Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема духовно-нравственного развития будущего профессионала

А.В. Сурова

г. Орел, Россия,

[email protected]

 

Современное российское общество постоянно переживает экономические, политические, социальные кризисы, остро встает вопрос о духовно-нравственном воспитании будущего поколения. Модернизация экономики невозможна не только без достижений современной техники, но и без развития духовных ценностей, без принятия своей реальной и неповторимой культуры.

Студенческие годы – время личностных изменений и перемен, поиска себя; время формирования отношения к будущей профессии, образа профессионального будущего. Конечная цель этого – получение образования, способного студента превратить в молодого специалиста, а позже в профессионала.

Развитие молодого специалиста зависит от внешних и внутренних факторов. К внешним факторам относится социально-экономическая ситуация в стране, сфера деятельности, организационная культура компании, профессиональная среда и тд., к внутренним – мотивация, самооценка, цели, нравственные качества, уровень притязаний, состояние здоровья.

Результаты исследования, проведенные под руководством О.А. Конопкина (1980), свидетельствуют, что необходимым условием успешности профессионала, как на этапе первичного профессионального самоопределения, так и на этапе профессионального обучения, является общая способность к самостоятельной организации деятельности и управление ею. Способность к осознанной саморегуляции деятельности и активность личности являются необходимым условием профессиональной пригодности специалиста и продвижения по карьерной лестнице.

Согласно исследованию О.О. Богатырёвой (2003), основополагающим личностным фактором, который детерминирует карьерный рост, является самоэффективность. Самоэффективность проявляется в умении организовать свою деятельность, суметь достичь успеха во взаимоотношениях с коллегами, при этом индивидуальные различая по интеллекту не определяют способности респондентов к подъему по карьерной лестнице. Мотивирующую функцию имеет и неудовлетворённость трудом, которая побуждает человека выполнять работу в соответствии с теми критериями, которые предъявляет работодатель, и добиваться карьерного роста. По нашему мнению, это связано с тем, что, когда личность считает себя способной достичь успеха и прогнозирует его в своей деятельности, она ставят перед собой все новые цели, прикладывает усилия, необходимые для карьерного роста.

Людей, ориентированных на собственные решения, самостоятельных, стремящихся достигать поставленных целей Г.С. Прыгин (2009) объединил в группу людей с «эффективной самостоятельностью». Под «эффективной самостоятельностью» понимается симптомокомплекс личностных качеств: целеустремленность, собранность, уверенность в себе и результатах выполненной работы, ответственность, развитый самоконтроль, способность адекватно оценивать внешние и внутренние условия деятельности и т.д. Симптомокомплекс формируется в онтогенезе, в реальной деятельности субъекта и проявляется на всех этапах выполнения деятельности (от постановки цели до ее реализации), позволяя субъекту достигать успехов, не прибегая к помощи других людей.

Л.М. Митина (2003) выделяет две модели профессионального труда: модели адаптивного поведения и модели профессионального развития. При адаптивном поведении доминирует тенденция подчинения успехам в профессиональной деятельности внешних обстоятельств – требований, правил и норм. В модели профессионального развития человек способен выйти за рамки требований и норм, это дает ему стимул дальнейшего развития, преодоления собственных пределов, это позволяет внутренне принимать, осознавать и оценивать трудности и противоречия разных сторон профессионального труда, самостоятельно и конструктивно разрешать их в соответствии со своими ценностными ориентациями, рассматривать любую трудность как стимул дальнейшего развития. Данная модель характеризует конструктивный путь личности в профессии, модель адаптивного поведения определяет деструктивный путь, путь стагнации и невротизации специалиста.

Молодые сотрудники – это особая категория работников. Для них характерны отсутствие значительного профессионального, а порой и жизненного опыта, необходимость сотрудничать в разновозрастном коллективе, в связи с чем на первый план выходят не только профессиональные, но и коммуникативные, нравственные качества. Проблема связана еще с тем, что у многих молодых сотрудников будущее размыто и связано с возможностями благополучной и зажиточной жизни, часто интересы молодых людей и ожидания будущего расходятся, происходит быстрая смена трудовых коллективов.

Между тем развитие и становление профессионала, по мнению А.К. Марковой (1996), опирается на общее психическое развитие, оно тесно связано с его личностным развитием, с развитием его нравственности, с появлением новых качеств психики человека и возможным регрессом старых, изменением его внутренних мотивов и целей.

Духовно-нравственное становление человека совершается всю жизнь. Период зрелости, по мнению Л.И. Анцыферовой (1981), не может рассматриваться как конечное состояние, к которому направлено развитие и которым оно завершается. Чем более зрелой в социальном и психологическом смысле становится личность, тем более возрастает и ее способность к дальнейшему развитию.

Профессиональное становление будущего специалиста должно гармонично сочетать в себе интеллектуальное и нравственное развитие личности. Духовно - нравственное развитие студентов осуществляется, прежде всего, через воспитательную работу, реализующуюся на уровне вуза, на уровне факультета, кафедры и иных структурных подразделений высшего учебного заведения.

Наиболее высоким уровнем нравственного развития, к которому стремится воспитание, является способность человека ориентироваться не на внешние, а на внутренние нормы поведения, научиться быть свободным человеком. Согласно С.Л.Рубинштейну, феномен свободы можно рассматривать как способность самому определять линию своего поведения, что как считает ряд отечественных авторов, способствует углублению и расширению представлений о себе и своих возможностях, развитию способностей саморегулирования своей деятельности.

Исключительно важно пробудить в каждом студенте истинно человеческие качества – волю к самопознанию и самосовершенствованию, саморазвитию. Необходимо формировать общую и профессиональную культуру студентов, приобщать к этическим нормам общения, к осознанию своего места в диалоге культур, возвышению духовных потребностей над материальными.

В идеале задачи воспитательной работы со студентами должны обеспечивать воспитание современного человека – высоконравственного и духовного, развитого, способного к высококачественной профессиональной деятельности и морально ответственного за свои поступки; формирование у студентов нравственных, духовных и культурных ценностей и потребностей, этических норм и общепринятых правил поведения в обществе; создание условий для творческой самореализации личности, создание полноценной социально-педагогической воспитывающей среды. Большинство отечественных психологов разделяют положение о том, что развитие нравственного сознания личности предполагает «последовательное усвоение индивидом образцов, представленных в нравственных нормах, принципах, идеях, в соответствующем поведении конкретных людей». В связи с эти возрастает роль преподавателя не только как транслятора знаний, но и человека, несущего свои духовно-нравственные ценности.

Г.В. Агапова (2007) говорит о том, что основные направления воспитательной деятельности должны рассматриваться через организацию работы в рамках трех блоков: 1) формирование мировосприятия на основе развития познавательного потенциала; 2) формирование мотивационно-ценностного поведения через нравственное воспитание, воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание основ экономической культуры и культуры труда, экологическое воспитание, эстетическое воспитание, физическое воспитание, семейное воспитание; 3) процессуально-деятельностное направление, включающее организацию студенческого соуправления (самоуправления), участие в работе общественных молодежных организаций и др.

Воспитательная работа в вузе реализуется на уровне вуза, на уровне факультета, кафедры и иных структурных подразделений высшего учебного заведения.

По данным исследования Курской психологической школы, высокий уровень нравственных представлений характерен социально зрелой группе, объединённой совместной деятельностью. Опираясь на идеи А.С. Чернышева (1980), который считает, что одна из существенных особенностей развития личности в коллективе заключается в том, что в нем начинает сиять каждая личность, каждый член группы максимально активизируется и проявляет свои способности не только для себя, но и для данного коллектива, именно этот принцип, мы считаем, необходимо использовать в качестве основы для формирования духовно-нравственного воспитания в рамках обучения в вузе. Особое место в нем можно отвести «социальному обучению», которое предполагает формирование знаний, умений и навыков конструктивного взаимодействия с людьми на межличностном и социальном уровнях, направленного на достижение разнообразных общественно значимых целей. «Социальное обучение» может помочь человеку стать зрелой личностью, способной успешно жить в обществе, понимать себя и других.

Таким образом, воспитание, ориентированное на развитие и формирование духовно-нравственных качеств студентов, выступает как одна из приоритетных целей в развитии будущего специалиста во время обучения в учреждениях высшего профессионального образования.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...