Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Фонопедия при узелках голосовых складокУзелки голосовых складок – это мелкие доброкачественные образования, возникающие симметрично на обеих голосовых складках на границе передней и средней третей их длины – точке наиболее плотного их смыкания при фонации. Узелковые образования у взрослых обычно называют «певческими узелками», а у детей – «узелками крикунов». По данным литературы, среди взрослых они чаще всего возникают у женщин в возрасте 25 – 30 лет, среди детей – у мальчиков 8 – 12 лет. Размер узелков колеблется от макового до просяного зерна. Главная причина их образования – форсирование голоса. Нередко узелки возникают у педагогов, лекторов. Причина та же: форсирование голоса при отсутствии навыков правильного голосоведения. Дети, у которых наблюдаются узелки на голосовых складках, обычно очень подвижны, шумны, крикливы. По мнению А. Митринович-Моджевской (1965), фоном для их появления служит снижение тонуса голосовых складок, а также простудные и инфекционные заболевания верхних дыхательных путей. Наличие узелков изменяет голос. Появляются охриплость разной степени выраженности, дрожание и тремолирование голоса, невозможность правильно интонировать звук, придыхание при речи и пении; жалобы на большое напряжение и голосовую утом-, ляемость. Певческие узелки формируются постепенно. Сначала это мелкие мягкие образования, которые достаточно хорошо поддаются медикаментозному лечению. Необходимым условием эффективности лечения является временное ограничение голосовой нагрузки и изменение манеры голосоведения. При позднем обращении с уже сформировавшимися узелками медикаментозное и физиотерапевтическое лечение успеха не дают и показано хирургическое вмешательство. Детям, имеющим узелки на голосовых складках, хирургическое лечение не проводят до пубертатного периода. В любом случае – на фоне лечения или после хирургического удаления – необходимо проводить фонопедию, в задачи которой входит изменение способа голосоведения и укрепление голосовой и дыхательной мускулатур. На подготовительном этапе после разъяснения необходимости проведения специальных функциональных тренировок голосового аппарата приступают к коррекции дыхания. Цель дыхательных упражнений – формирование костно-абдоминального типа дыхания и нахождения дыхательной опоры. На первых занятиях дыхание тренируется в положении лежа с контролем за движением стенки живота и удлинением выдоха через рот, как это было описано в предыдущих разделах. С детьми младшего возраста тренировки лучше осуществлять в игровой форме. Используются, например, такие игры. 1.«Трубач». Исходное положение сидя на стуле, кисти рук сжаты в трубочку около рта и приподняты вверх. Вдох, затем медленный выдох через трубочку с произнесением пф-ф. 2.«Семафор». Исходное положение сидя на стуле, на вдох поднять руки в стороны, на выдох медленно опустить, произнося 3.«Маятник». Исходное положение стоя, ноги на ширине плеч, 3.«Рубка дров». Исходное положение стоя, ноги на ширине 4.«Гуси летят». Медленная ходьба. На вдох руки развести в сто 5.«Свисток». Исходное положение сидя на стуле. В одной руке Каждое упражнение выполняется 4–5 раз подряд. Для снятия напряжения голосового аппарата полезно проводить упражнения для релаксации мышечного тонуса (во всех случаях исходное положение – сидя на стуле прямо). 1.Опустить голову, касаясь подбородком грудной клетки, и 2.Сделать короткий вдох, на выдохе при широко открытом рте 3.Слегка погладить ладонями сверху вниз переднюю поверхность 4.На придыхательной атаке произносить слоги ха-ха-ха, хо-хо- Эти упражнения подходят и детям, и взрослым, каждое выполняется также 4 – 5 раз подряд. После описанных тренировок методом проб подбирается оптимальный по звучанию и доступности способ подачи голоса на мягкой атаке. Обычно это произнесение сонорных [м] или [н]. Звук произносится «в маску» изолировано, затем вводится в состав слогов и слов. Постепенно закрепляется нормальная фонация. Правильность подачи голоса контролируется аудитивно при обязательном ощущении комфортности и удобства произнесения. Если узелки еще не достигли последней стадии своего формирования (когда они становятся крупными, спаянными с подлежащими тканями), то фонопедия может привести к их исчезновению. В дальнейшем и дети, и взрослые, у которых появлялись узелки, нуждаются в периодическом наблюдении как с точки зрения возможного их рецидива, так и для контроля за манерой и способом голосоподачи. Вопросы и задания для самоконтроля 1.Что является причиной возникновения узелков голосовых складок? 2.Что способствует исчезновению узелков? 3.Необходимо ли проводить коррекцию дыхания у детей и взрослых 4.В каких случаях проводится хирургическое удаление узелков? 5.Какие способы голосоподачи целесообразно использовать в коррекционной работе при узелках голосовых складок? 6.Назовите упражнения, используемые для снятия напряжения голосового аппарата. 7. Составьте план занятия с ребенком 7 – 8 лет, имеющим узелки
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |