Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика подходов к пониманию права

Вопрос о понятии права имеет основополагающее значение. В прямой зависимости от его решения понимаются и трактуются все другие правовые явления – норма права, форма (источники) права, правовое сознание, законность и правопорядок, реализация права, правоотношение и т.д. Только на основе правильного и четкого представления о том, что есть «право», можно определить перспективы развития и пути повышения эффективности не только юридической науки, но и практики правотворчества, применения и толкования права, обеспечения законности и правопорядка, создания цивилизованного гражданского общества и правового государства.

В среде ученых-юристов отсутствует однозначное и общепринятое понимание права. Многообразие научных представлений о праве отражается в типах (подходах) правопонимания. В настоящее время можно выделить несколько подходов к пониманию права: нормативный (позитивизм), естественно-правовой, социологический, психологический.

Нормативный подход к пониманию права (позитивизм). Подход основан на представлении о праве как системе норм, изданных или санкционированных государственной властью. Следует различать узконормативный подход кон. XIX - нач. XX, представленный «чистым» учением о праве Г. Кельзена и современное нормативное понимание права, которое было разработано и нашло отражение в трудах советских и российских ученых. Таких, как М.М. Агарков, М.И. Байтин, В.К. Бабаев, В.М. Баранов, С.Н. Братусь, М.С. Строгович.

С позиции «чистого» учение о праве Г. Кельзена, право – это юридические нормы. Их обязательность обусловлена авторитетом государства. Правовые нормы рассматривались в отрыве от экономики, политики, социальной структуры общества. Развитие и совершенствование правовых норм обусловлено не объективными общественными отношениями, а формальным установлениям государственной власти либо возвышающейся над обществом «суверенной, главной» норме, определяющей иерархическую пирамиду, согласно которой каждая норма черпает свою юридическую силу, в норме занимающей более высокую по сравнению с ней ступень пирамиды. Характерной чертой подхода является категорическое отрицание естественного права. Никакого иного права, кроме того, что исходит от государства, не существует.

Особенностью современного нормативного подхода является:

1) понимание права, как системы юридических норм, выражающих государственную волю, которая обусловлена реальными общественными отношениями и представляет своего рода компромисс экономических, политических, культурных и прочих интересов различных социальных групп;

2) частичное признание теории естественного права. Например: Конституция Российской Федерации (ч. 2 ст. 17): «…основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения»; в ст. 18, что «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием»; в ч. 1 и 2 ст. 55, что «перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод, не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина», «в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина».

Естественно-правовой подход к пониманию права. Идеи естественного права возникли еще в Древней Греции и Риме и связаны с именами Сократа, Аристотеля, Цицерона. Расцвет же теории естественного права происходит в XVII-XVIII веках, благодаря трудам таких мыслителей, как Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Г. Гроций, Б. Спиноза.

Естественно-правовой подход исходит из того, что наряду с позитивным правом (т.е. юридические нормы, изданные государством) существует естественное право. В отличие от позитивного, естественное право проистекает их природы человека, всеобщих нравственных принципов. В этой связи естественное право всегда разумно, справедливо, существует во все времена и распространяется на все государства и народы.[5]

Естественные права человека не зависят от государства. Личность обладает ими с момента рождения, эти права нельзя отнять или ограничить. К числу естественных прав, как правило, относят: право на жизнь, свободу, достоинство, безопасность, частную собственность, восстание народа против тирана. Если позитивное право не соответствует требованиям естественного права, оно утрачивает свою обязательность.

Как справедливо отмечает, М.И. Байтин, само естественное право не является правом в юридическом смысле, а представляет собой мораль, правосознание, т.е. ближайшую и необходимую духовную предпосылку права.[6] Поэтому, в юридической практике к теории естественного права следует относиться крайне осторожно, поскольку в конкретную историческую эпоху в каждом обществе, в любой социальной группе и у любого индивида свои, специфические представления о морали, а следовательно и о естественном праве. И, в конечном счете, с позиции естественного права можно оправдать абсолютный произвол, беззаконие и анархию.

Социологический подход к пониманию права. Представители: Эрлих, С.Ф. Кечекьян, А.А. Пионтковский, Л.С. Явич.

Право рассматривается в действии. Юридические нормы – это всего лишь возможность определенного поведения. Как отмечает, Л.С. Явич, система общих юридических норм, предусматривающих правовые возможности, еще не есть право. Право – это процесс перехода правовой возможности в действительность. Каждая норма становиться правом лишь в единстве с реальными правами субъектов, закрепленными нормой.[7]

Правом юридические нормы становятся тогда, когда они реализуются и применяются. Под правом понимается либо совокупность правовых отношений, возникающих и существующих независимо от норм; либо сложившийся в социальной жизни «социальный порядок» или «правопорядок», а, в конечном счете, решения, принимаемые правительством, судами, а также другими государственными органами и должностным лицами.[8]

Психологический подход к пониманию права. Представители: Г.Ф. Кнапп, Г. Тард, Л.И. Петражицкий.

Данный подход предполагает выделение наряду с реально действующим позитивным правом, так называемого интуитивного права. Истоки интуитивного права коренятся в психике людей и складываются из того, что они переживают как право. Рядовые граждане, обыватели мало знакомы со сложной системой действующих в государстве юридических норм. Однако они постоянно вступают в правовые отношения, руководствуясь интуитивным правом. Таким образом, эмоции, чувства, оценки и представления людей о праве, возможном и должном поведении, обусловленные ежедневным юридическим опытом и есть настоящее право.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...