Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пассионарность в становлении А.С. Макаренко как педагога-лидера

Н.И. Вьюнова, И.Н. Стребкова

г. Воронеж, Россия, Воронежский государственный университет,

[email protected]

[email protected])

 

Знаменитый педагог-новатор Антон Семенович Макаренко на всём протяжении своей педагогической деятельности и даже после её завершения заслужил множество различных эпитетов: выдающийся, упорный, харизматичный, активный, неутомимый, верный своему призванию и т.д. И все же главной характеристикой, присущей этому талантливому педагогу и сильному человеку, мы можем смело назвать пассионарность.

Пассионарность – термин, предложенный в конце ХХ века отечественным историком и этнологом Л.Н. Гумилёвым [1] и означающий (в аспекте личности) характерологическую доминанту, непреодолимое стремление к деятельности по осуществлению своей цели, обладающей в глазах пассионарной личности высочайшей ценностью, как правило, даже вопреки своему комфорту и комфорту окружающих. Л.Н. Гумилёв разделял общество на три категории людей: пассионарии, гармоничники и субпассионарии, и наделял пассионариев способностью изменять ход развития этноса под влиянием своих идей. К гармоничным личностям автор теории пассионарного этногенеза относил людей, довольных своим социальным и духовным положением и стремящихся к максимальному комфорту в заданных им условиях. Таких людей часто называют простыми обывателями, Л.Н. Гумилёв употреблял по отношению к ним выражение «золотая посредственность». Это люди, не стремящиеся выйти за рамки, обозначенные им обществом с господствующей в нём системой норм и ценностей. Субпассионариями он называл абсолютно инертных людей, способных на минимальное приспособление к среде, характеризующихся ригидностью психики и тотальным конформизмом.

Каждому этапу в развитии этноса, по Л.Н. Гумилёву, соответствует своё соотношение этих трёх групп людей. Так, для акматической фазы этногенеза, характерно преобладание пассионарных личностей над остальными типами, благодаря чему этнос приобретает высокий пассионарный потенциал и склонность к экспансии, культурному процветанию и другим проявлениям высокой энергетической наполненности. Интересно то, что технологические скачки Л.Н. Гумилёв относит к более поздней инерционной фазе, когда пассионариев начинают активно заменять гармоничники и человек переносит своё внимание с человека, с общества на природу, стараясь взять от неё как можно больше для организации собственного комфорта.

Примерно в это время, согласно исследованиям отечественных этнологов, жил и творил А.С. Макаренко.

Ориентируясь на одни биографические данные знаменитого педагога, его неоспоримые заслуги и очевидные достижения, можно охарактеризовать его как пассионария, воплощавшего свои идеи в гармоничной, а в определенные периоды и субпассионарной среде (которую представляют как детские коллективы, так и правительственные органы, с которыми приходилось работать А.С. Макаренко). В нашей статье мы хотим представить несколько иной взгляд – взгляд изнутри. За основу исследования были взяты письма А.С. Макаренко к М. Горькому [2], в которых первый не только подробно описывал факты из жизни колоний, но и искренне излагал свои взгляды и идеи, делился своими мыслями относительно педагогической деятельности и рассказывал о тех трудностях, что становятся на пути реализации его идей.

Соглашаясь с иследователем И.С. Зиминой [3], изучающей педагогические проблемы пассионарности, и принимая постулат о том, что неким пассионарным потенциалом обладает каждый человек, мы называем пассионарием того, кто сумел его актуализовать в полной мере, и считаем, что главным фактором этой актуализации, ее стрежнем, вокруг которого сгруппируются все психические элементы личности, придавая ей энергии и силу воли, является осознанная идея этой личности. И пример деятельности А.С. Макаренко очень ярко иллюстрирует этот тезис.

Рассмотрим подробнее само понятие «пассионарность».

Одно из свойств пассионарности, признаваемое всеми исследователями этой теории, умение (или, во всяком случае, максимальное стремление) во имя своей идеи преодолевать препятствия любой степени сложности. Для А.С. Макаренко такими препятствиями были и недостаток средств в Харькове в колонии им. М. Горького и в Куряже, и отрицание соцвосом его педагогических идей и новшеств, и лишение его руководства колонией им. М. Горького в 1928 г., и многие другие, вплоть до состояния здоровья. Несмотря на это, он продолжает свою педагогическую и писательскую деятельность вплоть до самой смерти в 1939 г. [4].

Говоря об игнорировании Антоном Семёновичем состояния собственного здоровья, нельзя не упомянуть ещё одну характеристику пассионарного поведения: презрение собственного комфорта и комфорта окружающих (вплоть до игнорирования инстинкта самосохранения). Уже с 1935 г. здоровье автора «Педагогической поэмы» начинает ухудшаться, в своём письме М. Горькому А.С. Макаренко пишет: «Простите, что письмо на машинке – уже две недели, как лежу в постели, немножко надорвался – нервы» [2, c. 409]. Это не мешает ему продолжать свою писательскую (за этот год А.С. Макаренко написаны и опубликованы две пьесы, две статьи и третья, заключительная и самая сложная часть «Педагогической поэмы»), педагогическую (выступление в школе им. К.Е. Ворошилова) и организаторскую (он выбран членом Дзержинского районного совета г. Харькова, назначен помощником начальника отдела трудовых колоний Народного комиссариата внутренних дел УССР) деятельность.

Одновременно исходя из определения пассионарности, данного самим создателем пассионарной теории Л.Н. Гумилёвым, пассионарий может не принять во внимание не только свой комфорт, но и комфорт окружающих, что и делал А.С. Макаренко. Целостность и неприкосновенность его идей была столь важна для него, что в трудный час он отказывался от предлагаемой помощи «шефа колонии» М. Горького и любых других ухищрений, которые могли бы улучшить материальное положение колонии. И это притом, что и воспитанникам, и педагогам подчас приходилось спать на столах, укрываясь лишь одеждой, а гигиенические условия были чудовищными. Более того, впоследствии посредством пассионарной индукции, которая будет освещена далее в статье, А.С. Макаренко удалось приобщить к своей идее огромное количество воспитанников.

«Дело поднимаем трудное. Я не сентиментальный человек, но меня до слез трогает моя шайка. Казалось, чего бы нужно. Четыре года мы восстанавливали руины здесь. Наполовину зимой ходили босые и раздетые. Теперь у нас все в порядке, чистота и уют, свое электричество и даже прибыль – 120 английских свиней и прочее. А вот все же бросают это и едут на новые места в разваленный дворец, в опустошенную степь» (Из письма А.С. Макаренко М. Горькому, 1925 г.) [2, c. 370].

А далее – поражающая рефлексия:

«В колонии мне всегда приходилось доказывать, что мы не можем профанировать Ваше имя в нашем собственном представлении принятием от Вас материальной помощи. Это означало бы, что мы чересчур носимся с собой, это значит, что мы себя недостаточно уважаем.

В данном споре я и воспитатели держались совершенно таинственно, хотя мою точку зрения многие чувствовали. На втором собрании картина получилась иная. За Вашу помощь 27 и против 101» (Из письма А.С. Макаренко М. Горькому, 1926 г.) [2, c. 374].

Пассионарность и субпассионарность могут быть также определены по реакции среды на активные действия субъекта. Так, отношение к пассионарию, оценка его деятельности, по мнению М.И. Коваленко, может служить мерой пассионарности самого оценивающего: для непассионария жизнь любого человека, фанатично одержимого идеей, – бессмысленная, противоестественная трата сил, глупость, болезнь, паранойя. Пассионариев, «персон творческих и патриотичных», все остальные, непассионарные люди называют «фанатиками», ибо «посредственность одна нам по плечу и не странна». Сами же пассионарии характеризуются «суровостью и к себе, и к соседям» [5].

«На съезде нам много аплодировали и вообще качали, но практические предложения наши вызвали у всех страх: мы оказались слишком решительными. Я предлагал организацию всеукраинской детской трудовой армии, с широким активным самоуправлением, но с горячей дисциплиной. Разумеется, из этого ничего не вышло. Грустно, дорогой Алексей Максимович. У нас были широкие полеты, когда мы разрушали, а вот когда приходится строить, мы боимся тронуться с места» (Из письма А.С. Макаренко М. Горькому, 1926 г.) [2, c. 378].

В то же время, как утверждает М.И. Коваленко, их уважительное отношение к другим пассионариям (даже к врагам) может сочетаться с пренебрежением к непассионариям, которые воспринимаются как «младшие братья», толпа, чернь, неполноценные.

«Горьковцы, рассыпавшись по округу, разнесли вокруг "горьковскую" систему. Это и послужило причиной всяких нападок. Ведь у нас обычно так: в десятках и сотнях случаев дело просто гниет и гибнет, растут самые дикие деморализованные и слабенькие людишки. Все смотрят на это безобразие, опустивши руки. Но стоит образоваться одному серьезному дельному пункту, как все на него набрасываются: прежде всего требуют идеологии, да еще какой-то, о которой вообще никто толком ничего не знает. Во всяком случае, простая идеология работы и культуры объявляется каким-то страшным грехом… Стоит случиться одному случайному промаху, как немедленно подымается такой вой и такая истерика, что требуются чрезвычайно крепкие нервы, чтобы все это выдержать» (Из письма А.С. Макаренко М. Горькому, 1928 г.) [2, c. 385].

Рассуждая об основных признаках пассионарности, нельзя не упомянуть любопытное явление – пассионарную индукцию. Пассионарная индукция имеет место, когда пассионарий, увлечённый своими идеями, вовлекает в них умы окружающих, вдохновляет их, «заражает» их своей идеей. Типичные примеры пассионарной индукции можно наблюдать на поле боя, когда пассионарный командир (впрочем, как и пассионарный рядовой) может передать свой запал целому взводу, значительно повышая общий энергетический тонус коллектива. Нам представляется вероятным, что описанный процесс характеризуется не распространением пассионарной энергии от пассионария к гармоничникам и субпассионариям по донорскому типу (трудно в таком случае представить себе тот запас энергии, которым должен обладать лидер, заряжая целые толпы), но передачей пассионарного импульса, способствующего актуализации собственного пассионарного потенциала каждого участника толпы.

В ходе своей деятельности А.С. Макаренко воздействовал пассионарной индукцией на три группы людей: воспитанников, педагогов колонии и сторонних наблюдателей его творчества. Во всех случаях Антон Семёнович был верен своим основным идеям.

В подавляющем большинстве случаев пассионарная индукция происходит неосознанно и со стороны пассионария, и со стороны индуцируемых. Но поставить сознательную цель индуцировать окружающих можно тоже с не меньшим успехом.

«Перебросить в Куряж наших 130 хлопцев немедленно, значит создать там сразу два враждебных лагеря. Наши будут задирать носы и задаваться, куряжане от стыда и старого озлобления будут смотреть на нас, как на завоевателей. Поэтому я решил ехать один. Надеюсь, что мне удастся заразить куряжан хоть небольшим пафосом, увлечь моей верой в их человеческую ценность (Вашей верой)» (Из письма А.С. Макаренко М. Горькому, 1926 г.) [2, c. 377].

Надо, однако, отметить, что в данном фрагменте письма Антон Семёнович употребляет вместо слова «идея», слово «вера», а идея, которая заложена в этом высказывании, может звучать, на наш взгляд, примерно так: идея опоры на человеческую ценность.

Психология веры зачастую игнорируется отечественной психологией и педагогикой, а в редких случаях ее изучения осуществляется «уход» в область психологии религии. В то время как мы полагаем, что вера является одной из фундаментальных категорий психики, интегральной по отношению ко многим мотивационным и когнитивным образованиям. Не углубляясь в данный вопрос, рассмотрим феномен веры и воли в аспекте актуализации пассионарности личности. Анализируя жизнь и деятельность выдающихся пассионариев различных профессий и ориентируясь на работы Л.Н. Гумилёва и его последователей, а также учёных, так или иначе рассматривающих проблемы пассионарности, мы пришли к выводу, что человек, актуализировавший пассионарность, характеризуется сонаправленностью внутренних векторов веры и воли.

«Моя педагогическая вера: педагогика – вещь прежде всего диалектическая – не может быть установлено никаких абсолютно правильных педагогических мер или систем. Всякое догматическое положение, не исходящее из обстоятельств и требований данной минуты, данного этапа, всегда будет порочным» (Из письма А.С. Макаренко М. Горькому, 1934 г.) [2, c. 405].

Подводя итог нашей психолого-педагогической рефлексии, отметим, что педагогика, в понимании А.С. Макаренко, имея свою инвариантную составляющую, системно развиваясь, успешно реализует свои идеи лишь учитывая конкретную ситуацию времени и человека, то есть культурно-историческую специфику, о чем подробно и глубоко писал Л.С. Выготский. А.С. Макаренко доказал это посредством преодоления внутренних и внешних трудностей, порой «не благодаря, а вопреки», реализуя свои идеи педагога-лидера. Вдохновленный сам и вдохновляющий других своей верой, он работал и работает – с воспитанниками и педагогами, а также с нашими современниками – педагогами и психологами.

Литература

1.Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – Л. : Изд-во ЛГУ, 1989. – 532 с.

2. Макаренко А.С. Сочинения: в 7 т. Т.7. – М. : Изд-во Акад. пед. наук, 1952. – 576 с.

3. Зимина И.С. Педагогические возможности воспитания пассионарной личности // Педагогическое образование в России. – 2007. – №1. – С. 59 –72.

4. Соловейчик С.Л. Час ученичества. – М.: Детская лит., 1986. – С. 181–197.

5.Коваленко М.И. Психологические проблемы самореализации личности // Человек в современном образовательном пространстве: материалы всерос. науч.-практ. конф. – СПб. : Изд. СПБГУ, 1999. – С. 13–25.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...