Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. Принцип структурно-функциональной организации мозга человека. Фактор как структурно-функциональная единица мозга. Факторный анализ – основной метод психологии.

Горизонтальная и вертикальная организация взаимодействия в системе головного мозга. Общая структурно-функциональная модель мозга как субстрата психической деятельности, отраженная в концепции трех функциональных блоков мозга А. Р. Лурия. Общая характеристика функциональных блоков с точки зрения их значения в осуществлении целостной психической деятельности.

Первый энергетический блок (блок активации) и принципы его структурно-функциональной организации. Мозговые структуры специфической и неспецифической активации как субстраты различных мотивационных и эмоциональных процессов и состояний. Роль первого блока в осуществлении любой психической деятельности, особенно в процессах внимания, памяти, в эмоциональных состояниях и сознания в целом.

Второй блок – блок приема, переработки и хранения экстероцептивной информации – и принципы его структурно-функциональной организации. Характеристика основных корковых анализаторных систем (зрительная. слуховая, кожно-кинестетическая ), образующих этот блок. Роль второго блока в протекании модально-специфических процессов психики.

Третий блок – блок программирования, целеполагания и регуляции психической деятельности. Принципы его структурно-функциональной организации. Роль третьего блока в программировании и контроле за протеканием психических функций, в формировании замыслов и целей психической деятельности и контроле за результатами отдельных действий, деятельности и поведения в целом.

Понятия «фактор», «симптом», «синдром» - центральные понятия теории системной динамической локализации ВПФ. Нейропсихологический фактор как принцип физиологической деятельности (собственной функции) той или иной мозговой структуры, входящей в функциональную систему (функциональный блок), которая в свою очередь, лежит в основе той или иной психической функции.

Нейропсихологические симптомы и синдромы как нарушения конкретных аспектов (модальностей) психической деятельности, связанные с нарушением, вплоть до полного выпадения, определенного фактора или системы факторов.

Организация изучения качественной специфики нарушения различных психических функций, связанных с нарушением определенного фактора,

Составляет суть нейропсихологического метода исследования.

Характеристика наиболее изученных типов нейропсихологических факторов: модально-специфические факторы, модально-неспецифические факторы, ассоциативные (интегративные) факторы, полушарные факторы, факторы межполушарного взаимодействия, общемозговые факторы.

Литература: 1 – 11.

Тема 4. Нейропсихологический анализ нарушений ВПФ при локальных поражениях мозга. Феноменология основных нейропсихологических синдромов (агнозия, апраксия, афазия).

Общая характеристика основных нейропсихологических синдромов, связанных с нарушениями (выпадениями) модально-специфических факторов: агнозия, апраксия, афазия.

Сенсорные и гностические нарушения работы анализаторных систем. Зрительные слуховые и тактильные агнозии как нарушения восприятия при локальных поражениях мозга. Феноменология основных видов агнозий по А. Р.Лурия.

Понятие «двигательный анализатор» в нейропсихологии и смежных науках. Афферентные и эфферентные составляющие двигательной системы. Вклад А.Р.Лурия и Н.А. Бернштейна в исследование организации двигательных функций человека. Основные виды двигательных нарушений. Апраксия как разновидность двигательных нарушений в системе ВПФ. Феноменология основных видов апраксий.

Речь как высшая психическая функция человека. Виды и функции речи. Мозговая организация речевой деятельности. Виды речевых нарушений. Нарушения речи при локальных поражениях мозга. Феноменология основных видов афазий по А.Р.Лурия. анализ взаимосвязи специфики нарушений речи со спецификой нарушений структурно-функциональной организации мозга (нейролингвистический анализ).

Литература: 1 – 11.

 

Тема 5. Нейропсихологические аспекты нормального и аномального психического развития ребенка.

Закономерности развития психики и мозга у детей. Гетерохронный характер формирования мозговой организации психических процессов в онтогенезе. Характеристика основных этапов формирования структурно-функциональной организации мозга у детей.

Феноменология основных нейропсихологических синдромов аномального развития: синдромы функциональной дефицитарности субкортикальных образований, синдромы функциональной несформированности корковых структур у детей.

Типы тейропсихологических профилей детей с признаками аномального развития и с проблемами обучения. Вопросы организации нейропсихологической коррекции детей с явлениями дизонтогенеза. Значение нейропсихологической коррекции для оптимизации процессов обучения и развития детей.

Литература: 1 – 11.

Литература

1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / Под. Ред. Л.С.Цветковой. – Москва-Воронеж, 2001.

2. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. –М.: Международная педагогическая академия, 1994.

3. Клиническая психология: учебник/Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб., 2002.

4. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. –М., 2000.

5. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М., 2003.

6. Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение: Учеб. пособие. – М.: МПСИ, 2000.

7. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. Пособие для высш. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2002.

8. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., 2001.

9. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М., 2003.

10. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – М.: МГУ, 1987.

11. Яссман Л.В., Данюков в.Н. Основы детской психопатологии. – М., 1999.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...