Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






К проблеме роли лидерства в формировании включенности учебной группы

Н.А. Лукьянова

г. Курск, КГУ,

[email protected]

Противоречивое развитие российского общества на современном этапе привело, с одной стороны, к существенной трансформации мотивационно-ценностных оснований субкультуры современной молодежи, выражающейся в изменении ее направленности от коллективизма к индивидуализму, размыванию ценностных ориентаций, низком уровне духовно-нравственной, правовой и гражданской культуры, отсутствии опыта самостоятельного конструктивного решения многих жизненных проблем. С другой стороны, налицо и положительная тенденция – растет число социально активной и нравственно здоровой молодежи, выбирающей принципы здорового образа жизни, интересующейся культурными и духовными ценностями своего народа, стремящейся к получению качественного образования и сознательно строящей собственную позитивную жизненную траекторию. Существенной частью носителей данных тенденций в молодежных учебных группах являются лидеры.

В связи с этим особую практическую и теоретическую значимость приобретает проблема динамики становления лидерства в малых социальных группах и его влияние на групповые процессы. Актуальность изучения роли лидерства связана также с расширением проблемного поля малых групп и зависимостью проблемного поля от специфики социальной среды, в которой осуществляется жизнедеятельность малой учебной группы.

Важность изучения лидерства обусловливается возможностями его влияния на групповые процессы. Так, многие исследователи рассматривают лидерство в качестве одного из показателей развития группы и успешности ее деятельности [5; 8].

Проведенный анализ существующих современных теоретических положений позволяет констатировать, что структура лидерства детерминирует уровень социально-психологической зрелости группы:

1. Ведущими социально-психологическими механизмами воздействия лидеров на группу являются:

– дифференцированный образ группы в сознании лидеров, обусловленный типом направленности лидеров (положительной, отрицательной, смешанной);

– адекватный образ лидеров разной направленности и их роли в жизнедеятельности группы в групповом сознании;

– оптимальное соотношение в структуре лидерства лидеров различной направленности;

2. Воздействие лидеров на отдельные параметры социально-психологической структуры группы опосредуется степенью их включенности в различные виды совместной деятельности (учебной, спортивной, художественной, трудовой и т.д.);

3. Расширение сфер совместной деятельности группы, включение групп в развивающие социальные среды и обучение лидеров правилам организаторской работы обеспечивают условие для становления оптимальной структуры лидерства и его позитивного влияния на становление группового субъекта [1].

По мере количественного роста группы и ее стабилизации, среди членов группы складывается ранговая иерархия, и роль лидера приобретает решающее значение в деятельности группы. Поведение лидеров в значительной степени обусловлено установками (ценностными ориентациями) членов группы. Анализ различных исследования показывает, что в группах с преобладанием тенденций к равноправию лидер более демократичен; напротив, в группах, где придается значение сильной власти, лидер может стать полновластным диктатором. Также можно отметить, что лидеры, благодаря своей центральной позиции играют важную роль в формировании групповых целей, мировоззрения, а также в организации структуры и совместной деятельности членов группы [6].

Как известно, влияние в группе имеет тенденцию сосредотачиваться в руках одного или нескольких лиц, но не распределяется равномерно среди всех участников группы. Это проявляется наиболее отчетливо, когда с течением времени группа стабилизируется во внешней среде. Ю.Н. Емельянов отмечает, что история концентрации лидерства в каждой группе протекает по-разному [4]. Исследователи намечают здесь лишь некоторые отправные точки и основные события роста и функционирования группы, а также те значимые характеристики ее членов, которые способствуют концентрации лидерства и обусловливают отличительные черты этого процесса.

Характеристики лидера и тип его деятельности отражают цели и нормы группы, а также личность лидера.

Исследования, проведенные Халпином и Вайнером (Halpin & Winer) [4], показали, что индивидуальные различия в деятельности лидеров могут быть определены путем введения двух относительно независимых параметров, характеризующих образ действий лидеров:

1) как осуществляется мотивация деятельности членов группы, поддержание внутригруппового равновесия и достигается удовлетворенность;

2) как намечаются пути и средства для достижения групповых целей и реализуется координация деятельности членов группы.

В сфере каждого из этих параметров лидеры ведут себя по-разному.

Лидер, ориентированный на достижение согласия, мотивирует деятельность членов группы, проявляя к ним внимание, отмечая хорошую работу, подчеркивая важность гармонии внутригрупповых отношений; он остается доступным, учитывает предложения, исходящие от членов группы и привлекает их к участию в планировании и определении задач группы.

Лидер директивного типа наказывает членов группы за плохую работу, безразличен к эмоциональному самочувствию членов группы, действует без совещаний, не объясняя своих решений и отвергая мнения рядовых участников группы.

Второй параметр тактики действий лидера особенно важен в тех случаях, когда группа сталкивается с какой-либо сложной проблемой. Общая характеристика действий лидера связана с такими первичными функциями, как администрирование, планирование, контроль исполнения.

Лидер коллегиального типа поведения согласует новые идеи с членами группы, стремясь при этом удостовериться, что он правильно понят, по возможности стандартизирует этапы работы, упрощая выполнение заданий.

Таким образом, лидер, обладая определенным влиянием, должен мотивировать деятельность членов группы, обеспечивать внутригрупповое равновесие и удовлетворенность, и в то же время направлять и координировать усилия группы для достижения стоящих перед ней задач.

Лидер должен восприниматься как «подобный большинству из нас». Ему мало быть настоящим членом группы, он должен восприниматься как в особой степени воплощающий в себе нормы и ценности, имеющие наибольшее значение для группы. До какой степени лидеры устоявшихся групп могут изменять принятые в них нормы и ценности? Одни концепции предполагают, что он может навязывать свои желания группе, прибегая к власти, свойственной его положению (статусу). Однако есть и другие взгляды, согласно которым группа всегда сильнее лидера и поэтому он вынужден принять нормы, принятые в группе. В целом вопрос о влиянии лидера на групповые процессы очень интересен и важен, но пока еще не полностью выяснен. Возможно, для того чтобы оставаться лидером, он должен принимать (или делать вид, что принимает) традиции, нормы и цели группы и помогать группе в достижении целей [4].

Лидер должен восприниматься и как «лучший из нас». Принять основные нормы и ценности группы еще недостаточно, чтобы стать лидером. Нужно быть не только как «большинство из нас», но и, как это ни парадоксально, «лучшим из нас», поскольку лишь представляясь выдающейся личностью, он может служить примером для группы. Быть «лучшим» необходимо также для того, чтобы осуществлять эффективное управление и координацию работы группы. Если лидер не является экспертом относительно задач группы, то эти задачи или не будут выполнены, или будут выполнены крайне посредственно [4; 5].

Большинство отечественных исследований лидерства осуществляется в рамках близких системной модели, хотя к ней добавляется нечто новое, продиктованное общими предпосылками исследования динамических процессов в группе: феномен лидерства в малых группах рассмотрен в контексте совместной групповой деятельности, т.е. во главу угла ставятся не просто «ситуации», но конкретные задачи групповой деятельности, в которых определенные члены группы могут продемонстрировать свою способность организовать группу для решения этих задач. Отличие лидера от других членов группы проявляется при этом не в наличии у него особых черт, а в наличии более высокого уровня влияния. При таком подходе лидерство интерпретируется как функция группы, и изучать его следует поэтому с точки зрения целей и задач группы, при этом обязательно должна учитываться и структура личности лидеров. Рекомендуют учитывать и другие переменные, относящиеся к жизни группы, например длительность ее существования [4].

Многие исследователи также отмечают, что на лидера значительное воздействие оказывает социально-психологический контекст, в котором он находится. Так, Р.Л. Кричевский указывает, что невозможно адекватно изучать личность, объяснять своеобразие сложнейших ее жизненных проявлений вне содержательного раскрытия того социального и психологического контекста, в котором она живет и развивается [5; 2]. Данное обстоятельство позволяет поставить вопрос о связи лидерства в группе не только с внутри и межгрупповыми процессами, но и с характером взаимоотношений малой группы и ее ближайшего социального окружения – «социальной системой» [7; 9], элементом которой является малая группа.

Существенное место в данном процессе занимает мотивационно-ценностная включенность малой учебной группы в социальную систему, понимаемая как «динамическое социально-психологическое состояние малой группы, выступающее основой ее взаимоотношений с социальной средой (социальной системой), являющееся элементом среды и показателем ″меры участия″ малой группы в этом процессе» [3].

Как социально-психологический феномен мотивационно-ценностная включенность малой группы представляет собой структуру, включающую следующие компоненты:

- мотивационный (отражает характер мотивированности группы на ее взаимодействие с социальной системой, элементом которой является группа);

- ценностный (выявляет ценностно-ориентационную общность малой группы с социальной системой, элементом которой она является);

- установочный (характеризующий особенности социальной установки малой группы на взаимодействие с социальной системой, элементом которой является группа);

- интерактивный (отражает умение и способность группы эффективно взаимодействовать с социальной системой, элементом которой она является) [3].

Мотивационный, ценностный и установочный компоненты структуры мотивационно-ценностной включенности группы, как элементы группового сознания, характеризуют направленность активности группы как направленность на ее взаимодействие с социальной системой. Интерактивный компонент структуры мотивационно-ценностной включенности характеризует поведение группового субъекта в процессе его взаимодействия с социальной системой. Индивидуальная выраженность каждого компонента характеризует «форму мотивационно-ценностной включенности» малой группы.

Представляется, что установленные компоненты и формы мотивационно-ценностной включенности учебной группы связаны с позицией лидерства в группе, с его типологией, возможным изменением и обогащением.

Таким образом, мы считаем, что перспективным и продуктивным может выступать исследование, раскрывающее многообразие влияния личности лидера учебной группы на формирование различных форм мотивационно-ценностной включенности учебной группы. Кроме того, такое исследование позволит проанализировать характер воздействия лидерства в учебной группе на отношение группы к целям и ценностям социальной системы, на оценку группы со стороны социальной системы, на формирование имеющегося у малой группы опыта для осуществления ее взаимодействия с социальной системой.

Литература

1. Аль Гафри Салех Обайд Саид. Роль лидерства в функционировании учебной группы как субъекта совместной деятельности: дис. … канд. психол. наук. – Курск, 2010.

2. Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства. – СПб.: Питер, 2008. – 128 с.

3. Елизаров С.Г. Мотивационно-ценностная включенность малой группы в социальную систему (систему групп) различных типов (на материале исследования молодежных учебных групп): дисс. … д-ра психол. наук. – Курск, 2010.

4. Емельянов Ю.Н. Руководство коллективом как проблема социальной психологии. М.,1971.

5. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. – М., 1991. – 207 с.

6. Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Лидерство как структурный феномен. – М., Аспект Пресс, 1999.

7. Сушков И.Р. Психология взаимоотношений групп в социальной системе. Дис. … канд. психол. наук. – Москва, 2002.

8. Уманский Л.И., Френкель И.А., Чернышев А.С. и др. К проблеме лидерства и его экспериментального изучения в контактных группах школьников и студентов // Вопросы психологии коллектива школьников и студентов. – Курск: 1972.

9. Чернышев А.С., Ю. Л. Лобков, С. В. Сарычев, В. И. Скурятин. Социально одаренные дети: путь к лидерству (экспериментальный подход). – 2-е изд., испр. и доп. – Воронеж: Кварта, 2007. –210 с.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...