Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современность в свете педагогических идей А.С. Макаренко

А.Г. Пашков

г. Курск, Россия, КГУ,

[email protected]

 

Надо честно признать, что современная теория и практика социального воспитания ещё больше отдалена и отчуждена от наследия А.С. Макаренко, чем например, во второй половине 20-го столетия. В прошлом веке из его идей и опыта брали преимущественно то, что было на потребу дня: подчинение личности коллективу; методику требования, дисциплинирования и наказания; трудовую подготовку; строй и другие элементы военизации. Из контекста макаренковского учения о коллективе изымались отдельные частные явления, которые в педагогически полноценном виде существуют только в сплочённом коллективе. А вне коллектива эти же термины обозначали совсем другие сущности: самоуправление вырождалось в администрирование и функционерство маленьких начальников; сознательная и активная дисциплина – во внешнюю дисциплину подавления и подчинения; придуманные в высоких инстанциях требования в виде правил, законов, кодексов не сопрягались с жизнедеятельностью детских коллективов и насаждали в школах приспособленчество и лицемерие.

Было, конечно, и глубокое осмысление творчества А.С. Макаренко, что помогало развитию педагогических концепций коллектива, личности, воспитательных систем (В.А. Сухомлинский, Л.И. Новикова, А.Т. Куракин, В.А. Караковский), зарождению коммунарского движения (И.П. Иванов, Ф.Я. Шапиро). Правда, социальный эксперимент по формированию коммунарских общностей будущего партийно-комсомольское руководство воспитанием быстро свернуло в формат методики коллективной творческой деятельности (КТД), но и за это спасибо.

Сегодня же А.С. Макаренко упоминается и цитируется скорее по соображениям академической корректности, нежели по причине стремления к педагогической истине. То есть, если раньше, например, его формулу «Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему» произносили и применяли с нажимом на вторую часть, то сегодня о ней лишь иногда вспоминают на занятиях по истории педагогики, а реальные нормы и правила жизни образовательно-воспитательных сообществ кренятся в сторону потакания индивидуальным правам и свободам ребёнка.

Увы, новые идеалы и идолы, новомодные идеи и мифы всё дальше отодвигают коллективистскую педагогику А.С. Макаренко от современного образовательного дискурса. Так что же, для Макаренко нет места на «яхте» психолого-педагогической современности, подгоняемой ветром инновационного модернизма?

К утвердительному ответу вроде бы подталкивает ряд факторов, определяющих важные параметры нынешней жизни и воспитания.

Либеральная идеология, обслуживающая интересы глобальных хозяев, проповедует индивидуализм как человеческое условие упрочения царства свободного рынка и демократии. Эта антисолидаристская идеология возобладала в мире после крушения большого социального государства, что инициировало демонтаж солидаристских институтов в ходе либерально-экономических реформ. Неолиберализм небезосновательно считает коллективизм источником опасной пассионарности и всячески вытравливает его из сфер общественного сознания и поведения. Для этого коллективизму приписываются непривлекательные антидемократические черты – нетерпимость, догматизм, экстремизм и другие. В целях десоциализации и создания безальтернативного рынка труда парализуются механизмы взаимной социальной поддержки и помощи, усиливаются взаимная отчуждённость различных групп общества и разобщённость в рядах простых людей – посредством насаждаемой морали успеха и мотивации индивидуалистического стяжателя, сосредоточенного на гешефте и самопрезентации [12, с. 183–185].

Не забывают о дискредитации и подрыве традиционных институтов, культивирующих коллективистско-общинное «мы» – семьи и православной церкви. Информационные «мины» регулярно подкладываются и приводятся в действие.

Новейшая американская либеральная теория, базирующаяся на методологии индивидуализма (номинализм, неопрагматизм, необихевиоризм), также усматривает свою миссию в разрушении стереотипов «ложной» социальности и коллективности. Так, один из непреложных принципов философии номинализма состоит в том, что общества и различных надиндивидуальных социальных образований как обязывающей нас реальности нет, существуют только отдельные самоопределяющиеся индивиды, друг с другом не связанные и ничем друг другу не обязанные. А присущий англо-американской интеллектуальной традиции прагматический эмпиризм прямо отождествляется с индивидуализмом, поскольку считается, что только индивидуальный уровень представляет верифицируемые единицы опыта, тогда как коллективное дано не в опыте, а выступает такой конструкцией сознания, с которой небезопасно экспериментировать [10, с. 72–100].

На эти же цели направлен реализуемый массовой культурой и СМИ «антитоталитарный» проект подмены свободы личности (разума) свободой инстинкта. Массированная пропаганда, связанная с культом тела, защитой прав девиантных меньшинств, с легализацией мата и порнографии по сути является программой вторичного одичания человека, тиражирующей разрознённых носителей зоологических инстинктов и раскованной телесности, не признающих «устаревших» социальных и моральных резонов, не умеющих мыслить собственно социальными категориями и не способных к коллективной самозащите.

Школа и образование также вносят свою лепту в ослабление сплочённости и солидарности в детско-подростковых общностях. Обучение в контексте индивидуально-личностной парадигмы воспроизводит и актуализирует на уровне отношений детей и формирования их социальных навыков «дурную социальность» [4, с. 229]. Модернистские образовательные технологии и методики основываются на разделении детей и насаждают в классах дух соперничества, конкуренции и даже вражды по поводу оценок и признания учителя. Побудительными мотивами учения всё чаще выступают индивидуальная успешность, тщеславие, самолюбие, ложно понятая исключительность, что разрушает социально-нравственную ткань образовательного процесса.

Наиболее заметно обучение противостоит детской коллективности и солидарности в так называемых «инновационных» школах, реализующих селективные модели дифференцированного и индивидуализированного обучения на базе ИКТ. Здесь личностное развитие обучающихся по мере их продвижения от младших к старшим классам нередко соединяется с их освобождением от социально-нравственных ценностей и заполнением личностной структуры корыстно-индивидуалистическими ориентациями [9, с. 5].

Итак, проведенный анализ показывает, что неолиберальной действительности, всеми способами утверждающей мотивационной основой деятельности деньги, вещи и власть, разлагающей целостность общества и блокирующей его способность к самоорганизации и саморазвитию, опускающей статус образования и науки до уровня подсистем экономики и реализующей трудоресурсный подход к человеку как к фактору упрочения индивидуалистического экономикоцентризма, А.С. Макаренко не нужен.

Однако реалии неолиберализма с его претензиями развернуть вспять историю, культуру и цивилизацию – это ещё не вся жизнь. Ведь помимо сиюминутных (в историческом масштабе) частно-эгоистических интересов, выдающих себя за «всечеловеческие», существуют вечные цели и ценности, связанные с обеспечением духовно-нравственного бытия и здоровья человека. Им служит социальное производство или система воспитания человеческой социальности – культивирования социокультурных связей, социально-нравственных норм и форм совместной деятельности и общения, внерыночной гражданской активности и социально-солидаристской мотивации, взаимной ответственности и взаимопомощи, чуткости и сострадательности.

Ментальный уровень этой сферы связан процедурами социальной категоризации, социально-группового сравнения и социальной избирательности, идентификации себя с родственной и близкой социальной реальностью семьи, социальной группы, нации, родины. Интегрируясь в экзистенциальный опыт, эти, нередко латентные механизмы делают возможными социализацию личности и формирование её морально-психологической устойчивости, а также сохранение социума, живущего по человеческим нравственным законам, а не по законам джунглей и криминальных стай.

Отсюда понятно значение наследия А.С. Макаренко и нашего внимательного и творческого отношения к нему в деле сохранения человечности и целостности сплочённого и взаимоответственного социума. Понятно и то, что феномен коллектива и коллективности в современных условиях остро нуждается в культурной и научной защите, равно как и в филантропической поддержке.

На наш взгляд, сегодня ответ на вопрос о судьбах идеи коллектива и воспитания в коллективе может быть следующим: не статическая казарменная псевдоколлективность с её принудительной солидарностью, стирающая различия, а динамическая творческая общность, необходимая для развития индивидуального самосознания и самореализации личности. Сегодня нужно заново осмыслить положение о том, что коллектив по мере его становления представляет собой «поле» эмоционально-волевого, нравственного, интеллектуального напряжения [6, с. 37-39]. Эта интегральная характеристика коллектива обусловливает его амбивалентность – способность выступать фактором усреднения и нивелировки личности ребёнка, так и средством развития индивидуальности и самобытности человека. Отсюда вытекает сложная педагогическая диалектика коллективности: не дать «окостенеть» отношениям зависимости, подчинения, руководства с ведущей ролью актива и его лидеров, навязывающих своё мнение массе; по мере сплочения коллектива, выработки и принятия его членами общих надличностных ценностей культивировать и поддерживать процессы саморегуляции и самоорганизации, диалоговый характер общения, отношения сотрудничества, взаимопомощи, товарищества и дружбы, высокий уровень социальных ожиданий по отношению к субъектости и творческой активности членов коллектива и другие «неклассические» признаки коллектива как единства организации и психологической общности.

На эти признаки обращал внимание В.А. Сухомлинский в одной из своих поздних работ: «Коллектив – это содружество единомышленников, содружество гражданское, идейное, трудовое, творческое, в которое каждый что-то приносит для обогащения его духовной жизни и из которого каждый что-то берёт для полноты своей личной духовной жизни, для полноты своего счастья» [13, с. 74].

Не менее актуальным и даже злободневным сегодня является вопрос о коллективообразующей деятельности. Как следует из опыта А.С. Макаренко и его современников, это такая совместная деятельность, осуществление которой предполагает сотрудничество, кооперацию и диалог субъектов. Поэтому потребление чего угодно – «хлеба и зрелищ», удовольствий и развлечений, информации и т.п. не может быть средством социальной интеграции индивидов, так как «в случае потребления сотрудничество является не только ненужным, но и совершенно излишним. Что бы ни потреблялось, оно потребляется индивидуально, даже если это происходит в переполненном зале» [1, с. 178].

Коллективообразующей может стать только такая деятельность, в основе которой созидательные, производительные усилия, требующие сотрудничества. У Макаренко, как известно, такой деятельностью выступал в основном производительный труд – сельскохозяйственный и промышленный. Причём, и в колонии, и в коммуне труд был «образцовым» – наукоёмким, высокоорганизованным, командным и одновременно персонализированным, прибыльным как в экономическом, так и в социальном плане.

Но это лишь приблизительно так. Если более точно, то стержнем коллективной жизни, которую строили воспитанники вместе с педагогами, по Макаренко, является забота. «Хозяйственная (экономическая) забота, с нашей точки зрения, является элементарным объектом воспитания … только переживание хозяйственной заботы может дать мощный толчок, с одной стороны, для воспитания нужных нам качеств коллектива, с другой – для логического оправдания норм поведения личности в коллективе» [7, с. 46].

Позже, в коммунарский период творчества А.С. Макаренко конкретизировал содержание труда-заботы: «Вопросы промфинплана, технологического процесса, снабжения, работы отдельных деталей, приспособлений, рационализации и контроля, норм и расценок, штатов и качества персонала ежедневно проходят перед коммунарами, проходят не как перед зрителями, а как перед распорядителями, которые не могут отмахнуться ни от какого вопроса, иначе их дело на другой же день начнёт давать перебои» [8, с. 139)].

Итак, в опыте А.С. Макаренко труд-забота выступает базисом воспитания коллективистских отношений сотрудничества и содружества. В 1960-е и последующие годы энтузиастами коммунарского движения было показано, что сплочению коллектива помогает не только трудовая забота, но и забота в контексте других видов продуктивной, нужной людям и обществу деятельности детей и взрослых – добротворческой, интеллектуальной, художественно-театральной и другой [2].

Как же обстоит дело сегодня с деятельностной основой формирования и становления детских коллективов?

Капиталистические реалии таковы, что для организации в сфере «общественного производства» педагогически полноценного производительного труда детско-взрослых трудовых объединений, способного стать трудом-заботой и тем самым макаренковским средством воспитания коллектива, возможностей почти не осталось. И дело не только в том, что производственно-трудовой процесс в условиях рыночных отношений невозможно педагогизировать с сохранением его экономической эффективности (подробнее см. [11, с. 44–50]).

Процессы коллективообразования в структуре современного «взрослого» производства блокирует то, что отношения солидарности и непосредственного сотрудничества, а также забота (распоряжение процессом и результатами труда, включение в целеполагание и другие функции управления) имеют некапиталистическую природу и в строгом смысле несовместимы с отношениями капиталистического найма. Подлинно коллективистские отношения в хозяйственно-экономической сфере могут базироваться только на концентрации основных прав собственности в руках трудовой кооперации.

Кроме того, производственно-трудовой путь становления воспитательного коллектива перекрывается законодательным запрещением детского труда, а также стремительной деиндустриализацией и сокращением производства в пореформенной России. Сохраняющиеся участки отнюдь не образцового труда (кроме ВПК) остаются в основном уделом неудачников и «терпил» и потому непривлекательны в глазах подростков и молодёжи.

Престиж добросовестного труда и его мотивация понижаются ещё и вследствие падения трудовой морали в обществе. У кризиса культуры трудолюбия глубокие корни. Сегодня этот кризис углубляется вследствие разрыва нынешних соискателей максимальной прибыли, именующих себя элитой, со всякой продуктивной деятельностью в пользу спекулятивно-ростовщических, теневых и откровенно криминальных практик. А ценности элиты, как известно, задают драйв ценностных предпочтений средних, а затем и нижних слоёв социума.

Однако не всё так безнадёжно. В производственной сфере пока ещё имеются ниши, в которых сохраняются солидаристские отношения сотрудничества и взаимопомощи – в формах социального партнёрства и социально ответственного бизнеса, в рамках доктрины «фирмы-семьи», а также в фирмах, использующих доктрину «человеческих отношений». Однако в наибольшей степени, как отмечает А.В. Бузгалин, коллективистские отношения развиваются в тех сферах, где труд содержит значимые творческие компоненты; где главными целями деятельности выступают социальные, гуманитарные, экологические, а денежная мотивация субъектов играет подчинённую роль; где отношения носят характер свободной и добровольной кооперации, а отчуждение работников от средств и результатов труда и от управления если и присутствует, то не является доминирующим. «На этих основаниях сегодня строится деятельность многих социальных движений и НПО, коллективов учёных, занятых преимущественно фундаментальными исследованиями, значительной части педагогов в начальной, средней и высшей школе (как правило, в государственном секторе), социальных работников, работников некоммерческих организаций в сфере культуры и взаимодействия человека с природой, людей искусства, ориентированных не на коммерческие результаты» [3, с. 23–24].

Эти пласты практики, хотя и они подвержены влиянию тенденций коммерциализации и администрирования, пока ещё могут рассматриваться в качестве сфер или направлений создания детско-взрослых образовательных производств, где на основе культивирования воспитывающего труда-заботы возможно становление полноценных коллективов. Такими площадками коллективообразования, воспитания и социализации подростков могут стать педагогические отряды и социальные службы, экологические центры, мини-технопарки и др.

Но всё же, думается, наибольшие перспективы в части анимации и востребованности ожидают педагогику А.С. Макаренко в сферах социальной реабилитации и социальной помощи. Масштабы этой работы уже сегодня беспрецендентны и продолжают увеличиваться вслед за ростом числа экономически и социально неадаптированных, впавших в нищету, оступившихся в бродяжничество, наркоманию и алкоголизм, в нижние этажи теневой экономики и в криминальное болото. Тем самым жизнь всё более актуализирует реабилитационно-спасательную миссию педагогики в отношении социально потерпевших и деградирующих.

Но это не будет возвратом к истокам идей и опыта Макаренко, так как сегодняшняя ситуация сильно отличается от той, которая была в 20-е – 30-е годы прошлого века. Так, в тех беспризорниках и правонарушителях идеология, политика обязывали общество и власть видеть перспективных представителей исторического авангарда, хотя и оступившихся, но способных при определённых условиях адаптироваться к новой жизни и двигать прогресс и достойных человеческого счастья по критериям полезности и достижительности.

Сегодняшние представители социального дна, мира новых нищих и неприкаянных – это в глазах реформаторов-«огораживателей» лишние люди. В своём большинстве они непригодны к либеральному перевоспитанию и направлению на стезю успеха. Их место в новом мировом порядке – в гетто и резервациях, а упорных девиантов ждут гуманные тюрьмы. В качестве утешения им приготовлены виртуально-наркотические грёзы, гарантирующие безвозвратный уход из общества.

В какие социально-педагогические практики и технологии конвертируется идея обретения человеческого достоинства неэффективными и «нищими духом» – это дело ближайших поколений. Мы же можем предположить, что новые духовно-деятельные реабилитационные общности образуют люди, добровольно отодвинувшие в сторону обольщения и иллюзии модерна, согласные довольствоваться немногим и переставшие оценивать себя по критерию успеха, объединённые русской духовной традицией сострадательности и чувством своей нужности миру. На первый план восстановления собственно человеческого в человеке выступят духовно-антропологические (не производственно-экономические) смыслы труда-заботы как служения другому, стремления самим удовлетворять свои нужды, сохранения родной веры, культуры, природы. Думается, что в системе целей, отношений, норм и традиций новых коллективов будут воплощены лучшие черты монастырских братств, крестьянских общин, трудовых коммун. Тогда и Макаренко будет перечитываться снова и более внимательно, чем это делали мы: ведь «настоящие истины всегда, словно духи, выходят из своих могил и бродят, и беспокоят сердца людей, пока они, наконец, не находят освобождения и покоя в осуществлении реальной жизни» [5, с. 46].

 

Литература

1. Бауман З. Текучая современность: пер. с англ. – СПб: Питер, 2008. – 240 с.

2. Борисова Л.Г. Забота: социально-философский смысл и педагогическое значение // Педагогическое образование и наука. – 2002. – №4. – С. 51–58.

3. Бузгалин А.В. «Социальный капитал» как превратная форма генезиса посткапиталистических отношений // Альтернативы. – 2010. – №4. – С. 4–32.

4. Зеньковский В.В. Социальное воспитание, его задачи и пути // Психология детства. Екатеринбург: Деловая книга, 1995. – С. 295–341.

5. Кершенштейнер Г. Понятие о трудовой школе // Новые идеи в педагогике. Сб. №2. – СПб., 1913. – С. 22–47.

6. Куракин А.Т., Лийметс Х.Й., Новикова Л.И. Коллектив и личность школьника. Вып. 1, ч. 2. – Таллин, 1981. – 124 с.

7. Макаренко А.С. Очерк о работе Полтавской колонии им. М. Горького // Педагогические сочинения: в 8 т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1983. – С. 44–53.

8. Макаренко А.С. Педагоги пожимают плечами // Педагогические сочинения в 8 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1983. С. 136–144.

9. Мухин М.И., Олиференко Л.Я., Щуркова Н.Е. Ценностные ориентации школьников на этапе становления новой школы // Воспитание школьников. – 2012. – №1. – С. 3–11.

10. Панарин А.С. Правда железного занавеса. – М.: Алгоритм, 2006. – 336 с.

11. Пашков А.Г. Труд как средство воспитания: история и современность. Славянск-на-Кубани: Изд. центр СГПИ, 2011. – 144 с.

12. Поланьи К. Великая трансформация. Политические и экономические истоки нашего времени: пер. с англ.– СПб.: Алетейя, 2002. – 320 с.

13. Сухомлинский В.А. Идти вперёд! // Народное образование. – 1989. – №8. – С. 70–78.

 

Духовно-нравственное совершенствование личности студента-юриста в военно-патриотическом клубе «Доброволец»

С. А. Попов

г. Москва, Россия,

Православный военно-патриотический клуб «Доброволец»,

[email protected]

 

В работах выдающихся отечественных специалистов юридической деятельности подчеркивается, что сознание юристов должно отличаться системностью правовых знаний, социальной и морально-нравственной зрелостью [1; 9; 10]. О.Д. Ситковская отмечает, что сознание играет определяющую роль в осознании целей и задач своей деятельности, ее мотивации и должно «служить гражданам неким ориентиром, образцом для подражания» правомерного поведения [11]. Знания, формирующие профессиональные компетенции, приобретаются в процессе обучения, социальная зрелость – в процессе социализации и накопления социального опыта. В качестве основных механизмов формирования и развития морально-нравственной зрелости выступают: самопознание, анализ и оценка собственных поступков и поведения, ориентация на общественные и групповые нормы и ценности, групповая индентификация, формирование позитивного отношения и доверия к окружающему миру [4].

Согласно известной теории А.Н. Леонтьева, деятельность человека детерминирует развитие сознания и личности, ее осуществляющей [6]. Человек, выступая в роли субъекта деятельности, в свою очередь оказывает влияние на направленность и содержательную сторону деятельности. Очевидно, что участие студентов в общественно полезной деятельности способствует развитию многих качеств, включенных в понятие личности как гражданина своей страны. Духовно-нравственное возрождение личности является особенно актуальным на современном этапе развития нашего общества, которое прошло нелегкий путь перестроечных времен и социально-экономических потрясений. Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил: «Мы не выживем физически, если погибнем духовно». Каким же образом развивать духовные элементы личности?

Согласно известной теории А.Н. Леонтьева деятельность детерминирует развитие личности и сознания человека [7]. Преобразование личности человека тесно связано с преобразованием окружающего мира. На формирование и развитие духовной культуры личности влияет духовностью общества, в котором происходит социализация индивида. Реформационные изменения всех сфер жизни современного российского общества, к сожалению, недостаточно способствуют развитию духовно насыщенной личности. И очевидно, было бы в корне неверным пассивно ждать, когда уровень духовной культуры российского общества сам по себе станет достаточно высоким, способным наполнять духовный мир каждого человека [5]. Поэтому люди, понимающие значение институтов гражданского общества, объединяясь в них, стремятся создавать условия для духовно-нравственного развития молодежи. Одним из таких институтов гражданского общества являются военно-патриотические клубы.

В настоящей работе хотелось бы коснуться некоторых особенностей становления сознания и развития личности в коллективе Православного военно-патриотического клуба «Доброволец» (далее ПВПК «Доброволец»), созданного по инициативе Ассоциации военно-патриотических клубов «Стяг» и Благотворительного фонда «Добрая воля», членом которого является автор данной статьи, студент юридического вуза.

Коллектив нашего военного патриотического клуба состоит из двух подразделений, по территориальному разграничению Москвы. Большой коллектив сложно удержать в правильном русле и добиться от него выполнения поставленных задач четко и в срок. Деление на 2 группы позволяет осуществлять взаимоконтроль, помощь и поддержку между всеми участниками.

В настоящее время работа в «Добровольце» организована следующим образом: три раза в месяц проводятся теоретические занятия, в ходе которых рассматриваются такие вопросы, как оказание первой помощи, топография, военно-историческая подготовка,теория тактики и другие. Два раза в месяц клуб выезжает на практические учения, в ходе которых отрабатываются занятия по выживанию в экстремальных условиях, ориентированию на местности, топографии, инженерной подготовке, стрельбе из пневматического оружия, альпинизму.

Одна из задач нашего клуба отвлечение подростков и молодежи от идей экстремизма, алкоголя и наркотиков путем приобщения их к здоровому образу жизни через спорт и специализированную военно-силовую подготовку, о недопустимости развития преступных элементов в молодёжной среде, о чём часто говорит Президент в своих выступлениях, как залоге становления и развития гражданского общества.

Коллектив состоит из студентов (составляют большую часть), учащихся школ и взрослых, имеющих опыт военной службы. Над юношей, не достигшим совершеннолетия, желающим вступить в клуб, назначается шефство старших соратников. Ответственность за любую провинность или недееспособность новичка ложится на плечи попечителя. В случае невыполнения юношей поставленных задач наказывается попечитель, что развивает качества взаимной поддержки, ответственности друг перед другом. После социализации нового члена в коллективе ему поручаются какие-либо задания, заставляющие его координировать и взаимодействовать со всеми членами коллектива. Такой подход позволяет избегать обособлений в небольшие компании и помогает быстрее адаптироваться к условиям клуба. Со временем ему поручаются более ответственные задания, вплоть до организации мероприятия. Чтобы человеку расти и развиваться, ему необходимо брать на себя ответственность за людей, которые ему доверены, и за свои действия. Эти навыки особо развиваются во время участия клуба в военно-полевых и спортивно-тактических играх.

Внимание к личности и общий контроль в нашем коллективе ставит в определённые моральные границы и заставляет соответствовать общим нравственным ориентирам, что, разумеется, положительно сказывается на развитии личности в целом.

Еще одним из важных направлений – является воспитательная составляющая. Студент-юрист должен накапливать педагогические навыки, как раз в клубе для этого созданы все условия. Периодически личный состав клуба выезжает в детские школы-интернаты, где проводит занятия с детьми; также организуются занятия с детьми из других военно-патриотических клубов. Наш клуб является самоуправляемым объединением, и соответственно организация и проведение каких-либо мероприятий поочерёдно ложится на плечи членов клуба, что очень помогает развить организаторские навыки, коммуникативные, умение находить контакт людьми, договариваться, идти на компромиссы, налаживать взаимодействие между людьми. При проведении каких-либо мероприятий требуется привлечение людей со стороны, компетентных в той или иной области знаний, в том числе в качестве инструкторов, а чтобы заинтересовать кого-либо поделиться своим опытом с молодёжью, требуется применение различных психологических, коммуникационных способностей и приёмов.

Участие в клубе позволяет мне, как будущему юристу, обучаться навыкам мотивации к деятельности и взаимодействию. Например, в клубе есть участники, интересующиеся какими-то определёнными областями знаний, но отстающие в физической подготовке, хотя остро в ней нуждаются. Приходится убеждать их в важности физической подготовки и приобщать к физической культуре. Как говорит автор книги «Менеджер Спецназа», «мы сильны настолько, насколько слаб самый слабый член нашей команды». Мы придерживаемся этого же принципа и стараемся сделать друг друга лучше, для собственной же выгоды. Кстати говоря, в этой книге раскрывается много принципов управления элитными войсками и спецподразделениями, которые эффективно применяются и в гражданской жизни при управлении людьми. Много элементов мы используем на практике в своей деятельности, что укрепляет и развивает наш коллектив. То есть фактически наука менеджмента при обучении на юридическом факультете, включённая как небольшой курс в список предметов, осваивается мною на практике.

Пришедшие в военно-патриотический клуб юноши и девушки не только развиваются как личности, но и приобретают навыки и умения воспитательного характера. Именно поэтому одна из задач нашего клуба является подготовка инструкторов для детских военно-патриотических клубов. Привлечение несовершеннолетних к участию в ПВПК ограждает их от попадания под влияние неорганизованных, случайных, асоциальных групп. В связи с этим деятельность военно-патриотического клуба направлена на раскрытие потенциальных возможностей саморазвития молодого человека, его самоорганизации, самоопределения и личностного роста, в т.ч. в достижении национального воспитательного идеала. А под национальным воспитательным идеалом в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России понимается «…высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [3].

Основными целями деятельности военно-патриотического клуба являются: становление личности участника клуба как гражданина-патриота, воспитание ответственности перед товарищами и совместной деятельностью, расширение мира духовно-нравственных качеств, развитие позитивных мировоззренческих взглядов и позиций по основным социальным, историческим, культурным, нравственным, политическим, военным и другим проблемам. Деятельность в Клубе развивает организаторские, деловые и иные качества, а также умение реализовать их в важнейших видах деятельности. К таким качествам относятся: способность к проявлению таких высоких чувств как любовь к Родине, уважение к Закону, трудолюбие, ответственность за личное участие в решении проблем общественной жизни, опыт осуществления социально значимой деятельности и условий, необходимых для достойного выполнения основных обязанностей гражданина России, в том числе и по защите Отечества.

В сфере психологической подготовки личности деятельность военно-патриотического клуба предполагает формирование у человека психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в изменяющихся условиях обстановки, способности преодолевать тяготы и лишения государственной службы, других психологических качеств необходимых для успешной жизни и деятельности в коллективе, воспитание готовности к профессиональной деятельности в широком смысле, к специализированным видам жизнеобеспечения, к социальному воспроизводству и экстремальной деятельности по защите человека, коллектива, Отечества.

Психологическая подготовка участника ВПВК «Доброволец» включает в себя: изучение и прогнозирование социально-психологических процессов в воинских и гражданских коллективах, профилактику негативных явлений и проявлений девиантного поведения, снятие психологической напряжённости, преодоление стресса, формирование важнейших психологических качеств с учётом психологических особенностей различных категорий молодёжи, каждой личности, индивидуально-воспитательную и психолого-профилактическую.

Становление личности в таком коллективе как военно-патриотический клуб характеризуется значительно большей спецификой, более конкретной направленностью и обеспечивает глубокое понимание каждым человеком своей роли и места в служении государству, основанном на высокой личной ответственности перед обществом, убеждённостью в необходимости выполнения функций защиты Отечества в современных условиях, формированием основных качеств, свойств, навыков, привычек, необходимых для успешного выполнения обязанностей в рядах Вооружённых сил РФ или на государственной службе, в том числе в правоохранительных органах.

Благодаря формированию и развитию у личности таких важнейших социально значимых качеств, как высокая нравственность, гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, верность традициям, стремление к сохранению и преумножению духовно-исторических и культурных ценностей, готовность к преодолению трудностей, самопожертвование, намного возрастут возможности их активного участия в решении важнейших проблем общества в различных сферах его деятельности, в том числе воинской и других, связанных с обеспечением национальной безопасности различных виды государственной службы [8].

Сегодня наше общество остро нуждается в лидерах. По словам полковника П.Я. Поповских, председателя Центрального совета Союза десантников России, только военно-патриотические клубы и армия воспитывают лидеров, то есть тех, кто уметь отвечать за себя и других [9].

 

Литература

1. Алексеев Н.Н. Основы философии права. – СПб.: Изд-во СПб. юрид. ин-та, 1998.

2. Журавлев А.Л., КупрейченкоА.Б. Отношение современных российских предпринимателей к морально-этическим нормам делового поведения // Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства / под ред. А.Л. Журавлева, Е.В. Шороховой. – М.: Изд-во ИП РАН, 1999. – С. 89-109.

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. – С. 11.

4. Климов С.Н. Патриотизм как фактор формирования духовной культуры личности в ВУЗе: Аксиологический аспект // XVIII Международные Рождественские образовательные чтения [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.patriarchia.ru/db/text/995259.html.

5. Климов С.Н., Музяков С.И. Творчество выдающихся философов России как фактор формирования патриотизма в вузе // Электронный журнал «Проблемы безопасности». http://pb.littera-n.ru/index.php?option=com_content &view=article&id=410:2012-12-12-09-37-14&catid=145:2012-12-13-09-04-17

6. Котлярова Л.Н. Становление профессионального сознания у студентов как важный стратегический ресурс развития общества // Психология образования: Модернизация психолого-педагогического образования (Москва,11–13 декабря 2012): материалы VIII всеросс. науч.-практической конф. – М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России»,2012. – С.172–173.

7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Наука, 1974.

8. Лутовинов В.И. Концептуальный подход к пониманию и решению проблемы военно-патриотического воспитания Российской молодёжи в современных условиях // XVIII Международные Рождественские образовательные чтения Электронный ресурс]. Режим доступа : http://pb.littera-n.ru/index.php? option=com_content&view=article&id=410:2012-12-12-09-37-14&catid=145:2012-12-13-09-04-17.

9. Поповских П.Я. Военно-патриотическое воспитание и оборонно-спортивная подготовка молодёжи – заб

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...