Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
На пятой - виды продукции (XX ХХХХ).Коды 2-5-разрядных группировок продукции дополнены нулями до 6 разрядов и записываются с интервалом между вторым и третьим разрядами. Классификация продукции в ОКП может быть завершена на третьей, четвёртой или пятой ступенях классификационного деления. При записи отдельных наименований классификационных группировок используют сокращённую форму записи с заменой лексических элементов графическими, при этом: • опускают начальную часть полного наименования, вместо которой ставят тире, когда она повторяет предшествующее наименование; • предшествующее наименование или его часть, соответствующая опускаемой части сокращённого наименования, отделяют косой чертой. Например: 5714309 Плиты облицовочные пиленые / из природного камня 57 1431 4 из гранита, диорита, сиенита, лабродорита, габбро, базальта, диабаза, андезита; 57 1432 0 из белого мрамора; 57 1433 5 из цветного мрамора. Для однозначности понимания и разграничения объёмов используемых понятий отдельные позиции ОКП включают пояснения. Пояснения приведены непосредственно под наименованием позиции, к которой они относятся. Пояснения приводятся для исключения возможности попадания в данную позицию классификатора объекта, входящего в другую его позицию, в целях единообразного понимания специалистами отдельных слов или словосочетаний в составе наименования позиции, при необходимости уточнения области применения данной позиции или при необходимости перечисления объектов, которые могут входить в данную позицию. Например: 58 5300 4 Детали водопропускных труб. Пояснение: включая плиты днищ, блоки плитных перекрытий, оголовки. В ОКП для кодирования иноаспектных группировок используют "нулевые" группировки, имеющие 0 на внутреннем разряде кода. Иноаспектные группировки образованы по признакам, отличающимся от признаков группировок основного классификационного деления. Содержание "нулевых" группировок определяется, как правило, алгоритмом сбора, т.е. перечнем входящих в них группировок основного классификационного деления. Разработку "нулевых" группировок и составление к ним соответствующих алгоритмов сбора осуществляют министерства, ведомства для решения конкретных экономических задач. "Нулевые" группировки располагают, в общем для всех позиций порядке возрастания кодов. "Нулевые" группировки отмечены в конце наименования условным знаком "*". При необходимости отражения конкретных типов, марок, моделей и других характеристик отдельных видов продукции, в создаваемых для этих целей отраслевых классификаторах продукции в качестве первых шести знаков должны использоваться коды из настоящего Общероссийского классификатора продукции. Ведение ОКП осуществляет Всероссийский научно-исследовательский институт классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) Госстандарта России совместно с головными и ведущими организациями по ОКП министерств и ведомств. Задание №1. Расшифровать шестизначные цифровые коды согласно варианту.
СРЕДСТВА ТОВАРНОЙ ИНФОРМАЦИ Штриховой код Штриховой код (ШК) — знак, предназначенный для автоматизированных идентификации и учета информации о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов. ШК наносится на транспортную или потребительскую упаковку многих импортных и отечественных товаров типографским способом или с помощью этикетки или ярлыка, которые приклеиваются. В соответствии с требованиями проведения внешнеторговых сделок наличие штрихового кода на упаковке товара является обязательным условием его экспорта. Отсутствие ШК отрицательно влияет на конкурентоспособность продукции. Иногда незакодированный товар просто невозможно реализовать, так как торговые фирмы с технологией, ориентированной на автоматизированное товародвижение, не принимают его на реализацию. Причина этого заключается в том, что система кодирования и обработки информации о товаре с помощью штриховых кодов становится экономически оправданной только тогда, когда охватывает не менее 85% товаров. Штрих-код является индивидуальным знаком, который присваивается товару определенной торговой марки и ее разновидностям — торговым артикулам. В отличие от многих информационных знаков выполняет не только общие функции информационного и идентифицирующего характера, но и ряд дополнительных функций: 1- автоматизированная идентификация товаров с помощью машиносчитывающих устройств; 2- автоматизированные учет и контроль товарных запасов; 3- оперативное управление процессом товародвижения: отгрузкой, транспортировкой и складированием товаров (производительность труда по обеспечению товародвижения при ШК увеличивается на 30%, а в некоторых случаях — до 80%); 4- повышение скорости и культуры обслуживания покупателей; 5- информационное обеспечение маркетинговых исследований. Необходимость внедрения ШК возникла в связи с резким увеличением общей широты ассортимента товаров, достигающей 50—80 тыс. торговых артикулов и/или наименований, а также с развитием информационных технологий, активным внедрением ЭВМ в сферу производства и торговли. В результате появилась возможность за счет автоматизации учета поступления, отгрузки и продажи товаров интенсифицировать товародвижение и упростить документальное оформление товаров на разных его этапах. Ручное заполнение документов, поиски нужных товаров на складе требуют больших затрат времени и труда, причем при выполнении этих операций возможны ошибки. В международной торговле расходы, связанные с обработкой бумажных документов, оцениваются в пределах от 3,5 до 15% стоимости товара. В результате поиска путей интенсификации товародвижения и упрощения ведения документами в конце 60-х годов появились первые идеи разработки универсальной системы, основанной на идентификации товаров по товарной нумерации. Товарная нумерация и введение ее в ЭВМ впервые были осуществлены в США и Канаде. Основой штрихового кодирования послужили универсальные товарные коды — UPC. В 1977 г. по инициативе двенадцати европейских государств была создана Европейская ассоциация товарной нумерации — EAN. На основе американского стандарта был разработан новый европейский стандарт товарной нумерации и символьной маркировки. После вступления в EAN неевропейских государств система получила международный статус и в настоящее время широко используется во всем мире. Ее применение координирует Международная ассоциация EAN. Система EAN является универсальной и может быть применена практически к любому виду товара и в любой точке цепи «производитель — оптовое предприятие — предприятие розничной торговли». В рамках системы EAN разработан и активно используется во многих странах мира стандарт электронного обмена данными (EANCOM). Хотя система EAN была разработана на основе системы UPC и при ее создании предусматривалось выполнение требования совместимости с системой UPC, в силу технических причин достигнуть полной совместимости этих систем не удалось. Применение ШК совместно с ЭВМ обеспечивает оптимизацию следующих процессов: 1- изготовителям— учет количества произведенной продукции, ее сортировку и раздельное складирование разных видов, наименований, сортов, учет товарных запасов, формирование заказов путем подборки необходимых товаров в нужном количестве и отправку в торговлю; 2- оптовым посредникам — приемку товаров по количеству и ассортименту, учет и контроль товарных запасов на складе, отгрузку в розничную торговлю; 3- транспортным организациям — приемку-сдачу товаров; 4- розничным продавцам -- приемку товаров по количеству и ассортименту, размещение на складе, учет и контроль товарных запасов в магазине: на складе и в торговых залах, контроль за сохранностью товаров, обеспечение ритмичного пополнения запаса товаров по мере их реализации. Принцип ШК — кодирование алфавитно-цифровых знаков в виде чередования черных и светлых полос различной толщины (штрихов и пробелов), считывание с помощью сканирующего устройства, которое расшифровывает коды и передает информацию на ЭВМ. ШК— одно из наиболее распространенных средств автоматической идентификации. К другим ее средствам относятся цифровая, магнитная, радиочастотная, звуковая и визуальная идентификации (магнитная карточка, радиочастотная бирка и т. п.). Широкое распространение ШК объясняется такими их преимуществами перед другими средствами автоматической идентификации, как: 1- оперативная передача информации о товаре по системе электронной связи; 2- однозначность информации, что обусловливает высокую защищенность алгоритмов кодирования от ошибок (при считывании ШК); 3- сравнительно невысокая стоимость благодаря использованию дешевого носителя информации — бумаги. Классификация ШК Штриховые коды делятся на два вида: европейский — EAN и американский — UPC. Среди нескольких десятков схем кодирования, принятых к употреблению международными организациями и имеющих собственное наименование, коды EAN/UPC наиболее распространены. Кроме них довольно часто встречаются коды Interleaved 2 of 5, Code 39, Codabar. Коды EAN подразделяют на три типа: EAN-8, EAN-13 и EAN-14. Расшифровка кодов осуществляется сканирующими устройствами. ШК не предназначены для передачи информации о товаре потребителю и для неавтоматизированной ее идентификации. Поскольку существует большое количество неверной информации о расшифровке ШК, приводится структура разных типов ШК (см. табл. 2). Таблица № 2.
Примечания. * Страны, которым предоставлена возможность детализировать код страны на третьем разряде, например СНГ 460-469. ** В указанном выше случае изготовитель может использовать только четыре разряда.
Как видно из представленных данных, первые две цифры обозначают код страны, где находится организация, зарегистрировавшая изготовителя, его товар и присвоившая им порядковые номера. При этом код страны на ШК может не совпадать со страной происхождения товара, так как изготовитель или продавец имеют право зарегистрироваться в отечественном и зарубежном банках данных. Каждой стране Ассоциации EAN централизованно выдаются диапазоны кодов. Коды чаще всего двузначные (Франция -30—37, США и Канада — 00—09, Япония — 45—49), но могут быть и трехзначные (Россия — 460—469) за счет уменьшения кода изготовителя на один знак. Коды стран, где находится банк данных о ШК, представлены в табл. 3. Таблица №3. Коды стран местонахождения банка данных о штриховых кодах.
Код изготовителя (следующие 3—5 цифр) присваивает централизованно национальный орган страны конкретной организации-изготовителю. В России код изготовителю присваивает Ассоциация ЮНИСКАН, которая представляет интересы своих членов в EAN. ЮНИСКАН выдает регистрационные номера-коды предприятиям, причем предпринимателям не только российским или из других стран СНГ, а из любой страны. Она ведет также банк данных о зарегистрированных у нее ШК, разрабатывает и распространяет методики по использованию кодов EAN. Следующие 3—5 цифр кодов EAN-8 и EAN-13, содержащие информацию о товаре, присваиваются организацией-изготовителем или продавцом самостоятельно в виде регистрационного номера в пределах своего предприятия. В этих цифрах изготовитель может закодировать необходимые для идентификации сведения о товаре: наименование, сорт, артикул, цвет, массу, размер и другие данные. Любые изменения, вносимые в товар и влияющие на его идентификацию, требуют перекодирования ШК. Лишь изменения цен не влекут за собой его изменения. Сведения, указанные в 7—12 кодах, изготовитель доводит до своих торговых партнеров не менее чем за три недели до поставки самого товара. Это правило действует и в случае изменения ШК. Коды EAN-8 и EAN-13 используют не только изготовители, но и продавцы для внутрифирменной маркировки. Особенностью такого кодирования является то, что считывание этих кодов осуществляется только при товародвижении внутри организации. В данном случае коды EAN-8 начинаются с нуля, а EAN-13 — с двойки. В коде EAN-14 цифры с 9 по 13 дают информацию об упаковке товаров. Последний код (8, 13 или 14) — контрольное число, предназначенное для считывания штрихового кода сканером по алгоритму EAN. Контрольное число находят путем определенной последовательности арифметических действий. Структура кода EAN-13 представлена на рис. 1. В ШК чередуются темные (штрихи) и светлые (пробелы) полосы разной ширины. За единицу ширины принимается модуль — самый узкий штрих или пробел (ширина — 0,33 мм). Каждая цифра кодируется семью модулями, которые сгруппированы в два штриха и два пробела. Например, цифра 4 представлена как 1011100 (семь модулей, но два штриха и два пробела). Ширина штрихов и пробелов — от одного до трех модулей. Информацию о коде несут также ширина штрихов, пробелов и их сочетание. Для кодов EAN и UPC размер этих символов определяется как процент от номинального размера. Номинальный размер символа EAN-13 от первого до последнего штриха — 31,35 мм. Вокруг кода должно быть пустое пространство, так что номинальная ширина составляет 37,29 мм. Погрешность при печати не должна превышать 0,101 мм.
Рис. 1 Структура штрихового кода ЕАN-13. На рис. 1 видно, что в начале и конце штрихового кода помещены удлиненные краевые штрихи, указывающие на начало и конец сканирования. Центральные удлиненные штрихи разделяют код на две части, что облегчает визуальную проверку полноты записи кода. Код EAN начинается и заканчивается старт/стоповым знаком (101). Применение ШК разных типов. EAN-8 используется для маркировки упаковки и/или товаров небольшого размера. От EAN-13 этот тип ШК отличается сокращенной информацией и меньшими размерами, поэтому его наносят на малогабаритные товары, на которых не помещаются полные номера. EAN-13наносится на любые упаковки и/или товары, если позволяет площадь. EAN-14применяется только для транспортной упаковки. Этот код крупнее, для его нанесения не требуется высококачественная печать. Он предназначен в основном для транспортируемых грузов. Если товар продается вместе с упаковкой, применяются только коды EAN-13, так как EAN-14 не содержит информации о товаре и не считывается сканирующими устройствами, установленными в торговых организациях. Анализ структуры ШК показывает, что закодированная в них информация носит коммерческий характер и малодоступна потребителю. Даже если будет расшифрована с помощью приведенной выше таблицы страна, где находится банк данных о ШК, она необязательно совпадает со страной происхождения товара. Для расшифровки названия организации-изготовителя требуются специальные классификаторы. Можно рассчитать контрольное число, но оно мало что скажет покупателю. На первых этапах применения ШК могли внедрять только крупные фирмы, завоевавшие и поддерживающие свой престиж за счет высокого качества продукции. ШК на упаковке не только поднимал престиж фирмы, но и выполнял роль рекламы. Поэтому в тот период такие коды ассоциировались у потребителя с товарами, качество которых соответствовало повышенным требованиям. Широкое распространение ШК привело к кодированию всех товаров независимо от их качества и престижности фирм-изготовителей. Кроме того, сами ШК стали объектом фальсификации. В связи с этим важно уметь распознавать данный вид информационной фальсификации, сопровождающий другие виды фальсификации (ассортиментную, качественную). Признаками ШК, позволяющими отличить подлинные от фальсифицированных, являются следующие: 1- размеры ШК (минимально допустимые — 21,0x30,0 мм, максимально допустимые — 52,5x74,6 мм); 2- цветовое исполнение отдельных элементов ШК: цвет штрихов должен быть черным, синим, темно-зеленым или темно-коричневым; цвет пробелов, совпадающий по цвету с фоном, — белым, допускаются желтый, оранжевый, светло-коричневый; не допускается применение любых оттенков красного и желтого цветов для штрихов, так как они не считываются сканером; 3- место нанесения ШК: на заднюю стенку упаковки в правом нижнем углу, на расстоянии не менее 20 мм от краев; допускается нанесение на боковую стенку упаковки, на этикетку в нижнем правом углу; на мягких упаковках выбирают место, где штрихи будут параллельны дну упаковки; 4- ШК не должен размещаться там, где уже есть другие элементы маркировки (текст, рисунки, перфорация); 5- нанесение на упаковку только одного кода: EAN или UPC; нанесение одновременно двух кодов — EAN и UPC — допускается, если товаропроизводитель произвел их регистрацию в двух ассоциациях. Тогда код EAN и код UPC наносят на противоположные концы упаковки. В США с 1973 г. применяется Универсальный товарный код —UPC, в странах Европы с 1977 г. используется Европейская система кодирования — EAN (рис. 2). Внешнее отличие кода UPC от кода EAN состоит в том, что в коде UPC первая и последняя цифры чуть меньше остальных, кроме того, последняя стоит за "зеброй", как бы на отлете. В системе EAN может использоваться код, состоящий из штрихов и 13 или 8 цифр, но чаще применяется EAN-13, например 7290000494616. Первые две-три цифры (729) обозначают страну, в которой продукт произведен или которая; осуществляет его продажу; следующие четыре цифры (0000) — предприятие-изготовитель; последующие пять цифр (49461) — наименование товара, его потребительские - свойства, размеры, масса, цвет. Последняя цифра (6) — i контрольная, используется для проверки правильности считывания штрихов сканером. Штриховой код надежен благодаря четырем вариантам ширины штрихов и промежутков между ними. Каждая цифра образуется из двух штрихов и двух промежутков, которые в свою очередь образуют четыре граничных поверхности. На несколько десятков тысяч раз считывания возможна только одна ошибка. Штриховой код может быть и без цифр, которые считывающим устройством не идентифицируются.
Рис. 2. Примеры штриховых кодов ЕАN-13 и ЕАN-8. Пример расчета. Подлинность товара можно определить после вычисления контрольной цифры штрихового кода. Расчет производится следующим образом: 1. Сложить цифры штрихового кода, стоящие на четных местах (7290000494616): 2+0+0+4+4+1=11. 2. Полученную сумму умножить на 3: 11x3=33. 3. Сложить числа, стоящие на нечетных местах, без контрольной цифры: 7+9+0+0+9+6=31. 4. Сложить числа, вычисленные в пунктах 2 и 3: 33+31=64. 5. От полученной суммы отбросить десятки: получается 4 6. Из 10 вычесть цифру, полученную в пункте 5: 10 -- 4 = 6. Если полученная после расчета (в пункте 6) цифра не совпадает с контрольной цифрой в штрих-коде, это значит, что товар произведен незаконно и его качество не гарантируется. С января 1993 г. штриховой код должен наноситься на все товары, поступающие в Европу. Задание №2. Провести подлинность товара, проведя соответствующие вычисления контрольной цифры штрихового кода (количество штрих-кодов не менее 5, для продовольственных и не продовольственных товаров). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |