Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гарантии правового статуса личности

Уважение к человеку, признание его достоинства и самоценности ныне становятся главной предпосылкой развития российского общества. Сущность правового положения личности в современном обществе определяется не только официально провозглашенными правами, но и их гарантированностью.[421]

Под гарантиями прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности понимаются те положительно действующие условия и средства, которые обеспечивают их фактическую реализацию, охрану и защиту.[422]

Общие гарантии – это совокупность экономических, политических и других условий, делающих права реальными.[423]

Экономические гарантии создают объективные условия, при которых личность получает все более широкие материальные возможности для свободного осуществления своих прав и свобод: развивающаяся рыночная экономика, неуклонное возрастание материальных и культурных благ общества, рост национального дохода, а также рост производственно-технического потенциала, производительности труда; единство экономического пространства, беспрепятственное перемещение товаров, финансов и услуг; добросовестная конкуренция в экономической деятельности, отказ от глобального огосударствления экономики, признание частной и иных форм собственности.

Социальные гарантии прав, свобод и обязанностей личности охватывают отношения труда и капитала, здравоохранения, социального обеспечения, брака и семьи, рождаемости и смертности. Их развитие направлено на обеспечение каждому достойного уровня жизни. Социальные гарантии прав, свобод и обязанностей определяются и отношениями между социальными слоями, нациями и народностями, коллективами в производственной сфере, в иных областях жизнедеятельности гражданского общества на основе сочетания и единения интересов, на принципах партнерства и социальной солидарности.

Политические гарантии прав, свобод и обязанностей личности – соответствующим образом ориентированная политика государства, ее направленность на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека: демократия, развитость ее институтов и форм, политическая система общества как организационная форма эффективного функционирования гражданского общества, идеологий и политического плюрализма, все более активное участие личности в государственной и общественной жизни.

Идеологические (духовные) гарантии использования прав и исполнения обязанностей - это деятельность государства и общества, направленная на создание и поддержание условий, посредством которых устанавливается свобода мировоззрения личности, осуществляется выбор духовных и нравственных ориентиров. В качестве особого гаранта Конституция РФ признает в России идеологическое многообразие и в то же время однозначно запрещает разжигать социальную, расовую, национальную и религиозную рознь.[424]

Экономические, социальные, политические и духовные гарантии обеспечивают реальность правового статуса в целом, рождают заинтересованность каждого лица в наиболее полной реализации прав, законных интересов, исполнении юридических обязанностей, в их защите.

Юридические гарантии, в отличие от общих, могут существовать только в рамках определенных правил, процедур, придающих им четкий, упорядоченный характер. Основной принцип построения системы юридических гарантий прав человека и гражданина основан на всеобщности защиты прав, свобод и законных интересов всеми способами, не противоречащими закону.[425]

Юридические гарантии охраны и защиты прав, обязанностей и законных интересов составляют самостоятельный вид юридических гарантий правового статуса личности, обеспечивают возможность каждому человеку самому либо с помощью органов публичной власти найти необходимую защиту своих прав и свобод, восстановить их в случае нарушения, наказать виновников правонарушений.[426]

Правовая охрана - понятие объемное, широкое. Она предполагает, прежде всего, регулирование нормального, обычного поведения участников правоотношений. Она заключается в регулятивном потенциале всей совокупности существующих норм, которая не обязательно связана с их нарушением или оспариванием. О защите же мы можем говорить лишь в случае ущемления, создания препятствий на пути реализации прав, свобод и законных интересов, при обращении заинтересованного субъекта в компетентный орган. Таким образом, защита в некотором роде производна от их охраны.

Охрана прав и интересов существует в целях недопущения их нарушений, и ее эффективность будет заключаться в беспрепятственной возможности реализации субъектом своих разумных потребностей. К защите участники правоотношений вынуждены прибегать в случае нарушения или при его угрозе. Эффективность защиты проявляется в способах и формах устранения препятствий на пути реализации охраняемых законом интересов и восстановлении нарушенных прав.[427]

Механизм защиты субъективных прав - это взятая в единстве система правовых средств, при помощи которой обеспечивается восстановление нарушенных субъективных прав, разрешение правовых споров и устранение иных препятствий в реализации субъективного права.[428] Средства, обеспечивающие охрану прав и интересов лица, - это меры предупредительного, профилактического характера.

Меры, как охраны, так и защиты тесно связаны с юридической ответственностью. Однако если охрана лишь потенциально заключает в себе юридическую ответственность, то защита непосредственно оперирует правоохранительным и правообеспечительным механизмом, возлагая на виновную в нарушении чьих-либо прав и интересов сторону ответственность, имеющую различные формы своего выражения в зависимости от характера реализуемых прав и интересов, сопутствующих обстоятельств и многих других условий.[429]

В число юридических гарантий охраны и защиты прав, свобод и обязанностей личности входят следующие закрепленные законом меры (средства, способы):

· меры профилактики и предупреждения правонарушений: общая профилактика, включающая широкую систему мер экономического, социального, политического и идеологического характера, призванных предотвращать правонарушения, устранять возможность их совершения; специальные, принудительные меры предупреждения и устранения причин, порождающих правонарушение со стороны конкретного лица;

· меры пресечения и другие правообеспечительные меры, направленные на принудительное прекращение противоправных действий. К числу мер пресечения можно отнести удаление пассажиров с различных видов транспорта за безбилетный проезд или нарушение установленного порядка проезда, отстранение от работы за нарушение установленных правил, подписка о невыезде, личное поручительство, заключение под стражу и другие;

· меры правовой защиты - средства правового воздействия в отношении обязанных лиц с целью восстановления в полном объеме нарушенных прав и точного исполнения обязанностей. Потребность в использовании защиты возникает в тех случаях, когда без вмешательства компетентных органов и должностных лиц не представляется возможным обеспечить интересы управомоченного лица. К мерам правовой защиты следует отнести все процессуальные средства (иски, жалобы, обращения, запросы и др.), при помощи которых потерпевший может возбудить юрисдикционный процесс, направленный на восстановление его нарушенных прав, свобод и законных интересов, наказание правонарушителей;

· меры юридической ответственности - средства правового воздействия, во-первых, имеющие целью восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов и, во-вторых, носящие штрафной характер и направленные на личность правонарушителя в целях его наказания. К восстановительно-компенсационным мерам относятся: отмена неконституционных и иных неправомерных актов, решений и действий, принудительное исполнение невыполненной обязанности, возмещение причиненного ущерба, устранение препятствий, возникших при осуществлении прав и свобод, в гражданском праве - это принудительный возврат собственнику имущества, полученного другим лицом без правового основания, принудительное изъятие вещи на основе виндикационного иска и др. Карательно-штрафные меры юридической ответственности - это различные виды наказаний, которые, по своему характеру, могут быть конституционно-правовыми, уголовно-правовыми, административно-правовыми, дисциплинарными, гражданско-правовыми, при помощи которых достигается общая и частичная превенция правонарушений, осуществляются задачи перевоспитания граждан, сознательно отступивших от требований норм права. Возложению лишений либо ограничений штрафного характера предшествует оценка поведения правонарушителя и его осуждение;

· меры надзора и контроля за правомерностью поведения субъектов права с целью выявления случаев правонарушений. Надзорно-контрольные меры направлены на выявление нарушений прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, на установление фактов правонарушений. К ним относятся: конституционный контроль, контроль судебных органов, прокурорский надзор, внутриведомственный и общественный контроль. Органы, осуществляющие контроль и надзор, проводят профилактическую работу, принимают меры к пресечению и устранению правонарушений, к восстановлению нарушенных прав, в границах своей компетенции принимают меры воздействия на виновных в правонарушениях либо ставят перед компетентными органами вопрос о привлечении их к карательно-штрафной ответственности, обеспечивают точное и полное исполнение судебных решений по применению мер юридической ответственности. Прокуратура призвана охранять права, обязанности и законные интересы личности. В этих целях она опротестовывает неконституционные и незаконные правовые акты органов, учреждений и организаций, нарушающие права личности, участвует в охране прав граждан во всех видах судопроизводства, привлекает виновных в нарушении прав к уголовной и иным видам юридической ответственности;

· процессуально-процедурные формы реализации вышеназванных мер. Потребность в охране права или обязанности, как уже отмечалось, возникает всякий раз, когда последние оказываются нарушенными либо когда при их реализации создаются препятствия, возникает спор и т.д. В этих случаях индивид сам использует дозволенные законом средства принудительного воздействия на правонарушителя (самозащита права) или обращается к компетентным органам за защитой нарушенного права. Осуществление такой защиты происходит в определенном процессуально-процедурном порядке, как правило, с вынесением акта применения. Процессуально-процедурная форма охраны прав и обязанностей граждан складывается, таким образом, из следующих действий: инициатива заявителя, вынесение акта применения и фактическое его исполнение.

В случаях, особо предусмотренных законом, защита прав и обязанностей граждан осуществляется органами исполнительной власти - в административном порядке. В таком порядке отменяются незаконные, необоснованные решения, нарушающие права граждан, возвращаются неправильно взысканные суммы и т.д.

Судебная форма защиты объективно наиболее приспособлена к защите прав и обязанностей, вытекающих из отношений публичного и частного права. Она применяется в случаях, когда лицо отказывается выполнить лежащую на нем обязанность либо не в состоянии само восстановить нарушенное право, а также в случаях спора о том или ином праве. Правосудие обеспечивает максимально эффективную защиту прав, свобод и законных интересов личности. Оно основывается на началах открытости, равенства граждан перед законом и судом, устности, гласности, состязательности и равноправия сторон. Большое значение при этом имеет строго определенный, детально регламентированный процессуальный порядок деятельности суда, который обеспечивает сторонам возможность предоставлять суду все необходимые материалы в защиту своих прав, знакомиться со всеми документами и т.п. Поэтому правосудие в форме гражданского и уголовного процесса рассматривается в качестве высшей юридической гарантии защиты прав, свобод и законных интересов личности. Через суд можно значительно быстрее и эффективнее добиться исполнения юридической обязанности, восстановления нарушенного права.[430]

В условиях укрепления гражданского общества и формирования правового государства одним из показателей этого процесса является установление взаимной ответственности личности и государства. Поскольку личность и государство находятся в правовых отношениях, не только граждане имеют обязанности перед государством, но и государство несет ответственность перед ними.

Можно выделить несколько видов ответственности государства перед личностью:

· за обеспечение возмещения вреда, причиненного потерпевшему преступлением;

· ответственность должностных лиц за нарушение установленного порядка разрешения обращений граждан, как это предусмотрено в ст. 33 Конституции РФ;

· ответственность за нарушение избирательного законодательства, лишающих права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме;

· ответственность государственных правоохранительных органов за причинение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. В этих и других случаях государство несет также ответственность за компенсацию морального вреда.[431]

· экологическая ответственность государства перед гражданами, поскольку она имеет важное значение для жизни и здоровья людей.

Конституционное закрепление обязанности Российского государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека стало правовой основой для формирования единого механизма охраны и защиты правового статуса личности. Этот механизм представляет собой образованную на основе единых, законодательно закрепленных принципов систему государственных и муниципальных органов, а также негосударственных и международных организаций.

Особое место в правозащитной системе занимает Президент Российской Федерации. В соответствии с Конституцией России он является гарантом прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 80). Для этой цели он располагает специальными конституционными средствами: выступает с законодательной инициативой по наиболее важным вопросам защиты прав и свобод личности; осуществляет правотворческую деятельность, которая заключается в издании указов, направленных на защиту как прав и свобод всего населения, так и отдельных социальных групп, вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти, в частности, нарушающих права и свободы.

Отдельное место в механизме защиты прав человека занимают Федеральное Собрание Российской Федерации и законодательные (представительные) органы субъектов Федерации. К совместному ведению федерального Центра и субъектов Российской Федерации отнесены защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств. Деятельность законодательных органов в рассматриваемой сфере сводится к принятию необходимых нормативных правовых актов.

Следующий орган в числе конституционных элементов защиты прав человека - Правительство РФ. Оно также располагает необходимым набором соответствующих инструментов. В основном это, конечно, правоприменительная деятельность, направленная на реализацию различных социальных программ, проведение разумной экономической политики. С другой стороны, Правительство РФ вправе принимать постановления и распоряжения, направленные, в том числе на защиту прав и свобод человека.

Особое внимание необходимо уделить Уполномоченному по правам человека. Уполномоченный по правам человека в РФ рассматривает жалобы граждан, возбуждает производство в соответствующих государственных органах в интересах заявителя, анализирует состояние дел в правозащитной области, разрабатывает предложения по устранению нарушений прав и свобод человека; готовит ежегодные и специальные доклады о результатах своей деятельности; знакомится с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, и с прекращенными производствами и материалами; выступает на очередных заседаниях Государственной Думы с целью доведения до сведения депутатов информации о грубых или массовых нарушениях прав и свобод.

Одним из наиболее действенных средств конституционной защиты прав и свобод личности признается судебная система. Деятельность судебной системы направлена на защиту любых нарушений прав и свобод со стороны как государственных органов, так и частных лиц. Защита конституционных прав и свобод - основополагающая задача Верховного Суда Российской Федерации. Он вправе рассматривать уголовные и гражданские дела в целях защиты прав и свобод человека и гражданина. Верховный Суд России активно защищает избирательные права граждан. Основная нагрузка по защите прав и свобод граждан лежит на районных судах, в которых рассматривается большинство дел, связанных с нарушением прав и свобод граждан.

Особое место в национальном механизме защиты прав человека принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации. Это обусловлено тем, что Конституционный Суд РФ имеет особый правовой статус; осуществляет защиту прав и свобод человека и гражданина в особой процессуальной форме деятельности - конституционном судопроизводстве; наделен особыми полномочиями в целях защиты прав и свобод личности (проверка конституционности законов и иных нормативных актов уровня Федерации (ее субъектов), толкование Конституции РФ и др.); имеет специфические средства воздействия для восстановления нарушенных прав человека и гражданина; решения его являются окончательными и обязательными для всех представительных, исполнительных и судебных органов, в том числе для Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, высших и иных судебных органов и других субъектов права. Решения Конституционного Суда действуют непосредственно и не требуют подтверждения со стороны других органов.

Названные правозащитные механизмы дополняются правоохранительными органами, уполномоченными осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека (правоохранительную деятельность).

Следующий элемент в конституционном механизме защиты прав и свобод человека - органы местного самоуправления, которые имеют достаточные полномочия в области обеспечения и защиты трудовых, жилищных, социальных и других прав и свобод.

Достижение желаемого качества защищенности прав человека связывают с деятельностью правозащитных общественных объединений. Как отмечают специалисты, большое количество подобного рода организаций свидетельствует о высоком уровне развития общества, его способности к саморегулированию и самоуправлению на основе свободной инициативы граждан и их объединений в целях обеспечения прав и свобод каждого члена общества.

Относительно самозащиты отметим, что граждане России имеют право самостоятельно защищать свои законные права и интересы, используя для этого разнообразные правовые средства. Самозащита прав и свобод человека и гражданина выражается в подаче жалоб, заявлений и предложений, обращений в СМИ; в публичных выступлениях граждан; в гражданско-правовой и уголовно-правовой защите; в обращении в межгосударственные органы по защите прав человека.[432]

Россия является участником многих важнейших международных соглашений в рамках ООН, ОБСЕ, Совета Европы и других.[433] Гражданам России доступны как универсальный механизм защиты прав человека, существующий в рамках системы ООН, так и региональный, созданный в рамках Совета Европы.

Реализация правового статуса не возможна без активного участия в этом процессе самой личности. При этом, нисколько не умаляя роль личной активности каждого человека в реализации и отстаивании своих прав, свобод и законных интересов, все же надо признать определяющую роль государства, призванного создавать необходимые предпосылки и условия, обеспечивая при этом необходимый баланс общественных и личных интересов.

Контрольные вопросы:

1. Правовой статус личности, понятие и содержание.

2. Гражданство и подданство.

3. Правовое положение личности, общее понятие.

4. Права человека как социальная и юридическая категория.

5. Понятие законного интереса.

6. Субъективное право и условия его реализации. Субъективные права и юридическая ответственность.

7. Пределы свободы личности.

8. Государство и личность. Суверенитет личности. Обеспечение государством прав и свобод личности.

9. Взаимная ответственность государства перед гражданином и гражданина перед государством.

10. Юридическая безопасность личности.

11. Обеспечение прав и свобод личности в различных типах государства. Международная защита прав человека.

 

 

Рекомендуемая дополнительная литература:

1. Амельчаков И.Ф., Прудникова С.А. Соотношение правовых категорий «охрана», «обеспечение», «защита» // Закон и право. 2001. - № 5. С.16-18.

2. Бадирян Г.М. Права личности: исторические и теоретические аспекты обоснования и признания // Государство и право. 2006. № 8. С.54-61.

3. Баранникова Т.С. Юридические конфликты: причины возникновения и степень воздействия на общественное правосознание // История государства и права. 2008. № 21. С. 15-17.

4. Баранов В.М. Теневое право. Н.Новгород, 2002.

5. Богданова Н.А. Современный каталог основных прав человека: международный и национальный пути наполнения // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 2010. № 1. С. 41-57.

6. Бывальцева С. Защита прав и свобод человека // Законность.2008. № 9. С. 20-22.

7. Варламова Н.В. Права человека как предмет юридической интерпретации // Государство и право. 2009. № 2. С. 24-29.

8. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М.: НОРМА, 2008.

9. Воеводин Л.Р. Юридический статус личности в России. М., 1997.

10. Гафуров З.Ш. Социально-правовое государство и право человека на достойное существование // Государство и право. 2008. N 5. С. 11-20.

11. Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. М., 2000.

12. Данилова Л.А. Правовое государство и соблюдение принципов правового статуса человека // «Черные дыры» в Российском законодательстве. 2008. № 6. С. 23-24.

13. Зиновьев А.В. Проблемы теории и практики прав человека // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2008. № 6. С. 6-16.

14. Исаева Н.В. Права человека в дискурсе правовой идентичности: к постановке проблемы // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 6. С. 15-19.

15. Клименко А.И. Система источников прав человека // История государства и права. 2008. № 3. С.3-6.

16. Козлов М.А. Субъективное право и охраняемы законом интерес как предметы судебной защиты // Журнал российского права. 2008. № 3. С.69-77.

17. Коломейченко Е.А. К вопросу о понятии «личности» в правоведении (теоретические и практические аспекты) // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2008. № 1. С. 91-93.

18. Лазарев В.В. Ограничение прав и свобод как теоретическая и практическая проблема // Журнал российского права. 2009. № 9. С. 35-47.

19. Лысенко В. В.Механизмы защиты прав человека: некоторые внутригосударственные и международные аспекты // Конституционное и муниципальное право. 2008.№ 16. С. 15-20.

20. Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987.

21. Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. Саратов, 1996.

22. Невинский В.В. Правовой статус личности: сравнительно-правовой анализ Конституции РФ и Всеобщей декларации прав человека // Российский юридический журнал. 2009. № 5. С. 75-82.

23. Орлова О.В. О роли права в самореализации личности в гражданском обществе // Государство и право. 2008. N 6. С. 106-109.

24. Пирбудагова Д.Ш. Единое правовое пространство и проблемы обеспечения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 18. С. 3-6.

25. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы // Государство и право. 2001. № 5. С.89-100.

26. Соколова Н.В. Институт гражданства в России в механизме правового статуса граждан // История государства и права. 2009. № 2. С. 9-12.

27. Субочев В.В. Законные интересы: основы теории // Государство и право. 2009. № 5. С. 15-22.

28. Тер-Акопов А.А. Юридическая безопасность человека в Российской Федерации (основы концепции) // Государство и право. 2001. № 9. С.11-18.

29. Тишаев Б.Б. Основные подходы к классификации экономико-правового статуса индивида // История государства и права. 2008.№ 18. С. 13-15.

30. Утяшев М.М. Права и свободы человека и общечеловеческие ценности // История государства и права. 2010. № 7. С. 9-12.

31. Фомин А.А. Юридическая безопасность – особая разновидность социальной безопасности: понятие и общая характеристика // Государство и право. 2006. № 2. С.72-80.

32. Шарнина Л.А. Человек, его права и свободы как высшая ценность // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 11. С. 23-27.

33. Якимов Г.А. Правовой статус личности: проблемы природы и элементного состава // Российский юридический журнал. 2008. № 2. С. 62-67.

ПРАКТИКУМ

Задания для эссе-рассуждения и дискуссии:

1. Проанализируйте предложенные ниже высказывания, сформулируйте и обоснуйте свою точку зрения:

а) В. Гессен: «Как гражданин каждый индивид является правовым субъектом, субъектом публичных обязанностей и прав».

б) Б.И. Чичерин: «Правом определяется область свободы человека, возможность реализацию его целей совместить со свободою других».

в) Флорентин: « Liberatas est naturalis facultas eius, quod cuique facere libet, nisi si quid vi aut iure prohibetur» (Свобода это естественная возможность каждого делать, что он хочет, но не прибегая к насилию и не нарушая закон).

г) «Nulla regula sine exceptione» (нет правила без исключения).

3. Прокомментируйте следующие нормативные положения:

а) Конституция РФ ст.2: «Человек. Его права и свободы являются высшей ценностью. Признание. Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

б) Всеобщая декларация прав человека 1948г. (ст.2): «Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся, или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете».

Заполните таблицы:

Таблица № 1.«Поколения прав человека»

Поколение прав человека Хронологические рамки документы содержание
Первое поколение      
Второе поколение      
Третье поколение      
Четвертое поколение      

 

Таблица № 2. «Вида правового статуса личности»

Вид правового статуса определение примеры
Общий    
Специальный    
Индивидуальный    

 

Поверьте свои знания:

1.В структуру правового статуса личности входит:

а) национальность; б) религиозная принадлежность;

в) законный интерес; г) место жительства

2.Студент» относится к … (?) правовому статусу личности:

а) общему; б) профессиональному; в) отраслевому; г) специальному

3. Содержанием юридической обязанности является:

a) удовлетворение материальных и духовных благ;

б) мера возможного поведения;

в) мера должного поведения;

г) защита своего интереса

4.Установленная законом мера должного, общественно необходимого поведения называется:

а) профессиональным правовым статусом; б) субъективным правом;

в) правовым статусом личности; г) юридической обязанностью

5.Пол, возраст, семейное положение и иные характеристики фиксирует … (?) правовой статус личности.

а) конституционный; б) общий; в) родовой; г) индивидуальный

6. Взаимная ответственность государства и личности характерна для:

а) правового государства; б) рабовладельческого государства;

в) правового статуса личности; г) местного самоуправления

7. Юридически закрепленное положение личности в обществе – это:

а) дееспособность; б) правовой статус;

в) правоспособность; г) правосубъектность

8. Элементы, не относящиеся к общим гарантиям правового статуса личности:

а) экономические; б) силовые; в) социальные; г) политические.

9. Правовой статус личности – это:

а) юридически закрепленное положение субъекта в обществе;

б) признанные законодательством права субъекта;

в) полномочия государственных органов и должностных лиц;

г) гражданство субъекта;

д) презумпция невиновности

10 .Основные виды правового статуса личности:

а) статус физических лиц, статус юридических лиц, статус депутата;

б) индивидуальный статус, гражданско-правовой статус;

в) конституционный статус, специальный статус, индивидуальный статус;

г) статус лиц без гражданства, беженцев, статус российских граждан, находящихся за рубежом;

д) общий статус, профессиональный статус, должностной статус.

11.В чем выражается взаимная ответственность государства и личности:

а) ограничение политической власти;

б) ответственность Правительства перед представительными органами;

в) дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за нарушение прав и свобод конкретных лиц;

г) импичмент президента;

д) во всем вышеперечисленном.

12. Положение о правах человека могут существовать во внутригосударственном законодательстве в виде:

а) декларация прав и свобод; б) раздела (главы) конституции;

в) положение отрасли законодательства, отдельных законодательных актов;

г) во всех перечисленных видах.

13. Основное положение прав человека в российском законодательстве отражены:

а) в Конституции России; б) в Декларации прав человека и гражданина;

в) в Меморандуме о правах человека; г) в Кодексе прав человека.

14.Основное значение Всеобщей декларации прав человека состоит:

а) в уточнении исторических документов о правах человека;

б) в формулировке прав и свобод человека, которые рассматриваются как универсальные образцы, стандарты для народов мира;

в) в систематизации идей о правах и свободах человека;

г) в закреплении руководящей роли государства.

15. Права человека - это:

а) исключительная льгота, предоставляемая кому-либо в отличие от других;

б) узаконенная возможность что-то делать, удовлетворять свои потребности;

в) отсутствие каких-либо ограничений.

16. Укажите правовые документы, закрепляющие права I поколения:

а) Французская Декларация 1789;

б) Конституция России 1993;

в) Всеобщая декларация прав человека.

17. Укажите документы, закрепляющие права II поколения:

а) Конституция СССР 1936;

б) Конституция штата Верджиния;

в) Международный пакт о социальных и экономических правах.

18. Появление III поколения прав человека связано с:

а) борьбой буржуазии за личную свободу;

б) борьбой широких народных масс за возможности удовлетворения индивидуальных интересов;

в) с падением мировой колониальной системы.

19. Универсальные, стандартные права человека являются результатом деятельности:

а) ООН; б) Совет Европы; в) Содружеств различных государств.

20. Субъектом коллективных прав человека является:

а) человек; б) общность (социальная); в) государство.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...