Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль лидерства в формировании направленности юношеских групп

Н.А. Галкина

Курск, Россия, КГУ [email protected]

 

Проблема лидерства уже много лет является центром внимания многочисленных исследований. Ее изучают социологи, философы, историки, политики, она поистине междисциплинарна.

Личность и группа – два наиболее важных предмета исследования в социальной психологии. По мнению ряда авторов (А.С. Макаренко, Л.И. Уманский, А.С. Чернышев, Б.Д. Парыгин), лидер является носителем черт, ценимых группой [1 – 4].

Феномен молодежного лидерства А.С. Макаренко специально не анализировал, но фактически рассматриваемый нами феномен органически входит в его учение о коллективе. Решение проблемы лидерства проводилось А.С. Макаренко в тесной связи с рассмотрением других признаков коллектива, и прежде всего с целями его деятельности.

В своей работе А.С. Макаренко находит те условия, при которых деловые отношения становятся наиболее эффективными. Важнейшее из этих условий – реальная возможность для каждого члена группы принять на себя ответственность. Обогащение и частая смена взаимозависимостей позволяли избавиться от длительной односторонности во взаимоотношениях и способствовали формированию гармоничного взаимодействия людей: воспитывали способность и привычку уметь как приказывать, так и подчиняться товарищу.

Вопрос о гармоничном сочетании каждой личностью функций объекта и субъекта лидерства был удачно решен А.С. Макаренко в основном через систему сводных отрядов, что позволяло часто варьировать позиции «ведущий – ведомый» [1]. Подобный подход используется и зарубежными исследователями лидерства. Так, Е. Богардус считает, что тип лидерства в группе зависит от природы группы и задач, которые должна решать группа, т.е., с одной стороны, лидер является частью группы и группа активно воздействует на лидера, а с другой стороны, лидер сам оказывает ведущее влияние на группу, что проявляется и на макро- и микроуровнях в больших и малых группах.

Для нашего исследования было важно проанализировать роль самой авторитетной личности в группе – лидера – в формировании направленности активности группы. Основой исследования группы и лидерства нами была избрана параметрическая концепция коллектива Л.И. Уманского – А.С. Чернышева и ее положение о том, что систематизирующей психологической подструктурой группы является направленность группы. Групповая направленность определяет идейную сплоченность группы, интегрируя направленность целей и мотивов деятельности личностей, образующих группу [3]. Эта проблема детально раскрывается в работах А.С. Макаренко. Согласно его идеям, в ходе группового действия при коллективизме происходит не механическое подстраивание личных целей к групповым, а сознательное их сближение и слияние, обеспечивающее подлинность интеграции целей и мотивов [1]. Согласно параметрической концепции, черты лидера необходимо рассматривать без отрыва от социальной среды, учитывая особенности группы. Данный подход имеет много общего с зарубежными ситуативными теориями лидерства, которые учитывают черты, характерные для среды лидерства.

Психологическая наука изучает лидеров разного рода – официальных и неофициальных, лидеров малых групп и больших, лидеров в сферах культуры, экономики, политики, криминального мира и т.д. Однако такая сложная и, несомненно, значимая проблема психологии, как изучение роли лидерства в формировании направленности юношеской группы, в настоящее время относится к числу недостаточно исследованных, требующих как теоретического, так и экспериментального изучения разнообразных ее аспектов.

Целью нашего исследования является изучение роли лидера в формировании направленности активности группы.

Объект исследования: личностные особенности юношей, включенных групповую деятельность разной направленности.

Предмет исследования: роль лидерства в формировании направленности группы.

Исследование проводилось в реально существующих юношеских группах. В качестве выборки исследования были взяты спортивные команды по волейболу трех вузов г. Курска и 3 группы студентов факультета педагогики и психологии Курского государственного университета. Всего в исследовании принимали участие 88 респондентов, составляющие 6 групп юношеского возраста.

Кратко охарактеризуем перечисленные группы. В исследовании участвовала команда по волейболу Курского государственного университета (КГУ). В команде 9 человек. Данная команда отличается организованностью и сплоченностью коллектива, доброжелательностью взаимоотношений, минимумом конфликтов как между игроками, так и между игроками и тренером, высокой направленностью на игровую деятельность. Члены команды очень ценят внутриколлективные взаимоотношения, поэтому в команде царит обстановка поддержки и взаимопомощи. Команда отличается высокой успеваемостью в игровой деятельности. Другой исследуемой нами командой является спортивная команда по волейболу Юго-Западного государственного университета (ЮЗГУ). В команде 10 человек. Команда характеризуется средней организованностью коллектива. Это можно объяснить тем, что старые члены команды ее покинули и сейчас команда состоит из новых игроков, которые еще не успели сплотиться, узнать друг друга и т.д. Команда активна, но строят игроки межгрупповые отношения на основе конкуренции, соперничества. Иногда противопоставляют себя другим командам. Заслуга по сплочению команды во многом принадлежит опытному тренеру. В исследовании участвовала команда по волейболу Курской сельскохозяйственной академии (СХА). В команде 10 человек. Данная команда отличается организованностью и сплоченностью коллектива, доброжелательностью взаимоотношений, минимумом конфликтов, как между игроками, так и между игроками и тренером, высокой направленностью на игровую деятельность. Команда отличается высокой успеваемостью в игровой деятельности. Члены команды очень ценят внутриколлективные взаимоотношения, поэтому в команде царит обстановка поддержки и взаимопомощи.

В исследовании также принимали участие студенческие группы 2, 3 и 4 курсов факультета педагогики и психологии Курского государственного университета. Второй курс состоит из 18 человек. Группа характеризуется средней организованностью коллектива. Члены группы очень ценят внутриколлективные взаимоотношения, поэтому в группе царит обстановка поддержки и взаимопомощи. Но иногда группа противопоставляют себя другим группам. Третий курс состоит из 17 человек. Данная группа отличается организованностью и сплоченностью коллектива, доброжелательностью взаимоотношений, минимумом конфликтов как между учащимися, так и между учащимися и педагогами, высокой направленностью на учебную деятельность. Четвертый курс состоит из 24 человек. Данная ученическая группа характеризуется высокой сплоченностью коллектива, доброжелательностью взаимоотношений, отсутствием конфликтов как меж­ду учениками, так и между учениками и педагогами, хорошей успеваемо­стью. Члены группы очень ценят внутриколлективные взаимоотношения, поэтому в группе царит обстановка поддержки и взаимопомощи.

Методы исследования включают наблюдение, беседу, лабораторный эксперимент с применением аппаратурной методики «Арка» (А.С. Чернышев), тестирование с помощью «Социометрического опросника» (Дж. Морено), опросник для изучения ценностных ориентаций Е.В. Фанталовой и «Карты-схемы психолого-педагогической характеристики группы школьников» (Л.И. Уманский, А.С. Чернышев). В исследовании было охвачено 96 – 100% испытуемых каждой из исследуемых групп, что позволило существенно повысить статистическую достоверность результатов.

В целом результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что лидеры играют ведущую роль в формировании направленности активности группы, и позволили сформулировать следующие выводы.

В исследуемых группах лидеры являются авторитетными, персонализированными индивидами, служащими объектами идентификации для учащихся (игроков). Наличие лидеров в юношеских группах способствует высокой сплоченности и организованности, развитию личности каждого ее члена.

2. Лидерами выступают ученики (игроки) и с положительными, и с отрицательными качествами личности, но общая тенденция выражает ориентацию юношей на носителей нравственных достоинств, имеющих общественное признание. Градация ценностных ориентаций большинства лидеров отличается от других статусных категорий духовно-нравственной направленностью с приоритетом таких ценностей, как активная деятельная жизнь, интересная работа, любовь, уверенность в себе, наличие хороших, верных друзей.

3. Ценности аутсайдеров по ряду показателей (активная деятельная жизнь, материально обеспеченная жизнь, свобода) серьезно отличаются от ценностей группы и лидеров.

4. Установлено, что ведущую роль в формировании направленности активности юношеской группы играют лидеры, которые, являясь объектом идентификации, обогащают своими ценностями сверстников. Личность лидера играет ведущую роль в формировании духовности, общественных оценок, суждений, в усвоении общественных обязанностей и правил поведения. Лидеры-юноши наиболее интенсивно аккумулируют опыт близких им взрослых людей и те прогрессивные веяния, которыми насыщена общественная жизнь.

5. В группах высокого уровня развития ценности лидеров и группы совпадают в большей степени, чем в группах более низкого уровня развития.

6. Уровень развития группы определяет роль лидеров-дезорганизаторов в формировании направленности активности группы. В группах высокого уровня развития лидерами-дезорганизаторами являются малоавторитетные индивиды, что говорит о том, что группа отвергает учеников (игроков), отрицательно влияющих на процессы образования коллектива. В группах более низкого уровня развития лидеры-дезорганизаторы более авторитетны, часто они одновременно являются и лидерами-организаторами, оказывающими одновременно и положительное и отрицательное влияние на формирование направленности активности группы.

Исходя из результатов исследования, мы выработали рекомендации педагогам и тренерам, работающим с группами юношей, по созданию условий, способствующих становлению эффективного лидерства и повышению положительной направленности активности молодежных групп.

1. Деятельность педагогического (тренерского) коллектива должна начинаться с глубокого изучения психологических особенностей лидерства и механизмов влияния лидера на направленность активности группы.

2. На основе психодиагностической информации целесообразно строить прогноз процесса группового развития, который позволит корректировать стратегию и тактику работы с данной группой.

3. Очень важно работать не столько с конкретным учеником (игроком) как индивидуальностью, сколько с группой, в которую включён юноша, через которую опосредованно можно воздействовать и на отдельных членов группы. Особую роль необходимо уделять формированию духовно-нравственной направленности личности лидера, т.к. лидер оказывает ключевое воздействие на формирование ценностей последователей и направленности активности группы в целом.

4. В учебном (тренировочном) процессе необходимо больше внимания уделять внедрению совместных форм деятельности, особенно взаимозависимой деятельности. Обычно в спортивных командах это так и есть, а для студентов необходимо применять на лекциях и семинарах коллективные формы работы. Группа должна быть включена в различные виды деятельности: учебную, трудовую, культурно-массовую, спортивно-игровую. Названные мероприятия ведут к повышению направленности группы, способствуют актуализации лидерства.

 

Литература

1. Макаренко А.С. Собр. соч., в 7 т. – М.: АПН РСФСР, 1958. – Т 5. – 250 с.

2. Парыгин Б.Д. Руководство и лидерство // Руководство и лидерство (опыт социально-психологического исследования): сб. науч. трудов / под ред. Б.Д. Парыгина. – Л., 1973. – С. 5 – 12.

3. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. — М.: Просвещение, 1980. – 160 с.

4. Чернышев А.С., Лунев Ю.А., Лобков Ю.Л., Сарычев С.В., Психологическая школа молодежных лидеров. – М.: Московский психолого-социальный ин-т, 2005. – 275 с.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...