Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Применение как особая форма реализации права

Применение права – особая форма воплощения требований юридических норм в отношениях людей, которая является одной из форм государственной деятельности, в ходе которой компетентный орган организует и контролирует соблюдение юридических норм. Оно осуществляется в тех случаях, когда соблюдения, исполнения и использования оказывается недостаточно для обеспечения полной реализации юридических норм и требуется вмешательство в этот процесс компетентных государственных органов.

Применение права необходимо в следующих отношениях:

- в сфере государственного управления, когда предусмотренные юридические субъективные права и обязанности непосредственно не вытекают из закона, не могут возникнуть и реализоваться без государственно-властной деятельности и требуется издание компетентным органом властного решения в отношении конкретного лица. Например, назначение лица на должность вышестоящим должностным лицом, приказ ректора о зачислении в вуз;

- в области распределения материальных благ и в социальной сфере (выплата пенсий, пособий, дотаций, выделение земельных участков и др.);

- при разрешении споров о праве, когда имеются определенные препятствия для использования субъективных юридических прав гражданами или организациями (при судебных спорах, при наличии препятствий осуществления права собственности);

- при привлечении к юридической ответственности, назначению и исполнению наказания, когда совершено правонарушение и необходимо определить соответствующую меру наказания к нарушителю (дисциплинарное взыскание, приговор суда) или когда юридические обязанности не исполняются добровольно (например, договор поставки).

Признаки применения права:

1) Осуществление применения права только определенными компетентными органами (должностными лицами) – судами различных уровней, администрацией предприятия.

2) Государственно-властный характер велений правоприменительных органов, позволяющий обеспечить возможность реального принуждения правонарушителя к соблюдению юридических норм. Такова, в частности, деятельность прокурора по осуществлению надзора за точным и полным исполнением законов.

3) Индивидуальный характер, отражающий сущность и правоприменительную деятельность в индивидуальном акте применения права (указе Президента РФ о награждении лица государственной наградой или присвоении почетного звания, приказе директора предприятия о наложении дисциплинарного взыскания).

4) Соблюдение процессуальной формы – осуществление применения норм права в строго установленном законом порядке. Особое значение он имеет при применении норм уголовного и гражданского права, где закрепляется в специальных кодифицированных нормативных актах – Уголовно-процессуальном кодексе (УПК) и Гражданско-процессуальном кодексе (ГПК) Российской Федерации.

Выделяют следующие функции применения права:

- организационную (регулятивную), которая заключается в сосредоточении важных для государства вопросов в руках компетентных органов, наделенных властными полномочиями, поскольку в ряде случаев для защиты прав граждан и организаций необходима координация и применение к правонарушителям мер юридической ответственности (органы исполнительной власти);

- правоохранительную, поскольку правоприменительные органы осуществляют охрану прав и законных интересов граждан и юридических лиц (органы внутренних дел, суды, адвокатура)[343].

Принципы применения права. Правоприменительная деятельность государственных органов и должностных лиц должна осуществляться в соответствии с определенными, общепризнанными принципами. Среди них наиболее набольшее значение имеют следующие:

1) принцип законности, означающий строгое и неуклонное следование государственных органов и должностных лиц закону в процессе правоприменительной деятельности;

2) принцип социальной справедливости, на основании которого деятельность правоприменительного органа (должностного лица) осуществляется не в интересах каких-либо граждан или групп, а в интересах всего общества. Нельзя не считаться с тем, что в любом обществе нормы права отражают интересы господствующих классов сильнее, чем интересы остальных (о чем говорил еще Г.Ф. Шершеневич). Однако это не означает, что государственные органы и должностные лица в своей деятельности не должны руководствоваться потребностями общества в целом, соблюдая принцип социальной справедливости.

3) принцип целесообразности, который в данном случае означает учет конкретных условий применения того или иного нормативного правового акта, принятия во внимание специфики сложившейся ситуации в момент вынесения решения, выбор наиболее оптимального варианта реализации правовых требований в тех или иных конкретных обстоятельствах.

В Уголовном кодексе Российской Федерации наибольшее распространение получили альтернативные санкции, которые позволяют судье (правоприменителю) выбрать оптимальный вид наказания для правонарушителя с учетом обстоятельств совершения преступления и личности подсудимого. В частности, для лица без определенного места жительства и рода занятий судьи вынуждены определять наказание в виде лишения свободы, поскольку альтернативные наказания (без изоляции от общества) или денежные штрафы в данной ситуации неприемлемы.

4) принцип обоснованности правоприменительной деятельности подразумевает полное выявление, тщательное изучение и использование всех относящихся к делу материалов, принятие решения только на основе достоверных, хорошо проверенных, не вызывающих сомнения фактов.

Основные типы процесса правоприменения. Субъектами правоприменительной деятельности являются специально уполномоченный государственный орган либо должностное лицо. Осуществляется применение права в специальной процессуальной форме, установленной законом. Итогом правоприменительной деятельности является оформление индивидуальных юридических актов – актов применения права, имеющих обязательную силу.

При этом применяются разные процедуры, преследуются разные цели. По этим признакам ученые-юристы выделяют три основных типа правоприменения:

Судебный тип правоприменения.Субъектом применения права является суд, не находящийся в каких-либо служебных или организационных отношениях с адресатом. Судья лично в решении не заинтересован; заинтересованность в решении проявляют другие субъекты. Суд рассматривает дела в соответствии с подсудностью, вытекающей из характера дела. Деятельность суда строго регламентирована процессуальными кодексами и иными федеральными законами. Применение состоит в определении правовых последствий, вытекающих из установленных фактов и норм. Свобода усмотрения суда минимальна, а его решение индивидуально.

Управленческий тип правоприменения.Субъект правоприменения находится в служебном или организационном отношении с адресатом решения. Субъект правоприменения лично заинтересован в вынесении решения, что вытекает из его служебного положения. Компетенция правоприменителя вытекает из его места, служебного положения, а частично и из характера дела. Решение выступает как средство оперативного управления. Свобода усмотрения весьма значительна. Решение может относиться к единичным субъектам или к целой группе лиц.

Административный тип правоприменения.Субъект правоприменения не находится в служебных или организационных отношениях с адресатом решения. В качестве адресата может выступать как гражданин, так и организация. Рассмотрение дел регулируется законодательными и подзаконными актами (ведомственными инструкциями). Решение принимается в случае конфликтов, жалоб, споров, правонарушений, заявлений и т. п. Свобода может быть различной в зависимости от характера дела. Решение служит средством осуществления функций государства в отношении граждан и организаций.

Стадии процесса применения норм права.Применение права представляет собой сложную, многоступенчатую деятельность, в ходе которой необходимо выделять главные звенья (стадии применения), характеризующие последовательность действий при рассмотрении юридического дела. В российской юридической науке нет единого представления о количестве стадий процесса применения права. В частности, В.В. Лазарев предлагает три стадии[344], а А.Б. Венгеров – шесть[345].

Обычно выделяют следующие стадии процесса применения норм права:

1) установление (исследование) фактических обстоятельств дела;

2) выбор и анализ юридических норм, подлежащих применению к установленным фактическим обстоятельствам, их толкование. Иногда эту стадию разделяют на три отдельных.

3) решение конкретного юридического дела и его документальное оформление, принятие решения и доведение его до заинтересованных лиц и организаций;

4) иногда еще присоединяют к ним исполнение решения и контроль за его реализацией.

Установление и анализ фактических обстоятельств дела.Фактическими обстоятельствамиявляются жизненные события, происшествия, образующие реальную основу применения права. Под фактическими обстоятельствами понимаются: лицо, совершившие правонарушение; время и место совершения правонарушения; способ совершения, вредные последствия; обстоятельства совершения сделки (в гражданском праве); содержание трудового конфликта (спора), его участники (в трудовом праве). Поскольку фактические обстоятельства происходили в прошлом, их подтверждение происходит с помощью доказательств –всевозможных материальных и нематериальных «следов» правоотношения (вещей, документов, свидетельств очевидцев).

Установление фактических обстоятельств дела происходит путем доказывания, которое представляет собой деятельность по установлению истинности отобранных и изученных обстоятельств дела. Установление фактических обстоятельствдела должно быть законным и обоснованным. Это достигается с помощью доказательств путем глубокого и всестороннего исследования событий, выявления их истинности и объективной достоверности.

К доказательствам, с помощью которых устанавливаются фактические обстоятельства по делу, предъявляются процессуальные требования:

· относимости (принятие и анализ только тех доказательств, которые имеют значение для дела, имеют отношение к исследуемым обстоятельствам),

· допустимости (использование определенных процессуальным законом средств доказывания, собранными без нарушения материального и процессуального права);

· полноты и всесторонности(установление всех обстоятельств, имеющих значение для дела, должны полностью восстанавливать и подтверждать наличие фактических обстоятельств).

Доказательствомявляются сведения о фактах, сами факты (убийство, имущественный ущерб) и источники сведений о фактах (документы, свидетельские показания). Источники сведений о фактах требуют определенных процессуальных форм закрепления и удостоверения (например, протокол допроса обязательно должен быть подписан обвиняемым). Недопустимыми в качестве юридических доказательств являются сведения, полученные, например, в результате физического насилия над обвиняемым.

Выбор и анализ юридических норм,подлежащих применению к установленным фактическим обстоятельствам. На этой стадии возникает вопрос о том, на основании какой нормы должно решиться рассматриваемое дело. Выбор необходимой правовой нормы является правовой квалификацией фактических обстоятельств дела.

Правовая квалификацияэто юридическая оценка всей совокупности фактических обстоятельств дела путем соотнесения данного случая с определенными юридическими нормами:

а) проверка подлинности текста статьи с точки зрения законности. Необходимо проверить подлинность применяемой статьи закона, с точки зрения законности, то есть установить, не изменена ли норма, не противоречит ли она иным законам и т.д.;

б) проверка действия нормы права во времени, пространстве и по кругу лиц. Это означает, что правоприменительный орган должен точно установить:

- действует ли норма права в тот момент, когда на ее основе нужно решить конкретное юридическое дело;

- действует ли она на той территории, где это дело должно быть разрешено;

- распространяется ли действие данной нормы на лиц, в отношении которых она должна быть применена;

в) толкование правовой нормы и разрешение возможных коллизий между нормами права и преодоление пробелов вправе.

При выборе и анализе нормы права иногда обнаруживается, что данный случай регулируется несколькими нормами, которые не совпадают или даже противоречат друг другу по своему содержанию. Это явление называется коллизией правовых норм. Каким же образом разрешаются коллизии между правовыми нормами?

Если обнаружено противоречие между нормой федерального закона и нормой закона субъекта Российской Федерации, то необходимо применять норму федерального закона.

В данном случае большое значение имеет то, к какой группе предметов ведения относится регулируемый вопрос. Если данная проблема находится в сфере исключительной компетенции субъекта РФ (ст. 73), то действует норма регионального законодательства (ч. 6 ст. 76 Конституции РФ).

Если имеется коллизия между нормами, исходящими от различных органов, то применяется норма вышестоящего органа.

При противоречии между нормами, принятыми одним и тем же органом, но в разное время, применяется норма, которая принята позднее.

В случае коллизии между общей и специальной нормой применяется последняя.

Принятие решения по дела и его документальное оформление.Принятие решения по юридическому делувключает в себя два основных этапа:

- процесс принятия решения (с учетом фактических обстоятельств, их квалификации, опыта и подготовки правоприменителя);

- издание индивидуализированного акта применения права (например, приговора, решения суда).

Это завершающая и основная стадия применения норм права. На этой стадии принимается решение и выносится правоприменительный акт, доводится его содержание до сведения исполнителей.

Компетентные правоприменительные органы или должностное лицо (суд, прокуратура, и т.п.) на основании подлинного знания и убеждения в достоверности и законности результатов, полученных на предыдущих стадиях, выносят властное решение и затем объявляют его заинтересованным лицам и организациям.

Таким образом, в отличие от других форм реализации применение права имеет свои особенности:

- осуществляется только компетентными государственными органами;

- носит властный характер;

- имеет ряд стадий:

- реализуется в специальной процессуальной форме;

- завершается вынесением индивидуального юридического решения и реализацией принятого правоприменительного акта.

Реализация принятого решения (правоприменительногоакта).Эта стадия предусматривает исполнение принятого решения по делу, ибо принятие решения без его практического исполнения не имеет смысла.

Актприменения норм праваэто официальный правовой документ, содержащийиндивидуальное государственно-властное предписание компетентного органа, которое выносится им в результате разрешения конкретного юридического дела.

К актам применения права относятся акты парламента, главы государства, исполнительных органов, судебные решения, прокурорского надзора, муниципальных органов, руководителей предприятий, организаций, воинских частей.

Деятельность правоприменительных органов завершается оформлением соответствующего акта, который фиксирует принятое решение и придает ему официальное значение и властный характер. По отношению к конкретным лицам акт применения права представляет собой категоричное, обязательное к исполнению, повеление. За нарушение требований акта виновное лицо несет ответственность в соответствии с нормой права, на основании которой он был издан.

Правоприменительный акт имеет ряд особенностей:

1. Властный характер и охрана принудительной силой государства. Заключенные в акте применения права предписания обязательны для всех, к кому они относятся. При необходимости они могут быть реализованы принудительным путем.

2. Акт применения – это индивидуальный(персонифицированный) правовой акт. Он относится к строго определенным лицам. Правоприменительный акт имеет силутолько для данного случая ине распространяется на подобные случаи.В отличие от нормативно-правового акта, который содержит правовые нормы, имеющие общий характер. Нормы права регулируют множество однородных случаев и распространяются на всех лиц, которые находятся в сфере их действия. Они рассчитаны на неоднократное применение. Индивидуальные акты применения права не содержат правовых норм. Поэтому акты применения права к источникам права в нашей стране не относятся.

3. Законность правоприменительных актов.Правоприменительные акты должны быть законными, то есть должны издаваться в строгом соответствии с законом, опираться на определенные нормы права. Если акт применения права не соответствует закону, он должен быть отменен. Например, приговор суда о назначении наказания лицу, совершившему преступление, может выноситься только на основании норм уголовного права.

4. Формальный характер – имеет установленную законом форму. Акты применения норм права издаются в установленном законом порядке, форме и имеют точное наименование и строго определенные реквизиты.

Пример: акты правоохранительных органов должны иметь следующие обязательные элементы:

- вводную часть, где указывается наименование акта, название органа, издавшего его, время издания, конкретный адресат;

- описательную часть, где излагаются фактические обстоятельства дела;

- мотивировочную часть, в которой содержится обоснование принятого решения;

- резолютивную (итоговая) часть, где излагается содержание принятого решения.

Правоприменительный акт и нормативный акт имеют много общего, но, в то же время, и существенно различаются. Акт применения права – это правовой акт компетентного органа или должностного лица, принятый на основании юридических фактов и норм права, определяющий права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц. Нормативный акт – это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений.

Как видно из приведенных определений, они имеют ряд общих черт:

- это правовые акты;

- принимаются и обеспечиваются компетентными органами;

- имеют властный характер.

От нормативного правоприменительный акт отличается следующим: применяется на основе нормативного и реализует норму права; имеет конкретный, персонифицированный характер; не является источником права, не содержат норм права; выступает как юридический факт; носит одноразовый характер.

Видыправоприменительных актов (актов применения).Акты применения права классифицируются по различным основаниям:

1. По субъектам:

а) акты государственных органов (указ Президента России, приказ министра, приговор суда);

б) акты негосударственных органов (решения органов местного самоуправления).

2. По значению:

а) основные (приговор суда);

б) вспомогательные (подготавливают издание основных, например, постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого).

3. По характеру правового воздействия:

а) регулятивные – устанавливают конкретные юридические права и обязанности в связи с правомерным поведением людей (приказ ректора вуза о зачислении в вуз, приказ о повышении по службе);

б) охранительные – издаются в связи совершением правонарушений (постановление о возбуждении уго­ловного дела, приговор суда, протест прокурора, постановление следователя о привлечении подозреваемого в качестве обвиняемого).

4. По форме:

а) письменные или документированные – в виде отдельного документа (указы, приговоры, решения, приказы и др.);

б) резолютивные – резолюция на материалах дела (например, «согласен» руководителем организации на заявление работника);

в) устные (наложение штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте).

Контрольные вопросы:

1. Понятие реализации норм права. Реализация норм права как процесс и как результат правового регулирования.

2. Формы реализации норм права. Соблюдение, исполнение, использование. Применение норм права как особая форма реализации норм права.

3. Понятие применения права.

4. Субъекты применения права.

5. Условия, при которых необходимо применение права.

6. Правоприменительная деятельность: оперативно-исполнительная и правоохранительная.

7. Принципы правоприменительной деятельности.

8. Стадии применения права. Установление истины. Юридическая квалификация и доказательства.

9. Акты применения права: понятие, признаки, классификация.

10. Отличие правоприменительных актов от нормативных правовых актов.

11. Правоприменительные ошибки, причины и способы их предупреждения.

 

Рекомендуемая дополнительная литература:

1. Балашов А.Н. Аналогия закона и аналогия права в гражданском судопроизводстве // Человек и закон. 2009. № 11. С. 23-28.

2. Беспалов Ю.Ф., Егорова О.А. Применение норм гражданского процессуального права в судебной практике. М.: Юнити, 2010. 159 с.

3. Васильева Ф.П. Современные аспекты нормотворчества и проблемы реализации законов // Пробелы в российском законодательстве. 2008. № 1. С. 84-85.

4. Власенко В.Н. Юридическая квалификация: критерии деления и виды // Журнал российского права. 2009. № 7. С. 121-130.

5. Волков А.В. Цель и средства злоупотребления правом: философско-правовой подход // Философия права. 2009. № 4. С. 31-35.

6. Голышев В.Г. Применение норм гражданского законодательства об ответственности. М.: Юнити, 2009. 127 с.

7. Жинкин С.А. О многоаспектности понятия эффективности права // «Черные дыры» в Российском законодательстве. 2009. № 1. С. 22-23.

8. Завадская Л.Н. Механизм реализации права. М., 1992.

9. Захаров А.А. Применение права как юридический процесс // История государства и права. 2009. № 8. С. 44-48.

10. Захаров А.А. Современные проблемы правоприменения: опыт структурно-функционального анализа // История государства и права. 2009. № 5. С. 39-42.

11. Иванова С.А. Принцип социальной справедливости в правоприменительной деятельности (теоретические аспекты реализации) // Государство и право. 2006. № 1. С.12-18.

12. Карташов В.Н. Применение права. Ярославль, 1980.

13. Кожевников С.Н. Реализация права и законность в Российском обществе: Учебное пособие. Н.Новгород, 2000.

14. Курбатов А., Подмаркова А.Недопустимость злоупотребления правом как общеправовой принцип реализации прав // Хозяйство и право. 2009. № 2. С. 106-117.

15. Ленчик В.А. Государство и механизмы реализации права // Следователь. 2000. № 8. С.2-3.

16. Ленчик В.А. Механизмы действия права и его норм // Следователь. 2000. № 9. С.2-3.

17. Назаров С.Н. Соотношение форм реализации права и функции надзора прокуратуры // История государства и права. 2008. № 6. С. 3-5.

18. Павлушина А.А. Юридический процесс как категория общей теории права: необходимы новые подходы // Пробелы в российском законодательстве. 2008. № 1. С. 79-80.

19. Рарог А.И. Пробелы в уголовном законодательстве России // «Черные дыры» российского законодательства. 2008. № 1. С. 183-186.

20. Родина Л. Применение аналогии закона при рассмотрении дел об административном правонарушении // Законность. 2008.№ 2. С.32-35.

21. Сазонова И.В. О соотношении понятий «недобросовестность» и «злоупотребление правом» // Российский юридический журнал. 2008. № 1. С.172-178.

22. Синюков В.Н., Григорьев Ф.А. Правовая система. Вопросы правореализации. Саратов, 1995.

23. Тверитин С.А. Правоприменение как особая форма реализации права: Лекции /МВД РФ; ВИПК; Домодедово, 2002.

24. Фомина Л.А. Некоторые правоприменительные проблемы применения аналогии закона при рассмотрении гражданско-правовых споров // «Черные дыры» в Российском законодательстве. 2009. № 1. С. 52-54.

25. Четвертакова Е.С. Способы разрешения юридических коллизий в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 7. С. 14-19.

26. Эриашвили Н.Д., Павлухин А.Н., Сулейманов Т.А. Механизм и формы реализации норм уголовного права: монография. М.: Юнити-ДАНА, 2007. 288 с.

27. Юнусов М.А. Исполнение обязанностей человеком и гражданином как условие функционирования общественных отношений // «Черные дыры» российского законодательства. 2008. № 1. С. 456-458.

ПРАКТИКУМ

Задания для эссе-рассуждения и дискуссии:

1. По мнению В.В. Лазарева, «два основных средства основные средства использовались всегда для понуждения людей к реализации правовых предписаний: это обещание наград и угроза физического принуждения или лишением каких-либо благ». Раскройте смысл данного высказывания на примерах. Как вы оценивайте роль правовых стимулов в обеспечении реализации права?

2. В научной и учебной литературе можно встретить точку зрения о том, что использование является наиболее творческой формой правореализации. Выскажите свое мнение, иллюстрируйте на примерах.

3. По мнению современных российских исследователей, без правоприменения невозможно реализация правозащитной политики. Раскройте смысл данного высказывания, поясните на примерах.

4. По мнению Б.Н. Топорнина правоприменительная практика играет «… роль дополнительного источника права, задача которого состоит не в замене ранее существовавших источников, а в их уточнении, развитии, известном приспособлении к новым общественным условиям». Выскажите свое мнение по данному поводу, аргументируйте.

5. Некоторые современные исследователи подчеркивают, что правоприменение являет собой не просто юридическую деятельность, а самостоятельный вид юридической практики. Что представляет собой правоприменение как юридическая практика? Выскажите свою позицию, аргументируйте.

Определите в указанных ситуациях форму реализации права:

1. гражданин приобрел автомобиль;

2. суд вынес решение об аресте имущества;

3. в 20 часов гражданин прекратил строительные работы, чтобы не мешать соседям отдыхать;

4. гражданин представил в налоговые органы декларацию о доходах;

5. гражданин не явился на избирательный участок в день выборов и не принял участия в голосовании;

6. супруги подписали брачный договор;

7. директор предприятия издал приказ об увольнении сотрудника;

8. водитель снизил скорость до 60 км/ч при въезде в населенный пункт;

9. судья спортивных соревнований потребовал снять спортсмена с дистанции за грубое нарушение правил;

10. гражданин направил жалобу на нарушение его трудовых прав в прокуратуру;

11. сотрудник представил документы, подтверждающие, что он отсутствовал на рабочем месте по уважительной причине;

12. родители написали заявление о переводе их ребенка на индивидуальное обучение в связи с его тяжелым заболеванием;

13. сотрудник ГИБДД составил протокол о ДТП;

14. лечащий врач выдал больному направление на обследование;

15. работник подал заявление о предоставлении ему отпуска по семейным обстоятельствам.

Заполните таблицы.

Таблица № 1. «Сравнительная характеристика форм реализации права (соблюдение, исполнение, использование)»

Критерии сравнения Соблюдение Исполнение Использование
Вид реализуемой нормы      
Характер производимых действий      
Результат      
Пример      

 

Таблица № 2. «Сравнительная характеристика реализации права (в форме соблюдения, исполнения и использования) и применения как особой формы реализации права»

Критерии сравнения Реализация (соблюдение, исполнение и использование) Применение права
Субъекты    
Характер производимых действий    
Результат    
Пример    

 

Таблица № 3. «Сравнительная характеристика актов применения права и нормативных правовых актов»

Критерии сравнения Акты применения права Нормативные правовые акты
Субъекты издания    
Особенности содержания    
Структура    
Внешняя форма    
Характер реализации    
Пример    

Проверьте свои знания:

1. Подберите понятие данному определению: «Претворение правовых норм в деятельность субъектов права в результате соблюдения ими правовых запретов, исполнения юридических обязанностей и субъективных прав»:

а) правонарушение; б) правовое поведение; в) применение права;

г) реализация права; д) юридическая ответственность.

2. По характеру правореализующих действий выделяют следующие виды форм реализации норм права:

а) общие, специальные, индивидуальные;

б) санкционирование, делегирование;

в) индивидуальные, коллективные;

г) разрешение, запрет, дозволение;

д) соблюдение, исполнение, использование.

3. Совершение строго определенных в законе действий в интересах управомоченной стороны относится к такой форме реализации права как:

а) запрет; б) использование; в) соблюдение; г) исполнение; д) разрешение.

4. Деятельность субъектов права, состоящая в воздержании от совершения запрещенных нормами права действиями относится к такой форме реализации права как:

а) соблюдение; б) использование; в) исполнение; г) запрет; д) разрешение.

5. Управомочивающие нормы права реализуются в форме:

а) использования; б) исполнения; в) соблюдения; г) запрета; д) разрешения.

6. «Регламентируемая государством властная организующая деятельность компетентных органов и организаций по разрешению конкретного юридического дела, в результате чего выносится соответствующий индивидуальный акт» - это:

а) правотолкование; б) правотворчество; в) правоприменение;

г) правоиспользование; д) правовоплощение.

7. Не относится к признакам правоприменения:

а) вынесение акта применения права;

б) властная деятельность компетентных органов государства;

в) осуществление в специально установленных законом процессуальных формах;

г) индивидуализация правовых предписаний относительно конкретного объекта и конкретной ситуации;

д) является одной из форм реализации права.

8. Не относится к принципам и требованиям правоприменения:

а) целесообразность; б) обоснованность; в) коллективность;

г) справедливость; д) законность.

9. Наиболее точно понятие актов применения права отражает их обозначение как актов:

а) принимаемых органами местного самоуправления;

б) нормативно-правовых, издаваемых в развитие принятого закона;

в) индивидуальных, принимаемых компетентными органами по конкретному юридическому делу;

г) интерпретационных;

д) принимаемых судебными органами.

10. В отличие от нормативного правового акта правоприменительной акт:

а) не персонифицирован; б) касается отдельного случая, лица;

в) не имеет длительного действия;

г) подлежит утверждению вышестоящим органом;

д) принимается правоохранительными органами.

11. Соответствие правоприменительных актов основаниям их классификации:

а) юридическое значение 1) нормативные постановления
б) время действия 2) документы, дорожные знаки, сигналы светофора
в) характер воздействия на правовой статус личности, организации 3) одномоментные
г) способ внешнего выражения 4) запрещающие, обязывающие, управомочивающие
  5) научные комментарии
  6) основные, вспомогательные

 

12. Протокол осмотра места происшествия - это акт:

а) однократного действия; б) нормативный правовой;

в) вспомогательный правоприменительный;

г) основной правоприменительный.

13. В правоприменительной деятельности противоречия, возникающие между нормами права (правовыми актами), регулирующими одни и те же общественные отношения, если они приняты одним и тем же органом разрешаются следующим образом:

а) применяется норма (или правовой акт), принятая позднее;

б) применяется норма (или правовой акт), принятая первой;

в) применяется норма (или правовой акт), более подробно описывающая порядок решения дела;

г) применяется норма (или правовой акт) по усмотрению правоприменителя;

д) применяется норма (или правовой акт) по выбору субъектов правоотношения.

14. Не существует необходимость в применении права в случае:

а) когда предусмотренные юридическими нормами права и обязанности не могут возникнуть у конкретных лиц без государственно-властной деятельности компетентных органов;

б) когда совершено правонарушение и необходимо определить правонарушителю меру наказания;

в) когда существует необходимость в воздержании от совершения запрещенных нормами права действий;

г) когда возникает спор о праве и необходимо защитить чье-то субъектное право;

д) когда необходимо осуществить предусмотренный законом контроль за правильностью приобретения прав и возложения обязанностей.

15. Не относится к стадиям применения норм права:

а) принятие акта применения права;

б) установление и анализ фактических обстоятельств дела;

в) выбор и анализ нормы права (юридическая квалификация), уяснение ее содержания;

г) принятие нормативного правового акта;

д) контроль за исполнением принятого правоприменительного акта.

 


ГЛАВА 12. ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА

1. Понятие, необходимость и принципы толкования права.

2. Виды толкования и акты толкования права.

3. Способы и стадии толкования права.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...