Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды (формы) правового регулирования

Исходя из средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование, можно выделить нормативное и индивидуальноеправовое регулирование.

Нормативноеправовое регулирование – это регулирование, осуществляемое нормами позитивного права. Оно носит первичный характер и является определяющим. Это обусловлено тем, что правовое регулирование общественных отношений по общему правилу начинается с выработки и установления правовых норм, которые определяют единый режим правового регулирования для общественных отношений определенного вида. В этой связи нормативное правовое регулирование, как и нормы права, является общим, поскольку распространяется не на единичные общественные отношения, а на все общественные отношения определенного вида.

Например: нормы главы 30 Гражданского кодекса РФ регламентируют правоотношения купли-продажи, устанавливают общие правила, права и обязанности субъектов правоотношений. Большинство правоотношений такого вида осуществляются в соответствии с указанными правилами. Вместе с тем ГК РФ предоставляют субъектам правоотношений возможность самим урегулировать отдельные аспекты отношений путем заключения договора. Здесь уже будет иметь место индивидуальное правовое регулирование

Индивидуальное (казуальное) правовое регулирование – это регулирование, которое осуществляется индивидуальными правовыми средствами: индивидуальными правовые договоры (гражданские, трудовые и т.д.), актами применения права и некоторые другие правовые средства. В отличие от нормативного индивидуальное правовое регулирование не носит общего характера, поскольку связано с упорядочением единичных конкретных общественных отношений. В этой связи индивидуальное правовое регулирование иногда называют казуальнымправовым регулированием (от слова «казус» – случай). Индивидуальное правовое регулирование следует за нормативным и дополняет его, конкретизируя предписания правовых норм применительно к отдельным, единичным случаям. В случае наличия пробела в праве (отсутствует нормативное регулирование данных правоотношений отдельный случай может быть урегулирован индивидуальными правовыми средствами (актом применения права). Здесь при отсутствии прямого нормативного регулирования соответствующих общественных отношений определяющую роль будет играть индивидуальное правовое регулирование.

Например: норма ч. 1 ст. 459 ГК РФ гласит: «Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю». Формулировка данной нормы устанавливает возможность для субъектов установить в договоре иные правила перехода риска гибели или повреждения имущества, если он будет заключен, то будет иметь место индивидуальное правовое регулирование.

Индивидуальное правовое регулирование, поскольку оно может осуществляться разными правовыми средствами, имеет такие основные разновидности, как координационноеи субординационноеправовое регулирование. В научной литературе также используются также наименования автономное (координационное) и гетерономное (субординационное)[79]. Координационноеправовое регулирование осуществляется самими участниками общественных отношений без какого-нибудь вмешательства государственных либо иных компетентных органов. Участники конкретных общественных отношений сами упорядочивают свои отношения путем заключения индивидуальных договоров или совершения иных правомерных действий (например, использования права). Такой вид индивидуального правового регулирования часто называют саморегулированием. Вышеприведенный пример характеризует координационное правовое регулирование.

Субординационноеправовое регулирование, в отличие от координационного, осуществляется уже не самими участниками общественных отношений, а государственными или иными компетентными органами. В отдельных случаях участники конкретных общественных отношений не могут самостоятельно урегулировать свои отношения доступными им правовыми средствами, и вынуждены обращаться за помощью к компетентным государственным или негосударственным органам. Последние, применяя соответствующие нормы позитивного права, помогают урегулировать данные общественные отношения (назначить пенсию, отвести земельный участок, взыскать долг и т.д.). В других случаях компетентные органы сами, по своей инициативе применяют нормы права, упорядочивая тем самым определенные конкретные отношения (например, в случаях совершения преступлений и некоторых иных правонарушений).

Например: студент высшего учебного заведения отлично учится и занимается научной деятельностью. За его активное правомерное поведение его необходимо поощрить, однако для этого необходимо принятие компетентным должностным лицом соответствующего решения о премировании.

Индивидуальное правовое регулирование осуществляется при помощи индивидуальных правовых актов. Данные акты обладают следующими признаками[80]:

- направлены на регулирование конкретных ситуаций, требующих юридического разрешения;

- устанавливают, изменяют и прекращают юридические права и обязанности участников общественных отношений в индивидуальном порядке;

- адресованы персонально определенным субъектам;

- правовые веления получают в них объективированное выражение;

- органически дополняют нормативно-правовые акты;

- являются самостоятельным элементом в механизме правового регулирования.

Таким образом, индивидуальные правовые акты представляют собой правовые документы, направленные на установление, изменение или прекращение юридических права и обязанностей субъектов правоотношений в индивидуальной порядке путем конкретизации и индивидуализации предписаний правовых норм, обеспеченные силой государственного принуждения.

Индивидуальные правовые акты весьма разнообразны, вследствие чего в научной литературе предпринимаются попытки их классифицировать. Так, например, С.С. Алексеев непосредственно индивидуальные правовые акты по месту их в механизме правового регулирования подразделяет на следующие виды:

а) индивидуальные акты-регламентаторы, при помощи которых на основе юридических норм достигается индивидуальная регламентация общественных отношений (плановые акты, договоры и т.п.);

б) правообеспечительные акты, при помощи которых обеспечивается реализация субъективных юридических права и обязанностей на основе властной, принудительной деятельности органов государства (акты юрисдикционные органов, акты исполнительных органов и др.);

в) акты соблюдения и использования (исполнения) юридических норм, при помощи которых выражается фактическая реализация субъективных юридических права и обязанностей, их фактическое воплощение в реальных жизненных отношениях.[81]

Деление правового регулирования на нормативное и индивидуальное является основным, но не единственным. Правовое регулирование можно подразделять на виды также в зависимости от субъектов, осуществляющих правовое регулирование: собственно государственное и негосударственноеправовое регулирование.

Собственно государственное правовое регулирование – это регулирование, которое осуществляют органы государства, государственные организации и государственные должностные лица. Данный вид правового регулирования является основным, определяющим, поскольку нормы позитивного права, с которых начинается правовое регулирование общественных отношений, устанавливаются преимущественно этой категорией субъектов. Кроме того, названные субъекты в основном и применяют правовые нормы.

Негосударственное правовое регулирование – это регулирование, которое осуществляется либо непосредственно народом, либо негосударственными органами и организациями, либо самими участниками общественных отношений. Народ может осуществлять правовое регулирование путем принятия нормативных правовых актов, что в условиях государственно организованного общества имеет, однако, не столь широкое распространение. Негосударственные органы и организации могут осуществлять правовое регулирование тех или иных общественных отношений путем принятия как нормативных правовых актов, так и актов применения права. Сами участники общественных отношений могут осуществлять правовое регулирование путем упорядочения собственных отношений, например, с помощью индивидуальных правовых договоров.

В зависимости от степени централизованности следует различать централизованноеи децентрализованное правовое регулирование. Централизованноеправовое регулирование – это регулирование, которое осуществляется из единого центра в масштабах всей страны. Такое регулирование осуществляется центральными органами государственной власти преимущественно с помощью нормативных правовых актов (хотя не исключается использование и индивидуальных правовых актов – о переносе дней отдыха, о переходе на летнее время и др.). Основным достоинством данного вида правового регулирования является то, что оно вносит единообразие в регулирование общественных отношений на всей территории страны и позволяет с минимальными для государства затратами добиться в обществе того порядка, к которому государство стремится. Вместе с тем чрезмерная централизация приводит к зарегулированности общественных отношений, к мелочной опеке и ограничению свободы участников этих отношений.

Децентрализованноеправовое регулирование – это регулирование, которое осуществляется из разных центров и на разных уровнях. Оно может осуществляться субъектами федерации, местными органами государственной власти, органами местного самоуправления, администрацией учреждений, предприятий, организаций, трудовыми коллективами, самими участниками конкретных общественных отношений. В качестве средств правового регулирования здесь используются как нормативные, так и индивидуальные правовые акты. Децентрализованное правовое регулирование дает соответствующим субъектам возможность самостоятельно урегулировать те или иные общественные отношения с учетом интересов регионов, административно-территориальных образований, организаций, трудовых коллективов, отдельных граждан и т.д. Оно свидетельствует о демократизме государственного управления, степени самостоятельности и свободе участников общественных отношений. Вместе с тем децентрализованное должно централизованному правовому регулированию соответствовать и дополнять его.

Стадии правового регулирования

Правовое регулирование представляет собой длящийся во времени процесс, совокупность правовых действий входящих в его состав можно объединить в ряд стадий. Вместе с тем в юридической науке нет единого мнения относительно стадий правового регулирования. Можно выделить два подхода: широкий и узкий. При широком подходе в процесс правого регулирования включается стадия создания правовых норм, или правовое моделирование по определению А.В. Полякова.[82] При узком подходе правовое регулирование начинают уже со стадии действия правовых норм. Поскольку правовое регулирование невозможно без основного средства – нормы права, вполне логично включить в данный процесс в качестве самостоятельной стадии создание правовой регламентации.

Схема 4.

Стадии правового регулирования

1. Стадия правовой регламентации общественных отношений (правового моделирования).На этой стадии осуществляется разработка и установление норм права. По своему характеру она является подготовительной, поскольку здесь правового регулирования как такового, т.е. реального, фактического воздействия права на общественные отношения, еще не существует. Однако разработка и установление правовых норм играют в процессе правового регулирования роль организующего начала, без которого правовое регулирование общественных отношений вообще начаться не сможет. По мнению А.В. Полякова правовая регламентация общественных отношений может быть связана не только с созданием правовых норм (правотворчеством), но и предполагает более широкий смысл: создание правовых моделей могут осуществлять индивидуальные субъекты (физическими лицами), так и коллективные (юридические лица, различные социальные и государственные структуры).

2. Стадия общего действия норм права. На этой стадии правовое регулирование носит самый общий характер и выражается в упорядочении не конкретных (единичных) общественных отношений, а тех или иных их видов. Нормы права, являясь правилами поведения общего характера, рассчитаны не на единичные отношения, а на неопределенное множество типичных отношений. Поэтому вступив в силу, они распространяют свое действие, прежде всего, на соответствующие виды общественных отношений, подчиняя их единому общему порядку. Общее действие норм права – это по сути своей нормативный уровень правового регулирования, на котором происходит упорядочение тех или иных видов общественных отношений. Однако правовое регулирование не сводится к упорядочению только видов общественных отношений. В процессе правового регулирования осуществляется упорядочение также конкретных, единичных общественных отношений. Поэтому всякий раз, когда осуществляется упорядочение конкретных общественных отношений, происходит переход с нормативного уровня правового регулирования на его индивидуальный уровень. Этот переход связан, как правило, с вступлением правового регулирования в стадию возникновения субъективных прав и обязанностей.

3. Стадия возникновения субъективных прав и обязанностейхарактеризуется возникновением у конкретных субъектов, участников конкретных общественных отношений, конкретных юридических прав и обязанностей, которые в юриспруденции принято называть субъективными. Юридические права и обязанности, закрепленные в нормах права, при наличии обстоятельств, предусмотренных этими же нормами (гипотезами этих норм) и именуемых юридическими фактами, становятся субъективными правами и обязанностями, поскольку начинают принадлежать конкретным субъектам-участникам конкретных общественных отношений. В связи с эти данные общественные отношения складываются как правоотношения.

4. Стадия реализации субъективных прав и обязанностей. Реализация субъективных прав и обязанностей получает свое выражение в поведении участников конкретных правоотношений. Реализуя свои субъективные права, участники конкретных правоотношений совершают дозволенные нормами права действия, а реализуя свои обязанности, либо совершают предписанные нормами права действия, либо воздерживаются от запрещенных нормами права действий. По общему правилу этой стадией и заканчивается правовое регулирование. Однако в некоторых случаях требуется дополнительная стадия – применение права.

5. Стадия применения права.Под применением права принято понимать деятельность государственных и негосударственных органов и организаций, связанную с конкретизацией (индивидуализацией) предписаний правовых норм для субъектов конкретных отношений. Итогом такой деятельности является акт применения права – властное решение компетентного органа, содержащие индивидуализированные для конкретных субъектов правила поведения.

Необходимость в стадии применения права возникает в двух случаях: во-первых, когда субъективные права и обязанности, а, следовательно, и конкретные правоотношения, не могут возникнуть без правоприменительной деятельности и, во-вторых, когда необходимо обеспечить реализацию субъективных прав и обязанностей при помощи мер государственного принуждения. В первом случае стадия применения права вклинивается между первой и второй основными стадиями процесса правового регулирования, во втором – между второй и третьей. Поскольку процесс правового регулирования конкретных общественных отношений проходит стадию применения права не всегда, эта стадия и считается дополнительной или факультативной.

Рассмотрим процесс правового регулирования на простом примере: вы решили приобрести персональный компьютер в специализированном магазине. Отношения купли-продажи в Российской Федерации регламентирует глава Гражданского кодекса РФ. Данный документ действует с …. года (стадия общего действия правовой нормы). Вы пришли в магазин, выбрали подходящий товар, цена вполне доступна, и вы решились его приобрести (стадия возникновения юридических прав и обязанностей). Продавец обязан предоставить вам товар надлежащего качества, сопутствующую документацию; вы обязаны оплатить товар (стадия реализации прав и обязанностей). На этом по общему правилу правовое регулирование данных правоотношений прекращается. Вы забираете покупку домой и с удовольствием пользуетесь. Однако может сложиться ситуация, при которой обнаружатся недостатки в само товаре, но магазин откажется вернуть деньги или обменять. Для защиты своих прав вы можете обратиться в судебные органы (стадия применения права).

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...