Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовая культура: понятие и структура

Изучение правовой культуры относиться к числу тех теоретико-правовых проблем, которые не перестают привлекать внимание исследователей. Повышенный интерес к понятию «правовая культура» отражает ее действительную роль и значение в правовой жизни общества. Любые преобразования и реформы в правовой сфере заранее обречены на неудачу, если не будет уделяться должного внимания вопросам формирования правовой культуры отдельно взятой личности и общества в целом.

В юридической литературе можно встретить различные определения правовой культуры. Многообразие определений этого понятия объясняется и тем, что исследователи изначально вкладывают различный смысл в исходные понятия, прежде всего такие, как «право» и «культура». Все это находит свое отражение и в учебной юридической литературе, серьезно осложняя освоение этой темы.[560]

В философско-социологической литературе едва ли найдется термин, имеющий столь необъятное количество истолкований, как термин «культура». По свидетельству ряда ученых, в европейской и американской научной литературе таких определений существует более 250.[561] Выделяют три основных подхода к определению понятия «культура»: 1) антропологические (культура – это совокупность всех благ, созданных человеком, в отличие от того, что создала природа); 2) социологические (культура – это совокупность всех духовных ценностей); 3) философские (культура – это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека). Указанные подходы используются и в юридической литературе при определении правовой культуры.

Выделим основные подходы к понятию «правовая культура».

1. Правовая культура как совокупность ценностей. Во многих определениях правовой культуры указывается на правовые ценности: достигнутые, познанные, реализуемые и т.д. Этот подход основан на философской интерпретации культуры как совокупности материальных и духовных ценностей, созданных человеком.[562] По-мнению Н.Н. Вопленко, правовая культура - это «совокупность правовых ценностей, выработанных человечеством, отражающих прогрессивно-правовое развитие общества»[563].

2. «Правовая культура как определенный уровень правового развития общества». О.А. Красавчиков определяет правовую культуру как «правовое состояние общества на данном этапе исторического развития, выражающееся в развитости государственно-правовых взглядов, широте и гарантированности прав трудящихся, степени совершенства действующего законодательства, уровне соблюдения законности в нормотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов, эффективности защиты нарушенных прав, стабильности правопорядка, уровне постановки юридического образования и воспитания»[564]. По-мнению Л.Н. Гранат правовая культура – это качественное состояние правовой жизни общества, выражающегося в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, а также в степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества.[565]

3. «Правовая культура как мера правового развития общества». По-мнению В.А. Медведева правовая культура – это обусловленная экономическим, политическим, социальным и духовным уровнем развития общества разновидность общей культуры, представляющая собой меру освоения и использования накопленных человечеством правовых ценностей, передаваемых в порядке преемственности от поколения к поколению.[566]

4. «Правовая культура – это знание права+правомерное поведение». В.М. Чхиквадзе предлагает понимать под правовой культурой «знание научных основ государственного управления, глубокое знание и точное исполнение каждым работником аппарата своего служебного долга, способность принимать верные и юридически обоснованные решения»[567].

5. Философский подход к правовой культуре. В.И. Каминская и А.Р. Ратинов предложили понимать под правовой культурой систему овеществленных и идеальных культурных элементов, относящихся к сфере действия права, их отражение в сознании и поведении людей.[568] По-мнению О.Б. Шубиной правовая культура выступает как социальное, имеющее ярко выраженную цель явление, охватывающее всю совокупность важнейших ценностных компонентов правовой реальности в её фактическом функционировании и развитии.[569] Указанные определения являются отражением высокого уровня философской мысли, поскольку содержат чрезмерно абстрактные признаки: «культурные элементы, относящиеся к сфере действия права» (В.И. Каминская и А.Р. Ратинов), «важнейшие ценностные компоненты правовой реальности» (О.Б. Шубина).

6. Ряд авторов предлагают различать правовую культуру в узком и широком смыслах. К примеру, Комаров С.А. и Малько А.В. в широком смысле под правовой культурой понимают совокупность компонентов юридической надстройки в их реальном функционировании, комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц. В узком смысле – это совокупность материализованных идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения личности в сфере права, базирующейся на правовом сознании.[570]

По-мнениюЭ.В. Кузнецова, В.П. Сальникова, И.В. Асеева, правовая культура в широком смысле слова – это совокупность элементов юридической надстройки в их реальном функционировании. Правовая культура в узком смысле слова - явление, выражающее собой развитость социальных качеств личности (субъекта права), характеризующих ее правосознание, уровень и характер овладения или преобразования ею своей социальной сущности, социального опыта»[571].

В целом аналогичный подход можно встретить у С.Н. Кожевникова, в то же время автор несколько иначе определяет правовую культуру в широком смысле слова. В этом случае, - пишет он, - речь идет о правовой культуре общества в целом, т.е. исторически сложившейся совокупности государственно-правовых взглядов, законов, актов применения норм права и т.д. Под правовой культурой в узком смысле слова он понимает правовую культуру личности.[572]

Правовая культура в широком понимании, по мнению В.Н. Карташова, это все то, что создано людьми, их коллективами и организациями в правовой сфере (законодательство, судебная и правоохранительная системы, акты применения и т.п.). В узком смысле слова правовая культура – это определенный уровень знания и понимания права, активного и законопослушного поведения людей, их коллективов и организаций.[573]

Таким образом, в основу различения широкого и узкого смысла правовой культуры положен субъект – ее носитель: все общество в целом или отдельная личность в частности.

Многообразие подходов к понятию «правовая культура» свидетельствует о его сложности и многогранности. В юридической литературе не решен окончательно вопрос и о структуре правовой культуры.

Понятие «структура» характеризует особенности внутреннего строения чего-либо. Структура правовой культуры характеризует организацию элементов в единое системное целое. При этом необходимо различать, с одной стороны, структуру правовой культуры общества в целом, а с другой – отдельно взятой личности. Рассмотрим первоначально структуру правовой культуры общества.

Несмотря на то, что в юридической науке единая и общепринятая позиция в этом вопросе отсутствует, в целом прослеживается некоторое сходство мнений ученых. Авторы стремятся подчеркнуть роль и значение правовой культуры и в итоге, рассматривают ее в качестве всеохватывающей категории, включающей широкий спектр явлений. Для иллюстрации наших слов приведем позиции некоторых из них.

В.И. Каминская и А.Р. Ратинов указывают, что в состав правовой культуры входят следующие наиболее крупные культурные комплексы: а) право как система норм, выражающих государственные веления; б) правоотношения, т.е. система общественных отношений, регулируемых правом; в) правовые учреждения и институты, т.е. система государственных и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, регулирование и исполнение права; г) правовое поведение, как правомерное, так и противоправное; д) правосознание (правовая психология), т.е. система духовного отражения правовой действительности.[574]

А.П. Семитко отмечает, что структурными элементами правовой культуры выступают компоненты правовой системы – правовые тексты, правовая деятельность, сознание и уровень развития субъекта.[575]

В.П. Сальников полагает, что в структуру правовой культуры входят следующие компоненты юридической действительности: право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов.[576]

В.А. Медведев выделяет следующие элементы в структуре правовой культуры: 1) право, 2) правосознание, 3) правовые отношения, 4) законность и правопорядок, 5) правовая психология, 6) правовая активность, 7) правомерная деятельность субъектов, 8) государственные правовые институты, 9) юридическая наука, 10) уровень развития всей системы юридических актов.[577]

В отличие от правовой культуры общества в целом, структура правовой культуры личности включает следующие элементы: 1) правовые знания и чувства; 2) правовые установки и ценности; 3) правомерное поведение и социально-правовая активность.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...