Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика дополнительных источников права

К таким формам права можно отнести правовые доктрины, правосознание, основные начала (принципы) российского частного права, не закрепленные в законодательстве, но вытекающие из общего смысла действующего права, судебную практику, религиозное право (для светских государств), модельное законодательство и т.д. Перечень неофициальных источников права не исчерпывающий, т.к. в науке однозначного мнения по данному поводу нет.

Нетрадиционные источники права - это не просто дополнение к системе основных форм права, а качественно своеобразная система нормативных регуляторов, обусловленных своеобразием национально-исторических и культурных традиций общественной жизни России, порожденных глубинными потребностями развития частных и корпоративных интересов, автономности и демократизма формируемого гражданского общества. Именно в этой сфере нетрадиционные источники права оказываются наиболее востребованными.[153]

Правовая доктрина. Доктрина - «учение, научная или философская теория, руководящий теоретический принцип», «совокупность признанных научных или официальных взглядов на цели, задачи, принципы или основные и направления обеспечения чего-либо».[154] Идеи и доктрины при определенных условиях могут приобретать статус формы права, а источником права они является по своей природе. По общему правилу правовая доктрина не признается основной формой российского права, а значит, не имеет юридической силы.

В отличие от политических, экономических и иных доктрин, правовая доктрина распространяется только на юридическую сферу. Правовая доктрина является плодом творческих усилий не одного поколения ученых-юристов: научного поиска, исследовательской работы, компромисса между различными взглядами на сущность правых явлений.

Роль доктрины как источника права, проявляется в том, что именно она создает словарь юридических понятий, которыми пользуется законодатель, содержит закономерности, с помощью которых законодатель «находит право» и толкует его. В этих процессах доктрина оказывает влияние, прежде всего, на самого законодателя, на его сознание и волю.[155]

Правовая доктрина является основным средством правовой политики государства. Как отмечает А.В. Малько, доктринальная форма правовой политики, преимущественно воплощается в проектах правовых актов, в научном прогнозировании развития юридических ситуаций.[156] Именно юридической наукой разрабатываются идеология права как социального института, его цели, функции, принципы, дух и смысл. Юридические воззрения и концепции значимы для формирования модели правового регулирования, для совершенствования законодательства, для правореализационного процесса.[157]

Доктрина как форма права характерна для современной англо-американской правовой семьи. Это труды выдающихся ученых, государствоведов, которые используются в случае обнаружения пробелов в праве (У. Блэкстона, Дж. Мэдисона, Т. Джеферсона и др.). Судьи нередко обосновывают свои прецедентные решения ссылками на труды английских или американских ученых. Однако при этом следует иметь ввиду, что начиная с конца XIX – начала XX века все большее значение в правовых системах англоязычных стран стали приобретать не столько мнения отдельных юристов, сколько цельные систематизированные доктрины, сложившиеся в результате многолетней академической и практической деятельности теоретиков права. В Великобритании, Канаде и Австралии, например, это доктрины верховенства парламента.

Мусульманское право вообще основано на принципе авторитета. В связи с этим заключения древних юристов, знатоков ислама, имеют официальное юридическое значение. Обширные своды правил общеобязательного поведения, почерпнутые из трудов видных юристов, известны индусскому праву.

В современном российском праве сложилась тенденция к созданию документов программного концептуального характера – посланий, концепций, стратегий, доктрин и т.п. Однако действующим законодательством юридическая сила данных актов не определена. По сути, они представляют собой доктринальные источники, на базе которых должны разрабатываться нормативные правовые акты. Многие из них не публикуются, официально не обнародуются и являются документами для внутреннего, служебного пользования. Показательным примером положительного опыта реализации доктрины может стать «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации», утвержденная Президентом РФ 9 сентября 2000 года. Во вводной части этого документа указано, что «доктрина информационной безопасности РФ представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности России», и что «настоящая доктрина служит основой для: формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности; подготовки предложений по совершенствованию правового … обеспечения информационной безопасности».[158]

Правосознание. Правосознание определяется как совокупность взглядов, идей, представлений, а также чувств, эмоций, переживаний, выражающих отношение людей к действующему праву и правовым явлениям (правовую идеологию и правовую психологию).[159]

Правосознание служит правовой основой, позволяющей ориентировать и направлять человека в интересах обеспечения правопорядка и законности: «Право только тогда осуществит свое назначение, когда правосознание примет его, наполнится его содержанием и позволит новому знанию влиять на жизнь души, определять ее решения и направлять поведение человека».[160]

И.Ф. Покровский писал, что правосознание представляет собой средство активного регулирования поведения людей в обществе, выступающее как идейный источник норм права и как орудие идеологического и психологического воздействия на сознание отдельных людей.[161]

Правосознание носит оценочно-волевой характер. По мнению А.Б. Венгерова, правосознание - это канал воздействия права (через мотивацию, эмоции и сознание) на поведение людей, на формирование общественных отношений. Это оценка права, существующая в обществе, которая выражает критику действующего права, а также определяет, что считать правомерным, а что - неправомерным.[162] Правосознание обеспечивает восприятие (познание) индивидом правовой реальности, ее ценностную оценку и регуляцию поведения в соответствии с полученными знаниями и сформировавшимися представлениями.

Таким образом, ученые фактически единодушны в том, что правосознание - это знание о праве, оценка действующего права и мысли, и это не только результат отражения объекта, но и средство воздействия на объект.

Правосознание исполняет роль важнейшего критерия в правоприменении, поскольку ориентирует субъектов права в конкретных социально-правовых ситуациях. Определение содержания оценочного понятия осуществляется правовым сознанием на основе субъективно-ценностных оснований, взятых в конкретной правоприменительной ситуации. Получив информацию об оценочном понятии, содержащемся в правовой норме, субъект применения оценивает, сопоставляет его с собственными установками и ценностями. Под установкой понимается сформированная на основе опыта предрасположенность оценивать какой-либо объект определенным образом и готовность действовать в отношении его в соответствии с этой оценкой. Ценностные ориентации являются функциональным выражением убеждений при их объективации в реальном поведении и смыслообразующим элементом правосознания. Роль ценностей определяется тем, что они служат основой в принятии решений и критерием того, к чему следует стремиться и чего следует избегать. Ценности - это оценка какого-либо объекта в терминах «хорошо», «плохо», представление о том, что желательно и необходимо.[163]

Поведенческие компоненты правосознания личности являются необходимыми субъективными звеньями процесса формирования субъективных прав и юридических обязанностей, служат как бы посредниками между нормой права и поведением субъектов в стадии ее действия. В.Н. Кудрявцев по этому поводу отмечает: «Поведение личности определяется не самими правовыми нормами и содержащимися в них предписаниями, а представлениями об этих нормах и предписаниях, то есть правосознанием личности».[164]

Следует отметить, что правосознание признавалось в качестве основного источника права в социалистическом праве. Например, фактически после Октябрьской революции 1917г. в качестве источника права стало применяться «революционное правосознание трудящихся». Это понятие означало, что государственным органам следует действовать с опорой не на нормы старого буржуазного права, а на принцип «революционной целесообразности». Суть его состояла в том, что должностные лица могли поступать так, как им подсказывала «революционная совесть», как они считали полезным для революции. Поэтому революционная законность определялась не законами, не строгим проведением в жизнь всех декретов и постановлений законодательной власти, а «революционным чутьем» отдельных лиц[165].

Таким образом, правосознание, не являясь напрямую формой права, вместе с тем, косвенно воздействует как на поведение субъектов права, определяя правомерный или неправомерный характер их поведения, так и на сознание субъектов правотворчества, обусловливая содержание создаваемых ими норм права и методов правового регулирования

Судебная практика. В современной юридической науке нет единого понимания судебной практики: ее отождествляют то с понятием прецедента, то с постановлениями Пленумов высших судов, то с любым судебным решением вообще.

В науке принято рассматривать данное понятие в двух плоскостях. В широком смысле судебная практика – синоним судебной деятельности. В узком значении, по мнению С.В. Боботова, судебная практика – это «выработанные в ходе судебной деятельности правовые положения, определения – дефиниции, правила, указания, которые обладают определенной степенью обобщенностью, общепризнанностью и обязательностью».[166]

Иной подход к судебной практике в узком смысле предлагает С.С. Алексеев. По его мнению, судебная практика – это «опыт применения юридических норм к конкретным жизненным случаям», который выходит за рамки простого применения права.[167]

В научной литературе встречается и интегрированный подход к понятию судебной практики как к единству судебной деятельности по осуществлению правосудия и итога (опыта) этой деятельности.[168] В данном случае, судебная практика рассматривается в двух основных формах:

- первичная, объективированная в форме судебных решений по конкретным делам, вступивших в законную силу;

- вторичная, являющаяся итогом рассмотрения Пленумами или Президиумами высших судов вопросов по применению закона, и выраженная в документах (постановлениях, обзорах и др.), ориентирующих суды на правильное и единообразное применение закона.[169] Подобную форму судебной практики принято именовать в науке судебной доктриной.[170]

Судебная доктрина – это совокупность прецедентных подходов к решению правовых ситуаций, позволяющих комплексно оценить деятельность субъекта правоотношений, выявить фактическое и волевое содержание его действий как субъекта отношений, структурированного отношениями правовыми.[171] Судебная доктрина в наши дни составляет очень важный и весьма жизненный источник права. Ее роль проявляется в том, что в рамках доктрины формируются дефиниции, которые потом использует законодатель. Важна роль доктрины в установлении приемов и методов толкования законов. Кроме того, доктрина влияет на законодателя, который часто лишь выражает те тенденции, которые устанавливает доктрина.[172]

В качестве формы права можно рассматривать судебную практику, выраженную в документах (постановлениях, обзорах и др.), ориентирующих суды на правильное и единообразное применение закона и составляющую судебные правоположения.

Судебные правоположения, рассматриваемые как дополнительная форма права, основываются на решениях судов по конкретным делам, на различных научных концепциях, на нормах отраслевого законодательства, правовых позициях высших судов. Они оказывают влияние как на процесс правоприменения, так и на формирование правосознания субъектов правоотношений.

При анализе понятия судебной практики как формы права исследователи основное внимание обращают на его сравнение с понятием судебного прецедента. Следует отметить, что понятие «судебный прецедент» не идентично понятию «судебной практики». В термин «судебная практика» в юридической литературе по теории права и отдельным отраслевым дисциплинам вкладывается различное содержание, обязательно связанное с правоприменительной функцией суда, а «судебный прецедент» признается основной формой судебного правотворчества.[173] Судебный прецедент предполагает создание новой нормы права, а судебная практика - конкретизацию уже существующих норм. Кроме того, исходя из функций и роли судебного прецедента в англо-американской правовой семье, исследователи классифицируют его как основной источник права.[174]

Признавая судебную практику специфической формой судебного правотворчества – правоустановительной деятельностью, исследователи выделяют существенные признаки, отличающие ее от парламентского правотворчества:

- судебное правотворчество (правоустановление) всегда есть «побочный продукт правосудия», оно не самостоятельно в том смысле, что привязано к основной функции судебной власти - осуществлению правосудия;[175]

- оно осуществляется в рамках закона и на основе закона, исходящего от высшей законодательной власти страны, т.е. на основе «имеющихся норм и принципов, а не на основе своей субъективной воли (что характерно для прецедента);[176]

- правотворчество суда в значительной мере связано с толкованием (конкретизацией) права и восполнением пробелов в праве.[177]

Акты судебной власти имеют статус вторичных форм права, т.к. их содержание является интерпретацией первичного источника. Первичные источники права – это правовые тексты, в которых формулируются нормы, официально признаваемые нормами действующего права. Вторичными источниками права являются производные от первичных официальные тексты, в которых интерпретируется содержание первичных источников права, уточняется смысл первичных правоположений и, таким образом, формулируются вторичные правоположения (вторичные нормы).[178]

Вторичные правовые тексты воздействуют на поведение субъектов права, во всяком случае, не меньше, чем первичные. De facto они нередко формулируют новые правоположения – вторичные нормы, которые не очевидны при простом прочтении первичного текста, и возможность которых не вытекает однозначно из первичного содержания. Вторичный источник права – интерпретация первичных норм права – реально действует, порождает правовые последствия, и для того, чтобы признать эту интерпретацию неправомерной и недействительной, нужно официально объявить ее противоречащей первичному источнику права, например, пересмотреть нормативно-правовую позицию Конституционного Суда.

Таким образом, акты судебного правотворчества (правоустановления) – это вторичные (дополнительные) формы права, правовые тексты, которые являются результатом официальной интерпретации первичных правовых норм и которые de fakto формулируют правоположения, однозначно не вытекающие из содержания первичных форм права.

Исходя из оценки значимости судебной практики для развития российской национальной правовой системы, можно утверждать, что суды являются полноправным субъектом правотворческой деятельности, т.к. в перспективе судебные решения могут инициировать процедуру внесения изменений в действующее законодательство. Кроме этого, судебные органы в силу своей основной правоприменительной деятельности имеют информацию о пробелах в праве. Они обладают квалифицированным аппаратом, способным к подготовке качественных законопроектов, а высшие судебные органы обладают правом законодательной инициативы. В общем виде судебные акты оказывают существенное влияние на применение законодательства.[179]

Судья (а не законодатель) – первый, кто узнает об объективно существующих в обществе правовых конфликтах, и уже потом, после того, как начинается складываться судебная практика по какому-либо вопросу, законодатель может обратить внимание на предмет возникшего правового конфликта и воспользоваться уже найденным судом правилом, отсутствие или противоречие в котором и породило такой конфликт[180].

Таким образом, краткий анализ существующих в российской юридической науке подходов к понятию и роли судебной практики в системе источников российского права, позволяет сделать ряд выводов:

- судебная практика в различных ее проявлениях является материальным источником современного российского права и активно используется в процессе законотворчества;

- в качестве дополнительной (доктринальной) формы российского права следует рассматривать не все проявления судебной практики, а только правоположения, выработанные высшими судами и нашедшие свое формальное выражение в официальных актах – постановлениях, обзорах и др.[181]

Религиозное право. Религиозное право - одна из исторических форм права, в системе которого источником постулируется воля божества (Бога), выраженная в священных текстах или преданиях. Материальными источниками могут быть непосредственно тексты священных писаний (например, Коран), богословские доктрины, церковные акты, религиозно-правовые обычаи, а также государственные законодательные акты, закрепляющие и систематизирующие религиозно-правовые нормы.

Характерная особенность религиозного права - персональный, а не территориальный характер его юрисдикции: предписания религиозного права обычно распространяются только на представителей данной религиозной общины; иноверцы изъяты из-под их действия.

Наиболее развитые религиозно-правовые системы: еврейское право, индусское право, каноническое право, церковное право, мусульманское право.[182]

В современной России реализуется идентификационная модель светского государства,котораяхарактеризуется расширенным сотрудничеством государства с религиозными объединениями на основе партнерства государства и граждан в гарантиях, защите и реализации их прав на национально-культурную и религиозную идентичность, партнерства государства и религиозных объединений, представляющих традиционные религии, доминированием учета государством современной национально-культурной и религиозной идентичности граждан среди причин и оснований реализации государством расширенного сотрудничества с выделенными религиозными объединениями, реализацией в государственных и муниципальных образовательных учреждениях основанной на учете национально-культурной и религиозной идентичности граждан оптимизации между светским характером и культуросообразностью образования. Идентификационная модель наиболее подходит для многонациональных государств.[183]

Знание позиций религиозных объединений по наиболее важным вопросам жизни общества необходимо государству:

во-первых, для выстраивания наиболее эффективных отношений сотрудничества с ними;

во-вторых, такое знание позволяет учитывать позиции религиозных объединений в законотворческом процессе. Как известно, в последние два десятилетия религиозные объединения активно представлены в различных экспертных и совещательных сообществах в федеральных органах исполнительной и законодательной власти;

в-третьих, позиция религиозных объединений по вопросам прав и свобод человека способна оказывать существенное влияние на формирование правосознания верующих граждан.[184]

За последние годы все крупные религиозные объединения разработали и приняли социальные концепции, в которых была сформулирована и систематизирована их позиция по широкому кругу проблем, имеющих отношение к жизни общества и государства. Существенное место в этих документах отводится праву на свободу совести и вероисповедания (чаще всего свобода совести и свобода вероисповедания рассматриваются религиозными организациями как синонимы).

В 2008 г. Архиерейский собор Русской православной церкви в развитие основ ее социальной концепции принял принципиально важный документ по базовым вопросам прав человека «Основы учения Русской православной церкви о достоинстве, свободе и правах».

Полная поддержка конституционного права на свободу совести и вероисповедания выражена в Основных положениях социальной программы российских мусульман, разработанных в 2001 г. Советом муфтиев России.[185]

В 2002 - 2003 гг. свои позиции по актуальным проблемам общественной и государственной жизни формулируют протестантские организации. При этом они выработали общий консолидированный документ в виде «Социальной позиции протестантских церквей России».[186] Свое положительное отношение к свободе совести и вероисповедания заявили представители и других религиозных организаций.

Таким образом, анализ социальных концепций и вероучений крупнейших российских религиозных организаций позволяет сделать ряд выводов: 1) свобода совести и вероисповедания и равенство религиозных объединений перед законом являются приоритетным правом для большинства религиозных объединений в системе прав и свобод человека; 2) для них принципиально важно, чтобы государство гарантировало реализацию свободы вероисповедания и ее защиту; 3) все крупнейшие религиозные организации призывают своих последователей к толерантности и уважению к убеждениям представителей других религий и мировоззрений.

Факт приятия конституционного права на свободу совести и вероисповедания в его современном понимании, включения его в вероучения и социальные концепции почти всеми крупнейшими религиозными организациями страны свидетельствует об их уважении к Конституции России и возросшем доверии к государству. Такое положение представляется значительным достижением на пути формирования правовых, доверительных и уважительных отношений между государством и религиозными объединениями. Задача государства состоит в том, чтобы это доверие упрочить, реально гарантировать свободу совести и вероисповедания каждому и не снижать достигнутого конституционного уровня данной свободы.[187]

В современном российском праве можно говорить о косвенном влиянии норм религиозного права на формирование права светского. Реализуя провозглашенный в Конституции России принцип свободы вероисповедания, государство учитывает требования религиозных норм при издании нормативных правовых актов. Например, православное Рождество признано государственным праздником и объявлено выходным днем. В мусульманских республиках, соответственно, важнейшие религиозные праздники также являются выходными днями. Создание условий для отправления церковных обрядов в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы, в армии и т.д. – все это доказательства того, что религиозное право оказывает косвенное содержательное воздействие на нормы права светского. Поэтому полагаем, что религиозное право можно рассматривать в качестве дополнительного источника современного российского права.

Модельное законодательство. Модельный закон – рекомендательный законодательный акт, принимаемый законодательным институтом федеративного государства, государственного объединения или международной организацией в целях согласования нормативной ориентации субъектов законодательной деятельности членов соответствующего объединения.

Признаками модельных законов являются:

а) рекомендательный характер;

б) нормативно-консолидирующая роль в законотворчестве;

в) возможность законодательных органов самостоятельно определять степень восприятия модельных законов в своей законотворческой деятельности;

г) способность модельных законов служить правовым стандартом законотворчества для заинтересованных субъектов.

Исторически модельные (или примерные) законы возникли в США, где Национальная конференция уполномоченных легислатур штатов более столетия готовит такие акты, служащие рекомендуемым образцом для законодательных органов штатов. Таковы, напр., Модельный торговый кодекс (1952 г.), Примерный уголовный кодекс (1962 г.). В штатах постепенно воспринимаются эти кодексы, целиком или частично, с изменениями и дополнениями.

В России появление модельных законов связано с формированием в 1992 г. Межпарламентской Ассамблеи СНГ, когда потребовалось сохранить общие правовые связи государств - участников СНГ. Стали готовиться модельные законы и в рамках РФ ввиду резко возросшего объема законотворчества Федерации и ее субъектов. Разработку проектов модельных законов осуществляют научные юридические учреждения, группы юристов и специалистов.

Адресатом модельных законов является национальный законодательный орган, который вправе его использовать в любой форме. Возможно одобрение акта целиком как своего национально-государственного закона, частичное одобрение с внесением дополнений, изменений, использование как ориентира, как базы для будущей законодательной работы. Модельный закон может быть оставлен и без внимания.

С учетом реальной обстановки, объема и характера задач, признанных важными и подлежащими общему или согласованному регулированию, различаются виды модельных законов:

а) полнотекстовые законодательные акты;

б) законы, устанавливающие общие или согласованные принципы регулирования;

в) законы, регулирующие часть той сферы, где в последующем будут приняты конкретные национально-государственные законы;

г) законы, содержащие как примерные нормы, которые можно включать в готовом виде в текст конкретного закона, так и вариативные положения, дающие возможность выбора тех или иных правовых решений;

д) законы адресные, содержащие указание на соответствующие органы и иные субъекты права либо «безымянные», оставляющие законодательному органу возможность их использования с учетом особенностей региона или страны.

В РФ с помощью федеральных модельных законов консолидируются законодательные действия субъектов РФ, и повышается эффективность региональных законов. Модельные законы для субъектов РФ представляют собой образцы законодательных текстов, которые разрабатываются для них в инициативном порядке.[188]

Контрольные вопросы:

1. Понятие формы права.

2. Взаимосвязь сущности, содержания и формы права.

3. Соотношение категорий «форма права» и «источник права». Классификация форм права. Основные и дополнительные, доктринальные и недоктринальные формы права.

4. Правовой обычай как источник и форма права. Понятие правового обычая.

5. Функции правового обычая, его роль в современных правовых системах.

6. Способы санкционирования обычая.

7. Юридический прецедент как источник и форма права.

8. Понятие и виды юридических прецедентов.

9. Структура судебного прецедента.

10. Роль юридического прецедента в современных правовых системах.

11. Договор с нормативным содержанием как источник и форма права. Понятие и виды договоров с нормативным содержанием.

12. Требования, предъявляемые к договору с нормативным содержанием.

13. Роль договора с нормативным содержанием в системе международного права. Место договора с нормативным содержанием в системе источников внутригосударственного права.

14. Нормативный правовой акт как источник и форма права. Понятие нормативного правового акта.

15. Признаки нормативного правового акта.

16. Классификации нормативных правовых актов: по юридической силе, по пределам действия, по назначению и т.д.

17. Соотношение понятий нормативного правового акта и правового акта.

18. Закон: понятие и признаки. Виды законов.

19. Подзаконные акты, понятие, признаки, виды.

20. Акты органов местного самоуправления.

21. Локальные нормативные акты.

22. Доктринальные источники права: понятие и виды.

23. Правовая доктрина как источник права.

24. Судебная практика как источник права.

25. Модельное законодательство как источник права.

26. Система источников российского права.

 

Рекомендуемая дополнительная литература по теме:

1. Бошно С. В. Теория государства и права. М.: Эксмо, 2007. 400 с.

2. Бошно С.В. Доктринальные и другие нетрадиционные формы права // Журнал российского права. 2003. № 1. С.82-92.

3. Бошно С.В. Развитие признаков нормативного правового акта в современной правотворческой практике // Журнал российского права. 2004. № 2. С.95-106.

4. Быкова Л. А. Место и роль муниципальных правовых актов в системе источников российского права // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 11. С. 22-27.

5. Васечко А.А. Природа нормативного договора // История государства и права. 2008. № 2. С.11-14.

6. Гайворонская Я. В. Проблемы теории правовых актов // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2008. № 4. С. 218-230.

7. Источники российского права. Вопросы теории и истории: учебное пособие /отв. ред. М.Н. Марченко. М., 2005.

8. Калинин А.Ю. Обычай как источник публичного права в Российской Федерации // Человек: преступление и наказание. 2009. № 2. С. 68-71.

9. Кузьмин А. В., Пашкевич М. Ю. Правотворческая воля в структуре идеальных источников права // История государства и права. 2008. № 9. С. 2-3.

10. Кросс Р. Прецедент в английском праве. М., 1985.

11. Лаптев П.А. Международный договор Российской Федерации и Конституция Российской Федерации: проблема иерархии // Российская юстиция. 2009. № 2. С. 2-6.

12. Марченко М.Н. Источники права: учебное пособие. М., 2005.

13. Марченко М. Н. Судебный прецедент: разнообразие понятий и многообразие форм проявления // Журнал российского права. 2006. № 6. С. 96 – 107.

14. Мелькумов И. В. Общая характеристика признаков нормативного договора // «Черные дыры» в Российском законодательстве. 2007. № 6. С. 19-21.

15. Мишина Н.В. Правовая доктрина как источник права (на примере железнодорожного права) // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2008. № 4. С. 231-236.

16. Мкртумян А.Ю. Понятие судебного прецедента в современной теории права // Российская юстиция. 2009. № 11. С. 11-13.

17. Некрасов М.А. Понятие и основные черты правового обычая // Человек: преступление и наказание. 2008. № 3. С. 190-193.

18. Петров К.В. Нетипичные источники российского права. // Российский юридический журнал. 2009. № 1.

19. Рудковский В.А. Теоретические проблемы источников права // Философия права. 2005. № 3. С. 21-27.

20. Тихомиров Ю.А. Действие закона. М., 1992.

21. Талянина И.А. К общетеоретической модели источников современного российского права // Государственная власть и местное самоуправление. 2003. № 5. С.6-7.

22. Улюкина И.Н. Виды нормативно-правовых актов органов местного самоуправления (краткий анализ) // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2008. № 2. С.68-70.

23. Фомина Л.А. Судебная практика: источник права или сфера правоприменения? // Новая правовая мысль. 2008. № 4. С. 53-58.

24. Яценко В.Н. Закон и подзаконный нормативный правовой акт: соотношение понятий // Журнал российского права. 2003. № 2. С.89-97.

 

ПРАКТИКУМ

Задания для эссе-рассуждения и дискуссии:

1. Существуют две точки зрения относительно верховенства источников права в России. Одни ученые на основе анализа ч.4 ст.15 Конституции РФ полагают, что в ней впервые в истории России закреплен примат международных источников права, в т.ч. международного договора РФ, над внутригосударственными источников права (Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами), Другие признают верховенство Конституции в системе источников РФ. Выскажите свое мнение по данному поводу, обоснуйте его.

2. Известный английский ученый А.Л. Гудхарт охарактеризовал прецедентную систему афоризмом: «Английский судья – раб прошлого и деспот будущего, он связан решениями своих предшественников и связывает поколения судей, которые будут ему наследовать». Объясните данное высказывание, выявите особенности действия прецедента во времени.

3. Проф. Шершеневич отмечал: «Под именем источников права следует понимать формы выражения положительного права, которые имеют значение обязательных средств ознакомления с действующим правом. Такими источниками признаются обычное право и закон. Некоторые присоединяют к ним судебную практику и науку права, но первая является лишь видом обычного права, а ознакомление с правом через науку не соответствует признаку обязательности». Как вы понимаете данное высказывание, прокомментируйте его.

4. Выдающийся русский цивилист Д.И. Мейер указывал на то, что для становления обычая как источника права необходимо соблюсти целый ряд условий: «Обычай может сделаться источником права лишь при следующих условиях: a) он должен содержать в себе юридическое воззрение, ибо никакое другое воззрение не может породить права; b) юридическое воззрение должно неоднократно проявиться в действительности и, следовательно, быть соблюдаемо в течение более или менее продолжительного времени... с) юридическое воззрение должно проявляться постоянно однообразно; в противном случае не может образоваться обычай... d) обычай не должен противоречить нравственности: общество не может признавать прав, несовместных с доброй нравственностью. Впрочем, это условие заключается уже в том, что обычай должен содержать в себе юридическое воззрение, которое и есть не что иное, как проявление нравственного закона в применении к общежитию».

5. Л.А. Морозова отмечает, что особый статус решений Конституционного Суда РФ среди актов судебной практики позволяет признать эти решения источником права, поскольку они выступают основанием для изменения, отмены или принятия нового акта или новой нормы права.[189] Согласны ли вы данным мнением? Определите статус решений Конституционного Суда РФ, объясните свой ответ.

Заполните таблицы

«Основные источники права»

вид источника определение примеры правовых систем, где признается основным источником права
1.Нормативный правовой акт    
2.Договор с нормативным содержанием    
3. Правовой обычай    
4. Юридический прецедент    

 

«Дополнительные источники права»

вид источника определение значение
1. судебная практика    
2. модельные законы    
3. религиозное право    
4. правовая доктрина    

«Виды нормативных правовых актов»

вид источника определение примеры
1. Закон    
2. Подзаконный акт    
3. Нормативный акт органа местного самоуправления    
4. Локальный акт    

«Виды законов в РФ»

вид источника определение, признаки примеры
1. Конституция    
2. ФКЗ    
3. ФЗ    
4. законы субъектов РФ    

Выполните практическое задание

Расположите нормативные правовые акты в порядке убывания юридической силы, исключите из предложенного списка правовые акты, не содержащие нормы права (правоприменительные акты и акты толкования права), если таковые есть, обоснуйте свой ответ. При определении нормативного характера правового акта, ознакомьтесь с его содержанием, используя электронные правовые системы, интернет-ресурсы.

 

Задание № 1:

1. Закон Московской области «О поправках к Уставу Московской области» от 08.12.2010 N 150/2010-ОЗ.

2. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ.

3. Конституция Российской Фед

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...