одной из основополагающих дисциплин в системе подготовки психологов.

Она направлена на создание благоприятных условий для развития профессионального мировоззрения будущих специалистов, овладение ими системой психологических знаний управленческого взаимодействия в фирме (организации), навыков и умений анализа и решения психологических задач в управлении, а так же психологической диагностики, коррекции, развития и управленческого консультирования.

В результате изучения учебной дисциплины студенты должны

ЗНАТЬ:

- предмет и основные задачи психологии управления (менеджмента);

- методологические основы управленческой психологии;

- психологическую структуру деятельности людей в рамках организации;

- основные подходы к исследованию управления в западной и отечественной психологии;

- психологическую структуру деятельности руководителя фирмы (организации);

- основные стили управленческого взаимодействия и закономерности функционирования авторитета, как социально-психологического явления;

- особенности деятельности различных менеджеров фирмы (менеджеров отдела рекламы, дилерского отдела, отдела продаж);

- основные социально-психологические явления и процессы в группе, действующей в рамках организации;

- технологию переговорного процесса;

- психологические условия эффективного управления фирмой (организация);

УМЕТЬ:

- использовать полученные знания в практической деятельности;

- осуществлять психологический анализ деятельности менеджеров фирмы и разрабатывать психологические рекомендации по ее улучшению;

- осуществлять диагностику личностных особенностей менеджеров фирмы и оказывать содействие в развитии личностных качеств;

- совершенствовать управленческое взаимодействие в фирме на основе усвоенных знаний;

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

- о современном состоянии и перспективах развития отечественной и зарубежной психологии управления (менеджмента);

- об истории, основных исторических периодах и этапах развития управленческой психологии;

- об опыте практического использования достижений управленческой психологии в производственных, коммерческих, образовательных фирмах, в сфере туризма и гостиночного сервиса.

 

Психология управления (менеджмента) изучается в девятом-десятом семестрах и наряду с конфликтологией, социальной психологией, психологией труда, в значительной мере систематизирует базовые общепсихологические знания студентов по управленческой проблематике.

Данная дисциплина создает благоприятные условия для изучения других психологических дисциплин в системе профессиональной подготовки психологов.

В программе, по возможности, реализованы основополагающие идеи и концептуальные схемы управления, которые развивались в трудах Рубинштейна С.Л, Выготского Л.С, Леонтьева А.Н, Ломова Б.Ф, Китова А.И, Свенцицкого А.Л, Уманского Л.И, Журавлева А.Л, Волкова И.П, Парыгина Б.Д, Платонова К.К., Шепеля В.М. и д.р.

Кроме того, программой предусмотрено изучение основных управленческих теорий, существующих в настоящие время в западной психологии: в бихевиоризме, в когнитивной психологии, в психоанализе, гуманистической психологии.

Учебная программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Курс психологии управления (менеджмента) включает в себя два взаимосвязанные между собой раздела и ряд тем, последовательно раскрывающих теоретические и прикладные основы учебной дисциплины.

Основными видами учебных занятий являются лекции, семинарские и практические занятия.

В ходе лекций раскрываются основные, фундаментальные проблемы управленческой психологии, создаются условия для овладения студентами системой соответствующих знаний, их личностного и профессионального развития.

При проведении семинарских и практических занятий особое внимание уделяется развитию у студентов творческих навыков и умений анализа и коррекции управленческой деятельности руководителя, изучения социально-психологических явлений, проявляющихся в управленческом взаимодействии

Студентам, изучающим курс, рекомендуется внимательно воспринимать и творчески осмысливать основное содержание учебного материала, вести записи в рабочих тетрадях дополнять и углублять усвоенные знания в часы самостоятельной работы, особенно при подготовке к семинарским занятиям, конспектировать не только обязательную, но и дополнительную литературу.

 

 

II. Содержание разделов и тем

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ (ФИРМЕ).

Тема 1. Предмет и задачи психологии управления (менеджмента)

Объект и предмет психологии управления. Взаимосвязь психологии управления с другими отраслями психологического знания, а так же с философией, социологией, политологией, кибернетикой, менеджментом и другими науками.

История развития психологии управления как науки. Основные задачи психологии управления в современных условиях.

Литература: 1,2,3,4,5.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...