Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технологии развития социального творчества современных студенческих сообществ

О.С. Осипова

г. Санкт-Петербург, Россия, СПбГЭТУ «ЛЭТИ»,

[email protected]

 

В последнее время остро заявляют о себе проблемы студенческой безынициативности, «социальной вялости», апатии ко всему происходящему. Вместо стремления молодежи активно утверждать и отстаивать собственные позиции, проявлять субъектные качества в межличностном взаимодействии, осознанно выстраивать траекторию своей профессионализации, мы зачастую сталкиваемся с ригидным социальным поведением студентов, конформизмом, склонностью к защитным реакциям, отсутствием духовно-нравственных установок. Встает необходимость создания психотехнологий, направленных на развитие социального творчества современных студенческих сообществ.

Социальное творчество можно определить как такую деятельность, результатом которой являются новые социальные ситуации, новые формы взаимодействия между людьми. Соответственно, данный вид творчества направлен на повышение социального «мастерства», преобразование прежних и создание качественно новых форм социальных отношений, развитие коммуникативной компетентности и ресурс самореализации в социальной сфере.

Основой, доминантным фактором социального творчества является социальная активность студенческой молодёжи, имеющая специфические особенности в зависимости от возраста студентов, социального статуса, увлечений, профессиональной направленности и т.д. Стимулирование социальной активности, создание специальных психотехнологий, направленных на развитие социальной активности и социального творчества, – вот проблемы, стоящие перед современными вузами.

Социальные технологии рассматриваются нами:

– как определённая совокупность приёмов и методов, направленных на оптимизацию взаимодействия между людьми;

– как способ коммуникативного воздействия, способный изменять социальные установки, стили общения студентов, социальные роли и т.д.;

– как последовательность этапов социального взаимодействия, в котором каждый участник реализует собственную управленческую стратегию и формирует социальную действительность.

В нашей работе мы реализуем социальные технологии, охватывающие различные сферы студенческой жизни:

– социальную (проблема социальной справедливости, защита различных слоёв населения и т.д.);

– экономическую (сфера человеческих способностей, их оптимизация в учёбе, работе и т.д.)

– управленческую (сферы управленческих систем, коллективной деятельности, личных стратегий);

– духовную (сфера культуры и интересов людей).

Основными формами социально-психологической работы, организованной нами со студентами, являются социальное проектирование и организация деловых игр.

Социальное проектирование

Термин «проектирование» происходит от лат. «projectus» – брошенный вперёд. Под проектированием понимается процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, деятельности. Соответственно, социальный проект – определённый тип деятельности, предполагающий создание нового, ранее не существовавшего (как минимум в ближайшем социальном окружении) социально значимого продукта. В классическом определении принято считать, что этот продукт деятельности является средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой и потребностью личности, а сама деятельность – мостом, связывающим социум и личность. Это означает, что большинство авторов, исследователей исходной точкой социального проекта считают проблему, указывая на то, что постановка проблемы – это основной ключ к социальному творчеству.

Но существуют такие стратегии социального проектирования, согласно которым не всегда требуется идентификация с проблемой, поскольку социальное творчество гораздо шире, масштабнее, комплекснее простого «решения проблем». То есть к социально активному человеку время от времени приходят мысли о том, как изменить окружающую реальность, возникает креативная социальная идея. К примеру, на одном из семинаров-тренингов по социальному проектированию для студентов и выпускников СПБГЭТУ «ЛЭТИ» возникла идея провести весеннее (конец мая) массовое мероприятие для студентов, проживающих в общежитиях, которое отличалось бы от традиционных мероприятий вуза. И сразу же пришло название – «Вдохни в свою жизнь энергию лета!». Инициативной студенческой группой было принято решение, что это будет «open-air». За основу были взяты спортивные мероприятия, проводимые на различных площадках города, а именно: массовая вело-роллерская «покатушка», мастер-классы по слалому для роллеров и соревнования в шорт-треке для велосипедистов, стритбол и пляжный волейбол. Были разработаны интересные маршруты и площадки, выбраны инструкторы, продуманы варианты награждения, расписан бюджет и т.д. И на этом этапе проект не обсуждался как ресурс решения коммуникативных проблем иногородних и иностранных студентов, как возможность преодоления адаптационных трудностей или внедрения здоровьесберегающих технологий. А вот далее следовал этап окончательного оформления идеи, где все эти потенциалы проекта были учтены. Таким образом, в данном случае первично возникла некая идея или образ результата. И уже дальше студенты под руководством психолога формулируют комплекс вопросов и проблем, которые она могла бы решать. Конечно, подобные идеи возникают в результате внутреннего поиска, когда у субъекта возникает установка на социальное творчество, мотивация актуализации социальной активности. Происходит осознание проблемы, ставятся конкретные цели, ищутся вариативные пути реализации идеи.

Деловые игры

Деловую игру, в данном контексте, можно определить как моделирование процессов и механизмов принятия решений. Процесс выработки решений происходит поэтапно, с помощью пошагового прояснения (уточнения) конкретных факторов, анализа информации, поступающей в ходе игры. Таким образом, участники, вступая между собой в определённые отношения, которые могут носить характер соперничества, сотрудничества, формального взаимодействия и т.д., в процессе игры анализируют социальную ситуацию, обсуждают возможные стратегии, принимают различные решения.

Для деловых игр, как для формы социального творчества, характерны:

– «жизненность» ситуаций, рассматриваемых в ходе игры;

– постановка социальных задач, составляющих сущность игры;

– влияние принятых ранее решений на изменение обстановки и ситуации в последующие моменты;

– наглядность последствий принимаемых решений, а следовательно, и возможность их моделировать;

– отсутствие полной информации об игровой ситуации, что позволяет участникам принимать решения в условиях неопределённости, например, в ситуации риска или противодействия;

– наличие конфликтности, что предполагает постановку проблемы, и актуализации скрытых резервов, позволяющих решить ситуацию.

Все это позволяет участникам увидеть результаты своих действий, сравнить их с результатами других участников и, в случае необходимости, скорректировать своё решение.

Социальное проектирование и деловые игры позволяют развивать коммуникативные, творческие, интеллектуальные и профессиональные способности студентов на всех этапах обучения. В первом случае участники демонстрируют, развивают, «оттачивают» свои способности в ходе конкретной практической, социальной, жизненной ситуации, деятельности, с конкретным практическим, значимым для себя результатом. Вторая форма предполагает развитие тех же навыков, только в игровой, учебной ситуации, с возможностью «наращивания социальной мышцы» и дальнейшего применения тренируемых способностей в таких социально значимых видах деятельности, как социальное проектирование. Важным для обоих видов социального творчества является то, что деловая игра любой тематики, а также её разработка, организация и проведение может являться социальным проектом, а любой социальный проект может быть представлен в форме деловой игры со своими правилами.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...