Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Англо-саксонская правовая семья

Англо-саксонская правовая семья (англо-американская, система «общего права» /«common law»/) распространена в Великобритании[263], США, Канаде, Австралии, иных странах Британского содружества. Как отмечает Лоуренс Фридмен, «в тех странах, где звучит английская речь, царствует общее право»[264].

Она зародилась в средневековой Англии, где общими правилами стали прецеденты – судебные решения, выносимые королевскими судами по конкретным делам. Наряду с прецедентным правом появилось так называемое «право справедливости», источниками которого стали решения суда лорда-канцлера, принимаемые по спорам и жалобам, поступающим на имя короля. Впоследствии – в конце XIX века – обе системы объединились, заложив основы современного англосаксонского (островного) права.

По-прежнему главным в британской юриспруденции является разрешение конкретной ситуации, а не формулирование и постоянное усовершенствование абстрактной правовой нормы как в странах континентального права. В этой правовой семье право заранее, как бы ни было установлено, оно для каждого отдельного случая формируется в процессе его судебного рассмотрения[265].

В странах островного права иная концепция источников права, основным из которых является судебный прецедент. Общее право и представляет собой систему прецедентов, созданных судьями при рассмотрении конкретных дел. Обязательные прецеденты создаются, как правило, высшими судебными органами – верховными судами страны или субъекта федерации (например, Верховными судами штатов в США и Индии). Решения других судов могут быть примерами для судей, но не образуют обязательных прецедентов.

Несколько прецедентов Верховного Суда США касается вероисповедных свобод. Например, в деле Lee v. Weisman (1992) приглашение священника на школьное торжественное собрание и произнесение им молитвы признано не соответствующим Конституции США. Прецедент по делу Wisconsin v. Yoder (1972) отменил обвинительный приговор семье сектантов-амишей, отказавшихся обучать детей в публичной школе по причине своих религиозных убеждений[266].

Прецедентное право США несколько отличается от британского, поскольку там действует правило, согласно которому более поздние прецеденты могут отменять или изменять предыдущие. Кроме того, американское право усложняется благодаря федеративному устройству страны, состоящей из 51 субъекта.

В качестве источника признается и статутное (писаное) право и его роль в последние годы возрастает. Британский парламент ежегодно принимает около 80 законов (статутов, актов парламента), регулирующих различные сферы общественной жизни. Однако писаное право в основном не кодифицировано и проблема соотношения статутов и прецедентов по-прежнему актуальна. С одной стороны, существует принцип приоритета закона при коллизии закона и прецедента. С другой стороны, в силу сложившихся традиций, прецедент часто «поглощает» норму закона, поскольку суд связан не только законом, но и его толкованиями, содержащимися в судебных решениях (то есть прецедентах).

В статутном праве США получают распространение кодексы, а важнейшую роль играют Конституция США и конституции 50 штатов. Интересно, что в штате Луизиана, основанном французскими переселенцами, гражданско-правовые отношения регулируются так называемым Кодексом Наполеона 1804 года.

В англосаксонском праве более существенна роль обычая как источника права, особенно в виде так называемых конституционных соглашений («conventions»). Например, в соответствии с таким устным соглашением Корона уже триста лет не применяет право абсолютного вето на решения Парламента, а премьер-министром Великобритании становится лидер политической партии или коалиции, победившей на выборах в Палату общин.

В США в качестве обычая долгое время действовало неписаное правило не баллотироваться на пост президента страны в третий раз подряд, невольно созданное первыми четырьмя президентами страны. Будучи нарушенным Франклином Рузвельтом, побеждавшим на выборах в 1930–1940-х годах четыре раза подряд, теперь оно обрело официальное письменное закрепление в виде XXII поправки к Конституции США.

То есть в странах англо-саксонской правовой семьи господствующим источником права является прецедент, в связи с чем суд становится нормоустанавливающим органом. Несмотря на широкое распространение статутного права и развитие кодификации законодательства, по-прежнему существенную роль играют обычаи, в том числе в сфере конституционного регулирования.

К религиозным правовым системам относится в первую очередь мусульманское и индусское право.

Мусульманское право

Мусульманское право зародилось в начале VIII века на Аравийском полуострове и выделилось в особую отрасль знания – фикх. Под фикхом понимается исламская доктрина о правилах поведения мусульман (юриспруденция), исламский комплекс социальных норм, то есть мусульманское право в широком смысле[267].Чаще в литературе употребляется понятие шариат («правильный путь») – мусульманское право в узком смысле как комплекс предписаний, закрепленных в соответствующих источниках.

В представлениях верующих мусульманское право имеет божественную природу, поскольку считается, что Коран – ведущий источник мусульманского права был надиктован во сне пророку Мухаммеду (571–632) богом Аллахом. Все остальные источники также связаны с кораническими предписаниями или их толкованиями. Таким образом, главным источником права в странах мусульманской правовой семьи (государствах Арабского Востока, Афганистане, Пакистане, Иране и др.) является Коран. Важной особенностью этой правовой системы является совпадение религиозных и правовых норм, практически не разделимых.

Кроме того, мусульманское право регулирует отношения только между мусульманами, то есть имеет персонифицированный характер. Считается, что его действие в пространстве распространено на определенную территорию («дар аль-ислам») – мусульманские страны, население которых определяется как единая община (умма). В немусульманских странах жизнь последователя ислама также должна регламентироваться шариатом.

Рене Давид предлагает особую классификацию правовых систем в странах Востока, где мусульманское право занимает разное положение.

1) Страны, где мусульманское право продолжает применяться максимально широко (Саудовская Аравия и Иран). Его нормы и принципы оказывают глубокое влияние на конституционное законодательство и сложившуюся форму правления. Там функционируют специальные учреждения мусульманского контроля, которые могут без суда и следствия наложить наказание за нарушение общественного порядка, правил торговли и норм морали.

2) Страны, где влияние мусульманского права весьма существенно и существует тенденция к его расширению (Ливия, Пакистан, Судан). Там оно продолжает регулировать все отношения личного статуса, сохраняются мусульманские суды.

3) Страны Азии и Африки, где в конституциях закреплено особое положение ислама как государственной религии, а главой государства может быть только мусульманин (Египет, Сирия, Ливан, Сомали, Мавритания). В некоторых странах из этой группы наблюдается демократизация положений семейного законодательства, даже запрет многоженства (Тунис).

Рассмотрим систему источников стран мусульманской правовой семьи.

Коран («чтение вслух») – священное писание, главная священная книга мусульман, состоящая из сур (глав) и аятов (стихов). Существующий его текст состоит из 114 сур, составленных из отрывков различных откровений, произнесенных в разное время. В самом Коране по подсчетам исследователей содержится около 400 предписаний, которые можно считать нормами поведения для последователей ислама. Однако, по прошествии столетий, такой «набор» норм не может удовлетворять современные потребности для правового регулирования общественных отношений. В связи с этим возрастает роль иных источников права.

Вторым по значению источником мусульманского права считается Сунна («пример») – священное предание, состоящее из описаний поступков пророка Мухаммеда, образцов поведения для всей общины верующих и каждого отдельного мусульманина. Она состоит из хадисов – рассказов о словах и действиях пророка, которые написаны в разное время и составляют значительную часть принципов и идей ислама. Они передавались из поколения в поколение, начиная с середины VII века и стали одним из средств приспособления ислама к новым социальным и идейным условиям.

Интересно, что в Коране содержится явное указание на необходимость следовать жизнеописанию пророка Мухаммеда: «Был для вас в посланнике Аллаха хороший пример» (сура 33, аят 21).

Некоторые примеры хадисов о добропорядочности: «Мусульманин тот, кто никогда не причиняет вреда другому мусульманину ни языком, ни руками (хадис от Абдуллы бин Амр аль-Аас). О люди, вам следует сохранять спокойствие, ибо, поистине, благочестие проявляется не в спешке (хадис от Ибн Аббаса).Тот, кто восстанавливает мир между людьми даже путем измышления какой-нибудь доброй неправды, не является лжецом (хадис от Умм Культум бинт Укба)».

Иджма содержит систему правовых норм, которые выведены авторитетными богословами и правоведами путем толкования и разъяснения определенных установлений Корана и Сунны. Она признается основным источником права при разрешении конкретных дел. В настоящее время, как считает Р. Давид, ее значение особенно велико.

Положение об иджме, как источнике фикха, появилось к IX веку и заключалось в том, что высказывания ученых-законоведов (муджтахидов) относительно обсуждаемого вопроса должны совпасть. Тогда это решение принимается как факт и становится правовой нормой.

По способу доведения иджмы до общего сведения определены три ее вида:

- общее решение, принятое при гласном обсуждении и высказанное вслух;

- практическое решение, не обсуждавшееся, но вытекающее из одинаковых решений и действий при одинаковых обстоятельствах;

- «молчаливое» (невысказанное) решение кого-то одного, известное в принципе всем, и не вызвавшее каких либо возражений[268].

Кийас, кияс («аналогия») – суждение по аналогии, один из источников мусульманского права, ведущий свое начало от логики Аристотеля. Это сопоставление схематической модели решаемого вопроса с моделью уже решенного и выведение решения по его примеру. Зародившись в начале VIII века, он стал четвертым корнем-источником в системе фикха.

По возможности сопоставления кийас делится на «явный», когда аналогия очевидна, и «скрытый», когда аналогия обнаруживается только при логическом анализе. Для применения аналогии от факиха требуются обширные знания и большая изощренность, поскольку ему постоянно приходится выбирать между каноническим текстом, явными и скрытыми аналогиями. Кроме того, логические рассуждения порой способны привести к абсурдным выводам. Поэтому тенденцией последнего времени является постепенное ограничение использования кийаса путем сужения материала, привлекаемого для выведения аналогии.

Примером кийаса является следующее рассуждение: «Виноградное вино (хамр) запрещено из-за его опьяняющих свойств. Пальмовое вино (набиз) обладает опьяняющими свойствами. Следовательно, пальмовое вино должно быть запрещено».

Фетва (фатва) («разъяснение») – богословско-правовое заключение, сделанное для разъяснения и практического применения какого-либо предписания шариата или истолкования какого-либо казуса с позиций шариата. Первыми фетвами считаются разъяснения по различным правовым вопросам, сделанные сподвижниками Мухаммеда, особенно первыми четырьмя халифами (Абу Бакром, Омаром, Османом, Али), а также их собственные решения. В основном фетва воспринимается как дополнительный источник права. Фетвы собирались в сборники и способствовали формированию религиозно-правовых мусульманских школ.

В дальнейшем фетвой стало считаться мнение авторитетного факиха, сложившееся в результате индивидуальной разработки или в качестве ответа на запрос по случаю, имеющему принципиальное значение.

В последнее время они играют значительную роль в Исламской Республике Иран, где сложился имамат – система власти, где главенствующее положение занимает духовный лидер (имам, факих, рахбар). После победившей в 1979 году исламской революции общеобязательными предписаниями стали фетвы аятоллы Хомейни (ныне – Али Хаменеи). Ниже приводится фетва от 14 февраля 1989 года, изданная по поводу известного сборника стихов Салмана Рушди, и по сей день не отмененная: «Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Един Аллах, к которому мы все вернемся. Я хочу сообщить неустрашимым мусульманам всего мира, что автор книги, называемой «Шайтанские суры», написанной, отпечатанной и выпущенной в свет в качестве вызова Исламу, Пророку и Корану, равно как и те издатели, которые были осведомлены о ее содержании, приговорены к смерти. Я призываю всех ревностных мусульман казнить их быстро, где бы они их ни обнаружили, чтобы никто более не смел оскорблять принципы Ислама. Кто бы ни был при этом убит, будет, с Божьей помощью, рассматриваться как мученик. Кроме того, всякий, кто имеет доступ к автору книги, но не имеет сил казнить его, должен сообщить о нем людям, чтобы того можно было покарать за его действия».

В большинстве мусульманских стран сложился халифат – система власти, где в качестве халифа выступает избранный (в республиках) или наследственный (в монархиях) глава государства, сочетающий в себе светскую и духовную власть[269].

Источниками мусульманского права, роль которых постоянно возрастает, являются фирманы и кануны. Фирманы – указы и распоряжения халифов, а кануны – акты органов законодательной власти. Они не должны противоречить шариату и регулируют, как правило, деятельность государственных органов и административно-правовые отношения власти с населением.

Пример фирмана лидера талибов Муллы Омара: «Во имя Аллаха милостивого и милосердного. Рекомендация муджахеда муллы Мухаммад Омара Ахунда и необходимое шариатское указание. Уважаемые талибы! Не проявляйте жестокости и не злоупотребляйте народным имуществом. Недавно двое воров, похитившие из казны 200 млн. афгани, были забиты насмерть в казармах. Таких примеров, когда людей забивали металлическими проводами (кебаль), в последнее время было много. Поэтому постановляю: подобное избиение виновных может производиться только с разрешения эмира или имама. В противном случае – это месть. Я не разрешал, чтобы люди по законам англичан били проводом. И в шариате я не нашел указаний на этот счет. Да будут все оповещены[270]!»

Сложившиеся у мусульманских народов обычаи (адаты), существовавшие до принятия ими ислама, также могут быть источниками права, если не противоречат мусульманскому праву.

В этой правовой системе отсутствует деление права на публичное и частное. Вместе с тем развивается классификация отраслей права, пока не имеющая завершенной формы. Наибольшее распространение получило деление правовых установлений ислама на правила выполнения религиозных обязанностей (ибадат), то есть регламентирующие отношения мусульманина с Аллахом, и нормы, регулирующие взаимоотношения людей. Последние подразделяют на:

- право личного статуса, содержащее предписания относительно правоограничений, семейно-брачных отношений, завещания и наследования по закону, опеки и попечительства;

- уголовное право, содержащее классификацию преступлений и наказаний (хадд, касас, тазир);

- гражданское право (муамалат), регулирующее имущественные и обязательственные правоотношения мусульман.

Под влиянием процессов глобализации и интеграции в большинстве мусульманских стран создана система светского права, ориентированная на нормы европейского права. В настоящее время светские и мусульманские законы действуют параллельно, в частности, в Турции, Ираке, Южном Йемене и других странах. Предпринимается реформирование судебной системы, создание в ней кассационной и надзорной инстанции.

Индусское право

Индусское право является самой древней правовой семьей, насчитывающей более четырех тысячелетий. Подобно мусульманскому праву, оно не является национальным правом. Это система норм (моральных, религиозных и традиционных), образующих основу мировоззрения и поведения членов общин Индии и других стран, где исповедуется индуизм (Пакистан, Бангладеш, Бирма, Малайзия, Сингапур и др.).

Индусское право определяет личный статус человека в обществе, регулирует отношения собственности, пользования имуществом, наследования, трудовую деятельность общины.

Исторически основными источниками права там выступают сборники религиозных песен, молитв, гимнов, созданных еще во II тысячелетии до нашей эры (веды). Впоследствии нормы индусского права закрепились в различных письменных источниках (шастрах).

Согласно индуистской идеологии поведение людей определяется тремя движущими силами: добродетелью, интересом и удовольствием. Соответственно выделяются и три вида шастр: дхарама – учит искусству добродетели, угодному богу поведению; артха – искусству управлять и быть богатым; кама – получать удовольствие.

Одним из убеждений индуизма является то, что люди разделены с момента рождения на социальные и иерархические категории (варны брахманов, кшатриев, вайшья и шудр), каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей, и даже мораль. Оправдание кастовой структуры общества – основа философской, религиозной и социальной системы индуизма.

Юридические справочники по «индусскому праву», как правило, не освещают кастовый вопрос, поскольку он не относится к «личному праву». В стране принято говорить о «кастовых институтах» и «кастовой автономии». Они сохраняются статьей 26 Конституции Индии: «Всякое религиозное течение или секта, если они не нарушают общественный порядок, мораль и здравоохранение, имеют право: а) основывать и содержать заведение в религиозных или благотворительных целях; б) осуществлять руководство в вопросах религии...». Отсюда следует, что каста может налагать наказание на своих членов, нарушивших религиозные предписания. Если разногласия носят религиозный характер, то нарушители могут быть отлучены за отказ подчиниться.

Следовательно, касты по-прежнему могут поддерживать внутреннюю дисциплину в вопросах поклонения, питания, брака и в других вопросах веры. Суд не вправе пересматривать кастовые правила, он лишь следит за их соблюдением и правильным применением. Суд может аннулировать решение касты, если оно содержит вызов национальному правосудию.

В качестве регулятора поведения допускается обычай, но каждая каста и подкаста следует своим нормам обычного права. Наиболее строгим наказанием считается отлучение от той или иной социальной группы. В случае отсутствия определенной правовой нормы по конкретному вопросу судьи решают дело по совести, по справедливости. Даже при наличии закона или прецедента индусский судья имеет широкое усмотрение и может не применять их «по всей строгости». Так в период британской колонизации в области права собственности и обязательного права традиционные нормы заменили нормы общего права. Иначе обстояло дело в области семейного и наследственного права, где все тяжбы о наследовании, браке, касте и других обычаях или институтах решались в соответствии с нормами индусского права. Сложилось нечто вроде «англо-индусского права». Но, тем не менее, полного вытеснения индусского права не произошло, и ряд его традиционных норм и институтов продолжал действовать.

В ходе борьбы за независимость обсуждался план полной кодификации индусского права, а вскоре после провозглашения независимости в 1947 г. правительство Индии представило на рассмотрение парламента проект «Индусского кодекса», который должен был охватить семейное и наследственное право. Однако в результате сопротивления консервативных сил и противодействия на местах проект был снят с повестки дня, и правительство пошло по пути подготовки отдельных законопроектов.

Конституция суверенной Индии 1950 г. отвергла систему каст и запретила дискриминацию, осуществив, по словам Р. Давида, своего рода революцию в индусском праве.

Первым в 1955 г. вступил в действие Закон о браке, унифицировавший брачное право индусов и приспособивший его к современному мировоззрению. В 1956 г. вступили в действие еще три закона: Закон о несовершеннолетних и опекунстве, Закон о наследовании, Закон об усыновлении и выплате средств на содержание членов семьи. Таким образом, к настоящему времени проделана большая работа по кодификации индусского права, и судьи руководствуются, прежде всего, новыми законами и прецедентами.

В последующем произошли дальнейшие преобразования индусских правовых институтов, в результате чего резко сократилась сфера действия обычаев. Было разрешено усыновление сирот. Усыновленный ребенок полностью уравнивался с законнорожденным в наследственных правах. Запрещалась полигамия, узаконивался развод по суду. Было реформировано наследственное право – в сторону расширения наследственных прав женщины, в результате чего уменьшились юридические различия между правами мужчин и женщин.

Под «индусским правом», как отмечает А.Х. Саидов, понимают личное право индусов, видоизмененное законами и (еще действующим, например, в Бирме, Малайзии, Сингапуре) обычаем.

Семья обычного права

Формирующееся в независимых государствах новое право сочетается с элементами старого, с религиозным правом (мусульманским, индусским), обычным правом, которое все еще действует в относительно широкой сфере общественных отношений. Вплоть до настоящего времени нормам обычного права следует большинство населения африканского континента.

Термин «обычное право» чаще всего используется для обозначения традиционного права, существовавшего народов Африки до колонизации. За исключением весьма немногочисленных примеров «племенного законодательства», традиционное право преимущественно представляло собой совокупность неписаных правил, изустно передаваемых из поколения в поколение. В традиционном праве правовые и моральные нормы выступают в неразрывной связи, при решении конфликтов стороны руководствуются идеей примирения.

Несмотря на значительные различия между народами в этническом и лингвистическом аспектах, в системах родства, семейного уклада, несмотря на большое разнообразие обычаев, отдельные исследователи предлагают рассматривать африканское право как нечто единое.

Африканское обычное право является правом групп или сообществ, а не правом индивидов. Эта характерная черта проявляется почти в каждой отрасли обычного права. В обычном праве брачный договор представлял собой скорее соглашение двух семейных групп, нежели союз двух индивидов, и развод возможен только с согласия семьи. Они играют заметную роль на каждом этапе брака: подбирают жениха и невесту, обговаривают и выплачивают приданое, улаживают разногласия между мужем и женой, развод без их активного участия также невозможен.

Право собственности на землю принадлежит социальной группе. В наследственном праве имущество, как правило, переходило не к индивидам, а к семьям или группам. При компенсации ущерба выплату производила одна семья или клан другой семье или клану, но не одно лицо другому. И наконец, тяжбы в африканском обществе тоже, как правило, возникали между сообществами и группами.

В обществах Африки действовали два основных типа судов или систем разрешения споров. Иногда в одном обществе они действовали одновременно. Их можно классифицировать как арбитраж и суд с соблюдением юридических формальностей.

Следует подчеркнуть и роль сверхъестественного в традиционном праве. В судебных процедурах этот фактор проявлялся, главным образом, в том, что для выяснения истины заставляли клясться и проводили испытание «судом божьим».

Особого внимания заслуживает еще один аспект обычного права – ответственность группы людей или общины. Проявляться это может двояко: а) как ответственность семьи или группы родственников за проступки ее отдельных членов (искупление чужой вины); б) как ситуация, когда совершенное индивидом правонарушение увязывается с его правами и обязанностями члена группы. В этой связи уместно, на наш взгляд, отметить, что индивидуализм и вытекающее из него понятие «субъективного права» несовместимы с традициями обычного права. Оно не столько обеспечивает соблюдение прав индивида, сколько регулирует его отношения с группой людей.

Обычное право повсеместно признавало полигамию, т.е. право мужчин иметь несколько жен, и устанавливало «выкуп за невесту», призванный подтвердить, что основанный на обычае брак – не что иное, как покупка жены. Вопреки широко распространенному мнению, расторжение брака было очень редким явлением в обычном праве, причем получить разрешение на развод стоило больших трудов. Семьи были чрезвычайно заинтересованы в продолжение действующего между ними альянса, к тому же расторжение брака неизменно означало возвращение приданого. Развод обговаривался между семьями, с привлечением старейшин клана.

Принято считать, что в традиционных обществах правами на землю наделен не индивид, а группа. Хотя индивид может иметь право пользоваться землей, но в конечном итоге она принадлежит общине или группе. Распределение земли, пользование ею, наконец, ее отторжение происходят под контролем или правителей (вождей) либо такими социальными группами, как клан или семья.

Наследственное право в традиционном обществе предусматривает переход не только имущества, но также целого комплекса прав и обязанностей умершего к его наследникам. Существуют самые различные виды наследования: 1) патрилинейное или матрилинейное; 2) автоматическое (наследник известен) или избирательное (наследник выбирается после смерти); 3) универсальное (только один наследник) или совместное (несколько наследников).

Вся Африка, за небольшим исключением, была, как известно, колонизирована европейскими державами. В XIX веке колониальные власти – английские, французские, португальские, бельгийские – в основном стремились внедрить в африканских странах право, действовавшее в метрополии, и свою судебную систему. Каждая колониальная держава навязала владениям собственную правовую модель: французское право было введено во французской Африке и на Мадагаскаре, бельгийское право – в Конго, португальское – в Анголе и Мозамбике, общее – в английских колониях, романо-голландское, измененное позже под влиянием английского общего права, – в Южной Африке.

Наряду с внедрением собственных правовых институтов колонизаторы проводили политику сохранения той части обычного права и африканского судопроизводства, которая, по их мнению, не противоречила их интересам.

Таким образом, в результате колониального правления возникла дуалистическая система права. Она включала право, введенное метрополиями, и обычное право.

Первое охватывало в основном административное право, торговое, уголовное право. Традиционные области – землевладение, семейное и наследственное право (прижизненный раздел собственности, некоторые гражданские обязательства) – остались в сфере действия обычного права.

Можно отметить четыре наиболее важных изменения, происшедшие в обычном праве в колониальный период: 1) отход от традиционных методов урегулирования конфликтов, т.е. постепенное внедрение судебной системы и перевод ее с племенных установлений на образцы буржуазного судоустройства; 2) восприятие европейских норм судьями, которые вели разбирательство в местных судах по нормам обычного права; 3) введение законов, которые хотя и не отменяют обычное право, но все же, предоставляют африканцам возможность регулировать свои правовые отношения на основе буржуазного права; 4) прямой запрет некоторых обычаев, признанных варварскими, например, рабство и нанесение увечья.

Традиционно африканское обычное право, бесспорно, утрачивает, а в некоторых случаях уже утратило большую часть своих первоначальных черт. Оно в значительной своей части стало объектом систематизации и кодификации. Обычное право все в большей степени рассматривается как право, развиваемое государственными органами, в том числе и судами. И хотя арбитраж, свойственный обычному праву, все еще практикуется и даже косвенно признается в некоторых странах, он испытывает неизбежное влиянием идей о праве и судебных процедурах, которыми руководствуются современные официальные суды. В целом же он в значительной мере уступил место формальной судебной системе, оснащенной детальными правилами разбирательства дел.

Основные тенденции развития права в условиях национальной независимости характеризуются, с одной стороны, преодолением колониальных наслоений, с другой, — ограничением регулирующего значения правового обычая по мере того, как расширяется круг общественных отношений, охватываемых действием национального законодательства.

Как показывает опыт правового строительства молодых государств Африки, национальное законодательство на первых порах сохраняет нить «преемственности» с исторически сложившимися нормами обычного права. Процесс вытеснения норм обычного права из сферы правового регулирования в африканских странах весьма сложен и длителен.

В целом же главная тенденция развития обычного права в молодых государствах характеризуется ограничением регулирующего значения правового обычая и расширением круга общественных отношений, охватываемых действием национального законодательства.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...