Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






На пятой - виды продукции (XX ХХХХ).

Коды 2-5-разрядных группировок продукции дополнены нулями до 6 разрядов и записываются с интервалом между вторым и третьим разрядами.

Классификация продукции в ОКП может быть завершена на третьей, четвёртой или пятой ступенях классификационного деления.

При записи отдельных наименований классификационных группировок используют сокращённую форму записи с заменой лексических элементов графическими, при этом:

• опускают начальную часть полного наименования, вместо которой ставят тире, когда она повторяет предшествующее наименование;

• предшествующее наименование или его часть, соответствующая опускаемой части сокращённого наименования, отделяют косой чертой.

Например:

5714309 Плиты облицовочные пиленые / из природного камня

57 1431 4 из гранита, диорита, сиенита, лабродорита, габбро, базальта, диабаза, андезита;

57 1432 0 из белого мрамора;

57 1433 5 из цветного мрамора.

Для однозначности понимания и разграничения объёмов используемых понятий отдельные позиции ОКП включают пояснения. Пояснения приведены непосредственно под наименованием позиции, к которой они относятся. Пояснения приводятся для исключения возможности попадания в данную позицию классификатора объекта, входящего в другую его позицию, в целях единообразного понимания специалистами отдельных слов или словосочетаний в составе наименования позиции, при необходимости уточнения области применения данной позиции или при необходимости перечисления объектов, которые могут входить в данную позицию.

Например:

58 5300 4 Детали водопропускных труб.

Пояснение: включая плиты днищ, блоки плитных перекрытий, оголовки.

В ОКП для кодирования иноаспектных группировок используют "нулевые" группировки, имеющие 0 на внутреннем разряде кода. Иноаспектные группировки образованы по признакам, отличающимся от признаков группировок основного классификационного деления.

Содержание "нулевых" группировок определяется, как правило, алгоритмом сбора, т.е. перечнем входящих в них группировок основного классификационного деления. Разработку "нулевых" группировок и составление к ним соответствующих алгоритмов сбора осуществляют министерства, ведомства для решения конкретных экономических задач. "Нулевые" группировки располагают, в общем для всех позиций порядке возрастания кодов.

"Нулевые" группировки отмечены в конце наименования условным знаком "*".

При необходимости отражения конкретных типов, марок, моделей и других характеристик отдельных видов продукции, в создаваемых для этих целей отраслевых классификаторах продукции в качестве первых шести знаков должны использоваться коды из настоящего Общероссийского классификатора продукции.

Ведение ОКП осуществляет Всероссийский научно-исследовательский институт классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) Госстандарта России совместно с головными и ведущими организациями по ОКП министерств и ведомств.

Задание №1. Расшифровать шестизначные цифровые коды согласно варианту.

Вариант №1 494102, 573012, 599010
Вариант №2 494308, 573013, 599011
Вариант №3 494808, 573014, 599012
Вариант №4 494806, 573015, 599028
Вариант №5 496202, 573016, 599010
Вариант №6 496203, 573017, 814027
Вариант №7 496503, 573018, 814103
Вариант №8 515501, 573019, 814702
Вариант №9 515601, 573020, 967707
Вариант №10 515701, 573021, 967703
Вариант №11 551001, 573022, 967702
Вариант №12 551201, 573023, 967701
Вариант №13 573009, 573024, 963080
Вариант №14 573008, 573025, 852104
Вариант №15 573007, 577401, 850136
Вариант №16 573004, 590001, 878502
Вариант №17 573003, 597002, 831010
Вариант №18 573002, 597003, 815701
Вариант №19 573001, 597006, 831701
Вариант №20 572101, 597007, 120820
Вариант №21 562201, 597008, 120804
Вариант №22 561701, 597010, 120500
Вариант №23 561501, 577703, 398020
Вариант №24 561002, 577701, 496203
Вариант №25 561001, 574102, 571103
Вариант №26 553401, 574011, 561001
Вариант №27 553403, 573029, 553401
Вариант №28 553405, 573028, 553402
Вариант №29 551801, 573027, 525201
Вариант №30 551606, 573026, 515203

СРЕДСТВА ТОВАРНОЙ ИНФОРМАЦИ

Штриховой код

Штриховой код (ШК) — знак, предназначенный для автома­тизированных идентификации и учета информации о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов.

ШК наносится на транспортную или потребительскую упа­ковку многих импортных и отечественных товаров типограф­ским способом или с помощью этикетки или ярлыка, которые приклеиваются. В соответствии с требованиями проведения внешнеторговых сделок наличие штрихового кода на упаковке товара является обязательным условием его экспорта.

Отсутствие ШК отрицательно влияет на конкурентоспособ­ность продукции. Иногда незакодированный товар просто не­возможно реализовать, так как торговые фирмы с технологией, ориентированной на автоматизированное товародвижение, не принимают его на реализацию. Причина этого заключается в том, что система кодирования и обработки информации о това­ре с помощью штриховых кодов становится экономически оп­равданной только тогда, когда охватывает не менее 85% това­ров.

Штрих-код является индивидуальным знаком, который присваивается товару определенной торговой марки и ее раз­новидностям — торговым артикулам. В отличие от многих ин­формационных знаков выполняет не только общие функции информационного и идентифицирующего характера, но и ряд дополнительных функций:

1- автоматизированная идентификация товаров с помощью машиносчитывающих устройств;

2- автоматизированные учет и контроль товарных запасов;

3- оперативное управление процессом товародвижения: от­грузкой, транспортировкой и складированием товаров (произ­водительность труда по обеспечению товародвижения при ШК увеличивается на 30%, а в некоторых случаях — до 80%);

4- повышение скорости и культуры обслуживания покупате­лей;

5- информационное обеспечение маркетинговых исследова­ний.

Необходимость внедрения ШК возникла в связи с резким увеличением общей широты ассортимента товаров, достигаю­щей 50—80 тыс. торговых артикулов и/или наименований, а также с развитием информационных технологий, активным внедрением ЭВМ в сферу производства и торговли. В результа­те появилась возможность за счет автоматизации учета поступ­ления, отгрузки и продажи товаров интенсифицировать товаро­движение и упростить документальное оформление товаров на разных его этапах. Ручное заполнение документов, поиски нужных товаров на складе требуют больших затрат времени и труда, причем при выполнении этих операций возможны ошибки. В международной торговле расходы, связанные с об­работкой бумажных документов, оцениваются в пределах от 3,5 до 15% стоимости товара.

В результате поиска путей интенсификации товародвижения и упрощения ведения документами в конце 60-х годов появи­лись первые идеи разработки универсальной системы, основан­ной на идентификации товаров по товарной нумерации. Товар­ная нумерация и введение ее в ЭВМ впервые были осуществле­ны в США и Канаде. Основой штрихового кодирования послужили универсальные товарные коды — UPC.

В 1977 г. по инициативе двенадцати европейских государств была создана Европейская ассоциация товарной нумерации — EAN. На основе американского стандарта был разработан но­вый европейский стандарт товарной нумерации и символьной маркировки.

После вступления в EAN неевропейских государств система получила международный статус и в настоящее время широко используется во всем мире. Ее применение координирует Меж­дународная ассоциация EAN.

Система EAN является универсальной и может быть приме­нена практически к любому виду товара и в любой точке цепи «производитель — оптовое предприятие — предприятие роз­ничной торговли». В рамках системы EAN разработан и актив­но используется во многих странах мира стандарт электронного обмена данными (EANCOM). Хотя система EAN была разрабо­тана на основе системы UPC и при ее создании предусматрива­лось выполнение требования совместимости с системой UPC, в силу технических причин достигнуть полной совместимости этих систем не удалось.

Применение ШК совместно с ЭВМ обеспечивает оптимиза­цию следующих процессов:

1- изготовителям— учет количества произведенной продук­ции, ее сортировку и раздельное складирование разных видов, наименований, сортов, учет товарных запасов, формирование заказов путем подборки необходимых товаров в нужном коли­честве и отправку в торговлю;

2- оптовым посредникам — приемку товаров по количеству и ассортименту, учет и контроль товарных запасов на складе, от­грузку в розничную торговлю;

3- транспортным организациям — приемку-сдачу товаров;

4- розничным продавцам -- приемку товаров по количеству и ассортименту, размещение на складе, учет и контроль товар­ных запасов в магазине: на складе и в торговых залах, контроль за сохранностью товаров, обеспечение ритмичного пополнения запаса товаров по мере их реализации.

Принцип ШК — кодирование алфавитно-цифровых знаков в виде чередования черных и светлых полос различной толщи­ны (штрихов и пробелов), считывание с помощью сканирую­щего устройства, которое расшифровывает коды и передает ин­формацию на ЭВМ.

ШК— одно из наиболее распространенных средств автома­тической идентификации. К другим ее средствам относятся цифровая, магнитная, радиочастотная, звуковая и визуальная идентификации (магнитная карточка, радиочастотная бирка и т. п.). Широкое распространение ШК объясняется такими их преимуществами перед другими средствами автоматической идентификации, как:

1- оперативная передача информации о товаре по системе электронной связи;

2- однозначность информации, что обусловливает высокую защищенность алгоритмов кодирования от ошибок (при считы­вании ШК);

3- сравнительно невысокая стоимость благодаря использова­нию дешевого носителя информации — бумаги.

Классификация ШК

Штриховые коды делятся на два вида: ев­ропейский — EAN и американский — UPC. Среди нескольких десятков схем кодирования, принятых к употреблению междуна­родными организациями и имеющих собственное наименование, коды EAN/UPC наиболее распространены. Кроме них довольно часто встречаются коды Interleaved 2 of 5, Code 39, Codabar.

Коды EAN подразделяют на три типа: EAN-8, EAN-13 и EAN-14.

Расшифровка кодов осуществляется сканирующими устрой­ствами. ШК не предназначены для передачи информации о то­варе потребителю и для неавтоматизированной ее идентифика­ции. Поскольку существует большое количество неверной ин­формации о расшифровке ШК, приводится структура разных типов ШК (см. табл. 2).

Таблица № 2.

Структура кодов Порядковые номера знаков
Тип штрихового кода
EAN-8 EAN-13 EAN-14
Страна, где находится банк данных о ШК 1-2 (3*) 1-2 (3*) 1-2 (3*)
Организация-изготовитель или продавец 3-5 (4-5) ** 3-7 (4-7) ** 3-7 (4-7) **
Информация о товаре 6-7 8-12 -
Код упаковки товара - - 9-13
Контрольная цифра

Примечания.

* Страны, которым предоставлена возможность детализировать код страны на третьем разряде, например СНГ 460-469.

** В указанном выше случае изготовитель может использовать только четыре разряда.

 

Как видно из представленных данных, первые две цифры обозначают код страны, где находится организация, зарегист­рировавшая изготовителя, его товар и присвоившая им поряд­ковые номера. При этом код страны на ШК может не совпа­дать со страной происхождения товара, так как изготовитель или продавец имеют право зарегистрироваться в отечественном и зарубежном банках данных.

Каждой стране Ассоциации EAN централизованно выдают­ся диапазоны кодов. Коды чаще всего двузначные (Франция -30—37, США и Канада — 00—09, Япония — 45—49), но могут быть и трехзначные (Россия — 460—469) за счет уменьшения кода изготовителя на один знак. Коды стран, где находится банк данных о ШК, представлены в табл. 3.

Таблица №3.

Коды стран местонахождения банка данных о штриховых кодах.

 

Страна Код Страна Код
США и Канада 00-09 Чехословакия
Франция 30-37 Югославия
Болгария Турция
Германия 400-440 Нидерланды
Россия 460-469 Южная Корея
Гонконг Сингапур
Япония 45-49 Австрия 90-91
Великобритания Австралия
Греция Словения
Кипр Хорватия
Ирландия Латвия
Бельгия и Люксембург Тайвань
Португалия Эстония
Исландия Филиппины
Дания Мальта
Польша ЮАР 600-601
Венгрия Марокко
Финляндия Тунис
Китай Гватемала 740-745
Новая Зеландия Сальвадор
Норвегия Гондурас
Израиль Панама
Швеция Никарагуа
Мексика Коста-Рика
Венесуэла Колумбия
Швейцария Уругвай
Аргентина Перу
Чили Эквадор
Бразилия Таиланд
Италия 80-83 Индонезия
Испания Малайзия

Код изготовителя (следующие 3—5 цифр) присваивает цен­трализованно национальный орган страны конкретной органи­зации-изготовителю. В России код изготовителю присваивает

Ассоциация ЮНИСКАН, которая представляет интересы своих членов в EAN. ЮНИСКАН выдает регистрационные номера-коды пред­приятиям, причем предпринимателям не только российским или из других стран СНГ, а из любой страны. Она ведет также банк данных о зарегистрированных у нее ШК, разрабатывает и распространяет методики по использованию кодов EAN.

Следующие 3—5 цифр кодов EAN-8 и EAN-13, содержащие информацию о товаре, присваиваются организацией-изготови­телем или продавцом самостоятельно в виде регистрационного номера в пределах своего предприятия. В этих цифрах изгото­витель может закодировать необходимые для идентификации сведения о товаре: наименование, сорт, артикул, цвет, массу, размер и другие данные. Любые изменения, вносимые в товар и влияющие на его идентификацию, требуют перекодирования ШК. Лишь изменения цен не влекут за собой его изменения. Сведения, указанные в 7—12 кодах, изготовитель доводит до своих торговых партнеров не менее чем за три недели до по­ставки самого товара. Это правило действует и в случае измене­ния ШК.

Коды EAN-8 и EAN-13 используют не только изготовители, но и продавцы для внутрифирменной маркировки. Особенно­стью такого кодирования является то, что считывание этих ко­дов осуществляется только при товародвижении внутри органи­зации. В данном случае коды EAN-8 начинаются с нуля, а EAN-13 — с двойки.

В коде EAN-14 цифры с 9 по 13 дают информацию об упа­ковке товаров.

Последний код (8, 13 или 14) — контрольное число, предна­значенное для считывания штрихового кода сканером по алго­ритму EAN. Контрольное число находят путем определенной последовательности арифметических действий.

Структура кода EAN-13 представлена на рис. 1.

В ШК чередуются темные (штрихи) и светлые (пробелы) по­лосы разной ширины. За единицу ширины принимается мо­дуль — самый узкий штрих или пробел (ширина — 0,33 мм). Каждая цифра кодируется семью модулями, которые сгруппи­рованы в два штриха и два пробела. Например, цифра 4 пред­ставлена как 1011100 (семь модулей, но два штриха и два про­бела). Ширина штрихов и пробелов — от одного до трех моду­лей.

Информацию о коде несут также ширина штрихов, пробе­лов и их сочетание. Для кодов EAN и UPC размер этих симво­лов определяется как процент от номинального размера. Номи­нальный размер символа EAN-13 от первого до последнего штриха — 31,35 мм. Вокруг кода должно быть пустое простран­ство, так что номинальная ширина составляет 37,29 мм. По­грешность при печати не должна превышать 0,101 мм.

 

 

Рис. 1 Структура штрихового кода ЕАN-13.

На рис. 1 видно, что в начале и конце штрихового кода по­мещены удлиненные краевые штрихи, указывающие на начало и конец сканирования. Центральные удлиненные штрихи раз­деляют код на две части, что облегчает визуальную проверку полноты записи кода. Код EAN начинается и заканчивается старт/стоповым знаком (101).

Применение ШК разных типов. EAN-8 используется для мар­кировки упаковки и/или товаров небольшого размера. От EAN-13 этот тип ШК отличается сокращенной информацией и меньши­ми размерами, поэтому его наносят на малогабаритные товары, на которых не помещаются полные номера.

EAN-13наносится на любые упаковки и/или товары, если позволяет площадь.

EAN-14применяется только для транспортной упаковки. Этот код крупнее, для его нанесения не требуется высококаче­ственная печать. Он предназначен в основном для транспорти­руемых грузов. Если товар продается вместе с упаковкой, при­меняются только коды EAN-13, так как EAN-14 не содержит информации о товаре и не считывается сканирующими уст­ройствами, установленными в торговых организациях.

Анализ структуры ШК показывает, что закодированная в них информация носит коммерческий характер и малодоступна потребителю. Даже если будет расшифрована с помощью при­веденной выше таблицы страна, где находится банк данных о ШК, она необязательно совпадает со страной происхождения товара. Для расшифровки названия организации-изготовителя требуются специальные классификаторы. Можно рассчитать контрольное число, но оно мало что скажет покупателю.

На первых этапах применения ШК могли внедрять только крупные фирмы, завоевавшие и поддерживающие свой пре­стиж за счет высокого качества продукции. ШК на упаковке не только поднимал престиж фирмы, но и выполнял роль рекла­мы. Поэтому в тот период такие коды ассоциировались у по­требителя с товарами, качество которых соответствовало повы­шенным требованиям.

Широкое распространение ШК привело к кодированию всех товаров независимо от их качества и престижности фирм-изготовителей. Кроме того, сами ШК стали объектом фальси­фикации.

В связи с этим важно уметь распознавать данный вид ин­формационной фальсификации, сопровождающий другие виды фальсификации (ассортиментную, качественную).

Признаками ШК, позволяющими отличить подлинные от фальсифицированных, являются следующие:

1- размеры ШК (минимально допустимые — 21,0x30,0 мм, максимально допустимые — 52,5x74,6 мм);

2- цветовое исполнение отдельных элементов ШК: цвет штрихов должен быть черным, синим, темно-зеленым или тем­но-коричневым; цвет пробелов, совпадающий по цвету с фо­ном, — белым, допускаются желтый, оранжевый, светло-ко­ричневый; не допускается применение любых оттенков красно­го и желтого цветов для штрихов, так как они не считываются сканером;

3- место нанесения ШК: на заднюю стенку упаковки в пра­вом нижнем углу, на расстоянии не менее 20 мм от краев; до­пускается нанесение на боковую стенку упаковки, на этикетку в нижнем правом углу; на мягких упаковках выбирают место, где штрихи будут параллельны дну упаковки;

4- ШК не должен размещаться там, где уже есть другие эле­менты маркировки (текст, рисунки, перфорация);

5- нанесение на упаковку только одного кода: EAN или UPC; нанесение одновременно двух кодов — EAN и UPC — допускается, если товаропроизводитель произвел их регистра­цию в двух ассоциациях. Тогда код EAN и код UPC наносят на противоположные концы упаковки.

В США с 1973 г. применяется Универсальный товарный код —UPC, в странах Европы с 1977 г. используется Евро­пейская система кодирования — EAN (рис. 2).

Внешнее отличие кода UPC от кода EAN состоит в том, что в коде UPC первая и последняя цифры чуть меньше остальных, кроме того, последняя стоит за "зеброй", как бы на отлете.

В системе EAN может использоваться код, состоящий из штрихов и 13 или 8 цифр, но чаще применяется EAN-13, например 7290000494616. Первые две-три цифры (729) обо­значают страну, в которой продукт произведен или которая; осуществляет его продажу; следующие четыре цифры (0000) — предприятие-изготовитель; последующие пять цифр (49461) — наименование товара, его потребительские - свойства, размеры, масса, цвет. Последняя цифра (6) — i контрольная, используется для проверки правильности считывания штрихов сканером.

Штриховой код надежен благодаря четырем вариантам ширины штрихов и промежутков между ними. Каж­дая цифра образуется из двух штрихов и двух промежут­ков, которые в свою очередь образуют четыре граничных поверхности. На несколько десятков тысяч раз считывания возможна только одна ошибка. Штриховой код может быть и без цифр, которые считывающим устройством не идентифицируются.

 

Рис. 2. Примеры штриховых кодов ЕАN-13 и ЕАN-8.

Пример расчета.

Подлинность товара можно определить после вычисления контрольной цифры штрихового кода. Расчет произ­водится следующим образом:

1. Сложить цифры штрихового кода, стоящие на чет­ных местах (7290000494616): 2+0+0+4+4+1=11.

2. Полученную сумму умножить на 3: 11x3=33.

3. Сложить числа, стоящие на нечетных местах, без контрольной цифры: 7+9+0+0+9+6=31.

4. Сложить числа, вычисленные в пунктах 2 и 3: 33+31=64.

5. От полученной суммы отбросить десятки: получается 4

6. Из 10 вычесть цифру, полученную в пункте 5: 10 -- 4 = 6.

Если полученная после расчета (в пункте 6) цифра не совпадает с контрольной цифрой в штрих-коде, это зна­чит, что товар произведен незаконно и его качество не гарантируется. С января 1993 г. штриховой код должен на­носиться на все товары, поступающие в Европу.

Задание №2. Провести подлинность товара, проведя соответствующие вычисления контрольной цифры штрихового кода (количество штрих-кодов не менее 5, для продовольственных и не продовольственных товаров).

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...