Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЛАВА 9. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

§ 1. Понятие и сущность систематизации права

§ 2. Юридический учет

§ 3. Инкорпорация: понятие и виды

§ 4. Консолидация как вид систематизации права

§ 5. Кодификация – правосистематизирующее правотворчество.

 

§ 1. Понятие и сущность систематизации права

С усложнением общественной жизни, образованием новых сфер правового регулирования, интенсификацией правотворческой деятельности государства растет и массив источников права. Для приведения их в порядок требуется специальная юридическая деятельности по систематизации права

Под систематизацией права в широком смысле понимается деятельность государственных и негосударственных органов и организаций, отдельных лиц, направленная на упорядочение правовых предписаний, приведению источников их содержащих в единую систему.

Систематизация права в узком смысле рассматривается как деятельность компетентных субъектов по упорядочению различных правовых актов (правотворческих, правоприменительных, актов толкования права и т.п.) в систему.

В учебной литературе систематизация права зачастую сводится лишь к систематизации законодательства, что не вполне обосновано. Систематизация законодательства является наиболее актуальным видом систематизации права, но далеко не единственным. Систематизации (учету, инкорпорации и консолидации) могут подвергаться и другие правовые акты.

Под систематизацией законодательствапринято понимать юридическую деятельность государственных и негосударственных органов и организаций, направленную на упорядочение нормативно-правовых актов (термин «законодательство» здесь понимается широко – как совокупность всех нормативно-правовых актов).

Основной целью систематизации права создание упорядоченной, внутренне и внешне непротиворечивой системы правовых актов (или законодательства). Непротиворечивая и упорядоченная система законодательства же в свою очередь способствует повышению эффективности правового регулирования. Поводами к систематизации права могут стать накопление большого количества правового материала, необходимость реформы соответствующей сферы правового регулирования, радикальное изменение содержания регулируемых отношений. Так, например, во Франции революция 1789 года привнесла очень много предписаний, которые наслаивались на действующие ордонансы (законы) создавали неразбериху в правоприменительной практике, особенно в вопросах защиты права собственности и защиты вещных прав. К началу XIX века накопилось 14400 декретов, которые противоречили друг другу. В 1880 году была учреждена комиссия по выработке проекта Гражданского кодекса, а в 1804 году был принят сам документ[307]. В данном примере сочетаются все три повода.

Непротиворечивая и упорядоченная система законодательства же в свою очередь способствует повышению эффективности правового регулирования, повышению уровня правовой культуры населения.

Субъектами систематизации права могут выступать государственные органы и должностные лица, негосударственные организации, научные организации, частные лица. В зависимости от субъектов систематизацию принято классифицировать на официальную и неофициальную. Официальная систематизация осуществляется компетентными государственными органами и должностными лицами, оформляется в виде документа установленной формы, обязательна для применения.

Неофициальная систематизация может осуществляться любыми лицами, результат ее не носит обязательного характера.

Объектом систематизации права могут выступать любые правовые акты: нормативно-правовые, акты толкования права, правоприменительные акты.

Непосредственным результатом систематизации являются разнообразные акты-документы или упорядоченная совокупность актов. Большее же значение имеет общественно-правовой результат, который заключается в уточнении сферы правового регулирования.

Особое место для практики систематизации права систем занимает юридический опыт, который отражает как совокупный итог всей правосистематизирующей деятельности, так и отдельные ее моменты. Он формируется путем выделения (селекции) наиболее целесообразных, передовых и полезных юридических действий, средств, способов, приемов и принятых решений, имеющих большое значение для последующей систематизации права[308].

Систематизация права может проводиться в различных формах, они отличаются и содержанием, и внешней формой. В соответствии с указанными критериями выделяются такие формы как юридический учет, консолидация, инкорпорация и кодификация. Остановимся на характеристике данных видов подробнее.

 

§ 2. Юридический учет

Первым и самым простым видом систематизации является юридический учет. Далеко не все современные исследователи считают учет разновидностью систематизации[309]. Вместе с тем данная форма систематизации имеет важное значение. Опыт законодательной и правоприменительной деятельности в Российской Федерации и зарубежных странах показывает, что качество учета нормативных актов в государственных органах и учреждениях, его эффективность во многом определяют юридическую культуру правотворчества, эффективность правоприменительной деятельности и правового воспитания.

Юридический учетдеятельность государственных и негосударственных органов и организаций, должностных лиц по выявлению, сбору, расположению и хранению правовых актов.

Объектом юридического учета могут выступать нормативно-правовые, индивидуально-правовые акты, акты толкования права, правоприменительные акты.

Юридический учет представляет собой не просто сбор и хранение массива правовых актов, его эффективность зависит, прежде всего, от реализации следующих принципов:[310]

1) полнота информационного массива, обеспечивающая фиксацию и выдачу всего объема справочной информации отсутствие пробелов и упущений в информационном массиве

2) достоверность информации, основанная на использовании официальных источников опубликования нормативных актов, а также на своевременной фиксации внесенных изменений в акты, включенные в информационный фонд;

3) удобство пользования, необходимое для оперативного и качественного поиска нужных сведений о праве.

Юридический учет может осуществляться в разных формах. Наиболее простой является журнальный учет, который представляет собой фиксацию правовых актов в специальных журналах.

Такой учет может вестись по хронологическому, алфавитно-предметному или системно-предметному принципам. Хронологический принцип означает, что все подлежащие учету в соответствующем органе или учреждении нормативные акты регистрируются в журнале (журналах) по датам принятия или в порядке поступления. Акты различных типов (индивидуально-правовые, нормативно-правовые, интерпретационные и др.), а также неодинаковой юридической силы (законы, указы, постановления и т. д.), как правило, регистрируются отдельно.

При алфавитно-предметной регистрации правовые акты фиксируются по предметным рубрикам, располагаемым по алфавиту (например, аванс, аккредитив, аренда и т. д.).

Наиболее оптимальной считается тематико-предметная форма журнального учета, при которой рубрики разделов журнала определяются в зависимости от деления всего массива правовых актов на определенные отрасли, предметные рубрики.

Данная форма учета довольно часто используется в государственных органах и учреждениях, однако эффективна лишь при небольшом объеме поступающей информации.

Другой разновидностью данной формы систематизации является картотечный учет. Такой вид учета используется как государственными органами и организациями, так негосударственными. На карточке, которая располагается в специальном каталоге, фиксируются реквизиты правового акта, присеваемый ему номер, место хранения, иногда даже текст самого акта. Рубрики картотеки определяются на базе выработанного заранее словника или рубрикатора. Карточки в картотеке обычно располагаются по хронологическому, алфавитно-предметному либо предметно-отраслевому принципам. Поиск соответствующих карточек осуществляется как ручным способом, так и в полуавтоматизированном режиме (карточки с краевой перфорацией, передвигающиеся полки, тиражирование необходимых карточек и т. д.).

Третья форма учета законодательства — это ведение контрольных текстов действующих нормативных актов,т. е. внесение в тексты официальных изданий законов, указов, постановлений и других нормативных актов отметок об отмене, изменении, дополнении таких актов или отдельных их частей с указанием тех актов, на основании которых производятся эти отметки.

Наиболее совершенной формой юридического учета является автоматизированный (электронный) учет. В данном случае создаются автоматизированные базы данных правовых актов, поступающих или исходящих. Данный вид учета позволяет осуществлять поиск по внесенным в базы правым актам, их текстам. Использование информационно-поисковых электронных систем позволяет систематизировать правовые акты одновременно по типу, дате принятия, принявшему органы, предметной рубрике и т.п. Электронный учет может осуществляться как с помощью простейших баз данных, созданных при помощи средств MS Office, так и специализированных компьютерных программ (автоматизированные справочно-поисковые системы «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс» и т.п.). Последние многими современными авторами признаются уже не юридическим учетом, а инкорпорацией. Так, например, С.В. Бошно считает справочно-поисковые системы типа «Консультант Плюс» считает развивающейся инкорпорацией, поскольку она содержит правовые акты, подвергшиеся юридической обработке[311].

Юридическая обработка предполагает собой выявление взаимосвязей между документами и их фиксирование с помощью определенных форм (ссылок, примечаний, справочных сведений), а также создание редакций документов при их изменении. Инкорпорация в справочно-правовых системах производится по запросу пользователя с использованием таких оснований, как вид документа, дата принятия, название, ключевые слова.

Юридический учет представляется необходимым видом юридической деятельности, совершенствование которого позволит оптимизировать правовое регулирование общественных отношений, поэтому исключать его из видов систематизации права нецелесообразно.

§ 3. Инкорпорация: понятие и виды

Более сложным видом систематизации права является инкорпорация. Здесь уже правовые акты подвергаются более существенной юридической обработке.

Инкорпорацияпредставляет собой вид систематизации права, при котором правовые акты объединяются в различные сборники или собрания в определенном порядке (по хронологическому, предметному и иным принципам).

Инкорпорация может проводиться также государственными и негосударственными органами и организациями, поэтому принято выделять официальную, неофициальную и полуофициальную инкорпорацию.

Официальная инкорпорацияосуществляется от имени государства компетентными государственными органами, поэтому на ее результаты (сборники, собрания) принято ссылаться в правотворческой, правоприменительной деятельности, при составлении официальных документов и подготовке научных исследований. Примером официальной инкорпорации в России является Собрание законодательства Российской Федерации, Собрание актов Президента и Правительства.

Неофициальная инкорпорация может осуществляться в целях реализации личных или корпоративных интересов. Подобные сборники не имеют юридического значения, ссылки на них в официальных документах не допускаются. Как правило, подобные издания осуществляются для удобства профессиональной или учебной деятельности. Например, на полках книжных магазинов часто можно увидеть такие издания как «Сборник кодексов РФ», «Жилищное законодательство» и т.п. В принципе подобный сборник может создать любое лицо, нуждающееся в нем.

Официозная (полуофициальная) инкорпорация— это издание собраний и сборников законодательства по поручению правотворческого органа (органов) специально уполномоченными на то органами (например, Министерством юстиции), причем правотворческий орган официально не утверждает и одобряет такое собрание (сборник), и потому тексты помещенных в нем актов не приобретают официальный характер. Например, Систематическое собрание действующего законодательства РСФСР, изданное в 1960-х гг.

В зависимости от принципа, который выбран за основу проведения инкорпорации различают предметную, хронологическую и предметно-хронологическую. В первом случае акты объединяются в сборники по определенной теме, предмету регулирования, во втором – по дате принятия (например, Собрание законодательства Российской Федерации). Есть и более сложная форма издания, при которой акт делится на разделы по предметному принципу, а внутри разделов акты построены по хронологическому принципу.

По объему охватываемого материала инкорпорация может быть генеральной (охватывается вся отрасль права, или даже весь массив правовых актов в государстве) или частичной (охватывается определенный правовой институт).

При инкорпорации не меняется ни текст, ни реквизиты правового акта, не ставится задача устранения пробелов и противоречий. Именно это свойство инкорпорации — сохранение неизменным содержания нормативного регулирования — отличает ее от кодификации и консолидации. Вместе с тем форма изложения содержания нормативных актов иногда претерпевает определенные изменения, поскольку инкорпорация не сводится к простому воспроизведению актов в их первоначальной реакции. Обычно в сборниках действующих правовых актов их тексты печатаются с учетом последующих официальных изменений и дополнений. Кроме того, в процессе инкорпорации из текста помещаемых в сборник актов удаляются главы, статьи (пункты), отдельные абзацы и иные отделимые части, признанные утратившими силу или фактически такую силу потерявшие, включаются все последующие изменения и дополнения с указанием официальных реквизитов тех актов, которыми внесены соответствующие коррективы.

В учебной литературе характеристика данного вида систематизации права сводится к инкорпорации нормативно-правовых актов, что не совсем верно. Инкорпорированы могут быть и интерпретационные, и правоприменительные акты. Например, издаются сборники постановлений пленума Верховного суда, Высшего арбитражного суда и т.п.

Специальной разновидностью официальной инкорпорации является свод законов государства. Создание свода законов считается наиболее сложным видом официальной инкорпорации права, поскольку систематизации подлежит огромный массив правовых актов, что требует серьезной подготовки и значительной работы. Впервые такой акт был создан еще в Римской империи – Свод гражданского права (Corpus Iuris Civilis). Он состоял из 3 основных частей: Институции (учебник основ права), Дигесты или Пандекты (систематическая компиляция цитат из трудов римских юристов, расположенных по предметному принципу), Кодекс (инкорпорация императорских конституций). Позднее был издан Сборник новелл, считающийся дополнительной частью свода и объединявший новейшие императорские конституции. Особенностью данной систематизации являлось то, что инкорпорации подверглись не только правовые акты, но и отрывки из трудов ученых-юристов. Все последующие систематизации права охватывали только правовые акты.

В Российской империи вопрос о упорядочении нормативных актов актуализировался в начале XIX века. Основные подходы к систематизации были определены М.М. Сперанским, и включали в себя три последовательно связанных и взаимообусловленных этапа систематизации узаконений: 1) хронологическая инкорпорация – Полное собрание законов Российской империи; 2) выделение и систематизация действующего законодательства общеимперского характера - Свод законов Российской империи и партикулярных узаконений (своды местного законодательства отдельных национальных регионов Российской империи); 3) отраслевая кодификация законодательства – Гражданское, Уголовное и другие уложения. При этом сам Свод законов Российской империи часто называют сложным «инкорпорировано-консолидированным» источником,отличным от простой предметной инкорпорации[312]. На этом основании некоторые авторы и в целом такой вид как свод (собрание) законодательства считают самостоятельной формой систематизации права[313].

В советский период также осуществлялись обширные работы по упорядочению действующего законодательства. В 1929—1932 гг. была проведена работа по подготовке Свода законов СССР, но она, к сожалению, не была доведена до конца. В 60—70-х гг. были изданы Систематическое собрание законодательства СССР и соответствующие собрания в союзных республиках. На их базе были подготовлены и изданы в 80-х гг. Свод законов СССР (11 томов) и Свод законов РСФСР (8 томов).

 

§ 4. Консолидация как вид систематизации права

Следующим видом систематизации права является консолидация.

Под консолидацией понимается такая разновидность систематизации, при которой правовые акты со сходным предметом регулирования объединяется в один консолидированный акт.

При такой форме систематизации тексты объединяемых правовых актов существенно не меняются, но подвергаются определенной юридической обработке, которая предполагает изъятие дублирующих положений, устаревших и утративших силу норм, текст приводится к единообразному виду и используется унифицированная терминология. Акты утрачивают свои реквизиты, ими обладает новый консолидированный акт.

Мировая практика принятия укрупненных актов достаточно обширна[314]. В Великобритании, например, издаются консолидированные документы, объединяющие акты парламента, принятые по одному предмету регулирования за его время его существования. В конце XIX в. английский парламент принял специальный закон о консолидации статутного права. Во Франции широко используются так называемые кодексы, объединяющие нормативные предписания по аналогичному вопросу. Изданы, например, такие консолидированные акты, как Кодекс дорог общественного пользования, Кодекс сберегательных касс, Кодекс морских портов и др. Название «кодекс» не должно смущать, поскольку это именно укрупненные и модернизированные акты, для кодификации же характерны и другие признаки – создание крупного и сложного по своей структуре акта, являющегося головным в той или иной отрасли (подотрасли) права или законодательства, отличающегося стабильным содержанием. Однако в консолидации в отличие от двух предыдущих форм систематизации права уже присутствуют элементы правотворчества, но при этом новый, укрупненный акт не меняет содержание правового регулирования, не вносит изменения и новеллы в действующее законодательство.

В СССР также велась работа по консолидации правовых актов в сфере регулирования вопросов сельского хозяйства, налогообложения, административной ответственности и др. Так, в 1990 г. Президиум Верховного Совета СССР объединил в один акт 48 ранее принятых актов о служебных командировках. По мнению современных исследователей, задача консолидации законодательства актуально и сейчас, поскольку в ряде сфер правового регулирования действуют десятки разрозненных актов на федеральном уровне, в субъектах и муниципальных образованиях[315].

Как правило, консолидации подвергаются нормативно-правовые акты, но могут быть консолидированы и правоприменительные акты, или акты толкования права. Например, постановление №1 Пленума Верховного Суда РФ от 27 января 1999 г. «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)», объединило постановление Пленума Верховного Суда РФ № 15 от 22 декабря 1992 г., постановления Пленума Верховного Суда СССР № 4 от 27 июня 1975 г. и № 10 от 22 сентября 1989 г. Очевидно, что консолидации подлежат акты одинакового типа и юридической силы.

Консолидация может носить только официальный характер, т.е. проводится компетентными субъектами в установленных процессуальных формах. Говоря о консолидации нормативно-правовых актов необходимо отметить наличие элементов правотворчества в данной деятельности. Как уже говорилось, тексты правовых актов претерпевают определенные изменения (устраняются повторы, длинноты, недействующие нормы), а потому можно говорить и об уточнении предмета правового регулирования. Более существенные элементы правотворчества содержатся в такой форме систематизации права как кодификация.

 

§ 5. Кодификация – правосистематизирующее правотворчество

Кодификация это форма систематизации права, при которой происходит коренная переработка нормативного материала, регулирующего конкретную сферу общественных отношений и создание единого внутренне и внешне согласованного правового акта.

При кодификации происходит значительная переработка правового материала, поэтому кодификация той или иной отрасли или подотрасли права предполагает, как правило, значительную реформу в соответствующей сфере правового регулирования.

Для кодификации характерны следующие черты:[316]

1) в кодификационном акте обычно формулируются нормы, регулирующие наиболее важные, принципиальные вопросы общественной жизни, определяющие нормативные основы той или иной отрасли (института) законодательства;

2) такой акт регулирует значительную и достаточно обширную сферу отношений (имущественные, трудовые, брачно-семейные отношения, борьба с преступностью и т. д.);

3) кодификационный акт представляет собой сводный акт, является единым, внутренне связанным документом, включающим в себя как проверенные жизнью, общественной практикой действующие нормы, так и новые правила, обусловленные динамикой социальной жизни, назревшими потребностями развития общества;

4) кодификация направлена на создание более устойчивых, стабильных норм, рассчитанных на длительный период их действия;

5) кодификационный акт обычно возглавляет систему взаимосвязанных нормативных актов, образующих определенную отрасль, подотрасль или отдельный институт законодательства;

6) акт кодификации всегда значителен по объему, имеет сложную структуру (части, разделы, главы). Это своеобразный укрупненный блок законодательства, обеспечивающий более четкое построение системы нормативных предписаний, а также удобство их использования.

В научной литературе кодификация рассматривается и как вид деятельности (процесс), заключающийся в переработке действующего законодательства, создание нового акта, и как результат – единый, внутренне согласованный кодифицированный акт[317].

Кодификация отличается от иных форм систематизации права тем, что, во-первых, является не только формой систематизации, но и правотворчеством (правосистематизирующее правотворчество), во-вторых, применяется только в отношении нормативно правовых актов.

В научной литературе различают следующие виды кодификации в зависимости от объема (охвата) регулируемых общественных отношений выделяют генеральную (всеобщую), отраслевую, внутриотраслевую (специальную) кодификации. Генеральная предполагает масштабную работу по созданию сводных кодифицированных актов по основным отраслям законодательства (своеобразного «Кодекса кодексов»), отраслевая предполагает систематизацию норм одной отрасли в кодифицированном акте (Уголовный кодекс, Семейный кодекс, Гражданско-процессуальный кодекс), внутриотраслевая (специальная) охватывает нормы одного института, комплекса институтов или подотрасли права (Кодекс об административных правонарушениях).

Как уже говорилось, результатом кодификации является кодифицированный нормативно-правовой акт, однако он далеко не всегда именуется кодексом и имеет юридическую силу закона, кодифицированными могут быть и подзаконные акты.

Кодифицированный акт может быть издан в форме кодекса, основ законодательства, устава, положения, правил и т.п.

Кодекс – законодательный комплексный внутренне согласованный акт, регулирующий определенную область общественных отношений и подлежащий непосредственному применению. Кодекс может охватывать все нормы отрасли (Уголовный кодекс РФ), основные нормы отрасли и дополнятся другими законами и подзаконными актами (Гражданский кодекс РФ), нормы подотрасли права или сложного правового института (Бюджетный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях и т.п.). В научной литературе высказывается точка зрения, согласно которой титул кодекса должен получать такой кодифицированный акт, который создан в результате обобщения отраслевого законодательства, совпадающего в целом или в подавляющей части с отраслью права[318]. Позволим себе не согласиться с данной точкой зрения. Кодификация законодательства проводится не формальным признакам, а исходя из потребностей правового регулирования общественных отношений. Количество отраслей права может не совпадать с количеством отраслей законодательства и, тем более, областей правового регулирования и видов государственного управления. Имеются и так называемые комплексные кодексы, систематизирующие нормы, которые собраны вместе не по отраслям права, а по иным основаниям (сфера государственной деятельности, отрасль хозяйства) и объединены единой концепцией, общими принципами регулирования значительной области отношений (Воздушный кодекс, Таможенный Кодекс торгового мореплавания и др.). В научной литературе существует точка зрения, согласно который комплексным считается кодекс, объединяющий нормы нескольких отраслей права или даже нескольких институтов одной отрасли права. В качестве примера приводится Жилищный кодекс РФ – комплексный внутриотраслевой кодекс[319].

Уставы — это комплексные нормативные акты, регулирующие правовое положение определенных органов и организаций (например, Устав Центробанка РФ), либо ту или иную сферу государственной деятельности (Устав железных дорог, устав внутреннего водного транспорта). В форме устава издаются также основные нормы, определяющие правовой статус субъектов Российской Федерации (исключая республики в составе РФ, которые принимают конституции), структуру, полномочия и организацию деятельности их государственных органов.

Основы законодательства – комплексные законодательные акты, регулирующие определенный вид общественных отношений и содержащие основные нормы соответствующей сферы правового регулирования. Основы законодательства могут включать в себя основные нормы отрасли (Основы гражданского судопроизводства Союза ССР и Союзных республик), подотрасли или правового института (например, Основы законодательства Союза ССР и Союзных республик об административных правонарушениях, основы законодательства РФ об охране здоровья граждан) либо сферу общественной жизнедеятельности (например, Основы законодательства об охране здоровья).

Положения – правовые акты (как правило, подзаконные), которыерегламентируют правовое положение, задачи и компетенцию определенного органа, учреждения или группы однородных органов, учреждений, организаций (Положение о Верховном Суде РФ, Положение о службе в органах внутренних дел РФ и др.).

Правила - подзаконные кодифицированные акты, содержащие процедурные нормы, определяющие порядок организации какого-либо рода деятельности (например, Правила возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей).

В ряде случаев кодификационный акт может приниматься в форме закона без дополнительного наименования (например, Закон «Об образовании», Федеральный закон «О государственной службе Российской Федерации» и т. д.). Отнесение того или иного закона к разряду кодификационных определяется в зависимости от его содержания, объема и сферы регулирования им общественных отношений, направленности на объединение действующих норм и одновременное внесение нормативных новелл.

Применительно к Российской Федерации выделяют следующие виды кодифицированных актов:

1. Конституция Российской Федерации – законодательный акт высшей юридической силы, регулирующий основы государственного и общественного устройства. В странах романо-германской правовой семьи преобладают писаные конституции в виде единого комплексного акта. Именно это свойство, а также то, что конституция содержит основные нормы для всей системы права, на базе которых строится вся система законодательства, позволяет считать ее кодифицированным правовым актом. Однако необходимо помнить, что это особый кодифицированный акт, обладающий высшей юридической силой и иными специальными качествами.

2. Конституции и уставы субъектов обладают теми же свойствами применительно к соответствующему субъекту.

3. Федеральные кодексы и кодексы субъектов федерации: отраслевые, внутриотраслевые, комплексные. Следует отметить, что кодекс не является самостоятельным видом нормативно-правового акта, это лишь название документа, поскольку в РФ кодексы издаются в форме федерального закона. Юридическая сила кодифицированного акта определяется не техникой его создания (кодификацией), а его титулом федерального закона.

К данной группе актов можно приравнять и сохраняющие свое действия Основы законодательства об охране здоровья граждан 1993 года (с изм. и доп.), Основы законодательства о культуре 1992 года (с изменениями), Основы законодательства о нотариате 1993 года (с изменениями).

4. Сводные федеральные законы и сводные законы субъектов федерации. В отличие от кодексов, они объединяют более узкую группу правовых норм, но с четко определенным предметом регулирования. Так, например Федеральный закон «О государственной службе» можно считать кодифицированным актом, поскольку он содержит основные нормы, регулирующие соответствующий предмет правового регулирования и детализируется законами и подзаконными актами, регламентирующими особенности отдельных видов государственной службы.

5. Сводные подзаконные акты («положения», «уставы», «правила» той или иной деятельности государственных органов). Подзаконная кодификация не должна противоречить конституции и законодательству и выходить за пределы компетенции органа их издавшего. Подобные акты рассматриваются не как исходные, а скорее как вспомогательные, «приложения» к кодифицированному и текущему законодательству.

В настоящее время в Российской Федерации проведены уже достаточно масштабные работы по кодификации законодательства, однако, данная работа требует продолжения. Актуальными остаются вопросы о создании кодифицированных актов в области избирательного права и процесса, судебного права, в сфере образования и т.п. Создание единой и непротиворечивой системы законодательства будет способствовать эффективной модернизации государства.

Контрольные вопросы:

1. Понятие систематизации.

2. Виды систематизации законодательства: учет, инкорпорация, кодификация, консолидация.

3. Использование компьютерных технологий для систематизации нормативных правовых актов.

4. Подходы к систематизации: хронологические и системные (внутриотраслевое, отраслевое, комплексное законодательство).

5. Результаты систематизации. Собрание законодательства. Свод законов государства. Основы законодательства. Кодексы и иные кодифицированные акты (уставы, правила).

6. Субъекты систематизации. Официальные и неофициальные системы.

 

Рекомендуемая дополнительная литература:

1. Кабрияк Р. Кодификации / Пер. с фр. и вступ. статья Л.В. Головко. М.: Статут, 2007.476 с.

2. Кодификация законодательства: теория, практика, техника: Материалы Международной научно-практической конференции. (Нижний Новгород, 25 - 26 сентября 2008 года): Сб. ст. / Под ред. В.М. Баранова, Д.Г. Краснова. Н. Новгород, 2009. 1100 с.

3. Кодификация российского частного права / В.В. Витрянский, С.Ю. Головина, Б.М. Гонгало и др.; под ред. Д.А. Медведева. М.: Статут, 2008. 336 с.

4. Литягин Н.Н Ревизия и систематизация законодательства // Государство и прав. 2003. №4. С. 26-32.

5. Маковский А.Л. О кодификации гражданского права (1922 - 2006). М.: Статут, 2010. 736 с.

6. Мозженко И.И. Понятие и формы систематизации законодательства // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. N 4. С. 40-43.

7. Наконечный Я.Е. Значение и роль мониторинга нормативных актов для систематизации российского законодательства // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. N 9. С. 14 - 17.

8. Проблемы общей теории права и государства:Учебник для вузов / Под общ. ред. академика РАН, д.ю.н., проф. В. С. Нерсесянца. М.: Норма, 2004. 832 с.

9. Рузанова В.Д. Отраслевой кодификационный нормативный акт как отражение свойств кодификации // Гражданское право. – 2009. - №1. – С. 21-23.

10. Рузанова В.Д. Отраслевые и комплексные кодексы как основа законодательной системы России: признаки и сущность // Гражданское право. 2008. №3. С. 14-17.

11. Систематизация законодательства в Российской Федерации / Под ред. С.А. Пиголкина. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. 458 с.

12. Юртаева Е.А. Системность и систематизация в законотворчестве: теория и опыт // Российская юстиция. 2010. N 4. С. 11 - 13.

 

ПРАКТИКУМ

Задания для эссе-рассуждения и дискуссии:

1. Реми Кабрияк в своем труде «Кодификации» предложил следующий каркас определения кодекса - «это совокупность разрозненных правовых норм, приведенных в форму единого целого». Раскройте смысл данного высказывания, аргументируйте.

2. В зависимости от новизны содержания Реми Кабрияк делит результаты кодификации на «кодексы-компиляции» и «кодексы-реформы». Поясните данную точку зрения, аргументируйте примерами.

3. Кодификация, как писал известный российский цивилист Ю.С. Гамбаров, есть «неоцененное благо: записанные и строго установленные правила устраняют произвол, обеспечивают жизненные интересы и удовлетворяют неоспоримой потребности всех свободных народов в известности и установленности их права». Прокомментируйте данное высказывание, поясните на примерах.

4. По мнению современных исследователей, кодификация является высшей формой систематизации, основной формой совершенствования законодательства. Поясните данное высказывание, выскажите свое мнение о роли и значении кодификации.

5. В научной литературе высказывается точка зрения, согласно которой в России назрела необходимость проведения генеральной кодификации, своеобразного «кодекса кодексов». Что представляет собой генеральная кодификация? Выскажите свою точку зрения, аргументируйте.

 

 

Заполните таблицы

Таблица № .1 «Виды кодифицированных актов»

Вид кодифицированного акта Определение Пример
Кодекс    
Устав    
Основы законодательства    
Положение    
Правила    

Таблица № 2. «Виды кодексов (на примере Российской Федерации».

Вид кодекса Определение и основные черты Пример
Отраслевой кодекс    
Специальный кодекс    
Комплексный кодекс    

 

Таблица № 3. «Сравнительная характеристика консолидации и кодификации»

Критерии сравнения Консолидация Кодификация
Субъекты систематизации    
Объекты систематизации    
Степень юридической обработки нормативного материала

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...