Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ИСТОРИЯ ЖИЗНИ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

 

Лев Николаевич Толстой создавал роман «Война и мир» с 1863 по 1869 год. Первоначально он замышлялся как роман о возвращении декабриста из ссылки в 1856 году, и главным героем должен был быть Петр Иванович Лобадов. В образе Лобадова Толстой хотел показать трагедию героя декабристского восстания, чья эпоха осталась в прошлом и который уже не сможет обрести себя в изменившемся обществе. Но для того, чтобы достоверно воссоздать события 1825 года, Толстому пришлось вернуться ,к истории Отечественной войны (как написал в своем дневнике один из декабристов: «...все мы вышли из войны 1812 года...»). Первые главы романа первоначально назывались «1805-й» и рассказывали от истоках войны и о людях, участвовавших в ней. Так появились главные герои произ? ведения, в том числе один из любимых автором — Андрей Болконский,

 

Важно заметить, что для положительных героев Толстого всегда характерен сложный жизненный путь, полный неверных поступков, ошибок, болезненных поисков своего предназначения в жизни.

 

Постараемся проследить судьбу Андрея Болконского и пути его нравственных исканий в романе.

 

Итак, впервые мы встречаем князя Андрея, человека с «усталым, скучающим взглядом», в светском салоне Анны Павловны Шерер, где собираются все лучшие представители высшего петербургского общества, люди, с которыми впоследствии будет пересекаться судьба героя: «красавица Элен» Курагина и ее брат Ана-толь, «главный кутила» Петербурга, Пьер Безухов, внебрачный сын графа Безухова, и другие. Некоторые появляются здесь, чтобы показать себя в свете, другие — чтобы сделать себе карьеру, продвинуться по службе. Совершив обряд приветствия «никому не известной... и не нужной тетушки», гости собираются, чтобы начать непринужденный светский разговор, и хозяйка салона «преподносит» своим гостям аббата Морио и виконта Мортемара, «как ростбиф на горячем блюде».

 

Князь Андрей безразличен к этому обществу, он устал от него, «попав в заколдованный круг», из которого не вырваться, он решает найти свое предназначение на военном поприще, и, оставив жену, которую не любит («...Никогда не женись... — говорит он Пьеру, — не женись до тех пор... пока ты не перестанешь любить ту женщину, какую ты выбрал...»), отправляется на войну 1805 года, надеясь обрести «свой Тулон». Здесь очень важно заметить, что, с одной стороны, являясь врагом Наполеона, Болконский .в то же время охвачен идеями наполеонизма: перед сражением он признается себе, что готов пожертвовать отцом, сестрой, женой, готов пролить кровь других людей ради своей личной победы, чтобы занять место Кутузова, а потом — «неважно,'что будет потом...».

 

Когда начинается бой, Болконский хватает знамя и, «волоча его по земле», бежит впереди солдат, чтобы прославиться, но получает ранение — «как будто палкой по голове». Открыв глаза, Андрей видит «высокое, бесконечное небо», кроме которого «ничего, ничего нет и... все пустое, все обман...», и Наполеон кажется всего лишь маленьким, ничтожным человечком по сравнению с вечностью. С этого момента в душе Болконского начинается освобождение от наполеоновских идей. /

 

Возвращаясь домой, князь Андрей мечтает начать новую жизнь уже не с «маленькой княжной» с «беличьим выражением» лица, а с женщиной, с которой надеется наконец создать единую семью, но не успевает — жена умирает при родах, и упрек, который Андрей прочел на ее лице: «...что же вы сделали со мною?» — всегда будет преследовать его, заставляя чувствовать себя виноватым перед ней.

 

После смерти княгини Лизы Болконский живет в своем имении в Богучарово, занимаясь устройством хозяйства и разочаровавшись в жизни. Встретившись с Пьером, полным новых идей и стремлений, вступившим в масонское общество и желающим показать, что он «другой, лучший Пьер, чем был раньше», князь Андрей относится к своему другу с иронией, считая, что «он должен доживать свою жизнь... не тревожась и ничего не желая». Себя он ощущает потерянным для жизни человеком.

 

Поехав в Отрадное к графу Ростову по делам, Болконский проезжал по зеленеющему лесу, увидел дуб, который, растопырив сучья, казалось, говорил: «Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья...»

 

Согласившись переночевать в Отрадном, Болконский, подойдя ночью к окну, услышал голос Наташи Ростовой, которая, восхищаясь красотой ночи,, хотела «взлететь» к небу.

 

Возвращаясь обратно и поехав лесом, князь Андрей искал дуб и не находил. Дуб расцвел, покрылся зеленью и, казалось, любовался собой. И в этот момент Андрей решил, что в 31 год жизнь не только не закончена, а, наоборот, лишь начинается. И желание сделать так, чтобы и девочка, которая хотела улететь в небо, и Пьер, и все-все узнали о нем и «чтобы не жили они так независимо от его жизни, чтобы на всех она отражалась...», охватило его. Вернувшись в Петербург, Андрей поступил на чиновничью службу и занялся созданием законопроектов, сошелся со Сперанским, но вскоре отказался от этой службы, с ужасом для себя поняв, что и здесь, занимаясь вопросами государства, люди руководствуются исключительно своими личными интересами.

 

Вновь возродиться к жизни помогла Болконскому любовь к Наташе Ростовой, с которой он встретился на балу по случаю наступления 1811 года. Не получив разрешения отца на женитьбу, князь Андрей уехал за границу.

 

Наступил 1812 год, началась война. Разочаровавшись в любви Наташи после ее измены с Курагиным, Болконский отправился на войну, несмотря на свою клятву больше никогда не служить. В отличие от войны 1805 года, теперь он не искал славы для себя, а желал отомстить французам, «своим врагам», за смерть отца, за искалеченные судьбы многих людей. Накануне Бородинского сражения Болконский не сомневался в победе и верил в духовную силу русского народа, который поднялся на защиту Отечества и Москвы. Теперь в Андрее не было того индивидуализма, который был прежде, он ощущал себя частью народа. После смертельного ранения, полученного им на поле боя, Андрей Болконский наконец нашел, по мнению Толстого, ту высшую истину, к которой должен прийти каждый человек, — он пришел к христианскому мировоззрению, понял смысл основополагающих законов бытия, которых раньше не мог постигнуть, и простил своего врага: «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам, да, то любовь, которую проповедовал бог на земле... и которую я не понимал».

 

Итак, постигнув законы высшей, христианской любви, Андрей Болконский умирает. Он умирает потому, что увидел возможность вечной любви, вечной жизни, а «всех любить, всегда жертвовать собой для любви значило — никого не любить, значило — не жить этою земною жизнью...».

 

Чем более князь Андрей отдалялся от женщин, «тем больше разрушалась преграда между жизнью и смертью» и открывался ему путь в новую, вечную жизнь. Мне кажется, что в образе АнД-рея Болконского, человека противоречивого, способного ошибаться и исправлять свои ошибки, Толстой воплотил свою главную идею о смысле нравственных исканий в жизни любого человека: «Чтобы жить честно, нужно рваться, путаться, биться, ошибаться... а главное — бороться. А спокойствие — душевная подлость».

 

ДОРОГА ЧЕСТИ» КНЯЗЯ АНДРЕЯ

 

«Война и мир» — это эпопея, для которой характерна широта изображаемого действия и глубина раскрытия непрерывного процесса жизни. В произведении присутствуют не только эпические картины мира и войны, но и всесторонне раскрывается жизнь отдельных личностей, личностей ярких, сильных, существенно выделяющихся из основной массы людей.

 

Таков молодой Андрей Болконский, который резко отличается от представителей света своей образованностью и широтой взглядов. Деятельный по натуре, он тяготится пустым, бессодержательным времяпрепровождением н болтовней светских гбстиных. Такая жизнь скучна для него. «Жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь — не по мне», — говорит князь Андреи Пьеру. Постоянными нравственными исканиями, стремлением к познанию смысла жизни, к добру и правде была наполнена жизнь Андрея Болконского. Мечтая о военной деятельности, полезной для России, князь Андрей в 1805 году уезжает на службу в действующую армию. Его увлекает в это время судьба Наполеона, который становится кумиром князя Андрея. Но, мечтая о славе и о подвиге, он не ждет легкой карьеры и наград, он переживает, чувствует ответственность за судьбу своей Родины. Поэтому своим долгом он считает быть там, где особенно трудно. Но перед лицом смерти на поле сражения князь Андрей понял, что кумир и слава далеки от истинного смысла жизни. Простиравшееся над ним «незримо высокое» небо после Аустерлица рождало мысль о вечности, и в сравнении с этим все остальное становилось ничтожным. «Да, все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба, ничего, ничего нет... кроме тишины, успокоения». И тогда даже Наполеон кажется Андрею маленьким и ничтожным в сравнении «с тем, что теперь происходило между его душой и этим высоким,"бесконечным небом», которое стало для него олицетворением истинного смысла жизни.

 

После Аустерлица князь Андрей возвращается домой, и там его ждет смерть жены, перед которой он чувствует свою нравственную вину. Болконский переживает глубокий душевный кризис. Он безвыездно живет в деревне и, полностью разочаровавшись в действительности и не веря более в высокое назначение человека, считает, что жизнь его уже кончена. Все это звучит в его разговоре с Пьером Безуховым, который был для него самым близким другом. «Надо жить, надо любить, надо верить», — говорит Болконскому Пьер. И этот разговор не прошел даром. Под его влиянием начинается духовное возрождение князя Андрея. «В первый раз после Аустерлица он увидел высокое, вечное небо... и что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе». Князь Андрей начинает активно заниматься своим имением, облегчает положение крестьян, то есть осуществляет возможные преобразования в деревне, которые так и не получились у Пьера, как бы он ни старался.

 

Встреча с Наташей Ростовой в Отрадном окончательно возрождает Болконского к жизни. Процесс духовного обновления князя Андрея ярко раскрывается в восприятии и понимании им природы. Въезжая в зеленую рощу, Болконский видит дуб, который один не хочет поддаться влиянию весны. Князь Андрей думает: «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, пускай другие, молодые поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь — наша жизнь кончена!» Но, возвращаясь из Отрадного, Болконский вновь видит тот же дуб с густой шапкой темной зелени, млеющий на солнце. «И на него нашло вдруг чувство беспричинной радости и обновления». Вновь жизнь обретает для Болконского свой смысл. Он решает ехать в Петербург, чтобы принять участие в преобразованиях, которые намечались в начале царствования Александра I. Сначала ближайший помощник императора Сперанский восхищал князя Андрея, как прежде Бонапарт. Но вскоре Болконскому пришлось разочароваться и в Сперанском, и в своей работе. Он понял, что в условиях дворцовой бюрократической среды полезная государственная деятельность невозможна и неосуществима.

 

Любовь к жизнерадостной, поэтической Наташе Ростовой пробудила в князе Андрее мечты о возможности семейного счастья. Но и здесь его ждет разочарование: Наташа увлекается повесой Анато-лем Курагиным. И смысла жизни опять нет. «И тот бесконечный, удаленный свод неба, стоявший прежде над ним, вдруг превращается в низкий, определенный, добивший его свод, в котором все было ясно, но ничего не было вечного и таинственного». Князь Андрей снова едет в армию и просит Кутузова отправить его со своим полком в район военных действий. Выслушав отказ Болконского остаться при штабе, Кутузов говорит: «Жалею, ты бы мне нужен был, но ты прав. Иди с богом своей дорогой. Я думаю, что твоя дорога — это дорога чести». И Болконский пошел дорогой чести. Как настоящий патриот, он до конца боролся за свое Отечество. И уже будучи раненным, сознавая, что умирает, князь Андрей испытал чувство всеобщей любви и всепрощения. Он прощает Наташу, и в последние дни сердце его наполнено любовью и радостью. И тогда ему кажется, что смысл жизни и путь к истине указаны в учении Христа.

 

Хотя описанные в романе события произошли в 20-х годах XIX века и книга выпущена более ста лет назад, роман не потерял своей жизненной силы. А в изображении отдельных личностей, таких, как Болконский, горестей и радостей их жизни видно много общечеловеческой волнующей правды.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...