Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и состав юридической техники

Пристальное внимание отечественных правоведов юридическая техника получает в 60-70-х годы ХХ века. В этот период она воспринималась как правотворческая техника, а зачастую сводилась к законодательной технике,[284] т.е. как система средств, приемов и правил подготовки и оформления законов.

В настоящее время область ее применения трактуется значительно шире. Как отмечает В.М. Баранов, юридическая техника присутствует практически во всех видах правовой практики, она не менее важна в правоприменении, толковании норм права.[285] Следует отметить, что ее сущность и содержание понимается учеными далеко не однозначно. Можно выделить несколько подходов:

1) совокупность средств и приемов подготовки нормативных правовых актов. С.С. Алексеев определяет юридическую технику как совокупность средств и приемов, используемых в соответствии с правилами при выработке и систематизации правовых (нормативных) актов;[286]

2) система средств, способов, методов и приемов создания правовых актов (т.е. нормативных правовых, правоинтерпретационных, правоприменительных). По-мнению, Л.В. Савченко, «юридическая техника - это система научно обоснованных и практически сложившихся средств, способов, методов и приемов, используемых при создании правовых актов (как содержащих норму права, так и завершающих процесс применения и интерпретации правовых норм, и систематизации нормативных правовых актов)»;[287]

3) система правил подготовки текста правового акта. Юридическая техника есть система правил познавательно-логического и нормативно-структурного формирования правового материа­ла с целью подготовки текстаправового акта;[288]

4) инструменты, обеспечивающие качество всей юридической деятельности. По-мнению А.Б. Лисюткина, «юридическая техника - обусловленная закономерностями развития правовой системы общества, совокупность определенных правил, приемов, навыков, методов, используемых в профессиональной юридической деятельности с целью обеспечения высокого качества ее результатов»[289]. Т.В. Кашанина определяет юридическую технику как совокупность инструментов ведения юридической работы.[290]

Таким образом, понятие «юридическая техника» не имеет однозначного и общепринятого значения. Однако большинство ученых отмечают, что юридическая техника включает в себя: правотворческую технику (т.е. совокупность правил, методов, средств и приемов, используемых субъектами нормотворческого процесса при создании нормативных правовых актов); правоприменительную технику (т.е. техника составления и оформления правоприменительных актов уполномоченными органами); интерпретационную технику (т.е. техника создания акта разъясняющего норму права и выявляющего ее точный смысл).

Состав каждой из указанных видов техник имеет свои специфические черты, свои особенности. В рамках вопроса рассмотрим лишь состав правотворческой техники. При этом будем исходить из того, что состав образуют три элемента: средства, приемы и правила юридической техники. Хотя в среде юристов нет единства мнений в вопросе состава юридической техники. К примеру, В.В. Лазарев, Д.А. Ковачев, Ю.А. Тихомиров, И.Л. Брауде говорят о правилах[291]; Т.А. Лесниевски-Костарева - о приемах[292]; А.В. Венгеров - о правилах и приемах[293]; А.Ф. Черданцев, - о правилах, средствах, приемах и методах[294]; С.С. Алексеев, - о средствах и приемах[295]; И.К. Ильин, Н.В. Миронов - о приемах и методах[296].

Итак, состав правотворческой техники образуют три элемента: средства, приемы и правила. Сформулируем их определения и приведем примеры.

Средствами юридической техники выступают допустимые правом (законом) предметы и явления, с помощью которых обеспечивается достижение ее целей и получение необходимых социальных, юридических и иных результатов.[297]

Средства юридической техники данного вида - это нематериальные формы, при помощи которых возможно строить право, формы, позволяющие закреплять, фиксировать надлежащим образом выраженную волю законодателя.[298]

Средства можно разделить на две группы:

1) средства словесно-документального изложения текста документа;

2) средства юридического выражения воли законодателя.

К средствам словесно-документального изложения текста документа относят:

- реквизиты (наименование акта, его заголовок, дата принятия, вступления в силу и т.д.);

- структурное построение (определенный порядок расположения материала, его разделение на: части, разделы, главы, статьи, части, пункты, абзацы);

- юридическая терминология (совокупность слов и словосочетаний, в которых выражаются юридические понятия).

К средствам юридического выражения воли законодателя относят:

- нормативное построение (норма права должна быть выражена в виде нормы-предписания – регулятивной либо охранительной);

- системное построение (норма права должна быть сформулирована в виде логической нормы – гипотеза-диспозиция-санкция, а также быть взаимосвязанной и согласованной с существующей системой норм, не противоречить им);

- отраслевая типизация (каждая норма права должна быть помещена в соответствующую отрасль права);

- правовые презумпции (предположение о наличии или отсутствии определенных фактов, основанное на связи между ними и подтвержденное жизненной практикой[299]. К примеру, презумпция невиновности, знания закона, добропорядочности, истинности государственного правового акта, отцовства);

- правовые фикции (несуществующее положение, признаваемое в соответствии с законодательством существующим и влекущее соответствующие юридические последствия.[300] К примеру, усыновление, объявление гражданина умершим, снятие судимости);

- юридические конструкции (специфическое построение нормативного материала, соответствующее определенному типу, виду сложившихся правоотношений, юридических фактов их связи между собой[301]. К примеру, конструкция состава преступления, вины, гражданско-правового договора);

- правовые символы (охраняемый государством условный образ, отличительный знак, представляющий собой видимое либо слышимое образование, которому субъект правотворчества придает особый политико-правовой смысл.[302] К примеру, государственный герб, флаг, гимн, личная подпись гражданина).

Технико-юридические приемы – порядок, способы рационального использования средств юридической техники.[303] Среди основных приемов юридической техники С.С. Алексеев выделяет те, которые характеризуют степень обобщения конкретных показателей нормы и способ изложения ее элементов.[304]

По степени обобщения конкретных показателей различаются два приема: абстрактный и казуистический.

Абстрактный (обобщающий) - это такой прием формулирования юридических норм, при котором фактические данные охватываются обобщающей формулировкой, т. е. родовыми признаками. Например, в ч. 2 ст. 14 УК РФ содержится следующая норма: «не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности». В указанной норме слова: «в силу малозначительности не представляющее общественной опасности» - являются обобщающей формулировкой и свидетельствуют об абстрактном приеме изложения.

Казуистический — это такой прием формулирования юридических норм, когда фактические данные указываются и при помощи индивидуальных признаков, в том числе путем перечисления конкретных, индивидуальных фактов, обстоятельств.

В качестве примера казуистического приема изложения нормы можно привести ч. 1 ст. 111 УК РФ, в соответствии с которой: «умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, или повлекшего за собой потерю зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрату органом его функций, прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией либо токсикоманией, или выразившегося в неизгладимом обезображивании лица, или вызвавшего значительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть или заведомо для виновного полную утрату профессиональной трудоспособности, - наказывается лишением свободы на срок от двух до восьми лет».

По способу изложения элементов юридической нормы различаются три приема: прямой, ссылочный и бланкетный.

При прямом изложении все элементы нормы прямо формулируются в данной статье нормативного акта.

При ссылочном изложении отдельные элементы нормы не формулируются в данной статье; в ней делается отсылка к другой норме, где содержатся нужные предписания. Этот прием изложения применяется для установления связи между частями нормативного мате­риала и для того, чтобы избежать повторений.

К примеру, в соответствии с ч. 1 ст. 146 УПК РФ «при наличии повода и основания, предусмотренных статьей 140 настоящего Кодекса, орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление».

При бланкетном изложении отдельные элементы норм тоже прямо не формулируются, но недостающие элементы восполняются не какой-либо точно указанной нормой, а правилами определенного вида, которые со временем могут изменяться. Иными словами, здесь как бы дается «открытый бланк».

К примеру, ч. 1 ст. 263 УК РФ нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, - наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Необходимо отметить, что сами правила безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта в УК РФ не формулируются.

Технико-юридические правила – представляют собой логические требования, алгоритм использования средств и приемов юридической техники.

Выделяют следующие виды правил юридической техники:[305]

1) языковые; 2) логические; 3) гносеологические.

В качестве примера рассмотрим некоторые языковые правила.

Б.В. Чигидин подразделяет языковые правила юридической техники: на общелингвистические (относятся к тексту правового акта в целом), терминологические (регулируют порядок конструирования юридических терминов, использования их, а также иных терминов в тексте правового акта), синтаксические (регулируют порядок построения структурных единиц текста) и стилистические (определяют порядок использования специфических языковых элементов, присущих официально-деловому стилю).[306]

К правилам общелингвистического характера относятся следующие.

1. Правило точности - достижение наибольшего соответствия между идеей, мыслью законодателя и воплощением этой идеи в нормативной формуле.

2. Правило ясности - в законодательных текстах должны исключаться многозначность и нелогичные связи (разрывы) между их составляющими

3. Правило экономии заключается в том, что текст закона должен характеризоваться оптимальным объемом, исключающим как недосказанность, так и лексическую избыточность (но не в ущерб его ясности).

4. Правила когезии и когеренции - требования соответственно формальной (логико-грамматической) и содержательной связанности предложений в рамках абзаца или сверхфразового единства (части, статьи и т.д.).

5. Необходимость соблюдения в тексте правового акта требований грамматики.

 

Контрольные вопросы:

1. Правотворчество: понятие, принципы, виды.

2. Особенности правотворчества в Российской Федерации.

3. Принципы правотворчества.

4. Виды и органы правотворчества.

5. Нормативный правовой акт как результат правотворчества. Понятие и структура нормативных правовых актов.

6. Система нормативных правовых актов Российской Федерации.

7. Законы: понятие и классификация.

8. Подзаконные акты: понятие и виды.

9. Порядок опубликования и вступления в силу нормативных актов.

10. Действие нормативных актов во времени, в пространстве, по кругу лиц.

11. Понятие, особенности и виды систематизации законодательства: учет, инкорпорация, кодификация, консолидация.

12. Использование компьютерных технологий для систематизации нормативных правовых актов.

13. Подходы к систематизации: хронологические и системные (внутриотраслевое, отраслевое, комплексное законодательство).

14. Модельные нормативные акты.

15. Результаты систематизации. Собрание законодательства. Свод законов государства. Основы законодательства. Кодексы и иные кодифицированные акты (уставы, правила).

16. Понятие и значение юридической техники.

17. Юридические конструкции. Правовые презумпции. Юридические фикции.

 

Рекомендуемая дополнительная литература по теме:

1. Баранов В.М. Идея законопроекта: сущность, практическая ценность, технико-юридическое оформление // Журнал российского права. 2008. № 2. С.9-17.

2. Бачило И.Л. О методологии и юридической технике законотворчества // Государство и право. 2006. № 6. С.14-22.

3. Власенко Н.А. Правовые позиции: понятие и виды // Журнал российского права. 2008. № 12. С. 77-86.

4. Гайворонская Я.В. Проблемы теории правовых актов // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2008. № 4. С. 218-230.

5. Денисов Г.И. Юридическая техника: теория и практика // Журнал российского права. 2005. № 8. С.86-97.

6. Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование: Сборник статей: В 2 т. /под ред. В.М. Баранова. Н.Новгород, 2001.

7. Ивлев Ю.В. Логика для юристов: Учебник. М., 1996.

8. Казаков Д.В. Методологические проблемы исследования законотворчества // История государства и права. 2009. № 6. С. 5-7.

9. Кашанина Т.В. Логика права как элемент юридической техники // Журнал российского права. 2008. № 2. С. 25-35.

10. Кожевников О.А. Дефектное правотворчество: (на примере приказа Федеральной регистрационной службы РФ от 21 мая 2007 г. № 89 «Об утверждении Методических рекомендаций по заполнению форм документов, представляемых в Федеральную регистрационную службу и ее территориальные органы для государственной регистрации некоммерческих организаций») // Российский юридический журнал. 2008. № 1. С.135-138.

11. Лапшин В.Ф. Юридическая и законодательная техника: вопросы соотношения и применение в уголовном праве // Человек: преступление и наказание. 2009. № 1. С. 89-91.

12. Литягин Н.Н. Ревизия и систематизация законодательства // Государство и право. 2003. № 4. С.26-32.

13. Мазуренко А.П. Преодоление пробельности российского законодательства как одна из целей правотворческой политики // «Черные дыры» в Российском законодательстве. 2008. № 5. С. 50-51.

14. Мазуренко А.П. К вопросу о юридической ответственности за правотворческие ошибки // «Черные дыры» в Российском законодательстве. 2009. № 2. С. 40-41.

15. Мамчун В.В. Риск и ошибка в правотворчестве // «Черные дыры» в Российском законодательстве. 2008. № 4. С. 42-48.

16. Поленина С.В. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996.

17. Поленина С.В. Ошибки в праве (факторный анализ) // «Черные дыры» в Российском законодательстве. 2008. № 4. С. 36-37.

18. Пресняков М.В. Правовая определенность как системное качество российского законодательства // Журнал российского права. 2009. № 5. С. 33-42.

19. Радченко В.И. и др. Практические аспекты прогнозирования законодательства и эффективности применения прогнозируемых норм // Журнал российского права. 2008. № 8. С. 3-14.

20. Раянов Ф.М. Пробелы в российском законодательстве: конституционно-методологические аспекты // Пробелы в российском законодательстве. 2008. № 1. С. 19-20.

21. Рузанова В.Д. Отраслевые и комплексные кодексы как основа законодательной системы России: признаки и сущность // Гражданское право. 2008. № 3. С. 14-18.

22. Рузанова В.Д. Отраслевой кодификационный нормативный акт как отражение свойств кодификации // Гражданское право. 2009. № 1. С. 21-27.

23. Сенякин И.Н. Специализация и унификация российского законодательства. Проблемы теории и практики. Саратов, 1993.

24. Сырых В.Е. Разработку проблем юридической техники – на уровень потребностей практики // Журнал российского права. 1999. № 12. С.166-167.

25. Тихомиров Ю.А. Юридическое проектирование: критерии и ошибки // Журнал российского права. 2008. № 2. С. 9-17.

26. Третьякова О.Д. Законодательные ошибки как следствие конвергенции правовых систем // «Черные дыры» в Российском законодательстве. 2008.№ 4. С. 38-41.

27. Туранин В.Ю. Юридический жаргон современного российского законодательства: причины использования и пути устранения // Российская юстиция. 2008. № 6. С. 27-30.

28. Шейнин Л.Б. Законодательная техника // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 2. С. 25-28.

29. Шувалов И.И. Проблема эффективности правотворчества в свете современной политико-правовой теории управления обществом // Журнал российского права. 2005. № 4. С.87-98.

30. Шугрина Е.С. Техника юридического письма: учебно-практическое пособие. М., 2001.

31. Щипанов А.В. Правотворческие парадоксы // Российский юридический журнал. 2008. N 3. С. 139-145.

ПРАКТИКУМ

Задания для эссе-рассуждения и дискуссии:

1. Используя текст Конституции РФ, проанализируйте содержание стадий законотворческого процесса:

а) законодательная инициатива;

б) обсуждение законопроекта;

в) принятие закона (принятие закона Государственной Думой, одобрение закона Советом Федерации, подписание закона Президентом РФ);

г) опубликование закона.

2. Выскажите свое мнение по поводу значения юридической техники, проанализировав следующую формулу «Казнить нельзя помиловать».

3. Сравните содержание понятий «нормотворчество», «правотворчество», «законотворчество».

4. Legem brevemesse oportet (Закон должен быть кратким) – известная сентенция древнеримских юристов. Проанализируйте данный принцип, изложите свое мнение в форме эссе-рассуждения.

5. Действующее законодательство не всегда отвечает современным требованиям, одним из его пороков является нестабильность и бессистемность, зачастую оно представляет собой нагромождение бесчисленных изменений и дополнений. Также в современных нормативных актах остаются и устаревшие нормы, которые не отвечают уровню современного развития страны. Все это, в конечном счете, затягивает создание необходимых правовых гарантий для устойчивого развития общества и государства. Каким образом, по вашему мнению, можно преодолеть указанные недостатки правотворчества?

 

Заполните таблицы

«Виды правотворчества»

вид правотворчества понятие примеры
1. референдум    
2.законотворчество    
3. делегированное правотворчество    
4. подзаконное правотворчество    

 

«Принципы правотворчества»

принцип содержание способы обеспечения
1. научность    
2. профессионализм    
3. законность    
4. демократизм    
5. гласность    
6. оперативность    

«Структурные элементы юридической техники»

элемент юридической техники определение примеры
1. средства юридической техники    
2. правила юридической техники    
3. технические приемы    

 

Проверьте свои знания:

1. Совокупность средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности, называется:

а) механизмом правового регулирования; б) кодификацией;

в) законотворчеством; г) юридической техникой.

2. В порядке референдума принимаются:

a) указы; б) инструкции; в) законы; г) подзаконные акты.

3. Деятельность компетентных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм, называется:

а) кодификацией; б) правотворчеством;

в) правоприменением; г) правореализацией

4. Деятельность государственных органов по созданию законов относится к форме осуществления функций государства:

a) правотворческой; б) правоприменительной;

в) правоохранительной; г) организационной.

5.Правотворчество государственных органов от народного правотворчества отличается:

а) юридической силой принимаемых правовых актов;

б) по субъектному составу органов правотворчества;

в) компетенцией этих органов;

г) по количеству участвующих.

6. Принципы правотворчества:

а) научность, профессионализм, законность, демократизм, гласность;

б) всеобщность, равенство, законность, краткость;

в) планирование, формальная определённость, гласность, долгосрочность;

г) четкая организация, научность, формальность, социальность;

д) зависимость от политики, гласность, четкая структура.

7. Обязательные стадии принятия закона:

а) внесение законопроекта в законодательный орган;

б) обсуждение;

в) принятие;

г) опубликование;

д) все вышеперечисленные.

8. Понятие «законодательная инициатива» включает в себя:

а) право компетентных органов вносить в законодательный орган свои предложения;

б) право определенных субъектов вносить предложения об издании, изменении или отмене закона;

в) право правительства РФ вносить в Государственную Думу предложения по усовершенствованию законодательства;

г) право Верховного суда РФ вносить проекты законов в компетентный орган.

9. Президент РФ подписывает принятый закон и обнародует его:

а) в течение 5 дней;

б) в течение недели;

в) на следующий день, после принятия;

г) в течение 14 дней;

д) в течение месяца.

10. На какой стадии законотворчества можно дополнить закон?

а) на стадии подписания закона Президентом РФ;

б) на стадии рассмотрения закона Советом Федерации;

в) на стадии обсуждения закона Государственной Думой;

г) на стадии опубликования;

д) на стадии принятия закона Государственной Думой.

11. Юридическая техника включает:

а) юридические термины и юридические конструкции, складывающиеся из определенного сочетания субъективных прав;

б) система средств подготовки и упорядочения правовых актов для повышения их эффективности;

в) способы, фиксирующие структурную организацию правового акта;

г) взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового материала.

12. Какой из нижеперечисленных источников права является результатом санкционированного правотворчества:

а) нормативный правовой акт;

б) правовой обычай;

в) нормативный договор.

 


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...