Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и признаки правовой нормы

Право представляют собой сложную систему общеобязательных правил поведения, регулирующих общественные отношения. Первичным элементом этой системы является норма права (правовая норма, юридическая норма).

В юридической науке понятие «норма права» у большинства ученых не вызывает особых разногласий. Ее трактуют в основном как общеобязательное правило поведения, исходящее от государства и обеспеченное его принудительной силой. Вместе с тем исследователи используют различные дефиниции при определении содержания понятия «норма права»: мера должного поведения, образец типового общественного отношения, формально определенное поведение, общеобязательное веление и т.д.[190]

Не вдаваясь в подробный анализ существующих в юридической науке точек зрения, отметим, что понятие нормы права должно кратко отражать ее существенные признаки, отличающие от других социальных норм. Можно сформулировать следующее понятие:

норма праваэто общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное или санкционированное государством, обеспеченное силой государственного принуждения и направленное на регулирование общественных отношений.

Норма права выступает одной из наиболее важных разновидностей действующих в обществе социальных норм. Поэтому правовой норме присущи качества, характерные для всякой социальной нормы как регулятора общественных отношений. В современной науке выделяется до двадцати признаков правовой нормы, подобное разнообразие объясняется тем, что исследователи пытаются уяснить объективные обстоятельства, обязательные для закрепления правовой нормы: суть нормы, характерные черты ее содержания.[191]

Большинство авторов учебников и учебных пособий по теории государства и права называют в качестве основных следующие признаки.

Во-первых, нормы права — правила, определяющие поведение людей, их коллективов, организаций в той или иной жизненной ситуации (слово «норма» в переводе с латинского означает «образец», «правило поведения»).

Во-вторых, нормы права направлены на регулирование общественных отношений. Как и мораль, право является социальным регулятором, соответственно его нормы регулируют отношения между индивидами, их объединениями, государством, которые выступают в качестве субъектов особого вида общественных отношений – правоотношений.

В-третьих, нормы права носят общий характер, то есть они адресуются не конкретным людям, а персонально-неопределенному кругу лиц, вступающих в те или иные правоотношения. Норм права сформулирована в общем виде, в ней не названы конкретные участники общественных отношений, предполагаемые же субъекты правоотношений поименованы, например, «каждый», «всякий» (если норма права адресуется всем, находящимся на территории соответствующего государства), либо в виде определенной социальной роли, если норма адресуется участникам отдельных правоотношений («продавец», «избиратели», «наниматель») и т.п.

В-четвертых, это общеобязательные правила поведения, то есть обязательны для всех субъектов права, вступающих в данные правоотношения и попадающих под их действие соответствующих правовых норм. Например, делая покупки в магазине, вы становитесь участниками гражданских правоотношений (а именно отношений купли-продажи), попадаете под действие норм Гражданского кодекса РФ, используете предоставляемые права и исполняете (должны исполнять) обязанности.

В-пятых, норма права устанавливается или санкционируется государством. Большинство правовых норм в современном мире исходит от государства в лице его органов и закрепляется в соответствующих источниках (нормативных правовых актах, правовых прецедентах, нормативных договорах), особенно это характерно для стран континентальной и англосаксонской правовой системы. Вместе с тем достаточно распространено и санкционирование как способ придания правилу поведения общеобязательной силы. Оно выражается в том, что государство либо придает юридическую силу тем или иным неюридическим нормам (например, обычаям), либо разрешает устанавливать нормы права негосударственным органам и организациям.

В-шестых, норма права обеспечена к исполнению силой государственного принуждения. Государство берет под защиту установленные или санкционированные им правила поведения, стимулируя правомерное (соответствующее правовым нормам) и наказывая противоправное поведение.

Наконец, седьмым основным признаком правовой нормы, является ее формальная определенность. Нормы права имеют словесную или текстуальную форму внешнего выражения и содержатся в разнообразных источниках права: нормативно-правовые акты, нормативные договоры, религиозные тексты и т.п. Некоторые исследователи подчеркивают, что формальная определенность означает, что норма права излагается в соответствии с требованиями юридической техники, то есть, норма права должна точно и конкретно сформулировать алгоритм правомерного поведения.[192] Данное утверждение, на наш взгляд, излишне категорично, это скорее требование к правовой норме, чем ее признак, поскольку формулировки правых норм на ранних этапах развития права и государства не редко отличались казуистичностью, да и современному законодателю не всегда удается кратко, но емко сформулировать правило поведения.

В научной литературе указываются и такие признаки правовой нормы как предоставительно-обязывающий характер, микросистемность, структурированность и др.

Предоставительно-обязывающий характер правовых норм означает, что норма права - двустороннее правило поведения, которое не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанности без прав (принцип единства прав и обязанностей). Однако далеко не каждая правовая норма содержит права и/или обязанности индивида. В современной системе права выделяются так называемые исходные нормы, содержащие общие начала или принципы правового регулирования, или вспомогательные нормы (дефинитивные, коллизионные, оперативные), которые непосредственно на права и обязанности не указывают.

Такие признаки как структурированность и микросистемность тесно связаны друг с другом. Первый означает, что норма права имеет определенную структуру (гипотеза, диспозиция и санкция), второй же подчеркивает, что данные элементы представляют собой упорядоченную системы, то есть находятся во взаимосвязи.

Наконец, системность правовой нормы означает, что она является элементом системы права, взаимодействует с другими правовыми нормами. Норма права не является изолированным правилом поведения, более того одна правовая норма не может урегулировать определенное общественное отношение, для этого используются группы правовых норм, объединенные в субинституты, институты, отрасли права.

Некоторые авторы подчеркивают и такой признак правовой нормы как выражение ею утвердившейся в обществе меры социальной справедливости.[193] Указанный признак, на наш взгляд, не является определяющим, поскольку в разные исторические периоды государство издавало нормативные предписания, далеко не всегда выражавшие оправданную обществом и утвердившуюся в нем социальную справедливость. Иногда правовые нормы и вовсе фиксировали произвол государства, от чего не переставали быть общеобязательными правилами поведения.

Завершая вопрос о понятии и признаках нормы права, необходимо сравнить ее со сходными явлениями. Веления государства могут быть не только нормативными, но и индивидуально-правовыми (см. схема 1).

Правовые предписания
Схема 1.

Нормативно-правовые предписания содержатся в нормативных актах, договорах нормативного содержания и других источниках права. Индивидуальные же правовые предписания содержатся в ненормативных правовых актах (например, Указ Президента «О присвоении почетного звания «Заслуженный юрист Российской Федерации» А.П. Иванову»), гражданско-правовых договорах и т.д.

 

Классификация норм права

Нормы права весьма разнообразны по различным своим качествам и свойствам. В связи с этим возникает необходимость классификации правовых норм по различным основаниям. В теории государства и права не выработано единой классификации. Не вдаваясь в подробный анализ всех существующих в юридической литературе точек зрения, остановимся на основных вариантах классификации правовых норм.

Прежде всего, необходимо учитывать место и роль правовой нормы в процессе правового регулирования общественных отношений. На базе этого критерия правовые нормы можно классифицировать на исходные, нормы-правила и вспомогательные правовые нормы (см. Схема 2).

 

Схема 2.

 

Исходные правовые нормы (в научной литературе также используются наименования «отправные», «учредительные», «конститутивные») играют особую роль в правовом регулировании. Конкретные правоотношения ими непосредственно не регулируются, для исходных правовых норм характерен общий характер и высокая степень абстрагирования. Среди исходных правовых норм можно выделить две группы: общеустановительные и декларативные нормы. Общеустановительные правовые нормы закрепляют основы государственного и общественного устройства и другие исходные начала. Например: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (ч.1 ст. 1 Конституции РФ).

Декларативные правовые нормы закрепляют принципы, цели, задачи правового регулирования общественных отношений. Например: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ).

Исходные правовые нормы отличаются не только содержанием, но и структурой, в них, как правило, нельзя выделить структурные элементы: гипотезу, диспозицию, санкцию.

Нормы-правила непосредственно регулируют общественные отношения, указывают на взаимные права и обязанности субъектов, условия их реализации, поощрения, вид и меру реакции государства по отношению к правонарушителю. Нормы-правила представляют собой большинство действующих в современном законодательстве правовых норм. В свою очередь данные нормы можно классифицировать по различным основаниям.

В зависимости от функций права (и непосредственно правовых норм) выделяю регулятивные и охранительные. Регулятивные правовые нормы устанавливают права и обязанности участников общественных отношений, описывают модель поведения в конкретной социальной ситуации. В зависимости от характера содержащихся в них предписаний и способа правового регулирования выделяют:

- управомачивающие правовые нормы предоставляют участникам правоотношений субъективные права, описывают модель возможного поведения. Например: «Наниматель жилого помещения вправе с согласия других граждан, постоянно проживающих с ним, в любое время расторгнуть договор найма с письменным предупреждением наймодателя за три месяца» (ч. 1 ст. 681 Гражданского кодекса РФ);

- обязывающие правовые нормы содержат юридические обязанности, описывают модель должного поведения участников правоотношений. Например: «Продавец обязан передать покупателю товар свободным от любых прав третьих лиц, за исключением случая, когда покупатель согласился принять товар, обремененный правами третьих лиц» (ч. 1 ст. 460 Гражданского кодекса РФ);

- запрещающие правовые нормы содержат запреты, то есть обязывают участников правоотношений воздержаться от совершения тех или иных действий. Например: «Гражданам запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации, красные книги субъектов Российской Федерации, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами» (ч. 3 ст. 11 Лесного кодекса РФ).

Охранительные правовые нормы предусматривают меры государственного принуждения и другие неблагоприятные последствия за нарушения исходных и регулятивных правовых норм. Некоторые авторы выделяют среди охранительных норм две группы.[194]

- карательные нормы связаны с обязанностью правонарушителя претерпеть определенные неблагоприятные последствия за совершенное им правонарушение. В санкция таких норм указывается вид и мера наказания. Например: «Изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт, а также иных платежных документов, не являющихся ценными бумагами, - наказываются лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет» (ч. 1 ст. 187 Уголовного кодекса РФ);

- правовостановительные правовые нормы имеют цель восстановить нарушенные права участников правоотношений (возместить материальный или моральный ущерб, взыскать алименты и т.п.). Например: «Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда» (ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 "О защите прав потребителей" (ред. от 23.11.2009).

С учетом объема регулирующего воздействия нормы-правила принято подразделять на:

-общие правовые нормы, охватывающие большинство институтов отрасли или имеющие межотраслевое значение. Они обязательны для всех, попадающих под действие норм данной отрасли права. Например: «Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи» (ч. 3. ст. 1 Семейного кодекса РФ);

- специальные правовые нормы, как правило, детализируют общие, относятся к тому, или иному институту права, регулируют конкретный вид правоотношений и распространяют свое действие на отдельные категории субъектов. Например: «При взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния» (ч. 1 ст. 19 Семейного кодекса РФ).

Некоторые авторы относят к данной классификации и исключительные правовые нормы, исключающие те или иные категории лиц или общественных отношений из действия общих и специальных правовых норм. Например: «Иностранные граждане в Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органыгосударственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах субъектов Российской Федерации» (ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 25.07.2002 (ред. от 23.07.2010) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

В зависимости от метода правового регулирования (или степени обязательности, как указывают некоторые авторы), нормы-правила принято подразделять на императивные и диспозитивные.

Императивные правовые нормы содержат категорические, строго обязательные правила поведения, не допускающие отступлений и иной трактовки. Данные нормы не дают возможности субъектам правоотношений самостоятельно выбрать вариант поведения. Императивные нормы, как правило, сформулированы в виде обязывающих и запрещающих норм, в формулировках их текста преобладают категорические выражения «должен», «не имеет права», «обязан», «запрещается» и т.п. Например: «В течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается» (ст. 108 Трудового кодекса РФ).

Диспозитивные правовые нормы предоставляют участникам общественных отношений возможность самостоятельно определить свои юридические права и обязанности договором или соглашением. Такие правовые нормы содержат и императивное предписание, которое действует только в том случае, если участники общественных отношений не воспользовались предоставленной им возможностью и самостоятельно не определили в договоре или соглашении свои юридические права и обязанности. Диспозитивные нормы чаще всего встречаются в гражданском праве и, как правило, содержат слова: «если иное не предусмотрено договором (соглашением)». Например: "Если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок" (ч. 2 ст. 610 Гражданского кодекса РФ).

Некоторые авторы в рамках данной классификации выделяют также поощрительные и рекомендательные правовые нормы. Поощрительные нормы - это предписания о предоставлении компетентными субъектами определенных видов поощрения за одобряемый государством общественно полезный вид поведения. Особенность содержания поощрительных правовых норм заключается, по мнению исследователей, в закреплении в них заслуги, которая устанавливается за добросовестное и точное выполнение субъектами возложенных на них обязанностей или совершение деяний, не предусмотренных нормами права, но имеющих исключительную полезность для общества.[195]

Рекомендательные правовые нормы устанавливают варианты желательного, с точки зрения общества и государства, поведения (исполнение их не обязательно). Наибольшее распространение, как принято считать, такие нормы имеют в международном праве, но встречаются они и в национальных правовых системах.

При этом ряд авторов рассматривают поощрительные и рекомендательные нормы как разновидность диспозитивных,[196] другие, напротив, выделяют данные группы как самостоятельные.[197]

Вспомогательные правовые нормы в большинстве непосредственно прав и обязанностей, моделей поведения субъектов права не содержат. Их роль в правовом регулировании заключается в обеспечении действия исходных норм и норм-правил. Выделяются следующие группы вспомогательных норм:

- дефинитивные нормы – содержат определения тех или иных юридических понятий. Нормы-дефиниции выполняют главным образом направляющую, ориентирующую функцию в механизме правового регулирования. То или иное понятие может быть истолковано по-разному, если отсутствует единое, притом легальное, определение, имеющее силу правовой нормы. По мнению исследователей, место и роль норм-дефиниций в системе правового регулирования определяются тем, что правовое регулирование представляет собой сложное специфическое информационное отношение. Любой вид юридической деятельности (правотворческой, правоприменительной, судебной, правоохранительной) - это всегда работа с профессиональной информацией, основу которой составляет терминология и понятийный аппарат, облеченный в форму дефиниций. Например: «Сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период» (ст. 99 Трудового кодекса РФ);

- коллизионные правовые нормы представляют собой правила разрешения противоречий (коллизий) возникающих между другими, чаще всего регулятивными правовыми нормами. В коллизионных нормах, как правило, содержится указание, какую норму использовать при противоречии двух или более норм. Например: ч. 2 п. 2 ст. 7 ГК РФ определяет, что «Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора»;

- оперативные правовые нормы – это нормы, при помощи которых другие правовые нормы вводятся в действие, отменяются, приостанавливаются, пролонгируются. Такие правовые нормы часто можно увидеть в заключительных положениях нормативных актов. Например: «Ввести в действие Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823) с 1 января 2000 года, за исключением положений, для которыхнастоящим Федеральным законом установлены иные сроки введения в действие» (ст. 1 Федерального закона от 09.07.1999 N 159-ФЗ" О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации").

Помимо указанных классификаций в научной литературе распространено также деление правовых норм-правил на материальные и процессуальные. Материальные нормы содержат права и обязанности, регулируют содержательную сторону правоотношений. Процессуальные же регулируют процедуру (порядок) деятельности компетентных органов государства по осуществлению и защите норм материального права, прав и законных интересов участников общественных отношений.

В научной литературе предлагаются и иные варианты классификации, либо же иные наименования групп правовых норм. Так, например, по роли (функциям) норм в механизме правового регулирования некоторые авторы различают нормы общего и конкретного (видового и родового) содержания.[198] По видам общественных отношений (содержательный аспект) выделяют экономические, политические, организационные и др. По времени действия нормы права подразделяются на постоянные и временные, по отраслевой принадлежности на конституционные, уголовные, гражданско-правовые, семейные, нормы трудового права и т.п.

 

Структура правовой нормы

Под структурой правовой нормы понимается ее внутреннее строение, составные части, их взаиморасположение и взаимосвязь. Следует отметить, что вопрос о структуре правовой нормы не имеет однозначного решения в теории права. Традиционно в составе правовой нормы выделяют три элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию.

Гипотеза (от греч. «hypothesis» — основание, предположение) - это часть правовой нормы, которая указывает на условия, обстоятельства, факты, при наличии или отсутствии которых, норма права будет действовать, применяться.

Диспозиция (от лат. «dispositio» — расположение) – это часть правовой нормы, содержащая описание самого правила (модели) поведения, указывающая на субъективные права и юридические обязанности участников правоотношений.

Санкция (от лат. «sanctio» — строжайшее постановление) – это часть нормы права, указывающая на меры юридической ответственности, иные неблагоприятные последствия, которые могут наступить в случае нарушения правила поведения, т.е. диспозиции.

Однако такое понимание санкции, характерное для советской теории права, несколько не полно. В современной юридической науке санкция понимается и в позитивном смысле, как часть правовой нормы, указывающая на поощрения, стимулы за правомерное поведение, имеющее значимость для общества и государства.

Представители данной точки зрения структуры правовой нормы представляют в виде схемы:

 
 

 

 


После «если» следует гипотеза (перечисляются условия действия, при наличии которых действует правовая норма), после «то» - диспозиция (само правило поведения), после «иначе» - санкция (перечисляются, либо меры юридической ответственности, либо благоприятные последствия). Проще говоря, норма права имеет следующую конструкцию:

 
 

 


В качестве примера несколько упростим формулировку статьи 173 Гражданского кодекса РФ: «Если сделка совершается юридическим лицом (гипотеза), то она должна соответствовать его целям, указанным в учредительных документах (диспозиция), иначе может быть признана судом недействительной (санкция)».

Однако в действующем российском законодательстве таких норм, в которых словесно (текстуально) выражены все три элемента, немного. Исследователи утверждают, что для любой правовой нормы характерны все три элемента, которые могут и не содержатся одновременно в статье нормативно-правового акта. В определенной степени все юридические нормы находятся в неразрывной взаимосвязи между собой.[199] В одном случае санкция одной нормы права может быть диспозицией другой. В другом - гипотезы могут быть диспозициями других норм права. Такое положение наиболее характерно для отсылочных и бланкетных норм[200]. Нужно научиться выделять такие структурные элементы правовой нормы, как гипотеза, диспозиция, санкция в нормах различных отраслей права - административного, гражданского, уголовного, уголовно-процессуального и других.

В.Д. Филимонов, например, утверждает, что структура правовой нормы является юридическим выражением структуры ее социального содержания. Гипотеза юридически закрепляет условия, в которых может проявить себя социальная потребность, диспозиция выражает социальную потребность в определенном правиле поведения; санкция – социальную потребность в обязательном характере выполнения правила поведения. Соответственно, гипотеза, диспозиция и санкция являются необходимыми структурными элементами всех правовых норм.[201]

В юридической литературе принято различать логическую структуру правовой нормы и структуру нормативно-правового предписания (нормы-предписания). Логическая структура правовой номы воссоздается мыслительным путем и представляет собой совокупность гипотезы, диспозиции и санкции. Нормативно-правовое предписание непосредственно содержится в тексте статьи правового акта и может состоять из двух элементов, недостающий же находится в другой статье или в другом правовом акте.

Норма-предписание, как правило, соответствует первичной структурной части текста нормативного акта (статье, пункту, абзацу и т.п.). Ее дробление, распределение между различными частями текста нормативно-правового акта невозможно.

Нормативно-правовое предписание (норма-предписание) представляет собой цельное, логически завершенное и формально закрепленное в тексте нормативно-правового акта властное веление правотворческого органа.

Структура нормы-предписания имеет усеченный вид, ее элементы можно условно расположить по схеме «если – то». В содержании регулятивного нормативно-правового предписания входит гипотеза и диспозиция. Например: «Если иное не предусмотрено законом или договором аренды здания или сооружения, обязательство арендодателя передать здание или сооружение арендатору считается исполненным после предоставления его арендатору во владение или пользование и подписания сторонами соответствующего документа о передаче» (ч. 1 ст. 655 Гражданского кодекса РФ).

Вопросы же структуры правоохранительной нормы-предписания вызывают дискуссию в современной юридической науке. Так, специалисты в области уголовного права считают, что нормы Особенной части Уголовного кодекса РФ имеют двучленную структуру: диспозиция и санкция. Диспозицией называется та часть уголовно-правовой нормы, в которой дается описание соответствующего вида преступления. По мнению сторонников данной точки зрения в нормах Особенной части Уголовного кодекса гипотеза и диспозиция сливаются, поскольку указание на тот или иной вид преступления свидетельствует о том, что такого рода деяния запрещаются. Данная точка зрения прослеживается и теории государства и права.[202]

Другие исследователи, напротив, указывают, что гипотеза является необходимым элементом нормы-предписания, поскольку невозможно представить норму без указания условий, при которых она действует. Поэтому едва ли правильно именовать диспозицией ту часть уголовно-правовой нормы, в которой дается описание преступления. К тому же о запрете преступлений говорят не столько гипотезы, сколько санкции уголовно-правовых норм, устанавливая за совершение преступлений соответствующие меры ответственности.[203] Есть и третья точка зрения, представители который утверждают, что в правоохранительной норме-предписании можно выделить все три элемента. На примере норм Особенной части УК РФ утверждается, что диспозиция последних означает запрет совершения указанного в статье состава преступления (убийство, кража, мошенничество, терроризм, хулиганство, возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды и т.д.), гипотеза предполагает условия вступления нормы в действие (если кто-либо совершил данное преступление), санкция определяет наказание за нарушение содержащегося в диспозиции запрета, т.е. за совершение определенного преступления.[204] Однако в данном случае структура правовой нормы реконструируется скорее логическим путем, поскольку явного текстуального выражения эти элементы в уголовно-правовых нормах особенной части не имеют.

Охарактеризованный подход к структуризации правовой нормы является наиболее распространенным, но не единственным. Некоторые исследователи предлагают включать в структуру правовой нормы гипотезу (условия, при которых применяется данная норма права), субъект (категории субъектов права, в отношении которых применяется норма), характер (вид правомочий, которыми наделяются субъекты права), содержание (деяние, по отношению к которому применяются указанные в норме права правомочия субъекта права), санкция (юридическая ответственность за неисполнение нормы).[205]

Рассмотрим подробнее структурные элементы правовой нормы. Обязательным элементом нормы является гипотеза, позволяющая определить условия действия нормы, а также субъектов, в отношении которых действует правовая норма. Таким образом, в гипотезе перечисляются юридические факты – конкретные жизненные обстоятельства, с которыми норма права связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношений.

Классификация гипотезправовой нормы может производиться по различным основаниям.

В зависимости от степени конкретизации юридических фактов выделяют абстрактные и казуистичные гипотезы. Абстрактная определяет условия применения нормы общими, родовыми признаками, казуистичная– частными, специальными. Исторически первой являлась казуистичная гипотеза. Например: «Если купец, взяв товары или деньги в кредит, потерпит кораблекрушение, или подвергнется пожару, или будет ограблен неприятелем, то нельзя сделать ему какое-либо насилие или продать в рабство, но необходимо позволить ему рассрочку платежа на несколько лет, поэтому что это несчастье от бога, а он не виноват в нем» (ст. 54 Пространной редакции Русской Правды).

В настоящее время казуистичная гипотеза практически не используется, поскольку все частные случаи охватить не возможно, соответственно возникают и пробелы в праве, и излишнее количество норм. Большинство современных гипотез носят абстрактный характер, поскольку такое построение нормативного материала позволяет охватить все возможные случаи, не называя их конкретно.

В зависимости от степени определенности гипотез различают абсолютно-определенные, абсолютно-неопределенные и относительно-определенные. Абсолютно-определенная гипотеза перечисляет юридические факты, при которых действует правовая норма. Абсолютно-неопределеннаяне включает перечисление фактов, предоставляя органам государственной власти определять их в необходимых случаях. Относительно-определеннаягипотеза имеет место тогда, когда закон ограничивает применение правовой нормы не абсолютно, а оговаривает ее действие каким-либо условием (введением чрезвычайного, военного положения и т.п.).

В зависимости от числа оснований, с которыми связывается действие нормы права, выделяют простые, сложные и альтернативные гипотезы. Простаягипотеза содержит один юридический факт, сложная - два или более. В альтернативной гипотезе действие нормы права связывается с наступлением одного или нескольких из причисленных событий.

Часть нормы права, в которой формулируется само правило поведения, именуется диспозицией. Она является ядром правовой нормы, поскольку содержит непосредственно правило поведения. Выделяют два способа закрепления в диспозиции модели поведения: предоставительно-обязывающий и запретительный.

Предоставительно-обязывающий способ изложения состоит в том, что диспозиция предоставляет индивидам и их объединениям определенные права и/или возлагает позитивные юридические обязанности. Запретительные диспозиции устанавливают обязанность субъектов права воздержаться от запрещенных в законе действий. Подобные диспозиции содержатся преимущественно в нормах Уголовного кодекса РФ, Кодекса об административных правонарушениях РФ, устанавливающих юридическую ответственность за противоправные деяния.

Диспозиции также классифицируютсяпо различным основаниям:

По способу изложения выделяют простые диспозиции, описательные, отсылочные и бланкетные. Простые диспозиции называют правило поведения, но не описывают его. Описательнаядиспозиция перечисляет существенные признаки поведения. Отсылочная диспозиция не излагает правило поведения, а отсылает для ознакомления с ним к другой норме тоже правового акта. Бланкетная так же не описывает правило поведения, а отсылает для ознакомления с ним к другому акту-бланку (правилам, инструкциям, положениям и т.п.)

По составу диспозиции подразделяются на простые, сложные и альтернативные. Простая диспозиция содержит одно правило поведения, сложная – два или более правил. Альтернативная диспозиция содержит несколько правил поведения, любому из которых может следовать субъект.

Соблюдение норм права обеспечивается возможностью применения мер принуждения за нарушение обязанностей, предусмотренных законом, или же возможностью поощрения, стимулирования за общественно-полезное поведение.

Санкции норм права также весьма разнообразны. Рассмотрим на примере негативных санкций, предусматривающих меры принуждения за правонарушения, их основные виды.

По отраслям права выделяют уголовно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые, дисциплинарные.

По объему различают простые, сложные, альтернативные санкции. Простые санкции содержат одно неблагоприятное последствие, сложные – содержат два или более последствия, назначаемых одновременно. Альтернативные санкции содержат несколько неблагоприятных последствий, из которых правоприменитель выбирает только одно.

По степени определенности выделяются абсолютно-определенныесанкции, в которых точно определен вид и размер наказания, и относительно-определенные, точно определяющие вид наказания, а границы неблагоприятных последствий указаны от минимального до максимального или только до максимального.

По характеру реакции государства выделяют карательные и правовосстановительные санкции. Карательные (или штрафные) санкции применятся к нарушителям соответствующей нормы права. В числе мер наказания в зависимости от тяжест

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...