Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






СМЫСЛ НАЗВАНИЯ РОМАНА «ВОЙНА И МИР»

 

На первый взгляд может показаться, что роман «Война и мир» назван именно так потому, что в нем отражаются две эпохи жизни русского общества начала XIX века: период войн против Наполеона 1805—1814 годов и мирный период до и после военного времени. Однако данные литературоведческого и лингвистического анализа позволяют сделать некоторые существенные уточнения.

 

Дело в том, что в отличие от современного русского языка, в котором слово «мир» представляет соббй омонимичную пару и обозначает, во-первых, состояние общества, противоположное войне, и, во-вторых — человеческое общество вообще, в русском языке XIX века существовало два написания слова «мир»: «мир» — состояние отсутствия войны и «м!р» — человеческое общество, община. В название романа в старом написании входила именно форма «Mip». Из этого можно было бы сделать вывод, что роман посвящен прежде всего проблеме, которая формулируется следующим образом: «Война и русское общество». Однако, как было установлено исследователями творчества Толстого, в печать название романа попало не с написанного самим Толстым текста. Впрочем, тот факт, что Толстой не исправил не согласованное с ним написание, говорит о том, что оба варианта названия писателя устраивали.

 

В самом деле, если сводить объяснение названия к тому, что в романе имеет место чередование частей, посвященных войне, с частями, посвященными изображению мирной жизни, то возникает много дополнительных вопросов. Например, можно ли считать изображение жизни в тылу врага непосредственным изображением состояния мира? Или не будет ли правильным называть войной бесконечные раздоры, сопутствующие ходу жизни дворянского общества?

 

Однако пренебрегать подобным объяснением все же нельзя. Толстой действительно связывает название романа со словом «мир» в значении «отсутствие войны, раздоров и вражды между людьми». Свидетельством тому являются эпизоды, в которых звучит тема осуждения войны, выражается мечта о мирной жизни людей, такие, например, как сцена убийства Пети Ростова.

 

С другой стороны, слово «мир» в произведении явно имеет значение «общество». На примере нескольких семей в романе показана жизнь всей России в тот трудный для нее период. Кроме того, Толстой подробно описывает жизнь самых различных слоев русского общества: крестьян, солдат, патриархального дворянства (семью Ростовых), родовитых русских аристократов (семья Болконских) и многих других.

 

Круг проблем романа очень широк. В нем раскрыты причины неудач русской армии в походах 1805—1807 годов; на примере Кутузова и Наполеона показана роль отдельных личностей в военных событиях и в историческом процессе вообще; раскрыта великая роль русского народа, решившего исход Отечественной войны 1812 года, и т. д. Это тоже, безусловно, позволяет говорить об «общественном» значении названия романа.

 

Не стоит забывать и о том, что слово «мир» в XIX веке использовалось и для обозначения патриархально-крестьянского общества. Вероятно, Толстой учитывал и это значение.

 

И наконец, мир для Толстого — синоним слова «вселенная», и не случайно роман содержит большое количество рассуждений общего философского плана.

 

Таким образом, понятия «мир» и «м!р» в романе сливаются воедино. Вот почему слово «мир» в романе приобретает почти символическое значение.

 

75.РОЛЬ ПЕЙЗАЖНЫХ ОПИСАНИЙ В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» (I вариант)

 

Роль пейзажных описаний в романе очень велика. По Толстому, сила жизни, сила природы — в вечном развитии. В природе он видит некую норму жизни. Пейзажи в романе помогают осмыслить внутренний мир героев. Курагины, лишенные внутренней душевной жизни, не изображаются в единстве с природой. В противовес им князь Андрей, Наташа, Пьер понимают и любят природу.

 

«Да, это тот самый дуб», — подумал князь Андрей; и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна — все это вдруг вспомнилось ему». Дуб, сначала сухой и уродливый, а потом зеленый, словно помолодевший, — яркая метафора. Душа князя Андрея, как и этот дуб, распустилась, ожила, позеленела. Природа возродила князя Андрея к жизни своей силой. Под Аустерлицем природа действует на него своим величием, вечностью и бесконечностью, ночью в Отрадном — своей красотой и поэзией. После тяжелого душевного кризиса, безнадежности и отчаяния в душе князя Андрея Болконского появляются новые проблески жизни. Это происходит ранней весной.

 

Описание осенней природы связано с охотой в Отрадном. «Вершины и леса... стали золотистыми и ярко-красными островами посреди ярко-зеленых озимей, но... уже были зазимки, утренние морозы заковывали смоченную дождями землю». Эта картина русской осени видна и в сценах охоты, и в пляске Наташи у дядюшки.

 

Описание зимней лунной ночи своим ярким блеском гармонирует с настроением Николая, Сони, Наташи. «Тени от оголенных деревьев ложились часто поперек дороги и скрывали яркий свет луны». «Алмазно-блестящая, с сизым отблеском снежная равнина, вся облитая месячным сиянием и неподвижная, открылась со всех сторон».

 

Контраст между светлой и ясной природой, дающей радость, и ужасом поля боя очень ярко показан в пейзажном описании утра Бородинской битвы: «Солнце, только что вырвавшееся из-за тучи, заслонявшей его, брызнуло до половины переломленными тучей лучами через крыши противоположной улицы, на покрытую росой пыль дороги, на стены домов». Пьер видит панораму бородинского поля: «Косые лучи яркого солнца... кидали на нее в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотым и розовым оттенком свет и темные, длинные тени. Дальше леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного желто-зеленого камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте... Ближе блестели золотые поля и перелески». А затем эту чудесную картину среднерусской природы сменяет страшный вид поля: «Над всем полем, прежде столь весело-красивым, с его блестками штыков и дымами на утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма и пахло странной кислотой селитры и крови. Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных и на изнуренных и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте... Опомнитесь. Что вы делаете?»

 

Полному изгнанию французов созвучны и пейзажные описания: «Был осенний, теплый, дождливый день. Небо и горизонт были одного и того же цвета мутной воды. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой, крупный дождь». В лесу выслеживали французские отряды партизаны во главе с Денисовым. Дожди, и затем снег и морозы не ослабляют русскую'армию в целом, но слабые, непривычные французы гибнут здесь, вызывая своей беспомощностью, едкие насмешки русских. Но русские солдаты, кормившие полузамершего француза, радовались, забыв, что он недавно был их врагом. «И все затихло. Звезды, как будто зная, что теперь никто не увидит их, разыгрались в черном небе. То вспыхивая, то потухая, то вздрагивая, они хлопотливо о чем-то радостном, но таинственном перешептывались между собой». Словно сама природа сочувствует,проявлению доброго, человеческого чувства.

 

Картины природы помогают глубже понять внутренний мир того или иного героя, они как бы дополняют его характеристику, нередко сопутствуют ему. Каждому из любимых толстовских героев в свое время открывается «высокое бесконечное небо» — символ возвышенных стремлений, вечных духовных поисков. Пейзаж обретает философский смысл и играет важную композиционную роль в раскрытии авторского замысла в романе «Война и мир».

 

76. РОЛЬ ПЕЙЗАЖНЫХ ОПИСАНИЙ В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» (II вариант)

 

Описание природы традиционно в русской литературе. Вспомним Тургенева — мастера пейзажа, романтическую природу Пушкина, Лермонтова, философский подход к ней у Достоевского, Гончарова. Я думаю, особое отношение к природе у русских писателей не случайно. Россия с ее необъятными просторами никогда не была урбанизированной страной. Жизнь людей всегда была тесно связана с природой и во многом зависела от нее. Похоже, что и менталь-ность наша — «русская душа» — формировалась под влиянием этой широты, размаха, красоты, суровых долгих зим и короткого жаркого лета.

 

В романе единение людей с природой великолепно отражено в сценах охоты Ростовых. С одной стороны, большую долю наслаждения герои получают от эстетического любования природой, ее могуществом и гармоничной красотой. С другой стороны, сам процесс охоты возвращает людей в то далекое прошлое, в то первобытное состояние, когда естественные связи с окружающим миром не были нарушены цивилизацией. Герои сливаются с природой, становятся с ней единым целым. Осенняя природа объединяет светских Ростовых и простых дворовых крестьян, раскрывает глубинные народные черты русского характера. Толстой завораживает читателя описанием пляски Наташи. Мы любим ее и восхищаемся вместе с автором.

 

В романе «Война и мир» нет самоцельности пейзажа. Он всегда связан с действием, канвой самого романа. Природа в «Войне и мире» является психологическим подтекстом, фоном. Тесным образом связана она с главными героями, отражая их душевное состояние.

 

Князь Андрей, лежа на поле Аустерлица, смотрит в «доброе... высокое, бесконечное небо» и понимает, что небо, облака, земля — это вечное, высшее, главное. Человек живет одно лишь мгновение, всего лишь один краткий и сладостный миг. И по сравнению с вечностью невероятно ничтожно значение славы и честолюбия. Небо потрясает князя Андрея своим откровением.

 

Позже, в беседе в Богучарове на переправе, Пьер Безухов с жаром убеждает князя Андрея в необходимости жить, любить, верить. А природа, словно отражая состояние героев, усиливает художественный эффект сцены. «Пьер замолк. Было совершенно тихо. Паром давно пристал, и только волны течения с слабым звуком ударялись о дно парома. Князю Андрею казалось, что волны приговаривают: «Правда, верь этому». И князь Андрей впервые после долгого периода фатальных, пессимистических раздумий переживает момент душевного озарения. И снова он видит небо, высокое, доброе, вечное, как символ божественного откровения.

 

Но для возвращения к жизни князю Андрею необходимо было большее эмоциональное потрясение, чем то, которое он испытал в разговоре с другом. Возрождение его происходит в Отрадном, усадьбе Ростовых. По дороге к Ростовым, в лесу, Андрей Болконский замечает дуб, старый и уродливый. «Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца». А кругом росли молоденькие березки, обсыпанные свежей листвой. Уже подъезжая к дому Ростовых, князь Андрей видит толпу девушек, из которых выделяется Наташа. Явственно проводятся аналогии: князь Андрей — дуб и Наташа — березка.

 

Ночью, глядя в окно, князь Андрей слышит разговор Наташи с Соней. Наташа любуется ночным небом, звездами и говорит, что хотела бы обнять себя руками за коленки и полететь... Светлые чувства девушки возрождают в душе князя Андрея ощущение молодости, чувство чего-то невыразимо прекрасного. Происходит катарсис, перерождение героя. На обратном пути, снова встретив дуб, покрывшийся молодой листвой, Андрей Болконский опять же соглашается с ним, говоря себе, что нужно жить, действовать; на него находит «беспричинное весеннее чувство радости и обновления». А ведь весна — это возвращение к жизни, возрождение, воскрешение природы, в том числе и двойника князя Андрея — дуба. Получается, что и перерождение самого героя было неизбежно, раз оно уже отражено на 'образе природы. Этот прием — отождествление героя и природы, отражение динамики развития персонажа в пейзаже и его изменения. Именно поэтому отрицательные персонажи романа, преподносимые автором в статичном состоянии, не сопровождаются природой, то есть не исследуются автором.

 

Толстой использует описание природы для более эмоциональной передачи своих взглядов, чувств. ДОЖДЕ после кровавого сражения словно оплакивает безумных людей. Он символ очищения, прозрения. «Над полем, прежде столь весело-красивым... собрались тучи, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых... Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте... Опомнитесь. Что вы делаете?» И уже не умом, а сердцем ощущаешь противоестественность войны.

 

Я знаю, есть люди, не читающие литературных отступлений, а следящие только за сюжетной линией, канвой романа. Что ж, дело вкуса. Только вот вкус-то романа и ощутишь по-настоящему, вчитываясь в пристрастное описание художественного «фона», вдумываясь в смысл литературных приемов, наслаждаясь яркостью и выразительностью авторского языка.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...