Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






НРАВСТВЕННЫЙ СМЫСЛ ДУХОВНЫХ ИСКАНИЙ ПЬЕРА БЕЗУХОВА

 

Л. Н. Толстому очень нравилось фетовское определение двух типов ума — «ум ума» и «ум сердца». К тем героям Толстого, которые ищут истину сердцем, принадлежит Пьер Безухое — один из любимых и дорогих Толстому героев. Он близок Толстому больше всего тем, что находится в постоянном движении, в сомнениях и поисках, в непрерывном внутреннем развитии. Жизнь Пьера Безухова — это путь открытий и разочарований, путь сложный и драматический. Путь особенный, неповторимо личный — и вместе с тем исполненный глубокого исторического значения. Жизнь и искания Пьера Безухова передают и выражают то великое явление в русской истории, которое именуется декабристским движением. Конечно, Пьер Безухов и вся его жизнь представляют не вообще декабристский путь, а особую, толстовскую версию декабристского пути. Пьер ведет себя одновременно и как будущий декабрист, и как любимый толстовский герой.

 

Пьер — натура эмоциональная. Его характерные черты — ум, склонный к «мечтательному философствованию», рассеянность, слабость воли, отсутствие инициативы, непригодность к практической деятельности, исключительная доброта. Главная черта Пьера — поиски «согласия с самим собой», поиски жизни, которая гармонировала бы с потребностями его сердца и приносила бы ему моральное удовлетворение.

 

Вспомним одну из важных вех в жизни Пьера. Женившись на Элен, Пьер все больше осознает, что семейная жизнь его дурна, что настоящей семьи у него нет, что жена его безнравственная женщина. В нем растет недовольство, но не другими, а самим собой. Именно так и бывает с подлинно нравственными людьми. За свою неустроенность они считают возможным казнить только самих себя.

 

В результате большого морального напряжения происходит взрыв. На обеде в честь Багратиона Пьер вызывает на дуэль Долохова, оскорбившего его. Но, увидев лежащего на снегу раненного им противника, Пьер схватился за голову, повернувшись назад, пошел в лес, шагая по снегу и вслух приговаривая непонятные слова: «Глупо... глупо! Смерть... ложь...» «Глупо» и «ложь»» —«это опять относится только к нему самому.

 

После всего, что произошло с ним, особенно после дуэли с Доло-ховым, бессмысленной представляется Пьеру вся его жизнь. Пьер ввергнут в душевный кризис. Кризис, переживаемый героем, — это и сильное недовольство собой, и связанное с этим желание изменить свою жизнь, построить ее на новых, добрых началах.

 

Разорвав с женой, Пьер по пути в Петербург, дожидаясь на станции в Торжке лошадей, задает себе трудные вопросы: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я...» Здесь он встречает масона Баздеева. В момент душевного разлада, который переживал Пьер, Баздеев представляется ему как раз тем человеком, какой ему нужен. Баздеев и масоны предлагают Пьеру путь нравственного совершенствования. Пьер принимает этот путь, потому что больше всего ему нужно сейчас улучшить свою жизнь и себя. В нравственном очищении для Пьера заключалась правда масонства, и, увлеченный ею, он на первых порах не замечает в масонстве того, что было ложью. Но затем идеи масонства перестают удовлетворять Пьера и он разочаровывается в нем.

 

Кульминацией романа стало изображение Бородинского сражения. И в жизни Пьера Безухова — это решающий момент. Желая разделить судьбу народа, России, Цьер, не будучи военным, принимает участие в Бородинском сражении — его глазами Толстой передает свое понимание важнейшего в народной исторической жизни события.

 

Пьер задумал убить Наполеона и с этой целью, переодевшись мещанином, остается в Москве. Он бродит по московским улицам, спасает девочку из горящего дома, борется с французами, и его арестовывают.

 

Главная веха на пути Пьера — его встреча с Платоном Каратаевым. Встреча эта ознаменовала приобщение героя к народу, к народной правде. В плену Пьер обретает «то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде». Здесь он «...узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей...». Приобщение к народной правде, народному умению жить помогает внутреннему освобождению Пьера. Пьер всегда искал решения вопроса о смысле жизни: «...Он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянности светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвований, в романтической любви к Наташе. Он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки обманули его». И вот наконец с помощью Платона Каратаева этот вопрос разрешен.

 

Самое существенное в характере Каратаева — верность и неизменность. Верность себе, своей единственной и постоянной душевной правде. На'ййк'ое-то время это стало также идеалом и для Пьера. Но только на время. Пьер по самой сути своего характера не способен ,был принять жизнь без поисков. Познав правду Каратаева, Пьер в эпилоге романа идет дальше этой правды — идет не каратаевским, а своим путем. «Он выучился видеть великое, вечное и бесконечное во воем... и радостно созерцал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь. И чем ближе он смотрел, тем больше он был спокоен и счастлив...»

 

ДЛЯ ЧЕГО ЖИТЬ И ЧТО ТАКОЕ Я?»

 

(Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир»)

 

Это нелегкий вопрос. Мучителен и долог путь, который надо пройти, чтобы найти ответ на него. Да и найдешь ли? Подчас кажется, что это невозможно. Истина не только хорошая, но и упрямая вещь. Чем дальше заходишь в поисках ответа, тем больше вопросов встает перед тобой. И еще не поздно, но кто свернет с полпути? И еще есть время, но кто знает, может, ответ в двух шагах от тебя? Истина заманчива и многолика, но суть ее всегда одна. Иногда человеку кажется, что он уже нашел ответ, а оказывается, что. это — мираж. Тяжело бремя того, кто решил всю жизнь посвятить поискам истины. Ее лицо не зря скрывается. Оно всегда неприятно тем, кто живет лишь для того, чтобы наслаждаться. Осмелившихся заявить: «Я пришел в мир, чтобы засвидетельствовать истину», — распинают на кресте. И опять...

 

«Для чего жить и что такое я?» Непостижимый вопрос. И если кто-то находит ответ на него, то этот ответ часто очень жесток. Не оттого ли мы мучимся и бьемся над решением этого вопроса уже много тысяч лет, что это и есть смысл жизни? Кто знает... Сможем ли мы явить миру пророка, провозглашающего истину? Но это в будущем, а пока...

 

Герои романа Л. Н. Толстого «Война и мир» не пророки и не мессии. Они просто люди, сомневающиеся и страдающие. Но они всю жизнь искали истину. И за это их нельзя не уважать.

 

Андрей Болконский выбрал сложный и трудный путь. Ему тесно в бессмысленном и узком пространстве света, ограничивающем и отягощающем его. В своем стремлении он не видит, что наносит непоправимые обиды людям, любящим его. Он эгоистичен и скуп на ответную любовь. У него есть своя идея, свой идеал, «свой Тулон», Он видит своего кумира — Наполеона — в ореоле героя. В Аустерлицком сражении он проверяет себя — не идею. И оказывается, что идея, которой он решил посвятить жизнь, весьма низкой пробы.

 

Падение. Князь Андрей растерян, подавлен. Ведь и он отчасти виноват в смерти своей жены.

 

И все «ради себя, ради собственного удовольствия»? Нет! Князь Андрей стал «умнее»... Он проповедует идеи «разумного эгоизма», он живет не столько ради себя, сколько для общественного блага.

 

Снова взлет. Болконский все силы отдает своей работе со Сперанским. Но прекраснодушные идеи терпят крах. Подняться над разочарованием и неверием помогает князю Наташа Ростова. Для нее он стремится быть лучше, все самое прекряёйое в своей душе посвящает ей.

 

Но Наташа изменила Болконскому. И — новое падение. Князь Андрей испытывает глубочайшее горе и ненависть. Он опускается до желания мстить своим врагам.

 

Наступает тысяча восемьсот двенадцатый год. Новый — и последний — взлет души князя Андрея. Все силы он отдает служению Отечеству.

 

Смертельно раненный, князь Андрей ощущает в своей душе «силы необъятные». И эти силы — во всепрощающей, «божеской» любви к врагам, к друзьям, к Наташе. Это — последние мысли Болконского. Это — та истина, которую он искал всю жизнь и за которую жизнью же и заплатит. .Он не хочет «жить во лжи», он «слишком хорош для этой жизни».

 

Последнее падение князя Андрея — смерть. Он мог бы выжить, но он не хотел этого. Он не хотел жизни любой ценой. Он засвидетельствовал открывшуюся ему истину своей смертью. Прав ли он? Трудно сказать. Существует другой путь.

 

Но все пути к истине — индивидуальны, к ней нельзя подойти проторенной дорожкой.

 

Другой путь у Пьера Безухова. Он не менее сложен, чем у Болконского, но не так безысходен. Если поиски князя Андрея приводят к выводу о жертвенности ищущего истину, то Пьер отдает все сам, он не испытывает желания принести жертву. Ему чужды красивые жесты, он просто отдает все: богатство, деньги, сердце. Он легко поддается внешнему очарованию, потому что душа его необъятна. Он силен, потому что может разобраться, где правда, а где ложь. Он не думает о себе, и как-то само собой выходит, что это не причиняет ему никаких неприятностей.

 

«Я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу... для других, только теперь понял счастье своей жизни». Так он скажет позже. Но этому радостному выводу о счастье жизни предшествуют годы ученичества, годы поисков и ошибок. Он не испытывает в жизни взлетов, подобных взлетам князя Андрея. Его линия ровна, но невероятно изломана из стороны в сторону.

 

От полного отрицания Бога (Пьер воспитан на идеях французских просветителей) до масонства у него один шаг. Пьер почти счастлив.

 

Вот оно, истинное! Но проходит время, и он видит, что все проповедующие бедность и праведность живут во лжи.

 

Разочарование длится недолго. Ему решительно везет на хороших людей. Во французском плену он знакомится с Платоном Каратаевым, и этот человек дает ему совершенно новое понимание мира и его, Пьера, роли в нем. Ответ на вопрос «Для чего жить и что такое я?» найден. Он просто развивает и углубляет его.

 

После окончания войны Пьер женится на Наташе Ростовой, и она дарит ему тихое семейное счастье. Идиллия. Чего еще может желать человек? Но Пьер не успокаивается.

 

«Он хочет... уверить, что обязанность всякого честного человека состоит в том, чтобы идти против правительства. Они... создали в Петербурге... тайное общество», — говорит Николай Ростов. Дальнейшая судьба Пьера неизвестна. Но он нашел цель жизни — и это главное.

 

Поиск истины у героев Толстого своеобразен. Его диктовали время, обстоятельства, окружающие люди. Но он не менее важен для нас, чем сама истина. Да, герои Толстого не пророки и не мессии. Да, они так же мучаются и страдают, как мы. И оттого они близки и понятны. Ведь мы, живущие в конце двадцатого века, все еще в поисках истины...

 

47.ЛЮБИМАЯ ГЕРОИНЯ Л. Н. ТОЛСТОГО (I вариант)

 

Речь пойдет о любимой героине Толстого, значит, о Наташе Ростовой? Нет. И не об Анне Карениной, которую автор все-таки осуждает. Автор, заметьте, а не читатели, им этого права автор не дает, что подчеркнуто уже в эпиграфе к роману.

 

Сказать, что Толстой создал целую галерею женских образов, — значит ничего не сказать. «Певцом русской женщины» называли Тургенева; на мой взгляд, это Гончаров. У Толстого мужские образы все-таки затмевают женские, потому что его герои, как и герои Достоевского, — это герои-идеологи. Но в ряду героинь Толстого есть одна, так сказать, не просто героиня, а героиня идеологическая. Это княжна Марья, а так как она не участвует в центральном романном треугольнике, то о ней часто забывают, увлекаясь образом Наташи. А зря. Да, Толстой любил Наташу, да, образ ее поэтичен (хотя и не на всем протяжении книги), да, прототипом Наташи была обворожительная Т. А. Вере. Но прототипом княжны Марьи была мать Толстого. Писатель не помнил матери, портреты же ее не сохранились, и он создал в своем воображении ее духовный облик. «Я молился ее душе», — говорил Толстой. Эта молитва всегда помогала ему в трудные минуты жизни. Согласитесь, что это совсем другое отношение, чем увлечение хорошенькой артистичной девушкой. И это наложило отпечаток на два главных женских образа «Войны и мира».

 

Толстой не сообщает нам деталей внешности княжны Марьи. Она существует в ином, чем Наташа, измерении. Наташа может быть charmant, может быть «совершенно дурною», когда плачет, но княжна Марья «всегда хорошела, когда плакала». Ни один из известных мне авторов не написал чего-нибудь подобного о своей героине. Толстой как бы «не удостаивает» описания внешности княжны Марьи, потому что природа ее иная — духовная. Мы знаем о ней, что светским щеголям она казалась «дурною». Себе она тоже казалась некрасивой, когда смотрела на себя в зеркало. Анатоля Кура-гина, сразу отметившего достоинства «глаз», «плеч» и «волос» Наташи Ростовой, княжна Марья ничем таким не привлекала. Княжна Марья не выезжает на балы, потому что живет одиноко в деревне, обществом пустой и глупой компаньонки-француженки тяготится, смертельно боится строгого отца, но ни на кого не обижается. Если и можно сравнить ее с кем-либо из героинь русской литературы, так это с Соней Мармеладовой, которая тоже приносит себя в жертву своей семье. Но эти две неброские героини имеют главное — веру. Хороша или плоха эта их религия —: другой вопрос. Важно, что они обладают несокрушимой внутренней силой, такой четкостью нравственного ориентира, какой не было у героев-мужчин. Соня и княжна Марья — это эталон женщины-христианки. И неважно, что Соня — проститутка, а княжна Марья в начале книги затворница, а в конце счастливая жена и мать. Это их не разводит на разные полюса. Скорее, наоборот, два гениальных писателя, не сговариваясь, показывают, что социальная, так сказать, роль, социальный статус перед истинной верой — ничто.

 

Как ни странно, главные идеи о войне и мире высказывает в книге Толстого женщина — княжна Марья. Она пишет в письме Жюли, что война — это знак того, что люди забыли Бога. Это в начале произведения, еще до 1812 года и всех его ужасов. По сути, к этой же мысли придет после многих жестоких сражений, после того, как он видел смерть лицом к лицу, после плена, после 'тяжелых ранений ее брат — профессиональный военный, посмеивавшийся над своей сестрой и называвший ее «плаксой».

 

Княжна Марья предсказывает князю Андрею, что он поймет, что есть «счастье прощать». И он, повидавший Восток и Запад, переживший счастье и горе, составлявший законы для России и диспозиции сражений, философствовавший с Кутузовым, Сперанским и другими лучшими умами, перечитавший столько книг и знакомый со всеми великими идеями века, — он поймет, что права была его младшая сестра, которая проводила жизнь в захолустье, ни с кем не общалась, трепетала перед отцом и разучивала сложные гаммы да плакала над задачами из геометрии. Он действительно прощает смертельного врага — Анатоля. Обратила ли княжна брата в свою веру? Сказать трудно. Он неизмеримо выше ее (как, впрочем, и всех в книге) по своей проницательности, умению понимать людей и события. Князь Андрей предсказывает участь Наполеона, Сперанского, исход сражений и мирных договоров, что не раз вызывало изумление критиков, упрекавших Толстого в анахронизмах, в отступлениях от верности эпохе, в «осовременивании» Болконского и т. д. Но это особая тема. А вот участь самого князя Андрея предсказала его сестра. Она знала, что он не погиб под Аустер-лицем, и молилась за него, как за живого (чем и спасла, наверное). Она поняла и то, что на счету каждая минута, когда, не имея о брате никаких сведений, пустилась в трудный путь из Воронежа в Ярославль по лесам, в которых встречались уже отряды французов. Она знала, что он идет на смерть, и предсказала ему, что он простит перед смертью своего злейшего врага. И автор, заметьте, всегда на ее стороне. Даже в сцене богучаровского бунта права никогда не управлявшая имением робкая княжна, а не мужики, предполагающие, что им лучше будет под властью Наполеона.

 

Или вот еще, казалось бы, незначительная деталь: в письме той же Жюли княжна Марья высказывает свои опасения за Пьера, неожиданно сделавшегося богачом. Она предвидит, что большие соблазны и искушения стоят на его пути. И точно, вся его дальнейшая жизнь — прохождение искушений, взлеты и ошибки.

 

Можно сказать, что сама княжна чуть было не ошиблась роковым образом в Анатоле. Но ошибка эта иного рода, чем ошибка Наташи. Наташей движет тщеславие, чувственность — что угодно. Княжной Марьей» движут Долг и Вера. Поэтому она не может ошибиться. Она принимает судьбу как испытание, которое посылает ей Бог. Что бы ни случилось, она будет нести свой крест, а не рыдать и пытаться отравиться, как Наташа Ростова. Наташа своевольна — княжна Марья покорна. Наташа не умеет страдать, она научится этому много позже, у постели умирающего князя Андрея или даже потом, когда будет вспоминать его последние дни и последние слова вместе с его сестрой. Тогда ей откроется другая сторона жизни.

 

Считается, что в своих философских и исторических взглядах Толстой ближе всего к фатализму. Я бы изменила формулировку. Толстой призывает нас стойко встречать все, что пошлет нам Бог или Судьба (как называть Провидение — неважно). Наташа хочет быть счастливой. Княжна Марья хочет быть покорной Богу. Она думает не о себе и никогда не плачет от «боли или от обиды», а только от «грусти или жалости». Ведь ангелу нельзя причинить боль, нельзя и обмануть или обидеть его. Можно только принять его предсказание, весть, которую он несет, и молиться ему о спасении.

 

48.ЛЮБИМАЯ ГЕРОИНЯ Л. Н. ТОЛСТОГО (II вариант)

 

Как мальчик кудрявый, резва,

Нарядна, как бабочка летом;

Значенья пустого слова

В устах ее полны приветом.

...............................................

Таит молодое чело

По воле — и радость и горе.

В глазах — как на небе светло,

В душе ее темно, как в море!

 

М. Ю. Лермонтов

 

Когда-то я с нетерпением ждала того момента, когда мы будем изучать роман «Война и мир» в школе. Может быть, потому, что прочитала его в раннем возрасте, а может, потому, что хотела перечитать многие страницы романа, запечатлевшегося в памяти. Есть книги, содержание которых можно забыть полгода спустя после прочтения. Некоторые забываются даже раньше. Но содержание романа «Война и мир» я храню в памяти так же, как и какие-то моменты и переживания собственной жизни. Это произведение стало для меня одной из тех книг, которые живут рядом со мной и «переливают» в мою душу все самое доброе, чистое и человечное.

 

Я хочу посвятить свое сочинение Наташе Ростовой. Почему просто Наташе, а не главной героине романа? Ведь душа Наташи — это само по себе целый роман, история жизни, а все самое важное и главное проявляется в ее душевных качествах и поступках. Честно говоря, выбранная мною тема и простая, и сложная. Простая потому, что Наташина бесконечная любовь к жизни, к окружающим ее людям, ее реалистичность и понятность каждому из нас, ее детские мечты, радости сами раскрывают эту тему. Но, о- другой стороны, понятие «человеческая душа» до того обширно и включает в себя столько разного, что тема моего сочинения навсегда может остаться нераскрытой. И все же я попытаюсь передать одухотворенность той Наташи, которую запомнила и полюбила.

 

Наташа была самой любимой героиней Л. Толстого. Он — мастер изображения людских душ и характеров — воплотил в ней самые лучшие черты. Мне вспоминаются слова М. Горького о Толстом: «Больше всего он говорил о Боге, о мужчине и женщине. К женщине он, на мой взгляд, относится непримиримо-враждебно и любит наказывать ее, — если она не Кити и не Наташа Ростова, женщина есть существо недостаточно ограниченное...»

 

Вот такие слова. Да, Толстой, видимо, не считал свою героиню умной, расчетливой, приспособленной к жизни. Но ее простота, одухотворенность сердца побеждали ум и хорошие манеры. Несмотря на ее внешность, некрасивость в детстве и юности (много раз Толстой подчеркивает беспощадно, что Наташа далеко не всегда красива, ведь она не Элен), Наташа привлекала даже людей малознакомых, встретившихся по воле судьбы. А ведь это так важно — быть для людей отдушиной, чем-то вроде' ангела-хранителя, не прилагая к этому особых усилий. Многие эпизоды романа рассказывают о том как Наташа вдохновляет людей, делает их лучше, добрее, возвращает им любовь к жизни. Например, когда Николай Ростов проигрывает Долохову в карты и возвращается домой раздраженный, не ощущающий радости жизни, он слышит пение Наташи и с этим умиротворенным голосом забывает все на свете. Он чувствует, что эта самая жизнь прекрасна, что все остальное — мелочи, не стоящие внимания, а самое главное, что «...вдруг весь мир для него сосредоточился в ожидании следующей ноты, следующей фразы...» Николай думает: «Все это: и несчастье, и деньги, и Доло-хов, и злоба, и честь — все вздор, а вот она — настоящее...»

 

Наташа, конечно, помогала людям не только в трудных ситуациях. Она просто приносила им радость и счастье, давала возможность восхищаться собой и в то же время делала это бескорыстно. Вспоминается зажигательная русская пляска в Отрадном.

 

Или еще один эпизод. Опять Отрадное. Ночь. Наташа, душа которой полна светлых поэтических чувств, просит Соню подойти к окну, вглядеться в необыкновенную красоту звездного неба, вдохнуть запахи. Она восклицает: «Ведь этакой прелестной ночи никогда не бывало!» Но Соня не понимает оживленного, восторженного возбуждения Наташи. В ней нет такой божьей искры, которую воспел в любимой героине Толстой. Соня добра, мила, честна и приветлива, она не совершает ни одного дурного поступка и несет сквозь годы свою любовь к Николаю. Но такая девушка неинтересна ни читателю, ни автору. «Пустоцвет», — скажет о ней Наташа, и в этом слове будет самая жестокая правда. Соня слишком хороша и правильна, не в пример Наташе. Но, наверное, поэтому все, все, кто читает и любит роман, влюбляются в Наташу, а не в кого-нибудь другого, проникаются ее чувствами и душевными переживаниями.

 

А теперь о самых интересных страницах романа. Наташа и любовь. Они неразделимы. Любовь — это часть ее души. Любовь к отцу и матери, к Андрею и Пьеру, к Николаю и Соне... Каждое чувство отличается) от другого, но все они глубоки и правдивы. И почему-то мне больШё хочется сказать о ее любви к Андрею. Это самое прекрасное чувство в романе. Оно было подвергнуто многим жизненным испытаниям, но выдержало, выстояло, сохранило глубину и нежность.

 

Вспомним встречу Наташи и Андрея на балу. Кажется, это любовь с первого взгляда. Но они были представлены друг другу. Точнее будет назвать это,каким-то внезапным единением чувств и мыслей двух малознакомых людей. Они поняли друг друга внезапно, с полувзгляда, почувствовали что-то объединяющее их души.

 

Князь Андрей помолодел рядом с Наташей. Он стал непринужденным и естественным рядом с нею. А ведь из многих эпизодов романа видно, что Болконский мог оставаться самим собою лишь с очень немногими людьми. «Князь Андрей... любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа». \

 

Теперь хочется задать вопрос себе. Почему же Наташа, глубоко любя Андрея, неожиданно влюбляется в Анатоля? По-моему, это простой вопрос, и судить строго Наташу не хочется. У нее изменчивый характер. Она реальный человек, которому не чуждо все мирское. Ее сердцу присущи простота, открытость, влюбчивость, доверчивость. У Белинского есть мудрое высказывание: «Человек был, будет любопытнейшим явлением природы...» Так вот, Наташа явилась загадкой для самой себя. Она порой не думала, что делала, а открывалась навстречу чувствам, распахивая обнаженную душу. Но настоящая любовь все-таки победила, проснулась в душе Наташи немного спустя. Она поняла, что тот, кого она боготворила, кем восхищалась, кто был ей дорог, жил в ее сердце все это время. То было радостное и новое чувство, поглотившее Наташу целиком, вернувшее ее к жизни. Немалую роль, мне кажется, в этом «возвращении» сыграл Пьер. Его «детская душа» была близка Наташе. И он был единственным, кто вносил радость и свет в дом Ростовых, когда ей было пдохо, когда она мучилась угрызениями совести, страдала, ненавидела себя за все случившееся. Она не видела в глазах Пьера упрека и негодования. Он боготворил ее, а Наташа была благодарна ему только за то, что он есть на свете и что он для нее единственное утешение. Несмотря на ошибки молодости, несмотря на смерть любимого человека, жизнь Наташи была прекрасна. Она смогла испытать любовь и ненависть, одухотворять окружающих и создать великолепную семью, найдя в ней душевное успокоение. Она очень любила свой семейный очаг и детей. И что же с того, что в ней угас прежний огонь? Она отдала его любимым людям, дав возможность другим согреться у этого огня. Наташа Ростова, по-моему, является самым прекрасным женским образом в русской литературе, который необыкновенно действителен и в то же время божествен. Именно такой, думаю, должна быть женщина-мать. И тогда дети (они должны быть лучше своих родителей) унаследуют только самые прекрасные родительские качества души и сердца.

 

И еще я думаю, что Толстой видел не одну Наташу. Он любил юную, открытую, светлую девочку и бесконечно, преданно боготворил сильную и красивую женщину. И весь мир был, есть и будет согласен с ним.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...