Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 2. Психология здоровья как направление современной психологии.Феномен здоровья как объект изучения ряда научных дисциплин: философия, социология, клиническая медицина, гигиена, санология, валеология, психология. Проблема выделения психологического аспекта изучения феномена здоровья. Признание ведущей роли психологии для изучения феномена здоровье. Современная психология здоровья – синтез валеологии и психологии. Современное представление о предмете психологии здоровья. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) и отношение к здоровью (внутренняя картина здоровья – ВКЗ) как основные предметные области психологии здоровья. Понимание ЗОЖ и ВКЗ как психических феноменов. История становления и современное состояние психологии здоровья. Роль отечественных и зарубежных исследователей в развитии психологии здоровья (В.М.Бехтерев, И.Н.Гурвич, В.А.Ананьев, Ю.П.Лисицин, Г.С.Никифоров, J.Matarazzo, E.Sarafino). Определение цели и задач психологии здоровья. Взаимосвязь психологии здоровья (ПЗ) с другими науками и отраслями психологии: ПЗ и валеология, ПЗ и клиническая медицина, ПЗ и клиническая психология, ПЗ и социальная психология. Структура современной психологии здоровья: характеристика основных направлений. Литература: 1 – 7.
Тема 3. Здоровый образ жизни как основной фактор поддержания и сохранения здоровья человека. Психологические условия обеспечения здорового образа жизни. Доминирующая роль образа жизни в обеспечении здоровья человека. Образ жизни как способ переживания жизненных ситуаций. Три составляющих образа жизни: уровень жизни (экономический аспект), качество жизни (социологический аспект), стиль жизни (социально-психологический аспект). Здоровый образ жизни (ЗОЖ) как выражение связи между образом жизни и здоровьем. Влияние основных форм деятельности образа жизни на состояние здоровья человека. Принципы ЗОЖ. Здоровый и нездоровый образ жизни (НОЖ). Система факторов ЗОЖ и НОЖ. Психологическое содержание факторов. Общая характеристика факторов ЗОЖ и НОЖ. Проблема обеспечения ЗОЖ как комплексная проблема. Внешние и внутренние (психологические) условия обеспечения ЗОЖ. Психическая саморегуляция – важнейшее условие обеспечения ЗОЖ. Виды психической саморегуляции. Современные психопрофилактические технологии и их значение для обеспечения ЗОЖ. Стрессогенные травматические воздействия (СТВ) и их виды. СТВ как негативный фактор ЗОЖ. ЗОЖ и проблема формирования коупинговых стратегий поведения. Литература: 1 – 7.
Тема 4. Психическое здоровье: определение, феноменология и основные характеристики. Ведущее значение психического здоровья в иерархии подсистем здоровья человека. Психическое здоровье в структуре проблем психологии личности. Психическое здоровье как интегративная характеристика личности с точки зрения согласованности её структурных и динамических составляющих. Структурные и динамические составляющие личности (по О.С.Васильевой и Ф.Р.Филатову). Основные характеристики психического здоровья – уровень и критерий (эталон). Уровень психического здоровья (ПЗ) как степень согласованности структурных и динамических составляющих личности. Четыре уровня ПЗ. Высший уровень – абсолютное здоровье – гипотетический конструкт. Низший уровень (четвёртый) – уровень психического расстройства. Два основных варианта (уровня) психических расстройств – психотический и непсихотический – в зависимости от глубины деформации основных функций психики (отражение, рефлексия, регуляция). Сложность и неоднозначность критериев (эталонов) психического здоровья человека. Современные представления об основных критериях. Феноменология критериев ПЗ (медицинский, социокультурный). Определяющее значение социокультурных критериев (адаптация, социализация, самореализация) для оценки уровня психического здоровья человека. Литература: 1 – 7. Тема 5. Внутренняя картина здоровья как психологический феномен и проблема его формирования. Внутренняя картина здоровья (отношение к здоровью) – как субъективное отражение человеком своего состояния здоровья. Психологическая структура внутренней картины здоровья (ВКЗ): когнитивный компонент, эмоционально-оценочный, поведенческий. ВКЗ как установочное образование – «валеоустановка» (по Васильевой и Филатову). Внутренняя картина здоровья и внутренняя картина болезни. Значение позитивной ВКЗ для поддержания и сохранения здоровья человека. Критерии позитивной ВКЗ человека. Причины распространённости негативной (неадекватной) ВКЗ. Значение социокультурных эталонов для специфики проявления когнитивных и поведенческих компонентов ВКЗ. Представление об основных типах ВКЗ: самодостаточный тип, поддерживающий тип, дефицитарный тип, манипулятивный тип. Характеристика основных факторов, влияющих на формирование того или иного типа ВКЗ (внешние и внутренние факторы). Проблема формирования позитивной ВКЗ – важнейшая социально-политическая задача. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) как важное условие формирование позитивной ВКЗ. Характеристика основных моделей обучения ЗОЖ: медицинская модель, образовательная модель, радикально-политическая модель, модель самоусиления. Литература: 1 – 7. ЛИТЕРАТУРА 1.Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине: Учеб. пособие. - М., 1998. – 272 с. 2.Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие. – М., 2001. – 352 с. 3.Никифоров Г.С. Психология здоровья. Учебное пособие. – СПб., 2002. – 256 с. 4.Попов С.В. Валеология в школе и дома (О физическом благополучии школьников). – СПб., 1997. – 256 с. 5.Психология здоровья: Учебник для вузов/Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб., 2003. – 607 с. 6.Секач М.Ф. Психолдогия здоровья: Учебное пособие для высшей школы. – М., 2003. – 192 с. 7.Чумаков Б.Н. Валеология: Избранные лекции. – М., 1997. – 246 с. Программу подготовил И.П. Крахин – кандидат психологических наук, доцент.
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ» Требования федерального государственного образования стандарта высшего профессионального образовательного к обязательному минимуму содержания. Современная социальная ситуация и проблемы общения. Педагог и практический психолог: общность гуманистической ориентации. Общение как партнерство. Свободная организация учебного процесса и дисциплина как абсолютное послушание. Общение в системе «учитель-ученик», «учитель-родитель». Мифы и стереотипы педагогического сознания в современном меняющемся обществе. Компетентность в педагогическом общении, ее природа и способы совершенствования «образ - Я» учителя, способы самотрансценденции. Основные трудности в общении. Проблема взаимопонимания. Конфликтная компетентность. Пути развития психолого-педагогической культуры педагога. Психогигиена учительского труда. Саморегуляция. Личные проблемы учителя и их резонанс в работе с детьми.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |