Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возрастные особенности в строении гортани

Строение и формирование отдельных органов голосового аппарата ребенка имеет ряд особенностей, сказывающихся на их физиологии. Этими особенностями являются:

1) диспропорция в развитии отдельных органов голосового
аппарата;

2) отсутствие постепенности развития и наличие скачков в этом
процессе;

3)существование в общем периоде развития голосового аппарата таких интервалов, когда формирование отдельных его органов протекает почти незаметно, ничем не проявляясь;

4) неодновременность завершения процесса роста отдельных
органов голосового аппарата.

Развитие любого органа голосового аппарата характеризуется тремя приблизительными степенями роста – интенсивным, обычным и пониженным. Их преобладающее влияние проявляется в разные периоды жизни ребенка. Например, легкие более интенсивно развиваются только в течение первых двух месяцев после рождения, а далее до периода полового созревания их рост протекает в обычном темпе. Гортань новорожденных обоего пола интенсивно растет в первый год жизни. У детей гортань расположена выше на один-два позвонка. Надгортанник новорожденного находится на уровне небной занавески, а нижний край гортани – на уровне IV шейного позвонка. К 7–8 годам гортань постепенно опускается до VI шейного позвонка.У мальчиков это наблюдается в первые три месяца, а также на 8 –9-м месяцах, а у девочек в 1-й месяц, затем на 4 –7-м месяцах. Носовая полость, придаточные пазухи и носоглотка интенсивно растут в первые шесть месяцев жизни. Затем они продолжают развиваться в обычном темпе: придаточные пазухи до трех лет, а носоглотка до шести лет. Бронхи и трахея интенсивно растут в течение всего первого года жизни ребенка. Гортань увеличивается только первые шесть месяцев, а голосовые складки продолжают расти до конца 1-го года жизни. Формирование носоглотки и придаточных пазух носа в основном завершается к началу полового созревания, т.е. к 14 годам; все остальные органы голосообразования прекращают рост с окончанием полового созревания, к 19 годам.

У детей до начала полового созревания различий в величине и строении гортани между мальчиками и девочками не отмечается. Заметный рост происходит в возрасте 5 – 7 лет, а затем в период полового созревания: у девочек в 13 – 14 лет, у мальчиков в 14 -16 лет. В это время размеры гортани увеличиваются у девочек на одну треть, у мальчиков на две трети, голосовые складки удлиняются. У мальчиков начинает обозначаться кадык. Для детей раннего возраста характерна воронкообразная форма гортани, по мере роста ребенка форма гортани постепенно приближается к цилиндрической.


Роль дыхания в голосообразовании

Говоря о голосе, его звучании, акустических характеристиках, нельзя не остановиться на таком важном аспекте, как оценка роли правильного дыхания. Сложность механизма голосообразования обусловливает то многообразие факторов, которые способствуют полноценному развитию голоса детей. Одним из таких факторов многие исследователи считают дыхание, обеспечивающее «энергетическую» поддержку речи. Дыхание – одна из важнейших и жизненно необходимых функций человека. Сведения о развитии дыхания в онтогенезе представлены в работах Т.Д.Кузнецовой. Автор отмечает, что основные функциональные единицы органов дыхания формируются к рождению. Увеличивающийся по мере роста кислородный запрос способствует улучшению проходимости дыхательных путей за счет изменения длины и диаметра воздухоносных путей, открытия новых воздушных пространств легких, что проявляется в увеличении объемных скоростей дыхания, его углублении, повышении резерва дыхания. Непрерывно совершенствуется система регуляции дыхания. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох является более активной фазой дыхания, чем выдох. При вдохе мышцы диафрагмы сокращаются, оттесняя органы брюшной полости в живот, увеличивая тем самым объем грудной клетки, что способствует наполнению легких воздухом. При выдохе мышца диафрагмы расслабляется. Вместе с межреберными мышцами, которые поднимают и опускают грудную клетку, диафрагма поднимается кверху и сжимает легкие. Диафрагма участвует в дыхании, являясь главной движущей силой в его обеспечении.

Различают три типа дыхания:

· ключичный (верхнереберный);

· грудной;

· грудобрюшной (он же диафрагмально-реберный).

При любом из выше перечисленных типов дыхания диафрагма обязательно задействована, однако, доля ее участия разная. Наименее физиологически оптимальным является ключичное дыхание, так как нижние доли легких участвуют при этом не полностью.

Дыхание ребенка изменяется в своем развитии. У новорожденного из-за перпендикулярного положения ребер по отношению к позвоночнику грудная клетка приподнята (ребра не могут опускаться) и при вдохе почти не расширяется – действует только диафрагмальное дыхание. В дальнейшем ребра принимают саблевидную форму, грудь опускается. К 3-7 годам создаются условия для грудного дыхания. С развитием же плечевого пояса грудное дыхание становится господствующим. Но так как у дошкольника ребра меньше наклонены, чем у взрослого, то дыхание его в значительной степени поверхностно.

Учащенный дыхательный пульс нарушает ритм и плавность произношения слов и фраз, что, в свою очередь, ведет к искажению звуков.

Из-за легкой возбудимости дыхательного центра и недоразвития нервной регуляции всякое физическое напряжение и небольшое повышение температуры учащают дыхание ребенка, нарушают его ритм, а, следовательно, усиливают несовершенство речи. Наконец, неумение малышей дышать ртом также вносит известную дезорганизацию в произношение – пропуски звуков, задержки в их произношении, произношение на вдохе (А.Н.Гвоздев, 1961; М.Е. Хватцев, 1997).

По мере физического развития у ребенка постепенно формируется наиболее оптимальный тип дыхания – грудобрюшной. Детям с речевыми нарушениями, соматически ослабленным для развития грудобрюшного типа дыхания требуется обучение и активизация физиологической роли диафрагмальной мышцы с помощью специальных коррекционных физических упражнений.

Известно, что помимо основной биологической функции газообмена, органы дыхания осуществляют также и голосообразовательную функцию.

Дыхание в процессе речи, или так называемое речевое дыхание, по сравнению с физиологическим дыханием в спокойном состоянии имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемыми к дыхательному акту во время речи.

В норме перед началом речи делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Нормальный «речевой вдох» характеризуется наличием определенного количества воздуха, способного обеспечить поддержание подскладочного давления и правильного голосоведения. Большое значение для озвучивания связного высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно и логически завершенного отрезка высказывания (так называемый речевой выдох).

В ходе речевого развития вырабатывается специфический «речевой» механизм дыхания, следовательно, вырабатываются и специфические «речевые» движения диафрагмы. В процессе устной речи диафрагма многократно производит тонко дифференцированные колебательные движения, обеспечивающие речевое дыхание и звукопроизношение.

Таким образом, речевое дыхание представляет собой систему психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи. Характер речевого дыхания подчинен внутреннему речевому программированию, а значит – семантическому, лексико-грамматическому и интонационному наполнению высказывания.

По мнению М.П.Гранстрема и В.А.Кожевникова, вся богатая звуковая картина речи возникает благодаря действиям дыхательной системы. Вдохи во время речи коротки, но энергичны; объем воздуха, приходящейся на каждый цикл дыхания несколько увеличивается, а частота дыханий резко падает. Авторы считают, что речевое дыхание подчиняется до определенных пределов тому речевому материалу, который должен быть произнесен, и тому способу, тем особенностям, как он должен быть произнесен (громко или тихо, быстро или медленно, с теми или иными ударениями).

Развитие речевого дыхания у ребенка начинается параллельно с развитием речи. Уже в возрасте 3-6 месяцев идет подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций, т.е. на ранней стадии речевого онтогенеза идет диффузная отработка координации фонаторных дыхательных механизмов, лежащих в основе устной речи.

В дошкольном возрасте у детей в процессе речевого развития одновременно формируется связная речь и речевое дыхание. У здоровых детей в 4-6-летнем возрасте, не имеющих речевой патологии, грудобрюшное и речевое дыхание находятся в стадии интенсивного формирования. Простые речевые задачи реализуются ими на фоне сформированного речевого выдоха. В процессе одного речевого выдоха они произносят простые трех-четырех словные фразы с общеупотребительной лексикой. Стихотворные тексты с короткими строками произносятся детьми в старшем дошкольном возрасте, как правило, с использованием речевого дыхания.

Усложнение речевой задачи детьми 5-6 лет в виде четырех-, пяти- и шестисловных фраз с новой лексикой приводит к нарушению речевого дыхания. Усложнение содержания высказывания как в семантическом, так и в лексико-грамматическом плане разрушает речевой выдох: появляются дополнительные вдохи, задержки дыхания, т.е. высказывание, прерывается и, соответственно, не имеет интонационной завершенности.

Произнесение фразы детьми 10 лет, как и взрослыми людьми, в спокойном эмоциональном состоянии всегда происходит в пределах одного речевого выдоха, т.е. речевой выдох растягивается во времени соответственно длине высказывания. Таким образом, к 10 годам происходит формирование речевого дыхания, которое начинает соответствовать синтагматическому делению текстов, т.е. становление речевого дыхания завершается.

Физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, верхнереберного типа, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у таких детей существенно ниже возрастной нормы.

Если речевое дыхание в онтогенезе формируется у детей без отклонений в развитии спонтанно по мере становления речевой функции, то у детей с речевыми нарушениями оно развивается патологически.

В процессе речевого высказывания у них отмечаются задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи.

Помимо возможности появления судорожной активности в мышцах дыхательного аппарата и нарушения речевого выдоха, у таких детей отмечается недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох. Произнесение отдельных слов происходит в разные фазы дыхания – как на вдохе, так и на выдохе.

Исследуя взаимосвязь дыхания и фонации у разных категорий людей: с нормальной речью, различными видами речевой патологии, у певцов, Э.К.Сийрде выявил наиболее учащенное дыхание у заикающихся и глухих. Довольно медленное дыхание исследователь наблюдал у певцов, как в состоянии покоя, так и во время речи, что указывает на сформированность навыка экономного использования воздуха. Проанализировав в указанных группах особенности физиологического и речевого дыхания, автор делает вывод, что они представляют собой единое функциональное целое, причем дыхание в состоянии покоя определяет фонационное дыхание. В этой же работе Э.К.Сийрде показал, что не только нарушения дыхания влияют на состояние голосовой функции, но и, наоборот, серьезные расстройства голоса (например, при органических изменениях гортани) обусловливают изменения дыхания при речи.

Фонационное дыхание, по данным Е.В.Лавровой, Е.С.Алмазовой страдает при всякой голосовой патологии независимо от природы дефекта. О.С.Орлова, наблюдала нарушения дыхания, внезапные спорадические прорывы воздуха во время речи при спастической дисфонии. Характер дыхания детей с органическими нарушениями голоса, по её мнению, связан с основным заболеванием и проявляется в поверхностном, ключичном дыхании. Наблюдается укорочение вдоха и выдоха, что является основой нарушения фонационного дыхания]. При функциональных нарушениях голоса, как отмечают Ю.С.Василенко, О.С.Орлова], А.Т.Рябченко дыхание слабое, поверхностное, вдох и выдох часто некоординированы, плохо сочетается дыхание с движением. Среди особенностей фонационного дыхания авторы отмечают речь на вдохе, значительное сокращение времени фонации.

Таким образом, дошкольникам с речевой патологией, прежде всего, необходимо развивать объем легких, а в среднем и старшем дошкольном возрасте формировать грудобрюшной тип дыхания. Приближение этих показателей к норме позволит в дальнейшем перейти к развитию речевого дыхания, так как грудобрюшной тип дыхания является базой для формирования такой сложной психофизиологической функции, как речевое дыхание.

Нормальное голосообразование невозможно без правильной техники дыхания.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. В чем состоит отличие физиологического дыхания от фонационного?

2.Какова роль диафрагмы в акте голосообразования?

3.Подобрать литературу и подготовить мультимедийную презентацию «Строение голосового аппарата».

4. В рабочей тетради заполнить таблицу «Дыхательная система человека».

5.Подготовить тексты консультаций для родителей в виде мультимедийной презентации:

· Значение дыхания в голосообразовании


Тема 3. Акустические основы голосообразования

ПЛАН

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...