Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Духовно-нравственное воспитание в «коллективе и через коллектив»

Аронов А.В.

г. Курск, Россия, Курский государственный университет,

[email protected]

 

Традиционно содержание курса «Теория воспитания» структурируется по направлениям воспитательной работы с учащимися. В практической работе воспитатель мыслит, целеполагает, планирует воспитательный процесс целостно, где системно-образующей является духовно-нравственное формирование личности ребенка. Заметим, что направления нравственное, религиозное, этическое воспитание имеют собственную специфику.

Предполагаем рассмотреть педагогическую интерпретацию понятий духовность, нравственность, интегрирующие возможности коллектива в развитии, социализации личности школьника.

Констатируем, что понятие духовности не усвоено в своем высочайшем человеческом смысле, в том числе и потому, что духовное имеет отношение к внемыслительному, внерациональному, не материальному – идеальному (наследие античной философии с подменой понятиями интуитивное, чувственное, интеллектуальное, рациональное, космическое). Различные культуры современного мира при опоре на религиозные воззрения вкладывают свой смысл в понимание духовности и ее роли в изменении человека. Русская педагогическая традиция вкладывает в понимание духовности степень удовлетворенности человека гуманными, нравственными потребностями, интересами, мотивами, охватывающими внематериальные стороны бытия, все относимое к душе, индивидуальной системе ценностей.

В теоретическом наследии великих педагогов просматривается дуализм, спор за приоритет между духовным, горним и материальным, дольним («утилитаризм», напр.) в воспитании, поиск единства двух начал в человеке, в известной мере сочетание прагматизма и бескорыстия, предприимчивости и высоких идеалов, романтической мечты.

«По содержанию духовность – результат приобщения к знаниям, к мировой культуре, к современной общественной жизни – это умение руководствоваться в самооценке высокими критериями справедливости, совести, достоинства, это любовь к человеку, к жизни, к Богу, способность понимать другого, сострадать, быть милосердным, это желание и умение отстаивать свою позицию, быть терпимым к другим, но и бороться с враждебным, антигуманным, это осознание значимости рефлексии, честной самооценки, способность воспринимать радости не только материального бытия, но и духовные – от познания прекрасного до социально-статусного самоутверждения» [1, с. 579].

В попытке связать духовное и нравственное начала в воспитании хочется опереться для примера на гуманистическое наследие буддизма, одного из древнейших духовно-ментальных построений, дошедших до нас. Будде приписывается понимание человека, как величайшего чуда в триединстве таких составляющих как (говоря современным языком) мистицизм (вера в Бога), толерантность (способность воспринимать мир и себя в нем) и стремление к красоте.

Отметим, что в современную эпоху понятие «толерантность» приобретает новое звучание. Лингвистическое изыскание наталкивает нас на мысль, что в русском языке толерантность наиболее соответствует понятию нравственность (что, в свою очередь, в европейских языках замещено понятием moralis, что не одно и то же), воспитанность. Нравственность и воспитанность, бесспорно, основано на русском понимании этики добра и зла, как этнокультурных феноменах. Толерантность в значении «понимание» предполагает умение владеть и управлять собой, психологическую устойчивость индивидуума, обладание собой как контролируемое поведение, «искусство жизни с другими людьми» (без других невозможно и наше «я»), уважение, признание других, расположение, активную позицию (нетерпимость к насилию).

Педагогический аспект заключается и в том, что «естественному» детскому эгоцентризму, неспособному к эмпатии (возможности поставить себя на место другого), противопоставляется децентризм. Понимание нравственности, основанной на совести, восходит к христианскому наследию. Понимание Гете, что выше величия и нравственной культуры того христианства, что сияет и светит в евангелиях, человеческий дух не поднимается, является и сегодня сердцевиной западноевропейской гуманистической педагогики. То есть наше понимание нравственности является «генетически» христианским. Новая нравственная культура складывалась не сразу. Человеку нужно было освободиться от слепого подчинения року, судьбе, осознать свободу воли, без чего остаются нереализованными глубинные нравственные движения (антиномия – свобода воли/ языческий произвол).

Дохристианской мир нравственности не имел, подменяя ее моралью, не основанной на свободе нравственного выбора человека, выборе между добром и злом. Гуманисты эпохи итальянского Высокого Возрождения ввели понятие Individuum, обозначающий тип идеального человека как «нравственной и духовной личности» (ср. воин света). «Моральный закон» Канта, основанный на совести и свободе выбора становится априорным. Некоторые европейские педагоги утверждают, что новые нормы нравственности выработало не христианство, а … народ! Христианизация всех сторон жизни способствовала признанию высших нравственных ценностей, независимо от конфессиональных, религиозных убеждений. Считаем, что заявления о стагнации духовности, падения нравственности в современном обществе неуместны. Нравственное сознание и самосознание, хотим мы этого или нет, остаются христианскими по сути (начала Добра, Истины и Красоты универсальны и вечны).

Красной нитью в педагогическом учении Константина Дмитриевича Ушинского, основоположника научной педагогики в России, проходит мысль, что нравственность ребенка выше нравственности взрослого. Еще древние утверждали, что человек рождается на вершине горы и всю жизнь проделывает дорогу вниз.

Нравственность – неписаные правила и нормы, регулирующие отношения человека с окружающим миром и его поведение в обществе. Они не опираются на силу правового или административного принуждения, человек добровольно руководствуется ими, поэтому эти нормы, такие, например как, правдивость, справедливость, доброта, оказываются для него более значимыми, чем законы, будь то Драконовы меры, законы Хамурапии, Солона, Римская юстиция, Салическое право, Кодекс Наполеона и т.п. Основа европейского законодательства занимает лишь первую ступень в иерархии нравственных ценностей.

Нравственность является категорией духовной, метафизической, также, например, как славянское ум (в отличие от разум или греческих – логос, пневма, нус, имеющих субстанциональное, понятийное, логическое начало).

Нормы нравственности существуют в виде идеалов добра, должного, справедливого и т.д. По сути, процесс воспитания человека и есть процесс его нравственного становления. Он предполагает выбор нравственных ориентиров, которым человек стремится следовать; овладение знаниями о должном поведении, управление в нравственном поведении, которое есть не что иное, как постоянный моральный выбор; эмоциональное, чувственное переживание собственных поступков (удовлетворение, сознание исполненного долга, стыд, раскаяние и т.п.). Золотое правило нравственности: не желай другому того, чего не хочешь для себя самого.

Справедливо и то, что, не уважая, не любя, не понимая самого себя в первую очередь, невозможно этот опыт перенести на других людей, как бы дороги они нам ни были.

В современном опыте духовно-нравственного воспитания упор делается на вербальные формы («Этическая грамматика/ азбука», «Этический психолого-психолого-педагогический практикум», «Этическая беседа», их вариации, модификации, решение конкретных ситуаций, практические задания). Огромную роль играет личный пример учителя (опыт А.С. Макаренко в этом неоценим). В нашем опыте мы делаем упор на духовно-нравственные образы героев в литературе.

Но, на наш взгляд, воспитывающая роль коллектива в духовно-нравственном становлении, формировании отдельной личности девальвирована. Постперестроечный тезис отечественной педагогики, что «презумпции коллективности нет и не может быть», тому подтверждение. Но реалии жизни, педагогической практики опровергают эту инновацию, как противоречащую реальности. Роль коллектива в формировании, развитии, социализации безмерна.

Духовное-нравственные нормы – неписанный свод правил, усваиваются спонтанно, в живом общении, в совместной деятельности, в самом естественном виде деятельности для ребенка – в коллективной игре.

Только в коллективе «запускается» механизм нравственного становления личности, интериоризующий моральные нормы общества, превращающий их во внутренние убеждения человека, регулирующий его поведение, осуществляя иногда «жесткий социальный контроль». Под общественным мнением понимают ту преобладающую оценку, которая дается в среде учащихся разным явлениям коллективной (и личной) жизни.

А.С. Макаренко сформировал принцип «параллельного воздействия»: коллектив выступает как субъект воспитания. В основе принципа параллельного воздействия – требование воздействовать на учащихся через первичный коллектив. Важно обратить внимание, что «я» каждого человека совершенно уникально, но себя каждый видит глазами окружающих. В коллективе человек «примеряет» различные социальные роли.

В целом проблема человеческого в человеке решается однозначно в пользу биологического начала. Быть человеком – большая и постоянная работа. Вне общения с себе подобными человек деградирует, теряя человеческий облик. Поэтому огромное значение имеет интеллектуальная, эмоциональная, волевая коммуникативность, отражающая единство трех сторон сознания, входящих в группу личностей и соответствующих сфер жизнедеятельности группы, способность группы противостоять трудностям, препятствиям, её своеобразная стрессоустойчивость и надежность в экстремальных ситуациях.

Интегративность как характеристика жизнедеятельности группы – мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом, а отсутствие интегративности – это разобщность, дезинтеграция.

Стать социовостребуемым субъектом, социусом, полноправным членом социума, личностью можно в коллективе. Русское слов о «личность» происходит от славянского «личина» (не путать: лик – лицо), соответствует латинскому «маска», т.е. персона. Человек, являясь членом общества, платит большую цену, т.к. не знает, кто он есть на самом деле. Но это единственное условие формирования духовно-нравственной составляющей в человеке.

Обобщая текст, можно заключить: чтобы стать достойными наследниками высокой духовности, нужно немалое интеллектуальное напряжение, дерзание Духа, без которого мы не поднимаемся до решения духовно-нравственных задач, программ.

Литература

1.Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов Основы педагогики: учеб. пособие. – М.: Изд-во УФАО, 2000.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...